УДК 330.341:338.2
ФИНАНСИРОВАНИЕ
инновационного развития экономических объектов
В УКРАИНЕ: ГАРМОНИЗАцИЯ
структуры
РЕШЕТНЯК Елена Ивановна
кандидат экономических наук, доцент
Рост и устойчивое развитие экономики непосредственно связаны с инновационными процессами, реализующимися на всех уровнях экономических систем. Так, стратегическая цель устойчивого развития Украины может быть определена как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащения культуры, нравственности граждан на основе интеллектуальноинновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для будущих поколений.
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Украины являются переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния.
Обеспечение устойчивого развития экономических систем всех уровней в Украине может осуществляться только за счет эффективной системы государственного регулирования и управления, за счет создания благоприятных условий для реализации воспроизводственноинновационных процессов.
Но, в настоящее время стратегия государственной инновационной политики в Украине фактически заключается в непродуктивном декларировании остающихся в большинстве случаев нереализованных намерений при отсутствии эффективных конструктивных механизмов их реализации, результативной системы сбалансированных действий, направленных на конечный стратегический, конкурентоспособный на мировом рынке инновационный продукт. Этот факт подтверждается тем, что по оценкам экспертов [3] Украина за девятнадцать лет независимости с девятого места (1992 г.) опустилась ниже, чем на девяностое место (2011 г.) по уровню инноваций в мире.
Одной из основных причин, приведших к такому положению, является недостаточное выделение государственных средств на поддержание и развитие инновационного потенциала. Так, установленная законом норма бюджетного финансирования научной и научно-технической деятельности в 1,7% ВВП не выполнялась никогда. Уровень наукоемкости ВВП Украины неуклонно снижался в течение
всех лет существования государства. Удельный вес финансовых затрат на науку в 2009 году составил 0,85%, в том числе средств государственного бюджета - 0,37%. Такое нерациональное распределение ресурсов бюджета Украины, формирование которого во многом носит политический характер, приводит к снижению экономической стабильности Украины, усугублению диспропорций в экономических системах всех уровней, росту внешнего долга, повышению зависимости Украины от других государств, нарастанию кризисных явлений в экономике государства и пр.
Сложившееся положение дел требует немедленного пересмотра приоритетов в направлениях государственного регулирования экономики Украины. Такой пересмотр необходимо начать разработкой направлений инновационного развития экономических систем всех уровней с целью установления гармоничных пропорций в распределении ресурсов, определении приоритетных направлений развития отраслей, регионов и пр. Именно гармонизация структуры экономических систем может стать основой для совершенствования инновационных процессов в Украине.
Анализ причин трансформационных преобразований и факторов экономического развития в условиях рыночной экономики рассмотрен в работах отечественных и зарубежных ученых: А. Амоши, В. Гейца, В. Гриневой, Т. Ефименко, В. Канторовича, Б. Карпинского, Н. Кизима, И. Крючковой, В. Мау, Л. Мизеса, Ф. Хайека, Дж. Корнаи и др. В них исследованы и освещены некоторые факторы трансформационных процессов и экономического развития в целом. Однако макроструктурные факторы трансформации и их влияние на глубину кризисных явлений не рассмотрены, также не проведен анализ взаимосвязи структуры экономики различных уровней и перспектив инновационного развития, не дано научное обоснование координации структурных факторов развития. Актуальность проблемы состоит в том, что на данный момент отсутствуют фундаментальные исследования, рассматривающие процессы, подчиняющиеся законам структурирования экономических систем на разных уровнях. Законы гармоничного структурирования экономических систем оказывают воздействие на эффективность и динамику развития экономики в целом, трансформационные и инновационные процессы, конкурентоспособность экономики, усиление ее адаптивности в условиях кризиса т. д. Таким образом, целесообразность проведения данного исследования определяется необходимостью поиска принципиально новых подходов к решению данной научной проблемы, что является важным вкладом как в развитие экономической науки, так и практики.
В связи с вышесказанным, целью статьи является решение актуальной научной проблемы по выявлению закона, подчиняющего структурные процессы в экономических системах и влияющего на инновационное развитие экономики Украины.
Функциональную структуру экономики можно представить в виде иерархической динамической сети бюджетных, инновационных, инвестиционных, коммерческих экономических систем, соразмерных, сопряженных и со-
гласованных по времени и территориально, по отраслям, по природным и человеческим ресурсам, по интеллектуальной и производственной собственности, по спросу и предложению, по качеству и количеству, по затратам и прибыли, по заработной плате и цене, по восполнению ресурсов без нарушения условий восстанавливаемости окружающей среды.
Построение динамической сети оптимальной структуры экономики, экономических процессов, выработка правил их соразмерности, сопряженности и согласованности, выявление функциональных, структурных и социальных аспектов должно осуществляется путем фундаментальных исследований научных и практических инновационных механизмов, процессов и достижений (финансовых, технологических, индустриальных, социальных). Инновационную деятельность необходимо утверждать духовнонравственными, природными законами, законами гармонии. стремление к гармонии в природе и обществе дает возможность нам говорить и о гармонии в экономике.
В различных обстоятельствах слово «гармония» использовали в разных смыслах: связность, соразмерность, красота, созвучие, справедливость. По словарю и трудам В. И. Даля гармония представляет собой равновесие частей и целого, равновесие различных интересов в обществе и предназначение объектов в круговороте природы и общества.
существующие примеры в природе, искусстве, архитектуре, литературе, в статистических закономерностях дают возможность полагать, что любая система попадает под выявленную закономерность универсального закона структурирования, который дает им развиваться с минимальными затратами ресурсов (энергии и пр.). В том числе и экономические системы.
Сегодня законы гармонии стали объектом интенсивного исследования учеными многих стран. В последнее время все чаще говорится о том, что возможно возникновение новой интегральной науки, называемой «наукой о гармонии систем». В конце прошлого века возникает новое направление в математике, получившее название «Математика Гармонии», основоположником которой считается А. П. Стахов [2]. Однако, несмотря на расширяющую область их применения, теоретическое обоснование законов гармонии применительно к структурированию экономических систем в настоящее время отсутствует.
Актуальность исследования законов гармонии заключается в том, что, как показал анализ статистических данных, который был проведен И. В. Крючковой [1], законы гармонии проявляются в структуре макроэкономических показателей. Кроме того, законы архитектоники могут служить разрешением противоречия как современной фундаментальной науки, так и функционирующих экономических систем, в частности, для определения приоритетов развития экономических систем при управлении инновационными процессами. Так, проведенные исследования показали, что пропорция золотого сечения выполняется при исследовании различных источников в финансировании НИОКР в различных странах (табл. 1) [4]. На основании
приведенных результатов видно, что можно выделить взаимосвязь между структурой финансирования НИОКР в соответствии с золотой пропорцией и темпами роста ВВП.
Таблица 1
Доля различных источников в финансировании НИОКР
Государство Предпринимательский сектор и иные источники финансирования, % Государственный сектор, % Средний темп прироста ВВП, %
Греция 55 45 2,02
Россия 38 62 2,2
Великобри- тания 68,2 31,8 2,17
Италия 48 52 0,66
Австрия 61,7 38,3 2,46
Испания 60 40 3,61
Нидерланды 66 34 2,4
Франция 62 38 1,9
ЕС-27 62,5 37,5 3,5
Ирландия 68 32 2,18
Дания 73 27 2,25
Бельгия 78 22 1,71
США 61,9 38,1 3,06
Германия 62,2 37,8 3,75
Финляндия 72 28 0,75
Украина 54 46 1,07
Пропорция золотого сечения 61,8 38,2
Такой анализ проводится с целью разработки адекватных управленческих воздействий, направленных на регулирование развития инновационной активности. Может быть предложен целый ряд мероприятий, предполагающих пересмотр приоритетов государственной политики и ориентированный на инновационную перестройку экономики. Среди таких мер первоочередными должны стать: увеличение затрат бюджетных средств на НИОКР в 2-3 раза, пропорциональное увеличение затрат на образование и науку, стимулирование предпринимательского сектора к внедрению инноваций за счет льготного налогообложения юридических лиц, внедряющих инновации, введение льгот для предприятий, которые занимаются повышением уровня квалификации и образования своих сотрудников; выделение и льготирование приоритетных отраслей экономики, которые имеют наилучшие перспективы для развития инновационного потенциала и др.
Кроме того, в результате проведенных исследований было выявлено действие законов гармонизации структу-
ры на уровне предприятий. Предложено использовать соотношение для инновационных предприятий 61,8% - выпуск новой продукции и 38,2% - выпуск старой продукции в структуре выпуска, а для неинновационных предприятий 61,8% - выпуск старой продукции и 38,2% - выпуск и реализация новой продукции с целью повышения эффективности деятельности предприятий. Выделены оптимальные пропорции в структурировании источников финансирования инноваций на предприятии (38,2% - собственные средства; 61,8% - привлеченные). Доказана возможность применения законов архитектоники за счет применения пропорции золотого сечения для структурирования экономических систем на макро-, мезо- и микроуровнях с целью активизации инновационных процессов внутри этих систем.
Таким образом, в статье затронут один из аспектов решения актуальной научной проблемы по выявлению за-
кона, подчиняющего структурные процессы в экономических системах пропорции золотого сечения. Применение этого закона может способствовать повышению эффективности разработки управленческих воздействий на инновационные процессы в Украине.
литература
1. Крючкова І. В. Макроструктурні фактори розвитку економіки України та Закон золотого перерізу // Економіст. - 2005. -№ 9. - С. 46-52 .
2. Стахов А. П. Коды золотой пропорции. - М.: Радио и связь, 1984. - 151 с
3. http://www.ua-today.com/modules/myarticles/article_storyid_ 40332.html
4. http://www.google.com/publicdata/directory