Научная статья на тему 'Философское понятие «Мировоззрение»: исторический анализ эволюции'

Философское понятие «Мировоззрение»: исторический анализ эволюции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5574
596
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / WORLD VIEW / ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ "МИРОВОЗЗРЕНИЕ" / EVOLUTION OF THE CONCEPT OF "WORLD VIEW"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колесников М.А.

В статье представлен историко-философский анализ эволюции понятия «мировоззрение». Дается авторская интерпретация данного понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a historical and philosophical analysis of the evolution of the concept of world view. The author gives his own interpretation of the notion under study.

Текст научной работы на тему «Философское понятие «Мировоззрение»: исторический анализ эволюции»

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ «МИРОВОЗЗРЕНИЕ»: ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИИ

^J^M. А. Колесников

Аннотация. В статье представлен историко-философский анализ эволюции понятия «мировоззрение». Дается авторская интерпретация данного понятия.

Ключевые слова: мировоззрение, эволюция понятия «мировоззрение».

Summary. The article presents a historical and philosophical analysis of the evolution of the concept of world view. The author gives his own interpretation of the notion under study.

Keywords: world view, evolution of the concept of"world view".

В современных условиях проблемы мировоззренческой подготовки личности приобретают особую актуальность, что обусловлено не только преобразованиями во всех сферах жизни общества, но и развитием процессов интеграции России в мировое экономическое, культурное, образовательное пространство.

Федеральный государственный 222 образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование в перечне общекультурных компетенций, которыми должен обладать выпускник, особо выделяет его способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы. Отметим, что мировоззренческая подготовка будущего учителя включает не только их личностное мировоззренческое развитие, но и формирование готовности к осуществлению данного направления воспитательной работы с учащимися.

Отечественная педагогическая наука вопросам мировоззренческой подготовки молодежи уделяла особое внимание, накопила обширный теоретический и практический материал. Однако эта работа проводилась в условиях жесткого идеологического прессинга, была направлена на выполнение требований закрытого тоталитарного общества. С учетом реалий современной России, возникает необходимость анализа и возможного переосмысления не только сущности и содержания процесса мировоззренческой подготовки, но и эволюции самого понятия «мировоззрение».

Проблемы становления и развития мировоззрения личности исследуются разными науками, что порождает многообразие подходов, концепций, определений термина «мировоззрение». Еще в 90-х гг. ХХ в. К. П. Шур-таков насчитывал более 20 его определений и отмечал тенденцию к возрастанию этого числа [1, с. 6]. Полисе-мантичность понятия «мировоззрение» связано с анализом его различ-

ф

ных аспектов: историко-философского, психолого-педагогического, социально-педагогического. Историко-философский аспект мировоззрения связан с рассмотрением его как феномена, обусловленного социально-политическими, экономическими, этнокультурными и другими характеристиками конкретного общества.

Понятие «мировоззрение», как известно, впервые начинает использоваться в немецкой философской литературе конца XVIII - начала XIX вв. Большинство исследователей [2, с. 22] указывают на работу выдающегося немецкого философа, теолога и проповедника Фридриха Эрнста Даниеля Шлейермахера «Речи о религии» (1799 г.), как на первый источник, в котором появляется понятие мировоззрение. По другим источникам [3, с. 136-137] понятие «мировоззрение» (Weltanschauung) впервые упоминается в 1790 г. в работе великого немецкого философа И. Канта «Критика способностей суждения».

Споры по поводу имени «первооткрывателя» понятия «мировоззрение» связаны, на наш взгляд, со следующим обстоятельством. Одним из основных общепризнанных фундаментальных источников, в которых аргументировано указывается на первоисточник и авторство той или иной философской категории, являются немецкие философские словари. В Гамбургском философском словаре, к примеру, говорится о том, что понятие «мировоззрение» изначально вводится И. Кантом, но оговаривается, что это понятие несет в себе смыслы «чисто чувственного познания мира», и Кант говорит о мировоззрении только как о «явлении» [цит. по: 4, с. 44].

Имя Ф. Шлейермахера как «первооткрывателя» понятия «мировоззрение» связано с деятельностной характеристикой мировоззрения. Оно рассматривается Ф. Шлейермахером как мыслимая совокупность знаний, опыта и представлений о мире и человеческом бытии, основанная на мышлении, чувстве, воле и действии человека. Другими словами, это понятие вводится в противовес существовавшему понятию «картина мира» (Weltbild), которое рассматривалось как пассивное созерцательное восприятие мира. Отметим, что ранее попытка противопоставления понятия «мировоззрение» пассивно-созерцательному Weltbild была предпринята в 1792 г. И. Фихте в работе «Опыт критики всякого откровения». Итак, мировоззрение Ф. Шлейермахер рассматривал как творческое осознание субъектом бытия, стремление к целостному осознанию внешнего мира и самого себя в единой системе взглядов и представлений.

Деятельное отношение к миру лежит в основе анализа проблем мировоззрения в работах других предста- 223 вителей немецкой философии.

Попытку создать универсальную теорию мировоззрения предпринял Г. Гегель в работе «Феноменология духа». Гегель выделяет противоречие между мировоззрением как неким непосредственным, чувственным «сознанием предмета» и мировоззрением, которое пытается рассматривать мир как «предмет знания», то есть так, как он существует сам по себе. Это противоречие является объективным источником эволюции понятия «мировоззрения». Признавая единство рефлексивного и нерефлексивного отражения мира индивидом на осно-

224

вании опыта, Гегель характеризует мировоззрение как способ предметного бытия индивида в мире, который невозможен без деятельной реализации мировоззренческого сознания.

Гегель связывает развитие мировоззрения с развитием Мирового Духа, который в процессе самопознания проходит три этапа: 1) пребывание самопознающей Абсолютной Идеи в ее собственном доме, в стихии чистого мышления; 2) самораскрытие и развитие Мирового Духа в форме «инобытия» в виде явлений природы; 3) развитие идеи в мышлении и в истории человечества. На последнем этапе Абсолютная Идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания [5, с. 311-312]. Тремя этапами проявления и развития Мирового Духа являются искусство, религия и философия, которые выступают тремя формами мировоззрения [6, с. 540]. Особенность таких форм К. Маркс характеризовал как прак ти че ски-духовный образ освоения мира в отличие от диалектического постижения противоречивых определений действительности теоретическим мышлением [7, с. 727-728].

Под влиянием идей Гегеля в работах его последователей понятие «мировоззрение» начинает трактоваться как систематизированное рациональное представление о началах бытия природы и человека, то есть рассматриваться как синоним понятия «философия». После создания диалектико-материалистического учения о развитии общества и об общественно-исторической сущности человека понятие «мировоззрение» пополнилось основными положениями марксизма по этим вопросам и стало мыслиться как систематизированное рациональ-

ное представление о природе, обществе и месте человека в мире. Позже эти идеи трансформировались в положения о том, что ядром мировоззрения является философия, а марксистско-ленинская философия является мировоззрением пролетариата.

Уже во второй половине XIX в. тезис о том, что понятия «мировоззрение» и «философия» являются синонимами, становится предметом дискуссий. С одной стороны, научность философского знания отрицается представителями позитивизма, философское знание рассматривается ими как иллюзорное, не имеющее практического подтверждения. Мировоззрение, которое служит способом осмысления и практического преобразования мира, должно опираться только на знания, соответствующие критериям научности, принятым в позитивизме. С другой стороны, широкое распространение получают концепции, которые связывают основную проблематику философского знания с человеком и его внутренним (субъективным) миром. С. Кьеркегор, Ф. Ницше, У. Дильтей, А. Бергсон, М. Шелер и другие представители разных направлений субъективно-идеалистической философии рассматривают мировоззрение как отображение внутреннего мира человека. В отличие представителей позитивизма, которые отвергали философию как базисное основание мировоззрения и требовали ее замены научным («позитивным») знанием, эти авторы утверждали, что мировоззрение человека не может определяться только посредством науки.

Такое понимание мировоззрения характерно для У. Дильтея, в работах которого развивается типология мировоззрений, ставятся и обсуждаются

ф

вопросы о структуре мировоззрения. Знание жизни, подчеркивал У. Диль-тей, в корне отличается от научного знания, так как это «та строго определенная система отношений, в которой наше Я связано с другими людьми и предметами внешнего мира» [8, с. 217-218]. Жизненный опыт обнаруживает противоречия, которые человеку невозможно разрешить, но разрешение которых, по Дильтею, и составляет «закон образования мировоззрений»: мировоззрения развиваются на основе настроений, выражающих бесчисленное множество оттенков и отношений человека к миру. Дильтей формулирует «метод мировоззрения»: «объяснение некоторого непонятного данного при помощи данного более ясного» [8,с. 219-220].

В целом, можно выделить два подхода в западной философской мысли в понимании природы и сущности мировоззрения. Первый из них связан с поисками внешних, объективных, вне-субъектных оснований мировоззрения. В центре внимания второго подхода находятся субъективно-личностные характеристики мировоззрения.

В русской философской мысли проблема мировоззрения не рассматривалась вплоть до конца XIX в., а само понятие «мировоззрение» не упоминалось в словарях русского языка.

В центре внимания русских философов конца XIX - начала XX вв. (С. Л. Франк, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев и др.) находилось понятие «русское мировоззрение». Его существование обосновывалось наличием и особенностями «русской души», русской ментальности. После октябрьской революции 1917 г. в России эти взгляды были преданы забвению, и только в конце ХХ в. к ним вновь возникает ин-

терес, связанный уже не столько с проблемой собственно мировоззрения, сколько с формированием новой национальной идеи.

В официальной идеологии и философии советского периода многие годы главная роль в формировании личностного мировоззрения отводилась внешним, прежде всего, общественно-политическим и социально-экономическим факторам. Это, впрочем, естественно, если учесть, что марксистско-ленинская философия выросла из трансформированных гегелевских идей, в числе которых выделена и идея внешней обусловленности личностного мировоззрения.

В работах М. Б. Митина, Ф. В. Константинова, В. Ж. Келле, Г Я. Несте-ренко, М. В. Мостепаненко, В. П. Рожи-на и других авторов мировоззрение рассматривается как «система взглядов, представлений о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях природы и общества» [9, с. 574]. Такое понимание природы и сущности личностного мировоззрения определяло и основные подходы к его формированию, рассмотрению структуры и типологии. Одним из основных путей формирования мировоззрения считалось овладение марксистско-ленинским учением и, прежде всего, философией, которая характеризовалась как учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. С учетом тезиса о том, что личностное мировоззрение является отражением общественного сознания, в структуре мировоззрения выделялись элементы, соответствующие основным формам общественного сознания (политическая, правовая, этическая, эстетическая, научная, религиозная, философская). Классификация

225

226

мировоззрений осуществлялась и в соответствии с принятой классификацией философских направлений: материалистическое и идеалистическое, марксистское и буржуазно-идеалистическое, научное и ненаучное и т.п.

В 60-70 гг. ХХ в. в работах В. Ф. Чер-новоленко, А. Г. Спиркина, И. С. Кона, В. С. Овчинникова, А. К. Уледова, А. Н. Чанышева и др. начинает активно развиваться личностно-ориенти-рованное направление в понимании мировоззрения. В работах этих авторов мировоззрение рассматривается в единстве внутренних, психологических и внешних, социальных факторов жизни человека. Такой подход нашел отражение и в характеристике А. Г. Спиркиным понятия «мировоззрение» в Большой советской энциклопедии, издававшейся в 70-е гг.: «... система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающий его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации» [10, с. 320].

В перестроечный период, когда идеологическое давление партийных и государственных органов слабеет, среди философов и педагогов повысился интерес к изучению мировоззрения как особого духовного образования. Такой подход прослеживается в работах Е. А. Алексеевой, А. Н. Антипенко, В. П. Иванова, Р. А. Смирновой, В. К. Шрейбер и других авторов. В этот период исследовательский поиск идет по трем направлениям:

1) мировоззрение рассматривается в общем контексте философских изысканий, прежде всего под углом зрения

его взаимоотношения с философией;

2) разрабатываются общетеоретические и методологические проблемы мировоззрения, вопросы мировоззренческого отражения действительности;

3) анализируются взаимосвязь и взаимовлияние мировоззрения и различных отраслей науки [11, с. 7].

Обратим внимание на то, что анализ понятия «мировоззрение» дает возможность его достаточно широкой трактовки с учетом выделяемых базисных элементов, лежащих в основе определения. З. Г. Воинкова, к примеру, рассматривая теоретические основы формирования научного мировоззрения учащихся, выделяет пять основных, по ее мнению, подходов [12, с. 68-69]:

1) мировоззрение рассматривается как обобщенное представление о мире или система взглядов человека на природу, общество и закономерности их развития, выражающую его отношение к окружающей действительности (В. И. Шинкарук, Ю. К. Бабанский);

2) мировоззрение понимается как целостная система взглядов на окружающий мир, на место человека в природе и обществе и на характер его отношений с окружающей средой и с самим собой (Н. И. Кондаков);

3) мировоззрение трактуется как система идеалов, выражающих жизненные цели и ценности человека, как совокупность научных, политических, правовых, нравственных, атеистических (или религиозных), эстетических убеждений и идеалов людей;

4) мировоззрение определяется как совокупность основоположений, теоретических принципов, которыми человек сознательно руководствуется в истолковании объективных явлений, которыми он определяет свою практическую деятельность;

ф

5) мировоззрение мыслится как система предельно обобщенных взглядов, а также обусловленных этими взглядами основных жизненных позиций людей, их убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности, ценностных ориентаций.

Несомненно, что педагогическая наука в трактовке мировоззрения личности основывается на подходах, сформировавшихся в философских исследованиях феномена «мировоззрение». Определение мировоззрения, данное А. Г. Спиркиным в Большой советской энциклопедии и в Философском энциклопедическом словаре, на протяжении многих лет оставалось и остается базисным при разработке теоретических и практических проблем мировоззренческой подготовки обучающихся. Лишь в 2005 г. А. Н. Бобков [13] поставил вопрос о недостатках и ограниченности позиций, выраженных в определениях понятия «мировоззрение», данном А. Г. Спиркиным и другими авторами. Однако этот во многом справедливый критический анализ завершился лишь указанием на необходимость поиска наиболее важных мировоззренческих вопросов или одного - самого важного, к которому так или иначе могут быть сведены все остальные. Отметим, что А. Н. Бобков собственного определения мировоззрения не предлагает и анализирует, на наш взгляд, не столько само определение мировоззрения, сколько его подтекст.

Но логическая функция определения состоит лишь в том, чтобы отличить определяемый предмет от всех остальных. Естественно, было бы заманчивым отразить в любом определении все свойства исследуемого объекта, но гораздо большее значение

имеет его качественная характеристика. С учетом этого мы можем отметить, что качественная определенность мировоззрения состоит в том, что оно представляет собой систему взглядов человека на мир и свое место в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также путей и способов решения возникающих при этом противоречий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шуртаков К. П. Мировоззрение и методы его формирования (Концептуально-философский анализ). - Казань, 1989. - 212 с.

2. Черноволенко В. Ф. Мировоззрение и научное познание. - Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1970. - 174 с.

3. Бибихин В. В. Мир. - Томск: Водолей, 1995. - 144 с.

4. Арутюнян М. П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы. Дисс. ... д-ра филос. наук. - Хабаровск, 2006. - 352 с.

5. Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических вузов. - М.: Гардарики, 2003. - 368 с.

6. История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1991. - 590 с.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 12.

8. Дильтей У. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах -Культурология. ХХ век: Антология. - М.: Юрист, 1995. - 703 с.

9. Большая Советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. - М., 1954. - Т. 27.

10. Большая Советская энциклопедия: В 30 т. / Под ред. А. М. Прохорова. - М., 1974. -Т. 16.

11. Буянов В. С. Научное мировоззрение: социально-философский аспект. - М.: Политиздат, 1987. - 208 с.

12. Воинкова З. Г. Формирование научного мировоззрения учащихся. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. - 304 с.

13. Бобков А. Н. Современные подходы к пониманию мировоззрения // Философские науки. - 2005. - № 3. - С. 133-147. ■

227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.