ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.В. Шатохин, А.А. Белостоцкий
Аннотация. Исследован механизм финансирования деятельности предприятий агропромышленного комплекса с целью повышения рентабельности производства.
Ключевые слова: финансирование хозяйствующих субъектов, финансовая устойчивость, бюджетное финансирование, государственная программа.
Особенности сельскохозяйственного производства влияют на организацию кругооборота средств и организацию финансов. Так можно выделить следующие особенности сельского хозяйства:
- продолжительность производственного цикла;
- разрыв между временем производства и рабочим периодом;
- сезонность производства;
- зависимость от природно-климатических условий;
- наличие специфических средств производства - земля.
Эти особенности определяют и особенности кругооборота средств в сельском хозяйстве и влияют на особенности организации финансов аграрных формирований.
В силу своих особенностей сельское хозяйство не может функционировать на условиях саморегулирования и самофинансирования.
В экономической литературе существует много определений финансов предприятий и нет единого мнения о сущности экономической категории «финансы сельскохозяйственных предприятий».
Так, профессор А.М. Бирман, дал следующее определение: «Объективно существующие в отраслях народного хозяйства денежные отношения в совокупности характеризуют финансовую сторону производства, образуют финансы отраслей народного хозяйства». Затем он уточнил и расширил данное определение как совокупность денежных отношений, объективно существующих в отраслях народного хозяйства, возникающих в процессе производства и реализации продукции и опосредствующих этот процесс, составляют финансы отраслей народного хозяйства [1].
Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно - экологического потенциала;
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной де-капитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Д.С. Моляков в определении финансов предприятий отмечает роль государства в регулировании экономических отношений. Однако в условиях рыночных отношений роль государства значительно уменьшилась. По мнению Д.С. Молякова и Е.И. Шохина, нельзя сводить сущность данной категории к денежным отношениям, возникающим в результате движения самих денег, а движения стоимости в процессе создания, распределения и использования совокупного общественного продукта. Для обеспечения воспроизводственного процесса с помощью финансов на предприятиях формируются денежные фонды целевого назначения, используемые для производственных нужд и удовлетворения социальных и личных потребностей работающих [2].
Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008-2012 гг. и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика и прогноз развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 гг.
п/п Показатели Единица измерения 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в % к предыдущему году 103,8 103,9 104,1 104,1 104,1
2. Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) 104,8 105,1 105,1 105 105,1
3. Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) 102,9 102,8 103,1 103,1 103,1
4. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства 115 110,6 110,2 108,5 107,1
5. Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности рублей на хозяйство в месяц 7085 8928 10388 11121 11821
6. Доля российского производства в формировании ресурсов:
мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) % 61,1 63,5 65,7 68,1 69,6
молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) 78,3 79,2 79,9 80,4 81,1
7. Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях:
тракторы 5,2 6,6 8 9,2 10,3
комбайны зерноуборочные 7,4 8,6 10,4 11,5 13
комбайны кормоуборочные 11,8 12,8 12,4 12 11,6
8. Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин) л.с. 134 145 152 161 168
9. Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий в % к предыдущему году 104,8 104,9 105,2 105,2 105,2
Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности российского животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.
В первые годы реализации государственной программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении комбайнов к 2010 г., а в отношении тракторов - к 2011 г. [3].
Динамика развития агропромышленного комплекса до 2020 г. будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были предприняты в последние годы, по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой - сохранится сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.
В части основных показателей Государственной программы прогнозируются:
- индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 г. к 2012 г. -120,8%, в том числе продукции растениеводства -121,2%, продукции животноводства - 120,2%;
- индекс производства пищевых продуктов, включая напитки в 2020 г. к 2012 г. - 135%;
- индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 г. к 2012 г. - 142%;
- уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020 г. - не менее 10-15% (с учетом субсидий); соотношение уровня заработной платы в сельскохозяйственных организациях и среднего уровня заработной платы по экономике страны к 2020 г. - до 55%.
Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,4-2,5%, производства пищевых продуктов - 3,5-5%.
Более высокие темпы намечены в отношении мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, а также плодоовощной продукции.
Объем ресурсного обеспечения реализации Государственной программы за счет средств федерального бюджета на 2013 и 2014 г. определен на основе Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», на 2015-2020 годы - в соответствии с положениями Доктрины (с использованием среднего уровня инфляции, определенного в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года), а также на основании Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.
Общий объем финансирования мероприятий Государственной программы в 2013-2020 годы составит за счет средств федерального бюджета 3 573 379 866,50 тыс. руб. Рассмотрим в таблице 2 средства, поступающие из бюджета по годам.
Таблица 2 - Сумма средств поступающих из федерального бюджета на Госпрограмму развития АПК на 2013-2020 г.
Год Сумма, тыс. руб. Год Сумма, тыс. руб.
2013 189 229 107,51 2017 271 121 839,50
2014 221 257 793,30 2018 290 294 199,07
2015 240 069 518,21 2019 311 778 479,25
2016 254 148 824,58 2020 335 173 176,20
Эффективность реализации Государственной программы в целом оценивается исходя из достижения установленных значений каждого из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Индексы производства продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства, индекс физического объема инвестиций - на возможность осуществления модернизации и инновационного развития, динамика уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях - на эффективность производства и экономического механизма их функционирования, соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве и в целом по экономике страны - на степень решения социальных проблем отрасли.
Стоимостные показатели рассчитываются, как правило, в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для расчета динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом. Показатели реализации подпрограмм и федеральных целевых программ предполагают оценку интегрированного эффекта от реализации основных мероприятий или указывают на результативность наиболее существенных направлений государственной поддержки агропромышленного комплекса.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральной службой государственной статистики ежеквартально обобщает и анализирует статистическую и ведомственную отчетность по использованию бюджетных средств и показателей реализации Государственной программы для представления информации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, а также для размещения этой информации на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Для повышения эффективности использования средств федерального бюджета Министерство сельского хозяйства Российской Федерации предполагает ежегодно заключать с субъектами Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства (далее - соглашения о предоставлении субсидий), в которых должны быть предусмотрены следующие обязательства субъектов Российской Федерации:
- представление в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации утвержденных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, определяющих порядок и условия предоставления средств государственной поддержки получателям;
- еженедельное представление в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации информации о доведении средств государственной поддержки до получателей;
- подготовка и утверждение решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации графика доведения средств государственной поддержки до получателей и согласование его с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации до подписания соглашения о предоставлении субсидий.
Степень достижения целей (решения задач) Государственной программы (Сд) определяется по формуле:
Сд = Зф/Зпх100 %, (1)
где Зф - фактическое значение индикатора (показателя) Государственной программы;
Зп - плановое значение индикатора (показателя) Государственной программы (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений).
Уровень финансирования реализации основных мероприятий Государственной программы (Уф) определяется по формуле:
Уф=Фф/Фпх100 %, (2)
где Фф - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий Государственной программы;
Фп - плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.
Реализация Государственной программы позволит обеспечить:
- достижение в основном предусмотренных Доктриной продовольственной безопасности параметров удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих ресурсах, в том числе зерна - 99,8%, сахара - 91,2%, растительного масла - 82,8%, картофеля - 99,7%, мяса и мясопродуктов - 88,9%, молока и молокопродуктов - 85,3%;
- увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г. на 39% (к 2009 г. - на 27,6%), пищевых продуктов, включая напитки, и табака - на 60%;
- среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве в размере 8,8%;
- уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций по всей хозяйственной деятельности (с учетом субсидий) - не менее 20%;
- достижение соотношения заработной платы в сельскохозяйственных организациях и в среднем по экономике страны до 95% [4].
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Список использованных источников
1 Бирман А.М. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства / учеб. для студентов вузов. - М., 1970.
2 Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 112с.
3 Министерство сельского хозяйства РФ / Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и про-
довольствия на 2008-2012 годы: официальный сайт. URL:http//www.mcx.ra/ (дата обращения: 10.11.2014).
4 Министерство сельского хозяйства РФ / Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: официальный сайт. URL:http//www.mcx.ra/ (дата обращения: 15.11.2014).
Информация об авторах Шатохин Михаил Викторович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.
Белостоцкий Алексей Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и международных отношений Юго-Западного государственного университета.