Научная статья на тему 'Философское общество им. С. Л. Франка в Саратове'

Философское общество им. С. Л. Франка в Саратове Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
224
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фриауф В.А.

В статье анализируются основные этапы деятельности Философского общества имени С.Л.Франка в Саратове, прослеживаются научные связи с российскими и зарубежными коллегами с 1992 года по наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical society S.L. Frank in Saratov

The article deals with basic steps of the Saratov Philosophy association named by S.L. Frank activity. The author analyses general research connections between philosophical society and S.L Frank association from 1992 to present.

Текст научной работы на тему «Философское общество им. С. Л. Франка в Саратове»

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Философское общество им. С.Л. Франка в Саратове

В.А. Фриауф

В статье анализируются основные этапы деятельности Философского общества имени С.А.Франка в Саратове, прослеживаются научные связи с российскими и зарубежными коллегами с 1992 года по наши дни.

Philosophical society S.L. Frank in Saratov

Vasile A. Friauf

The article deals with basic steps of the Saratov Philosophy association named by S.L. Frank activity. The author analyses general research connections between philosophical society and S.L Frank association from 1992 to present.

Позволю себе поделиться личными воспоминаниями. Летом 1992 г. мне позвонили из Саратовского университета и пригласили на встречу с сыном Семена Франка - Василием Семеновичем. Василий Семенович, как известно из воспоминаний и самого Франка, и его жены, Татьяны Сергеевны, родился в Саратове в 1920 г. В это время семья Франка находилась не в самом Саратове, а в селении тех потомков немецких колонистов, которые когда-то прибыли в Россию по приглашению Екатерины Второй. Семен Людвигович, продолжая исполнять обязанности первого декана историко-филологического факультета и профессора философии в Саратовском университете, был вынужден оставаться в городе, и ему приходилось ездить на лошадях в село, где квартировала его семья - примерно в семидесяти километрах от Саратова. Из Саратова маленького Васю увезли в 1922 г.: Франк перед высылкой на «философском пароходе» вместе с Николаем Бердяевым и другими русскими мыслителями приехал в Москву для работы в Вольной академии духовной культуры. И вот семь десятилетий спустя Василий Семенович решил навестить родной город своей матери и место своего рождения. С первого взгляда на сына выдающегося русского философа я отметил, что этот пожилой невысокого роста человек удивительным образом своим обликом напоминал как своего отца, так и свою мать. Но меня поразило даже не это портретное сходство. Он говорил на хорошем русском языке, притом на том его наречии, которое он усвоил в своей семье и которое было свободно от всех аберраций советского новояза. CpaBHHBaH русскую речь Василия Семенови-

ча с современным разговорным языком в России, я еще раз убедился в том, что язык народа действительно есть его душа.

Я рассказал Василию Семеновичу, что с января 1992 г. в Саратове при поддержке городской администрации создано и функционирует философское общество имени его отца С.А. Франка. Первое время мы проводили тематические заседания общества на площадке научной библиотеки Саратовского университета и именно здесь, в Актовом зале библиотеки, проходила встреча с сыном русского мыслителя. Василий Семенович поделился со слушателями (Актовый зал библиотеки был переполнен) своими личными воспоминаниями о своем отце и о своей матери, а также рассказал о себе. В библиотеку им были переданы ценные архивные материалы семьи Франка.

Я хорошо запомнил, как не без чувства юмора он рассказал такой эпизод. Уже будучи в эмиграции, первое время семья Франка, как и многие другие высланные из России представители интеллигенции, находилась в Германии. «К нам, - рассказывал Василий Семенович, - постоянно приходили гости - друзья и коллеги его отца. Среди гостей часто бывал и Николай Александрович Бердяев, который запомнился тем, что у него был своеобразный нервный тик: во время речи Бердяев непроизвольно часто высовывал изо рта кончик языка. Я смотрел на «дядю Бердяева» во все глаза, а мама, заметив это, брала меня за руку и уводила в другую комнату, укоризненно приговаривая: "Вася! Как тебе не стьщно! Нехорошо так смотреть на взрослых!"».

К сожалению, вскоре Василий Семенович ушел в мир иной, и нам больше не довелось свидеться. Ныне уже внуки Франка навещают Россию, но они больше принадлежат не столько русской, сколько зарубежной культуре - и по языку, и по ментальности.

До ноября 1993 г. общество им. С.А. Франка проводило свои ежемесячные тематические заседания в Актовом зале научной библиотеки СГУ. Первое время темы «франковских четвергов» были связаны с творческим наследием самого Семена Людвиговича и идейным наследием русских мыслителей Серебряного века - современниками Франка. Однако уже с самого начала появлялись темы (которые предлагались правлением Общества и согласовывались с участниками встреч) более широкого характера - прежде всего по линии сопоставления русской и западной философской традиций. Кроме меня, избранного на первом собрании в январе 1992 г. президентом Философского общества им. С.А. Франка, в правление входили мои друзья и коллеги из вузов Саратова. Секретарем общества был избран доцент кафедры философии Саратовского Политехнического института (ныне - Саратовского государственного технического университета)

A.C. Ососков, вице-президентами доцент кафедры философии СГУ В.В. Варюхин, доцент кафедры философии Политеха -Г.А. Хотинская. Когда Галина Хотинская эмигрировала в Германию (в конце 90-х гг. XX в.), она стала вице-президентом общества по международным контактам. В октябре 1993 г. я защитил докторскую диссертацию на философском факультете Санкт-Петербургского университета, и этой же осенью Галина Хотинская защитила свою докторскую в МГУ. Среди самых активных участников заседаний стали Т.П. Фокина, С.П. Гурин, Ю.М. Дуплинская, A.A. Гапоненков. Все они впоследствии стали известными учеными. Позже к активным участникам и докладчикам присоединились более молодые наши коллеги.

С самого раннего периода деятельности Философского общества им. С.Л. Франка нас дружески поддерживали петербургские философы. Прежде всего - мой, ныне покойный, друг и коллега, профессор философского факультета Санкт-Петербургского университета Михаил Семенович Уваров, который в 1990-е годы вместе с Любавой Михайловной Моревой и Андреем Витальевичем Демичевым вел интенсивную работу в исследовательской лаборатории «Эйдос». В мае 1992 г. я приезжал на конференцию, организованную кафедрой русской философии СПбГУ, где познакомился с заведующим кафедрой профессором А.Ф. Замалеевым и где впервые лично встретился с петербургскими коллегами.

В ноябре 1993 г. общество им. С.Л. Франка организовало первый в своей деятельности международный симпозиум «Россия и Европа: философия, культура, современность», который прошел в помещении саратовского Дома ученых. География российских участников была весьма обширной. Самое деятельное участие приняли наши петербургские коллеги. В дальнейшем наши встречи на семинарах в Саратове стали постоянными.

Следующий международный симпозиум «Россия и Запад: взаимовлияние идей и исторических судеб» общество имени С.Л. Франка организовало и провело три года спустя. На этот симпозиум приехала наша коллега, известный специалист Франции по вопросам славистики и русской философии, профессор Университета Бордо-3 Мариз Денн. С ней мы долгое время состояли в дружеской переписке. Она всегда с особой теплотой вспоминала свой визит в Саратов осенью 1996 г. Я высылал ей в Бордо ксерокопии работ Флоренского и Лосева. В ответ Мариз прислала мне ксерокопию «Бытия и времени» Хайдеггера на немецком языке.

Кроме международных, общество Франка проводило и региональные научные встречи. Так, в 1995 г. мы провели конферен-

цию под броским названием «Метафизика пола», а годом раньше конференцию по исихазму. Кроме того, с сентября по май каждого учебного года мы ежемесячно проводили тематические заседания, но уже в саратовском Доме ученых, который вскоре был переименован в областной Дом науки и искусства. Мы расстались с этой площадкой только в 2008 г., когда философский факультет переехал в новое здание. И постоянной площадкой наших встреч стали аудитории философского факультета.

Среди самых интересных событий и встреч мне особенно запомнилось одно. Так, в 2006 г. наши коллеги-филологи подготовили и опубликовали уникальное издание «С.Л. Франк. Саратовский текст» [4]. В основу этого издания положен найденный уже в наше время в Саратове дневник молодого Франка, а также документы, отмечающие работу Семена Людвиговича в Саратовском университет, и замечательные воспоминания его жены Татьяны Сергеевны Франк, урожденной Барцевой. Самое деятельное участие в подготовке этого уникального издания принял член общества имени С.Л. Франка, молодой доктор филологических наук Алексей Гапоненков.

В мае 2007 г. общество С. Франка и философский факультет организовали юбилейную международную конференцию «Философское наследие С.Л. Франка и современность». На конференцию по моему приглашению прибыли известные историки русской философии, среди которых мне хочется выделить украинского франковеда Г.Е. Аляева и преподавателя Казанской .духовной семинарии о. Игоря (Цветкова) (ныне покойного).

В конце мая того же года наши коллеги из Волгоградского университета проводили Четвертую международную конференцию «Человек в современных философских концепциях». Упоминаю об этом событии именно потому, что Н.В. Омельченко, в то время декан факультета философии и социальных технологий, предложил в рамках конференции провести симпозиум, посвященный 130-летию га дня рождения С.Л. Франка. Во время конференции от имени нашего Общества я передал приветственное слово и представил два доклада: «Вера, знание и опыт у Семена Франка и Мартина Хайдеггера» и «Саратовский период С.Л. Франка».

Следующий, 2008 г., запомнился тем, что осенью инициативная группа философского факультета сформировала заявку для участия в конкурсе на получение гранта министерства образования и науки с темой «Русская философия: единство в многообразии». Благодаря гранту уже в 2009 г. мы сумели в рамках проведения «Дней славянской письменности и культуры» в Саратове организовать и провести Международный симпозиум «Духовный

континент русской философии». На сей раз удалось приехать в Саратов моему учителю, профессору Борису Владимировичу Емельянову. Емельянов - один из старейших специалистов по истории русской философии. Он с увлечением читал свой курс по русской религиозной философии в Уральском государственном университете, когда это не только не приветствовалось официальной идеологией, но, напротив, клеймилось как «религиозное мракобесие». На нашей конференции в мае 2009 г. профессор Емельянов прочитал доклад о метафизике сердца и мистике русской кардиогнозии. Выступили со своими докладами наши коллеги и друзья профессора М.С. Уваров и Н.Х. Орлова (Санкт-Петербург), Л. Севостьянова (Че^бинск), Г. Аляев (Полтава), о. Игорь Цветков (^зшь) и многие другие талантливые коллеги.

2010 год запомнился мне двумя крупными событиями в деятельности Философского общества имени С. Л. Франка. Во-первых, это проведение в мае первой в Саратове летней школы по русской философии. Владыка Аонгин, епископ Саратовский и Вольский, активно поддержал идею проведения такой школы - и организационно (он пригласил к участию в ее работе профессоров московской духовной академии) и финансами. Из Санкт-Петербурга приехала с лекцией о Русском зарубежье профессор Н.Х. Орлова. Опыт оказался весьма успешным, и было решено, что такая школа отныне будет функционировать на постоянной основе. В декабре 2010 г. вышел сборник со статьями участников этой летней школы [1]. Затем вышла из печати и коллективная монография «Русская философия: единство и многообразие» [3]. К слову сказать, в 2011 г. вышла из печати еще одна коллективная монография [2].

Во-вторых, в ноябре 2010 г. наши петербургские коллеги проводили - уже в десятый раз! - Дни петербургской философии. По приглашению оргкомитета я выступил на пленарном симпозиуме «Петербургская философия в судьбе России» с докладом-презентацией о Философском обществе имени С.Л. Франка. Помню, как после доклада ко мне подошли В.П. Троицкий - куратор Дома А.Ф. Лосева в Москве и профессор М.В. Максимов, уже много лет возглавляющий семинар по Вл.С. Соловьеву в Иваново. Они пригласили меня посетить их центры и рассказать о деятельности общества имени С.Л. Франка.

Завершая свой краткий обзор деятельности Философского общества имени Семена Людвиговича Франка в Саратове, мне хотелось бы обратить внимание на удивительное и одновременно вполне закономерное обстоятельство. Фигура Семена Франка уникальна еще и в том смысле, что его личная и творческая судьба связывает Петербург и Саратов. Не случайно и в наши дни пе-

тербургская философия и культура так ярко соединяют различные точки культурного пространства России. Саратов - одна из самых интенсивных точек этого единения. Я уверен, что история Философского общества им. С.А. Франка в Саратове пишется сегодня именно в такой перспективе.

Литература

1. Духовный континент русской философии. Сборник научных статей. Под ред. В.А. Фриауфа. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2009. 228 с.

2. Русская идея как выражение традиции: богословие, философия, литература. Под ред. В.А. Фриауфа. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. 155 с.

3. Русская философия: единство и многообразие. Коллективная монография. Под ред. В.А. Фриауфа. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2010. 142 с.

4. С.Л. Франк. Саратовский текст / Саратовский гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского; [сост. A.A. Гапоненков, Е.П. Никитина]. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2006. 283 с.

К вопросу об атрибуции текстов С.Л. Франка*

Г.Е. Аляев

В статье представлены некоторые результаты источниковедческой работы по выявлению ранее неизвестных или не атрибутированных текстов Семёна Людвиговича Франка. Представлен обзор существующих библиографий русского философа и сделан вывод о том, что работа по их составлению ещё не завершена. Показаны примеры выявления как дореволюционных, так и эмигрантских текстов, ранее не включённых в библиографические указатели, в частности - прослежен процесс выявления статей С.Л. Франка в журнале П.Б. Струве «Освобождение». Приведен список псевдонимов философа и рассмотрены случаи их применения. Обоснована принадлежность С.Л. Франку двух статей из журнала «Путь», подписанных псевдонимом и ранее приписывавшихся Сергею Булгакову. Сделан вывод о значении подобной источниковедческой работы, направленной на воссоздание истории философии как полноценной жизни, а не схематического построения учебника.

* Работа выполнена по гранту Фонда развития Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «С.Л. Франк между политической экономией и философией: от марксизма к идеализму через Ницше и Канта». Автор также выражает благодарность В.В. Янцену за содержательные советы, высказанные при подготовке текста статьи к печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.