ФИЛОСОФИЯ и социология
К 100-летнему юбилею нашего вуза мы решили посвятить раздел «Философия и социология» истории кафедры философии и социологии и этапам ее развития. Раздел открывается статьей заведующего кафедрой, кандидата философских наук В. А. Тимшина, в ней рассказывается о важнейших вехах истории кафедры и о том, какие яркие личности внесли свой вклад в ее творческую жизнь.
Затем идут публикации преподавателей, которые в разное время работали на кафедре, оригинальное содержание этих работ явилось главным мотивом для их помещения.
Публикуется также статья аспиранта кафедры А. П. Корякиной, научным руководителем которой является доктор философских наук, профессор О. А. Останина.
М. И. Ненашев, доктор философских наук, профессор, член редколлегии «Вестника Вятского государственного
гуманитарного университета»
УДК 1(091):101.9
В. А. Тимшин
ФИЛОСОФЫ И ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЯТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ:
К 100-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ВУЗА
В статье дается исторический обзор становления и развития кафедры философии и социологии ВятГГУ. Уделяется внимание наиболее ярким философам, чья творческая деятельность связана с работой в первом вузе на Вятской земле.
The article gives a historical overview of the formation and development department of philosophy and sociology VSHU. Attention is given to the most vivid philosophers, whose creative activity is linked to the work the first university Vyatka land.
Ключевые слова: философ, В. Э. Сеземан, В. В. Калиниченко, творческое наследие, философское образование, кафедра философии и социологии ВятГГУ.
Keywords: philosopher, V. E. Sezeman,
V. V. Kalinichenko, creative heritage, philosophical education, department of philosophy and sociology VSHU.
Любой юбилей, а тем более 100-летний, - это повод пристально всмотреться в страницы прошлой истории, желание найти истоки того, что мы имеем сейчас, попытка разобраться в тех случайных, а может быть и не совсем случайных
© Тимшин В. А., 2013
событиях минувших лет, оказавших влияние и оставивших в памяти заметный след, надежда открыть и заново прочитать забытые имена.
Среди них - Василий Эмильевич Сеземан (1884-1963). Сегодня интерес к философскому наследию этого российско-литовского мыслителя возрастает [1], однако вятский период его жизни до конца еще не изучен. Мы можем лишь предполагать, что послужило причиной перебраться в 1918 г. с семьей в провинцию [2], ведь к этому времени В. Э. Сеземан уже известен в философских кругах.
После окончания в 1909 г. историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета его оставляют на кафедре философии и отправляют для дальнейшего обучения в университеты Марбурга и Берлина. Здесь он сближается с Борисом Вышеславцевым и Владиславом Татаркевичем, поддерживает дружеские отношения с Николаем Гартманом [3]. По возвращении в Петербург в 1911 г. преподает в Екатерининской женской гимназии. Свои неокантианские взгляды В. Э. Сеземан публикует в статьях журналов «Логос» и «Новые идеи в философии» [4]. После защиты магистерской диссертации в должности приват-доцента работает в Петербургском университете. В годы Первой мировой войны идет добровольцем на фронт, возвращается в Петербург, преподает.
12 сентября 1918 г. он пишет на имя педагогического совета Вятского учительского института заявление с просьбой зачислить его в случае открытия вакансии кандидатом на должность
лектора по истории философии, логики, психологии и педагогики [5]. Однако руководство института с решением затягивает. Во многом это связано с проходившей в это время реорганизацией - переходом учительского института в статус высшего педагогического учебного заведения. В. Э. Сеземан, обеспокоенный неясностью ситуации, пишет из Орла на имя члена правления института А. А. Григорьева письмо, датированное 2 октября 1918 г., где просит дать ответ в ближайшие дни. Его отпуск заканчивается, и в случае отрицательного решения он вынужден будет вернуться в Петербург или вести переговоры с Астраханским университетом [6]. В Москве 5 октября 1918 г. на девятом заседании государственной комиссии по просвещению принимается устав, закрепляющий за учительскими институтами статус вуза. В этот же день совет Вятского учительского института представляет кандидатуру приват-доцента В. Э. Сеземана в Вятский губернский отдел народного образования, который в своей резолюции от 8 октября 1918 г. временно допускает его к исполнению обязанностей преподавателя и сообщает, что о дате окончательного утверждения институт будет уведомлен особо [7]. В соответствии с разработанным в институте учебным планом В. Э. Сеземан ведет занятия по истории философии на втором и третьем курсах по два часа в неделю и педагогику на третьем курсе в объеме трех недельных часов [8].
Спокойную жизнь в губернском городе нарушают события Гражданской войны, когда в марте 1919 г. красные войска отступают под Глазов, а штаб 3-й армии переводят в Вятку. Угроза закрытия молодого вуза в целях использования его помещений и отправки сотрудников на фронт заставляет руководство принять решение об эвакуации. 16 апреля В. Э. Сеземан в составе 10 преподавателей и 45 студентов прибывает в уездный город Яранск и там продолжает педагогическую деятельность.
В апреле же В. Э. Сеземана избирают преподавателем кафедры философии и психологии Саратовского университета, где в это время работает С. Л. Франк, возглавляющий историко-философское общество. Но переезд откладывается. Учебный год еще не закончен, а в конце мая Сеземана задерживают и привлекают к работе на впервые организованных институтом губернских школьно-инструкторских курсах. В то же время руководство вуза просит Яранский отдел управления уездом выдать необходимые документы для проезда до Саратова его семье. Однако жена с маленьким сыном ехать одна не решается. В июне Сеземан добивается для себя девятидневного отпуска для сопровождения семьи до города Козьмодемьянска. В дороге он заболева-
ет, жена увозит его в Саратов, а руководство вуза продлевает ему отпуск. В конце лета пединститут реэвакуируется в Вятку, но В. Э. Сеземан сюда больше не возвращается [9].
Уходит из учебного плана и философия. В 1920 г. там значится уже история научного мировоззрения. Тем не менее в 1921 г. в институте организуется научно-философский кружок, который в дальнейшем объединяется с кружком по изучению марксизма-ленинизма и работает под названием ленинского кружка [10].
Новый этап в философском образовании в Вятском педагогическом институте связан с именем Якова Львовича Харапинского (1895-1984). В 1917 г. он окончил юридический факультет Киевского университета. За сочувствие большевикам и проведение революционно-агитационной работы был арестован и заключен в Житомирскую тюрьму. Петлюровцы приговорили его к расстрелу, но он остался жив благодаря подходу конного отряда из дивизии Щорса [11]. Затем он перебирается в Москву, преподает в ряде вузов, проводит занятия в губсовпартшколе.
В августе 1925 г. Я. Л. Харапинский по предложению Центрального комитета ВКП(б) на один год едет в Вятский педагогический институт, однако остается здесь на четыре года (1925-1929). Перед ним поставлена задача организовать подготовку преподавателей для института из числа выпускников. И он успешно с этим справляется.
В Вятском пединституте Я. Л. Харапинский ведет занятия по диалектическому и историческому материализму, активно занимается научной деятельностью. Будучи в должности проректора по учебной работе (1926-1929), налаживает издание научных трудов преподавателей института, хотя сделать это было непросто. Наркомпрос на публикации выделял всего 500 рублей в год, поэтому выход был найден в привлечении личных средств авторов. В это время у Я. Л. Харапинского выходит ряд статей: «Материалистическая диалектика в педагогике» (Вятка, 1926), «Социально-философские воззрения Ш. Фурье» (Вятка, 1927), «Материалистическая диалектика в математике. Часть 1» (Вятка, 1928). В 1927 г. постановлением научно-политической секции Государственного ученого совета (ГУС) Харапинского утверждают доцентом исторического и диалектического материализма, государственного права. В мае 1929 г. его представляют к утверждению в должности профессора по кафедре философии.
После отъезда обратно в Москву Яков Львович не теряет связи с Кировом, со второй, как он говорил, родиной. В письменных воспоминаниях 1958 и 1968 гг., хранящихся в музее ВятГГУ, он тепло отзывается о своих студентах, которые были скромны, трудолюбивы и имели большую
жажду к знаниям. В их числе Василий Матвеевич Домрачев и Иван Минеевич Сметанин - выпускники института и будущие заведующие кафедрой. В дальнейшем Я. Л. Харапинский долгие годы возглавлял кафедру философии в Московском институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова (ныне - РЭУ им. Г. В. Плеханова), а после 1958 г. работал в должности профессора.
До конца 20-х гг. преподаватели общественных дисциплин (диалектический и исторический материализм, политэкономия, ленинизм) были объединены в рамках общественно-экономической предметной комиссии, в состав которой входили и представители студенчества. Комиссия осуществляла руководство всей учебной работой по соответствующим специальностям.
В марте 1930 г. упраздняются предметные комиссии и создаются кафедры, в том числе кафедра марксизма и ленинизма [12]. Она включает в себя двух штатных работников: и. о. доцента политэкономии В. М. Домрачева и и. о. доцента диалектического и исторического материализма И. М. Сметанина. Заведование кафедрой поручается В. М. Домрачеву (1903-?), до этого три года проработавшему в институте, а с 1928 г. заведовавшему кабинетом марксизма-ленинизма. В июне 1930 г. он едет в Москву и принимает участие в работе философского съезда. В октябре того же года его командируют на четыре месяца в Коммунистическую академию (г. Москва) для повышения квалификации. В 1931 г. он уже числится внештатным доцентом. Дальнейшая судьба В. М. Домрачева неизвестна.
С 1932 г. на протяжении около двадцати лет (1932-1939, 1960-1970) кафедрой заведует И. М. Сметанин (1903-1985). Это примечательная личность. Выходец из многодетной крестьянской семьи, он уже в годы учебы в Вятском пединституте выделялся среди своих сокурсников, за что, по воспоминаниям дочери М. И. Сметаниной, его и прозвали «Ваня умный».
В дальнейшем Иван Минеевич активно занимался общественной работой, на протяжении многих лет выступал перед руководящими работниками в совпартшколе. В годы Великой Отечественной войны И. М. Сметанин был начальником эвакогоспиталя. Награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [13]. Лекции И. М. Сметанина были настолько интересны, что пользовались большой популярностью не только среди студентов, но и их друзей, не обучающихся в вузе. Они тоже приходили на его занятия.
Одним из первых кандидатов философских наук, работавших на кафедре, был Федор Фомич Кальсин (1905-1975). Ему, выпускнику Ленинградского политехнического института, присуж-
дают ученую степень в 1941 г. В Кировском пединституте Федор Фомич работает в 1941-1947 гг. Здесь он получает звание доцента (1946), занимает должность заместителя директора института по научной и учебной работе (1944-1946), читает курс диалектического и исторического материализма. В дальнейшем, продолжая научную деятельность в Горьком и развивая проблемы теории познания, доктор философских наук, профессор Кальсин оказал решающее влияние на становление научных взглядов его аспиранта В. Ф. Юлова, в настоящее время доктора философских наук, профессора ВятГГУ.
После войны коллектив кафедры пополняется новыми преподавателями, кандидатами философских наук: Ю. С. Беренгард, Е. С. Куликов, Н. Н. Харин, Л. К. Гришанов, А. Т. Королев, Н. И. Рубцов, Н. В. Мартынов, А. Д. Шаров, преподаватель В. Р. Ананьев. Многие из них -фронтовики, закончившие аспирантуру и по направлению приехавшие в Киров. Благодаря им оживляется научная деятельность. На кафедре исследуются философские проблемы логики, специальной теории относительности, рассматриваются диалектические особенности свободы и необходимости при социализме, анализируются проблемы коммунистического воспитания и творчества народных масс [14].
Знаменательным для кафедры стал 1959 г. Кафедра марксистско-ленинской философии выделилась из кафедры марксизма-ленинизма и стала самостоятельной. Ее возглавил опытный партийный работник, кандидат философских наук Александр Дмитриевич Шаров (1913-1980). Карьера Александра Дмитриевича очень стремительна. Через год он заместитель ректора по научной работе (1960-1963), затем ректор КГПИ им. В. И. Ленина (1963-1964), секретарь по идеологии Кировского обкома КПСС (1964-1974) [15].
В 60-е гг. в связи с увеличением числа студентов вуза, появлением в учебных планах новых дисциплин, таких как «Эстетика», «Научный атеизм», а также в связи с освободившимися вакантными должностями, на кафедре начинают работать К. П. Анисова, Г. Н. Калабурдин, О. А. Корчак, В. И. Шпензер, А. Е. Ворончи-хин, Л. А. Пупышева, Е. Ф. Владыкина, Г. А. Вос-кобойникова, Б. С. Солодкий. Многие из них преподают в вузе не одно десятилетие, а доцент Е. Ф. Владыкина успешно трудится по сей день.
В этот период особо выделяется научная деятельность Николая Ивановича Рубцова (1922— 1988). Уроженец Брянской области, после окончания семилетки учился в Сталинском горном техникуме. В 1941 г. был призван в армию, участвовал в Сталинградской битве. Получив очередное тяжелое ранение в 1944 г., проходил лечение в кировском эвакогоспитале № 1322. После
выздоровления и демобилизации остался в Кирове, работал инструктором горкома ВЛКСМ. В 1947 г. поступил на исторический факультет Кировского пединститута. Обучаясь на третьем курсе, подал документы на заочное отделение философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Получив с отличием диплом историка, работал учителем в школах Кирова, а после окончания МГУ его приняли в аспирантуру на кафедру диалектического и исторического материализма. В это время определилась научная тема, которую Николай Иванович развивал на протяжении многих лет, - проблема соотношения свободы и необходимости. Его кандидатская диссертация, успешно защищенная им в Московском институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова в 1962 г., так и называлась: «О соотношении свободы и необходимости в развитии общества». В дальнейшем у него выходит ряд статей, посвященных роли труда в развитии свободы личности [16]. Научно-исследовательская деятельность Н. И. Рубцова нашла свое отражение и в докторской диссертации, посвященной анализу диалектики свободы и необходимости в общественном развитии. Ее он успешно защитил в 1972 г., став тем самым первым доктором философских наук на Вятской земле.
В марте 1973 г. Н. И. Рубцова избирают на должность профессора кафедры философии и научного коммунизма, а руководство вуза предлагает открыть аспирантуру по марксистско-ленинской философии. Однако в сентябре он вместе с семьей переезжает в Белоруссию, где преподает в Гомельском университете. В общей сложности в Кировском педагогическом институте Николай Иванович проработал около 15 лет.
С 1971 по 1982 г. кафедру возглавляет кандидат философских наук, доцент Александр Кузьмич Останин. А. К. Останин с отличием окончил Высшую партийную школу в Горьком (1962), аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС (1969), занимался партийной работой. Тема его научных интересов связана с изучением влияния научно-технической революции на изменение социальной структуры рабочего класса СССР.
В эти годы в состав кафедры вливаются ученые, защитившие кандидатские диссертации и в дальнейшем составившие ее ядро: В. Ф. Юлов, О. Н. Новоселов, М. И. Ненашев, Н. И. Злыго-стева, С. А. Липин, Л. А. Моторина. Несколько слов о Любови Евстафьевне Моториной. После окончания в 1973 г. психологического факультета МГУ она работает на нашей кафедре. Защищает в Москве кандидатскую диссертацию по философии (1979), возвращается на кафедру, а в 1980 г. переезжает в Москву. В настоящее время Л. Е. Моторина - профессор кафедры философии Московского авиационного института.
Во второй половине 80-х гг. на кафедру приходят работать кандидаты философских наук, доценты О. А. Останина, В. А. Патрушев, преподаватель О. В. Курис.
Научная тематика проводимых исследований становится более разнообразной. С. А. Липин занимается проблемами этики и эстетики, публикует ряд монографий, вышедших в центральных издательствах: «Сквозь призму чувств» (М., 1978), «Человек глазами природы» (М., 1985). В 1985 г. он успешно защищает докторскую диссертацию.
О. Н. Новоселов обращает внимание на изучение проблем социологии управления. В 1982 г. в кировском издательстве публикует монографию «Директор - организатор управления». В конце 80-х он организует социологические исследования с привлечением преподавателей кафедры и студентов вуза, возрождая тем самым интерес к социологии, которая преподавалась в институте еще в 20-х гг.
Поддерживается связь с крупными промышленными предприятиями. Ветеран кафедры В. Р. Ананьев выступает в качестве соавтора книги «Мы - лепсенцы» (Горький, 1988), посвященной истории крупнейшего трудового коллектива города.
М. И. Ненашев по результатам работы в Народной республике Мозамбик и проведенных там социологических исследований публикует при Институте Африки книгу «Общественно-политическое и религиозное сознание молодых мозамбикцев (на материале полевых исследований 1987 года)» (М., 1989).
Проводимая в те годы перестройка отразилась на методике организации учебных занятий по общественным дисциплинам. Преподаватели начинают использовать активные формы, в том числе технологию малых групп при проведении семинаров. Стали проводиться научные студенческие конференции по различным вопросам учебных программ.
В 80-90-е гг. кафедрой философии заведуют доктор филологических наук, профессор Сергей Александрович Липин (1987-1989), кандидат философских наук, доцент Елена Федоровна Владыкина (1988-1994), доктор философских наук, профессор Владимир Федорович Юлов (19821987, 1994-2005).
Под руководством Владимира Федоровича Юлова после защиты им в 1991 г. докторской диссертации начинает формироваться научное направление по исследованию проблем теории познания. Ученый разрабатывает идею активности сознания. Одно из первых его учебных пособий было посвящено мировоззренческой активности учащихся в курсе физики, первая монография - активности естественно научного со-
знания. Свои научные наработки В. Ф. Юлов реализует в проблемном курсе лекций по философии для студентов вузов (Киров, 1995; Киров, 1998), учебном пособии «Концепции современного естествознания» (Киров, 1997), многочисленных статьях и выступлениях. В его монографиях, вышедших во второй половине 2000-х гг., всесторонне исследуются философские вопросы сознания и мышления [17].
Сегодня Владимир Федорович активно разрабатывает авторскую концепцию всеобщей технологии познания. Научные идеи В. Ф. Юлова получили развитие в кандидатских диссертациях его аспирантов и соискателей, общее количество которых более 30.
В 90-х гг. на кафедре начинают работать кандидаты философских наук В. А. Криушина, Н. И. Ярыгин, В. Ф. Одинцов. В начале 2000-х состав кафедры пополняется новыми преподавателями, которые затем успешно защищают кандидатские диссертации: С. А. Чернова, А. Ю. Долгих, Т. А. Горюнова. В эти годы получают степень доктора философских наук и ученое звание профессора О. А. Останина и М. И. Ненашев.
Сложные социально-экономические и политические условия конца 90-х гг. породили интерес к русской религиозной философской мысли. Это направление развивает О. Н. Новоселов. Он издает многостраничный труд «Русская православная судьба» (Киров, 1997). В дальнейшем вопросы философии религии изучает Н. Н. Ярыгин.
Новый импульс философское образование в вузе получает в 2002 г., когда кафедра философии входит в состав социально-гуманитарного факультета (декан Е. А. Ходырева), в создании которого активное участие принял профессор М. И. Ненашев.
На факультете разрабатываются учебные планы по специальностям высшего профессионального образования «Философия» и «Социология», успешно проходит первый набор студентов. Впервые в регионе начинается подготовка будущих философов и социологов, а кафедра впервые за всю историю становится выпускающей по этим специальностям.
В 2003 г. начинает работу совет по защите кандидатских (а затем и докторских) диссертаций по специальности 09.00.01 Онтология и теория познания. Председатель диссертационного совета -профессор В. Ф. Юлов. В числе первых защитивших в этом совете диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук -В. А. Тимшин (2003), А. Ю. Долгих (2004), О. Н. Сы-солятина (2004), А. Л. Емшанов (2006), в разное время ставшие преподавателями кафедры.
В 2004 г. кафедра философии переименовывается в кафедру философии и социологии. Для реализации специальности «Социология» привле-
каются молодые выпускники ВятГГУ, поступившие в аспирантуру, а затем (2007) успешно защитившие диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук - Э. В. Буш-кова-Шиклина и Е. В. Митягина.
В 2005-2009 гг. кафедрой заведует доктор философских наук, профессор, академик РАЕН Михаил Иванович Ненашев. Интересы Михаила Ивановича в научно-исследовательской и преподавательской деятельности чрезвычайно разнообразны. Его выпускная дипломная работа, защищенная на философском факультете МГУ, посвящена кантовскому учению о пространстве. В кандидатской диссертации он исследует методологические аспекты совместного труда и научно-технической революции, а в докторской -проблему свободы в русской философии XIX в. По результатам исследований он публикует монографии [18], принимает участие в коллективной разработке лекций по русской философии рубежа Х1Х-ХХ вв., издает авторские курсы философии, логики, в соавторстве разрабатывает учебное пособие по социологии. Ему принадлежит ряд публицистических работ и художественных рассказов [19].
При непосредственном участии М. И. Ненашева налаживаются деловые связи с Учебно-методическим советом по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию (МГУ им. М. В. Ломоносова). В 2007 г. успешно проходит аккредитация специальностей «Философия» и «Социология», а позже - первый выпуск философов и социологов.
На кафедру приглашаются работать видные специалисты. Среди них Владимир Валентинович Калиниченко (1948-2008). Окончив в 1973 г. физический факультет Горьковского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, он в течение пяти лет работал ассистентом кафедры физики, а затем кафедры философии Кировского государственного политехнического института. Учился в аспирантуре Института истории естествознания и техники АН СССР. Свою кандидатскую диссертацию «Философский анализ связи естественно научного и гуманитарного знания» он выполнил под руководством известного российского философа М. К. Мамардашвили [20]. Более двадцати лет Владимир Валентинович жил и работал в Москве. Преподавал в столичных вузах, а с 1987 г. в Московском государственном историко-архивном институте (с 1991 -РГГУ).
Переехав в 1999 г. в Киров, работал заместителем директора, а затем директором Кировского филиала РГГУ. С 2004 г. - доцент кафедры философии и социологии ВятГГУ. Владимир Валентинович разрабатывает и читает специальные
и факультативные курсы: «Введение в социальную феноменологию», «Философские идеи М. Мамар-дашвили», «Философская герменевтика». Ученики, первые выпускники-философы сегодня с благодарностью вспоминают его уроки подлинного философствования.
Научная деятельность В. В. Калиниченко охватывает вопросы феноменологии, герменевтики, трансцендентализма, интенциональности. Его работы - образец изысканного стиля и глубины. На протяжении многих лет (1991-2008) он являлся членом редколлегии журнала «Логос». В совершенстве владея немецким языком, переводил и готовил к публикации тексты сложнейших европейских философов. Был известен за рубежом. Лондонский профессор А. М. Пятигорский, приглашенный на философский диалог телепрограммы «Гордон», в качестве собеседника выбрал именно В. В. Калиниченко [21]. В своих интервью Пятигорский называл Владимира Валентиновича последним московским философом, единственным феноменологом в России [22]. Болезнь оборвала жизнь В. В. Калиниченко в 2008 г.
С 2009 г. кафедра философии и социологии входит в состав одновременно переименованного факультета философии и культурологии (декан Н. И. Поспелова). С этого периода кафедрой руководит кандидат философских наук, доцент Ольга Васильевна Курис.
Здесь можно выделить три события, которые происходят в первый раз. Впервые кафедра выступает в качестве организатора межвузовской студенческой олимпиады по философии и социологии. Впервые в 2010 г. открывается магистратура по философии и проходит набор студентов. В этом же году впервые на кафедре открывается докторантура по специальности «Онтология и теория познания» (первый докторант - доцент кафедры философии и социологии А. Ю. Долгих, занимающийся проблемами метафизики).
С марта 2011 г. заведующим кафедрой философии и социологии становится кандидат философских наук, доцент Вадим Алексеевич Тимшин.
Формулируется миссия кафедры как регионального научно-образовательного центра в области философии и социологии. Здесь удается сконцентрировать ведущих представителей интеллектуально-философской мысли области: все четыре доктора философских наук являются штатными работниками кафедры. Среди вузов города только в ВятГГУ получают профессиональное философское образование специалисты, магистранты, аспиранты и докторанты. Только здесь работает совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по философским специальностям.
Состав кафедры пополняется ее выпускниками, молодыми учеными - кандидатами наук. Сре-
ди них Г. В. Суворов и Н. В. Коротков. Для преподавательской деятельности привлекаются аспиранты, также выпускники кафедры: М. О. Матушкина, З. С. Шашин, М. А. Харунжева, А. И. Балог. В среднем возраст преподавателей составляет 42 года.
В 2012 г. после успешной аккредитации впервые в области выпускаются магистры философии: Е. Бармина, А. Матанцев, М. Трапезников.
В целом научная деятельность кафедры развивается по следующим направлениям: онтология и всеобщая теория познания: рефлексия идейных оснований единства; онтологические и гносеологические аспекты языка; гуманитарное познание: научные и мировоззренческие формы; религия как познавательный феномен; современные проблемы феноменологии: этническое и социальное; социология общественного мнения и современная региональная практика.
Деятельность кафедры не ограничивается рамками вуза. Поддерживаются и активно развиваются деловые и научные связи с крупными российскими и зарубежными вузами, образовательными центрами Москвы, Перми, Нижнего Новгорода, Днепропетровска.
Социальная активность кафедры наиболее ярко проявилась в ходе реализации просветительского проекта «Университет третьего возраста», когда на безвозмездной основе для пожилых людей преподавателями было прочитано тринадцать адаптированных лекций по современным проблемам науки, философии и социально-гуманитарной сферы.
Большое внимание уделяется работе со студентами. Ежегодно на факультете в рамках межрегиональной научной конференции «Философия - культура - социум: аспекты взаимодействия» работают две секции. Студенты, магистранты и аспиранты кафедры обсуждают актуальные проблемы философии и социологии, делятся своими научными достижениями.
На кафедре стали отмечать Всемирный день философии. Традиционно за круглым столом проходит неформальная беседа студентов и преподавателей. В последний раз в рамках темы «Философия - профессия творческая!» обсуждались авторские работы аспирантов З. С. Ша-шина (фильм «Просыпаясь - сутра») и Р. Ю. Панченко (Сказка о ежике, который следовал стоицизму Марка Аврелия). Никого не оставил равнодушным фильм студентов четвертого курса специальности «Философия», которые взяли интервью у кировчан о том, насколько хорошо они знают философов, философию и какое место она занимает в современной жизни.
Таким образом, сохраняя и преумножая лучшие традиции, и в XXI в. философская мысль на Вятской земле продолжает свое развитие, вписывая тем самым новые страницы истории.
Примечания
1. См., например, Белов В. Н. В. Э. Сеземан - систематик русского неокантианства // Вопросы философии. 2012. № 4. С. 121-126.
2. В числе причин и несносные условия революционного и голодного Петрограда, и возможные идейные разногласия с коллегами, а может быть и не оборвавшиеся родственные связи. В архиве ВятГГУ имеется любопытный документ. В. Э. Сеземан в марте 1919 просит у руководства вуза трехдневный отпуск для поездки на станцию Опарино Пермской железной дороги (сегодня этот поселок - районный центр Кировской области). Вполне возможно, что он ездил на встречу со своими родственниками, которые еще в годы столыпинской реформы перебрались из прибалтийских стран в северные регионы России. В Опаринском районе были такие поселения эстонцев, латышей и других национальностей. Эту гипотезу предложил заведующий кафедрой отечественной истории ВятГГУ М. С. Судовиков, за что автор выражает ему особую признательность.
3. Повилайтис В. И. Василий Сеземан: штрихи к портрету // Балтийские исследования. Национальные и религиозные меньшинства в Балтийском регионе: сб. науч. тр. / Клуб исследователей Восточной Европы. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. Вып. 2. С. 24.
4. Сеземан В. Рациональное и иррациональное в системе философии // Логос. М., 1911. Кн. 1. С. 93122; Сеземан В. Э. Теоретическая философия Марбургской школы // Новые идеи в философии. СПб.: «Образование», 1913. Сб. 5. С. 1-34.
5. Архив ВятГГУ // Дело канцелярии Вятского Учительского Института о личном составе Института. Началось 7 августа 1918 года. Кончилось 29 ноября 1918 года.
6. Архив ВятГГУ // Дело по личному составу преподавателей института. Начато 1 января 1920. Кончено 16 августа 1921. С. 64-65.
7. Архив ВятГГУ // Дело канцелярии Вятского Учительского Института о личном составе Института. Началось 7 августа 1918 года. Кончилось 29 ноября 1918 года. С. 77.
8. Вятский педагогический институт им. В. И. Ленина: X лет: 1918-1928: Юбилейный сборник. Вятка, 1928. С. 14-16; Архив ВятГГУ // Дело по личному составу преподавателей института. Начато 1 января 1920. Кончено 16 августа 1921. С. 134.
9. Архив ВятГГУ // Дело по личному составу преподавателей института. Начато 1 января 1920. Кончено 16 августа 1921. С. 105, 109, 116-117, 119.
10. Вятский педагогический институт им. В. И. Ленина: X лет: 1918-1928. С. 28; Полвека в пути: Кировский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина: 1918-1968. Киров, 1970. С. 95-97.
11. Самсин А. И. Страницы истории социально-гуманитарного образования в Плехановке (часть 1). URL: http://defense-chelny.rU/article/articleview/713/1/119/ index.html
12. Именно с 1930 г. начинает отсчет кафедра философии. Как самостоятельная она выделяется из кафедры марксизма-ленинизма в 1959 г. В последующие годы именуется кафедрой марксистско-ленинской философии и научного коммунизма, а с 24 сентября 1975 г. кафедрой марксистско-ленинской философии. С конца 80-х гг. носит название «Кафедра философии». В 2002 г. кафедра философии входит в состав образованного социально-гуманитарного факультета. В 2004 г. переименовывается в кафедру философии и социологии. С 2009 г. входит в состав факультета философии и культурологии.
13. Преподаватели ВятГГУ. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. С. 158.
14. Приведем некоторые работы, опубликованные в тот период: Гришанов Л. К. О логическом законе противоречия // Ученые записки Кировского педагогического института. 1956. Вып. 10. С. 36-45; Рубцов Н. И. О свободе личности при социализме // Московский пропагандист. 1957. № 12. С. 22-28; Рубцов Н. И. О соотношении свободы и необходимости в социалистическом обществе // Ученые записки Кировского педагогического института. 1958. Вып. 16. С. 112— 130; Харин Н. Н. К вопросу о противоречивом характере некоторых понятий специальной теории относительности // Ученые записки Кировского педагогического института. 1959. Вып. 18. С. 125-140; Шаров А. Д. Народ - творец социалистической культуры. О роли народных масс в развитии художественной культуры социалистического общества. Киров, 1958.
15. Останин Е. С. Александр Дмитриевич Шаров. 8 февраля 1963 - 30 декабря 1964 года // Ректоры ВятГГУ: 1914-2004. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. С. 117.
16. Рубцов Н. И. Роль труда в развитии свободы личности // Тезисы докладов ко II научной региональной сессии. Горький, 1965. С. 124-128; Рубцов Н. И. Развитие внутренней потребности в труде - одно из условий развития свободы // К полной победе коммунистического труда. М., 1966. С. 188-211.
17. См. Юлов В. Ф. Мышление в контексте сознания. М.: Академ. проект, 2005; Юлов В. Ф. Научное мышление. Киров, 2007.
18. См. Ненашев М. И. Петр Чаадаев: учение о свободе воли и смысле истории. Киров, 1999; Ненашев М. И. Концепции свободы в философии Владимира Соловьева. Киров, 1999.
19. См.: Сайт Михаила Ивановича Ненашева. URL: www.nenashev.kirov.ru
20. Алешин А. И. Владимир Валентинович Калиниченко // Вестник РГГУ. 2009. № 12. С. 302. URL: http://rggu-bulletin.rggu.ru/binary/object_23. 1329383306.98835.pdf
21. Ненашев М. И. Памяти Владимира Валентиновича Калиниченко // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 2(1). С. 182.
22. Пятигорский А. Я гедонист, а не нарциссист // Кто сегодня делает философию в России. Т. 1. М.: Поколение, 2007. С. 217, 226.