Научная статья на тему 'Философское осмысление подходов и принципов современного управления развитием образования'

Философское осмысление подходов и принципов современного управления развитием образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
215
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хаткевич С. П.

Рассмотрены новые подходы и принципы современного управления развитием образования с точки зрения их философского осмысления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical understanding of approaches and principles of modern management of education development

New approaches and principles of modern management of education development from the point of view of their philosophical understanding are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Философское осмысление подходов и принципов современного управления развитием образования»

УДК 37.01(082)

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОДХОДОВ И ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

С.П.Хаткевич

Томского государственный университет Тел.: (382-2)-53-32-73

Рассмотрены новые подходы и принципы современного управления развитием образования с точки зрения их философского осмысления

Может показаться банальностью утверждение о том, что управление "снимает" ситуацию и состояние того объекта, на который оно как деятельность направлено. Между тем ситуация в управлении образованием, долгое время не менявшем своих стратегических установок и содержания, оставшемся на принципах тоталитарности администрирования и иерархичности власти, диктует необходимость специального внимания к данному вопросу в связи с серьезными трансформациями современной социальности в целом и образования как конкретной социальной практики в том числе. Ситуация не дает основания для обвинения в банальности: слишком кардинально поменялось место образования в социальной структуре, его содержание, характер и цели развития. Управление им, следовательно, чтобы быть адекватным, подлежит столь же радикальному пересмотру.

В итоге философского осмысления произошедших трансформаций можно констатировать, что все они и в их положительной интенции, и в их издержках и недочетах осуществляются в русле общих концептуальных изменений современной мысли о социальном. XX век знает новые деконструкгивистские процессы философского мышления, которые обусловливают все существующие на сегодняшний день подходы к анализу форм социального развития и определяют в целом мировоззрение эпохи. Отметим, что обращение к философской концептуализации социальности в данной статье не является самоцелью и используется для объяснения методологического резонанса, который имеет философский взгляд на конкретные социальные практики. В поле нашего внимания - такая социальная практика, как образование. Задача будет состоять в том, чтобы исследовать, как сказался современный философский де-конструктивизм в управлении образованием.

Говоря о методологическом резонансе современного деконструктивизма в философии - деконструкции метафизики, - имеем в виду, что социальности деконструктивизм касается в том плане, что она больше не видится как единая, зависимая от центральной базовой структуры система. Социальность, представленная информационными потоками, потеряла всяческую системную строгость, подверглась процессу "разнесения" и "распыления" (<1$егапсе - Ж. Дер-рида), распалась на "тексты" и "куски" (Р. Рорти), которые, чтобы обеспечить общую стабильность, находятся в непрестанной коммуникации. Социальность

больше не связывается с единой сущностью-субстанцией и потому либерализуется. Отказ от власти и единства истины легитимировал свободу ризомных социальных и культурных миров, заставил их находиться не в отношениях власти и подчинения, но в отношении свободного со-общения-диалога и полилога. Тоталитет социальности исчез, уступив место свободной коммуникации различного и многообразного. Методологический резонанс деконструкции метафизики в образовании сказался распадом ранее находящейся в единстве, автономной и закрытой от общества, унифицированной системы.

Так, сегодня уже стало привычно свидетельствовать эмпирически замеченные факты разрастания педагогических концепций, появления новых форм образовательных учреждений, инновационных обучающих программ и учебников. Стало общим местом говорить о плюрализме стратегий и политехнологичности в образовании. Полисубъекгность, поли-концептуальность, полиметодологичность и т.д. и т.п. - всему этому мы сегодня являемся свидетелями, когда не только как исследователи, но и как субъекты обычной житейской практики оказывается в ситуации выбора предпочтений, открывающихся в современном образовании.

Новый характер отношений в образовании создает и новый источник его развития. Им становится образовательная коммуникация: коммуникация как взаимодействие различных стратегий, практик, тактических действий, педагогических способов и ходов решения различного рода проблем. Так возникает новая онтология образования. Образовательный суб-станциализм и единая сущность единой образовательной системы - как прочной, неподвижной, консервативной и устойчивой заменяется десубстанци-алистским принципом построения, функционирования и развития образования.

Легитимация множественности и либерализация разных позиций, заменивших место единого начала, высказывают основную трансформацию - ту, что касается уже даже не образования (ибо подобного рода полиситуационность, поликультурность, поли-стратегичность и т.п. наблюдаются сегодня не только в образовании). Они относятся к общему стилю мышления и потому захватывают и образование тоже. Какие изменения необходимо учитывать в первую очередь?

Поскольку регион образования - это социальность, то важно увидеть, что произошло именно в этой

■■ Социально-экономические и гуманитарные науки

сфере. Логика взаимодействия образования и социальности подсказывает необходимость найти главное звено в цепи всевозможных взаимовлияний. В качестве такового можно назвать осуществившийся в XX веке общефилософский деконструктивизм - деконструкцию метафизики. Названный процесс является наиболее значимым из всех тех, что стали прерогативой XX века, ибо он знаменовал собой отход от классического метафизического мышления, что в свою очередь, легитимировало постметафизщсу и неклассику философской мысли вообще, мысли о социальном в том числе. Классическое понимание метафизики как внеэмпирической науки, ищущей абсолютные первоначала, стимулировало такое понимание мира, которое базировалось на власти единой субстанции. Метафизика, субстанция, база, фундамент, власть - такой набор категорий выражает специфику классического мышления, которое ориентирует философию на выполнение жестко методологической функции, состоявшей в обосновании реальности сущего, в определении для нее границ и пределов: философия о-пре-деливала сущее. Такая властная функция метафизики являлась следствием философской установки на единство бытия и мышления, что рационализировало сущее и репрезентировало его только через его всеобщие характеристики.

В философско-теоретическом плане это уже была роль управления, так как сущему трансцендентальным образом задавались идеалы и нормы его развития. Ориентированный на всеобщее, разум технологично обращался с реальной действительностью, инструментально управлял ею, ее конструируя. Так, организованная управленческая роль разума могла состояться лишь потому, что сущее виделось в статике и стабильности. Управлять статичным объектом можно, лишь видя его весь, все его структурные составляющие, которые как функционирующие в однолинейном направлении прогнозируемы и планируемы.

Всеобъяснякяцая методологическая функция философии, когда она в культуре занимала по словам Р. Рорти, управленчески-указующую позицию "репрессии" и "методопоклонства", в образовании оборачивается идеей педагогики как практики философии. Последняя классическим образом диктовала, тотально и жестко детерминировала образование, держала его в строгих рамках как единую систему, выполняющую главным образом роль обучения.

Современная философия работает с наукой вообще, с педагогикой в том числе принципиально иначе. Она предполагает всем культурным сферам и социальным практикам свободу описания и переописания, осмысления и переосмысления ставшего плюральным мира. В такой ситуации философия меняет свой интерес к педагогике и образованию, которые теперь были увидены в движении и становлении, развитии и постоянном изменении. Образование получило возможность многовариантных описаний и вариативных путей развития. Единство, образовательной системы распалось, когда она утратила характеристики целостности и тотальности и получила санкцию на такие из-

менения, источник которых находился в ее внутренних границах и рамках. Изменения приобретают характер не извне и заранее заданных, а внутри и спонтанно возникающих.

Не случайно, что в 90-е годы появляются понятия "инновационная педагогика" и "инновационное образование". Частица "ин" несет в себе смысл внутреннего происхождения. Инновации как изменения входят в образование не в качестве властно спущенных управленческих указаний, они спонтанно генерируются в самом образовании и осуществляются за счет его собственных средств. Как таковые они приобрели статус механизма развития образования, заменив традиции. Соответственно, образование потеряло традиционную устойчивость. Его адекватным состоянием оказалось движение.

В новых связях и отношениях, и способах существования образование изменило собственную онтологию. Традиционное образование в лице традиции видело собственную субстанциальную устойчивость и следовательно, онтологию его можно было квалифицировать каксубстанциалистскую. Традиция-суб-станция обеспечивала жесткость системного строения, логику организации, однолинейность, унифицированность и прогнозируемость каждого последующего состояния и общего вектора развития. Она работала авторитарно и тем самым задавала необходимость подобного же стиля, управления образованием. Это было управление сверху: административное, директивное, инспективное, требующее единства указания и решения, жесткого выполнения заранее поставленной цели.

Характер управления образованием меняется лишь со сменой его онтологии. Деконструкция метафизической основы, выразившаяся в замене традиции инновацией, разрушившая субстанцию как принцип системной организации образования, трансформировала его радикальным образом. Исчезновение субстанции, означающее исчезновение властных отношений, либерализовало образование. Изменения, которые здесь произошли в конце XX века, свидетельствовали о его демократизации: единая образовательная система превратилась в открытое образовательное пространство, базирующееся на ситуациях различного рода "поли", - на ситуациях плюрализма (стратегий, практик, концепций, разного характера образовательных учреждений). Образовательный плюрализм работает как образовательные коммуникации. Развитие образования теперь осуществляется через его постоянные изменения, становление, коммуникации стратегий, практик, субъектов, концепций и т.п. Оно больше не санкционируется образовательно-управленческим диктатом, не задается метафизически, но стимулируется внутренними источниками движения - коммуникациями. Образование приобрело коммуникативную онтологию.

Это означает, что оно реализуется не через базовые и универсальные структуры как структуры его сущностные и абсолютные, но существует в среде взаимодействия полипозиционных отношений и как

таковое обнаруживается через формирующиеся здесь и постоянно меняющиеся связи, их переплетение и сцепление. Реальность образования - движение отношений - коммуникация, которая репрезентирует себя не в предметной наполненности конкретных субстанций, но в самих взаимодействиях как акцен-тациях разрывов "между" ними. Образование как его постоянное инновационное состояние, то есть как непрерывное движение существует во внепредметно-сти и изменчивости отношений. Оно представлено отношениями как действительностью "между". "Между" и есть внепредметная реальность современного образования, "между" - как тот разрыв который сохраняется в непрестанности изменений - "миги", "пульсация", "мерцания", которые только и свидетельствуют об инновациях, объясняют и объясняются неустойчивостью образования в настоящем и его непрерывной интенцией к будущему. Современное образование есть постоянная реализация возможности быть иным, ибо его состояние - это изменение, движение, коммуникация разного. Коммуникация оказывается онтологией образования. Коммуникативно представленное, оно видится во взаимоотношениях, связях и переплетениях не только собственно образовательных структур, но и этих структур со всеми сферами социальной инфраструктуры, где образование играет обслуживающую роль.

Специфика коммуникативной онтологии образования в том, что она сохраняет его сложность и множественность, видит его не только в рационально заданной логичной и однолинейной схеме развития его структур, но в их аутентичном разнообразии, в конкретике повседневности. Постметафизическое мышление, таким образом, либерализует мысль об образовании.

Прикладной смысл философских рассуждений об образовании состоит в том, что они задают угол зрения на современное образование, объясняют новые формы его конституции, и следовательно, дают возможность теоретически обосновать и практически реализовать адекватные принципы управления им не как устойчивой, неподвижной и организованной извне системы, но как постоянно движущейся и стимулируемой к развитию собственными внутренними силами организации. Управлять образованием теперь означает управлять его развитием. Характер управления в связи с этим меняется, приобретая черты гибкости, ситуативности, контекстуальности, возможности и готовности корректировки целей, стратегий, концепций и т.п.

Выстраивание стратегии управленческой деятельности как деятельности по управлению развитием образования требует особой техники' - техники, направленной на постоянное воспроизводство самого развития, а не на постоянный перенос одних и тех же состояний из одного исторического периода в другой.

Что конкретно в образовании стимулирует изменение его управления? Прежде всего необходимо говорить о том, что современный информационно-

коммуникативный тип общественного развития актуализирует трансформацию традиционной единой образовательной системы в открытое образовательное пространство, где сосуществуют различные формы образования: государственное и негосударственное, традиционное и инновационное, массовые школы и тыоторские индивидуализированные программы. Названный плюрализм создает рынок образовательных услуг, что по-новому организует деятельность учебно-образовательных учреждений и, безусловно, требует, во-первых, соответствующего плюрализма в подходах к управлению образованием, а во-вторых, учета законов рынка: конкурентной борьбы, выживания, знания потребностей финансирования для привлечения дополнительных денежных средств, которые требуются в поисках новых направлений учебной деятельности. Образование как открытое пространство и рынок образовательных услуг может существовать только лишь через представление на спрос множества конкурирующих стратегий и практик, педагогических концепций и теорий. Трудность управления многим и разным усиливается тем, что новые общие реальности в современном образовании дополняются в своем конкретном проявлении региональной и местной спецификой рынка. Чтобы адаптироваться к ним, образовательные учреждения находятся сегодня в состоянии постоянных поисков, проб различных концепций и стратегических ориентаций. В плане управления открытым образовательным пространством становится необходимым разрабатывать новые экологические и правовые регуляторы. В связи с этим принципиально меняется содержание управленческой деятельности. В образовательном пространстве вырабатывается новый механизм управления.

Открытое образовательное пространство как развивающееся и движущееся, как представленное отношениями, взаимосвязями и переплетениями легче, чем устойчивое и унифицированное образование адаптируется к рыночным отношениям. Установление новых экономических и правовых регуляторов в обществе требует адекватных методов и содержания управленческой деятельности. Поэтому в образовательном пространстве вырабатывается новый механизм управления, и к этой проблеме с особым вниманием обращен исследовательский интерес: она обретает актуальное не только чисто образовательное, но и социальное значение. Однако в плане работы над конкретными формами и содержанием управленческой деятельности в образовании важно не осуществлять преобразования методом проб и ошибок, не экспериментировать в этой области, ссылаясь на инновационную деятельность (которая, как показали 90-е годы, часто оборачивалась имитацией инновации); важно в первую очередь философски переосмыслить образовательную ситуацию, увидев образование в контексте специфики современного социального и культурного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.