Научная статья на тему 'Философско-психологические и педагогические аспекты самооценки личности как основы саморазвития студента'

Философско-психологические и педагогические аспекты самооценки личности как основы саморазвития студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
855
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / SELF-ASSESMENT / PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брель Павел Юрьевич, Шпорин Эдуард Григорьевич

Раскрыты философско-психологические и педагогические аспекты самооценки личности как основы саморазви-тия студента в ходе его профессионального становления как будущего специалиста. Рассмотрен и изучен фено-мен саморазвития личности в научной отечественной и зарубежной литературе. Изучены основные философ-ские идеи, являющиеся гуманистическими представлениями о личности человека, его индивидуальности. Отме-чено, что для достижения успеха в профессиональной деятельности важно владеть высоким уровнем компе-тентности. Исследован сложный процесс личностно-профессионального саморазвития студента и роли в нем профессиональной самооценки. Показано, что личностный и профессиональный рост выражается не только в сумме полученных знаний и умении применять их в определенной деловой ситуации, но и в потребности в по-стоянном раскрытии личностно-профессионального потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICO-PSYCOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PERSONALITY SELF-CONCEPT AS A BASIS FOR STUDENTS' SELF-DEVELOPMENT

The article reveals the philosophico-psychological and pedagogical aspects of personality self-concept as a basis for students' self-development in the course of their professional formation as future professionals. The phenomenon of per-sonality self-development is considered and studied in the national and foreign scientific literature. The basic philosophi-cal ideas, which are the humanistic conceptions on the human personality, on his or her identity are examined. It is noted that the achievement of success in professional life requires a high level of competence. The article studies a complex process of personal and professional self-development of students and the role of professional self-assessment in it. It is shown that personal and professional growth is expressed both in the amount of obtained knowledge and abilities to ap-ply them in a particular business situation, but also in the constant need in disclosing the personal and professional po-tential.

Текст научной работы на тему «Философско-психологические и педагогические аспекты самооценки личности как основы саморазвития студента»

Библиографический список

1. Давыдов В. В., Маркова А.К., Шумилин Е.А. Психологи- 2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е ческие проблемы формирования у школьников потребно- изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

стей и мотивов учебной деятельности // Мотивы учебной и 3. Мотков О. И. Методика. Базовые стремления личности // общественно-полезной деятельности школьников и студен- Школьный психолог. 1998. № 35. С. 8-9. тов: сб. ст. / отв. ред. Е. А. Шумилин. М., 1980. С. 13-23.

УДК 159.923

ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВЫ САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТА

П.Ю.Брель1, Э.Г.Шпорин2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Раскрыты философско-психологические и педагогические аспекты самооценки личности как основы саморазвития студента в ходе его профессионального становления как будущего специалиста. Рассмотрен и изучен феномен саморазвития личности в научной отечественной и зарубежной литературе. Изучены основные философские идеи, являющиеся гуманистическими представлениями о личности человека, его индивидуальности. Отмечено, что для достижения успеха в профессиональной деятельности важно владеть высоким уровнем компетентности. Исследован сложный процесс личностно-профессионального саморазвития студента и роли в нем профессиональной самооценки. Показано, что личностный и профессиональный рост выражается не только в сумме полученных знаний и умении применять их в определенной деловой ситуации, но и в потребности в постоянном раскрытии личностно-профессионального потенциала. Библиогр. 31 назв.

Ключевые слова: самооценка; личностно-профессиональное саморазвитие; личность.

PHILOSOPHICO-PSYCOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PERSONALITY SELF-CONCEPT AS A BASIS FOR STUDENTS' SELF-DEVELOPMENT P.Yu. Brel, E.G. Shporin

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article reveals the philosophico-psychological and pedagogical aspects of personality self-concept as a basis for students' self-development in the course of their professional formation as future professionals. The phenomenon of personality self-development is considered and studied in the national and foreign scientific literature. The basic philosophical ideas, which are the humanistic conceptions on the human personality, on his or her identity are examined. It is noted that the achievement of success in professional life requires a high level of competence. The article studies a complex process of personal and professional self-development of students and the role of professional self-assessment in it. It is shown that personal and professional growth is expressed both in the amount of obtained knowledge and abilities to apply them in a particular business situation, but also in the constant need in disclosing the personal and professional potential. 31 sources.

Key words: self-assesment; personal and professional self-development; personality.

Современный этап развития человечества наряду с прогрессивным изменением всех сфер жизнедеятельности характеризуется комплексом глобальных проблем. На пути преобразования окружающего мира человек сталкивается с непредвиденными социально-психологическими факторами, выдвигающими новые ценности, меняющими приоритеты.

Общечеловеческие проблемы ведут к коренным изменениям не только в области политики, экономики,

но и в системе общего и профессионального образования. При складывающихся условиях происходящие реформы предъявляют высокие требования к выполнению социального заказа по подготовке грамотных специалистов высшими учебными заведениями -профессионалов, готовых к принятию решений в нестандартных, служебных ситуациях.

«Обществу необходимо обновлённое образование (высшее в частности) для решения задач ..., для

1Брель Павел Юрьевич, доцент кафедры физической культуры, кандидат педагогических наук, тел.: 89149205933, e-mail: brel69@mail.ru

Brel Pavel, Associate Professor of the Department of Physical Education, Candidate of Pedagogics, tel.: 89149205933, e-mail: brel69@mail.ru

2Шпорин Эдуард Григорьевич, декан факультета физической культуры и спорта, доцент, тел.: 89025777598, e-mail: shporin@istu.edu

Shporin Eduard, Dean of the Faculty of Physical Education and Sport, Associate Professor, tel.: 89025777598, e-mail: shporin@istu.edu

обеспечения своей интеллектуальной независимости, для выборки и продвижения знаний и для подготовки и формирования ответственных и просвещённых членов общества и квалифицированных специалистов, без которых невозможен ни экономический, ни социальный, ни культурный, ни политический прогресс никакой нации» [11, 12].

Целью высшей школы в современной социально-экономической ситуации является не просто подготовка кадров для определённой профессиональной деятельности, а воспитание специалистов-профессионалов с адекватной профессиональной самооценкой, способных мгновенно ориентироваться в сложившейся ситуации. При существующей противоречивой, непредсказуемой, конфликтной социальной практике и кризисе образования предполагается рассматривать систему образования не как технологический процесс по подготовке кадров, а как общественный институт становления и развития личности как субъекта культуры.

В.М.Розин [18] указывает, что образованный человек - это не только специалист и не только личность, а именно человек культурный и подготовленный к жизни, к испытаниям, смене образа жизни, к смене своих представлений, мировоззрений, мироощущений; образованный человек является культурным в том смысле, что принимает и понимает иные культурные позиции и ценности, осознает ценность не только собственной независимости, но и чужой.

Для того чтобы понять сложный процесс личност-но-профессионального саморазвития студента и роль в нём профессиональной самооценки, нами был рассмотрен и изучен феномен саморазвития личности в философско-психологической и педагогической литературе.

Основные позиции, принципы самосозидания личности в разные времена являлись предметом изучения представителей различных фундаментальных наук: философии, психологии, педагогики, социологии.

Основными философскими идеями, значимыми для нашего исследования, являются гуманистические представления о личности, лежащие в основе процесса личностно-профессионального развития, в связи с этим, по нашему мнению, необходимо начать исследование с анализа и обобщения идей различных философов, психологов, педагогов о человеке, процессе его становления.

Нами выявлено, что на первый план при исследовании личности как философской категории выдвигается следующая проблема: понятие личности практически сливается с понятием «Я», поэтому «чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определённом аспекте: чем я был? - что я сделал? -чем я стал?» [20, с. 183]. Иначе говоря, с каким уровнем развития студент прибыл для прохождения обучения в вузе, что он сделал для эффективного профессионального становления и какого уровня он достиг как специалист, адекватно оценивая свои профессиональные навыки и умения.

По мнению И. Канта, человек становится личностью «благодаря самопознанию», благодаря тому, что он обладает «представлением о собственном "Я"» [5, 413], при этом саморазвитие личности понимается как нравственное отношение с другими людьми. Отмечая самоценность каждой личности, Л.Фейербах делает акцент на несоизмеримой ни с чем, «ни с каким обществом, ни при каких условиях» [23, 7] значимости личности человека, её стремлении к самосовершенствованию.

В различных философских концепциях найдено подтверждение идеи об авторстве человека в создании и реализации своей личности, такой позиции придерживаются Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский и др. Они считают, что истоки саморазвития находятся внутри самого человека, то есть индивид совершает поступки, тем самым преобразовывая себя и окружающую его действительность и развивая самооценку.

Для «Я» нет никакого становления, если оно не свободно. Свободу для человека даёт возможность. В отличие от рационалистической традиции С.Кьеркегор акцентирует внимание на категории возможности. И так как несовершенно никакое «Я», возможность открывает перед человеком неограниченное поле самопроявления. Возможность - это спасительное средство, своеобразная перспектива.

С. Кьеркегор не отрицает и значения необходимости. «Я» в равной степени нуждается как в возможности, так и в необходимости. Возможность даёт свободу, а следовательно - выбор [7, с. 274].

Проблема выбора - центральная в экзистенциальной трактовке человека. Выбор - это не только поступок, созвучный духу человека, это поступок один из ряда возможных. Таким образом, речь идёт о создании «проекта» самого человека как целостного существа.

Личность стремится к автономии и никогда не останавливается в своём развитии. Автономная личность способна обратиться вовнутрь себя и обнаружить свободу. Но эта свобода, по мысли Кьеркегора, заключается в поиске внутреннего смысла и обретения свободной сущности. «Внутренний смысл - это как раз тот источник, из которого струится вечная жизнь» [7, с. 234].

Ж.-П.Сартром разработана тема специфичности человеческого существования. Сартр не согласен с идеей, что человек изначально обладает некой собственной ему «сущностью», и считает, что человек не поддаётся определению, потому как первоначально ничего собой не представляет, он сначала существует, появляется в мире и только потом определяется как личность. «Человеком он становится лишь впоследствии, причём таким, каким он сделает себя сам» [24, с. 323]. Он есть лишь то, что сам из себя сделает. Человек существует, устремлён к будущему, проецирует себя в будущее.

Ж.-П.Сартр выступает против упрощённого детерминизма, отвергая обусловленность человеческих поступков внешними причинами, средой, воздействующими на человека в той степени, какой он их вос-

принимает. В связи с этим невозможно изучить человека, не учитывая его ситуации, а также невозможно понять выбор, осуществляемый человеком, не учитывая единства человека и его ситуации. Хотя люди стремятся к независимости друг от друга, «другой» всегда необходим для моего существования, и, «стремясь к свободе, мы обнаруживаем, что она целиком зависит от свободы других людей и что свобода других людей зависит от нашей свободы» [24, с. 327].

Нами установлено, что понятие о свободе, дающей возможность выбора средств, методов и путей саморазвития для достижения успешного становления профессиональной самооценки студента, является крайне важным фактором.

Развитие собственной личности часто начинается с саморассматривания, соизмерения себя - реального с собой - лучшим, идеальным. «Восхождение к самому себе - лучшему, «я - идеальному», «восхождение человека к себе» - это путь, который позволяет человеку совершенствовать самого себя и ... сделать мир чище, светлее, добрее» [14, с. 228]. В связи с этим мы считаем, что данная трактовка для нашего исследования имеет особое значение, так как путь от соизмерения себя реального с собой лучшим, идеальным - это и есть процесс познания, самооценки и саморазвития своих профессиональных навыков и умений.

Активная личность стремится к самореализации, испытывает потребность в саморазвитии и становлении своей самооценки. Личность, способная к саморассматриванию и самооцениванию, испытывающая потребность в знаниях, стремится направить свою деятельность на получение таковых. Потребность в развитии «человека как существа, наделённого разумом, существа мыслящего связана, прежде всего, с потребностью в получении знаний. Знание - это своего рода призыв, требование, обращённое к нам и определяющее наши поступки» [5, с. 428].

На основе знаний человек осмысливает свою точку зрения, личностную позицию, мировоззрение, выражает и утверждает себя посредством осуществления различных видов деятельности, выбирает средства, методы и строит свою стратегию саморазвития.

Для нашего исследования значимым является понимание процесса становления личности в целом (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев и др.) как непрерывного процесса самосовершенствования и роли самооценки в нём. Результативное саморазвитие личности возможно только в условиях свободы, поэтому мы рассмотрели философское значение понятия «свободы» в трактовке учёных Н.А.Бердяева, П.С.Гуревича, М.К.Мамардашвили и др. [10, с. 37].

Свобода выбора - это прерогатива независимой, совершенствующейся, прогрессирующей личности, способной совершать поступки в соответствии со своими желаниями и убеждениями, независимость от мнения других, общепринятых правил и традиций принятия неординарных решений. «Свобода, являясь величайшей духовной ценностью, порождает саморазвитие, которое само укрепляет и порождает свободу личности» [3, с. 47].

В учении Н.А.Бердяева наряду с основными положениями его концепции: Личностью, Творчеством, Духом - выступает Свобода. Н.А.Бердяев, размышляя о феномене свободы, открывает нам новые грани её понимания, рассматривая свободу как основное условие нравственной жизни. «.Свобода духа есть новое духовное рождение, раскрытие духовного человека. .Свобода есть самоопределение изнутри, из глубины, и противоположна она всякому определению извне, которое есть необходимость» [2, с. 90].

Личность - духовный стержень человека. «Личность же есть категория духовная, а не натуралистическая, она принадлежит плану духа, а не плану природы, она образуется прорывом духа в природу» [3, с. 296].

Личность немыслима вне свободы, свободная Личность не может проявить себя иначе, как в творчестве, творчество невозможно без свободы. «Личность есть также сохранение цельности и единства, сохранение всего того же единого, неповторимого образа в постоянном измерении, творчестве и активности» [3, с. 297].

Современный образ свободного, творческого, самореализующегося человека связан с ориентацией образования на собственные интересы индивида, а также на культуру как образовательную ценность. Требования, предъявляемые к современным специалистам, предполагают наличие у них не только профессиональных, специальных знаний и достаточно развитой самооценки, но и высокого уровня культуры.

Следовательно, рассмотрение понятия свободы является ведущим не только для поиска путей становления профессиональной самооценки, но и для выбора путей духовного и нравственного обогащения.

Ряд философов (М.Хайдеггер, С.Л.Франк, Л.А.Коган, М.С.Каган и др.) усматривают культуру как важный фактор, актуализирующий саморазвитие, придающий ценность жизни. Приобщение к культуре в процессе образования «проходит через познание и освоение богатств мировой культуры, направлено на преобразование, совершенствование общества и личности» [8, с. 37].

Таким образом, анализ идеи философов помог нам понять, что современный специалист с высшим образованием должен быть человеком культуры, обладающим общекультурной и профессиональной компетентностью, стремящимся к саморазвитию через самооценку личностных качеств, значимых для профессиональной деятельности. Для того чтобы быть компетентным профессионалом, человеку необходимо постоянно обновлять свои знания, уметь анализировать и осмысливать поток новой информации, развивать свои профессиональные и личностные качества и т.д.

При экстраполяции различных философских подходов к вопросу педагогического влияния на становление профессиональной самооценки в процессе лич-ностно-профессионального саморазвития студентов нами установлено, что проблема саморазвития интересовала философов различных школ и эпох. Идея философов о свободе как неотъемлемой характери-

стике гуманистических основ понимается нами как установление равноправно-партнёрских отношений. Личностно-профессиональное саморазвитие мы понимаем как собственное внутреннее усилие человека, направленное на изменение в целостной системе профессионально значимых качеств и свойств.

Нами проанализирован круг проблем, связанных с саморазвитием личности студента в целом, становлением профессиональной самооценки в частности в процессе профессиональной подготовки в аспекте психологического подхода.

Г.Олпорт сделал вывод о том, что адекватный синтез существующих определений личности может быть выражен в фразе: «Человек - это объективная реальность»[29, с. 48]. Таким образом, учёный-исследователь подчеркивает деятельностную основу личности: «личность - это нечто, и она что-то делает. Личность - это то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивидуума». В дальнейшем Г.Олпорт даёт более точное определение, обращая внимание на то, что деятельность личности регулируется ее внутренними мотивами: «Личность - это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление» [31, с. 28]. По мнению Г. Олпорта, активностью личности, её деятельностью движет внутренняя потребность человека изменить себя и общество.

Данный подход к определению сущности личности значим для становления профессиональной самооценки, так как через изменение себя, совершенствование и развитие студент достигнет профессиональной компетентности.

А.Маслоу, определяя основание целостности личности как «внутреннюю природу» или «некую стержневую структуру», использовал им рассматриваемый термин «self» («самость» или «Я»). А.Маслоу считал, что необходимым условием оптимального и продуктивного функционирования личности является предоставление ей возможности проявить свою самость.

К. Роджерс, описывая личность в терминах самости, обращает внимание на «организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний» [17, с. 25].

Мы считаем, что положение об индивидуальности личности студента при становлении профессиональной самооценки занимает особое место, так как в сложной специфике вуза зачастую лишь при взаимодействии с педагогом возможно раскрытие индивидуальности студента.

В контексте гуманистической теории мы также обращались к исследованию личности зарубежными психологами: Э.Фроммом, Г.Олпортом, Келли, А.Маслоу, К.Роджерсом. Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание его наивысшие стремления. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и саморазвития.

Психологи, оказавшие влияние на развитие гуманистического подхода к личности (Э.Фромм, Г.Олпорт, К.Роджерс, В.Франкл, Р.Мей), рассматривают человека как активного творца собственной жизни, обладающего свободой выбирать и развивать свой стиль жизни, свои жизненные цели, обладающего свободой саморазвития.

К.Роджерс с гуманистических позиций делит структуру личности на три психических компонента, такие как Организм - это индивидуум как живое существо в целом, Феноменальное поле - весь опыт индивидуума и Самость - совокупность восприятия индивидуумом самого себя [15]. В контексте данных рассуждений мы считаем, что задачей физической культуры является создание условий для усиления как процесса становления профессиональной самооценки, так и личностного роста, поиска индивидуального профессионального «почерка» трудовой деятельности.

При анализе трудов психологов нами выявлены различные позиции представления о личности и функциях самооценки в её саморазвитии. Мы считаем, что личность специалиста должна обладать достаточно высокой степенью развития профессиональной самооценки, для того чтобы быть ведущим звеном и уверенно удерживать позиции в своей социальной среде.

С позиций С.Л.Рубинштейна человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет своё отношение к окружающему. Человек есть в максимальной мере личность, когда в нём - минимум нейтральности, безразличия, равнодушия [19]. Говоря иными словами, в личности с необходимостью представлены эмоциональные оценки межличностных отношений, в которые человек вступает в процессе своих многочисленных деятельностей, соотношение положительных, нейтральных и отрицательных эмоций и чувств с преобладанием у сформированной личности первых из них.

Раскрывая объективные функции личности в обществе, в коллективе и для окружающих, В.С.Мерлин определяет само её понятие и отличительные признаки. Он пишет: «... человек - личность не только для других, но и для себя. Он осознаёт себя как личность. Он отдаёт себе отчёт в том, что является субъектом, активным деятелем, изменяющим активную природу и общественную среду в соответствии со своими целями и мотивами» [12, с. 272].

А.Н.Леонтьев считает: «Личность человека порождается в его деятельности, которая осуществляет его связи с миром» [9, с. З92]. Становление и развитие личности происходит в результате активной творческой деятельности, ориентированной на «общечеловеческие ценности» [9, с. 392], при этом особо важное значение имеет «совместная деятельность и общение» [6, с. 289].

Таким образом, для процесса становления профессиональной самооценки названные подходы к теории личности подтверждают значимость «потенциальных возможностей личности, которые тесным образом связаны с врожденными особенностями орга-

низма и развиваются с социальной жизнью и деятельностью человека» [25, с. 22], наличие у неё собственного отношения к окружающему миру, выражающегося в «сознательном отношении к жизни», [21, с. 244] в соответствии с которым человек планирует свой жизненный путь, свои поступки, свою деятельность, своё отношение к миру, своё развитие.

Анализируя вышеизложенное, мы сделали вывод, что личность - это человек, обладающий развитой самооценкой, индивидуальностью, включенный в социальные отношения и сознательно выделяющий себя из своего окружения для активной деятельности с целью позитивного изменения себя и общества. Вопросы, связанные с сущностью гуманизации профессиональной подготовки специалистов и технологии её реализации в вузе, являются основополагающими для нашего исследования.

В связи с этим, на наш взгляд, для успешного становления профессиональной самооценки, результативной дальнейшей самореализации в быстро меняющихся на современном этапе условиях и успешного осуществления своего социального предназначения очень важным является раскрытие личностного и профессионального потенциала студента. «Мировоззрение, способности, знания и другие качества студента постоянно развиваются, находятся в динамике, могут выступать в определенных условиях весьма противоречиво. Это естественно: личность студента -развивающаяся. Вся учебно-воспитательная, образовательная система высшей школы должна быть направлена на становление личности студента» [13, с. 31].

Педагогика вуза должна исходить именно из этих реальностей, поскольку центральной фигурой воспитательного процесса является студент. Каждый преподаватель, организуя учебно-воспитательный процесс, создаёт условия для постоянного развития личности и профессиональной самооценки студента. Всемерно содействовать созданию таких условий должен и сам студент, выступая воспитателем и созидателем самого себя, ответственным субъектом самообразования. В данном случае речь идёт о помощи студенту в реализации его потребности в самоактуализации и саморазвитии. Эта потребность относится к высшим духовным потребностям человека и выступает источником внутренней активности личности - самооценки, самоосмысления, переживаний, волевых усилий. Личностное развитие студента наиболее эффективно протекает при осознанном понимании, убеждении в необходимости развития и совершенствования личностью самой себя. Это стремление основывается и развивается на самосознании, сопоставлении себя с другими людьми и миром. Чтобы глубже понять и оценить стремление личности к саморазвитию, необходимо, по нашему мнению, в первую очередь изучить идею собственного представления о своём «Я».

Для успешного становления профессиональной самооценки в процессе личностно-профессионального саморазвития студента в вузе необходимо строить педагогический процесс на принципах индивидуали-

зации образования. В таких условиях человек приобретает новые умения, достигает необходимые цели и реализует себя более полно.

В сложившейся социальной обстановке для полной реализации, для того чтобы стать компетентным специалистом, необходимо процесс физической культуры строить с учётом потенциальных возможностей и целей студента.

Таким образом, важно для успешного становления профессиональной самооценки в процессе личностно-профессионального саморазвития сохранить и развить себя, максимально выявить и оценить потенциальные качества своей личности, определить наиболее оптимальные пути их развития. Задачей педагога является психолого-педагогическое сопровождение процесса становления профессиональной самооценки студента как будущего специалиста.

Самоактуализация тесно связана с развитием Я -концепции. Согласно К.Роджерсу [4], образ «Я», складывающийся в результате жизненного личного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данных человека, мира, других людей, на оценки, которые даёт человек собственному поведению. Я -концепция может быть положительной, амбивалентной и отрицательной. Индивид с положительной Я -концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной Я - концепцией, которая, в свою очередь, может неверно отражать реальность, быть вымышленной. То, что не согласуется с Я - концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным.

К. Роджерс писал: «Индивиды имеют огромные внутренние ресурсы для самопонимания и изменения собственной Я - концепции, базовых установок и самонаправляемого поведения. Для того чтобы все эти источники были включены, необходимо создать климат облегчающих психологических установок» [30, с. 115].

Я - концепция включает в себя не только представление студента о том, какой он есть, но и каким должен и хотел бы быть, развивая свои профессиональные качества и самооценку. Этот компонент «Я» называется Я - идеальное.

К.Роджерс отмечает, что когда у индивидуума развивается способность к самооценке, потребность в самоуважении, то самость приобретает бинарную структуру и разводится на самость реальную (Я - реальное) и самость идеальную (Я - идеальное) [15].

По К.Роджерсу, Я - идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это то «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится. В процессе формирования Я - концепции оценка индивидуума другими людьми способствует развитию позитивного или негативного образа себя. «Я» формируется через взаимодействие с окружением. Иначе говоря, по мере того как человек становится социально восприимчивым, его Я - концепция все больше усложняется.

Содержание Я - концепции в значительной степени является продуктом процесса социализации. Толь-

ко в процессе социализации он обогащается общественным опытом, индивидуализируется, у него появляется мотивация к деятельности, к совершенствованию себя и развитию своих профессионально значимых качеств через самооценку. Можно с уверенностью утверждать, что как в учебной деятельности, так и в личностном общении студент оценивает себя с позиции «Я - реальный» и стремится к «Я - идеальному» в ходе становления профессиональной самооценки в процессе личностно-профессионального саморазвития.

Исходя из исследований отечественных и зарубежных психологов, можно выстроить логическую цепочку развития личности: Я - реальный (самооценка)

- самосознание - переосмысление жизни - стремление к Я - идеальному (через самосовершенствование, саморазвитие).

С.Л.Рубинштейн в своих исследованиях указывает на связь не только знания и деятельности, но и всех психических составляющих в процессе работы личности над собой. «Специфика саморазвития и формирование личности - это соотношение развития и обучения, развития и воспитания, выявление диалектики внешнего и внутреннего, индивидуального и типического, особенного и всеобщего» [21, с. 37]. Саморазвитие студента и становление его профессиональной самооценки происходит в результате разрешения противоречия между собой реальным и собой желаемым, то есть чувство неудовлетворенности собой мотивирует слушателя к совершению поступков и деятельности для изменения себя.

Студент, сталкиваясь с различными социальными требованиями и новыми ролями, осознанно оценивает свою недостаточность, и большинство начинают целенаправленно совершенствовать себя, осознавая потребность в активном саморазвитии и становлении своей профессиональной самооценки.

Саморазвитие через самооценку определяет способы и средства жизнедеятельности, есть одна из некоторых форм существования и основной путь движения студента к личностной и профессиональной зрелости. Саморазвитие - осознанный путь становления профессиональной самооценки, сознательно и целенаправленно используемый для достижения мысленного предела, идеала (самовоспитание, самосозидание, самосовершенствование).

Таким образом, становление профессиональной самооценки в процессе саморазвития можно рассматривать как сознательное управление своим развитием

- выбор целей самосовершенствования в соответствии со своими жизненными целями и идеалами, при этом важно адекватно оценивать свои потенциальные возможности, выбирать наиболее оптимальный путь и средства достижения, соотносить их с ожиданиями общества.

Психологи рассматривают ядро личности как осевую субъекта сознательной деятельности, в мотива-ционной сфере, выделяя в её составе потребности, интересы и направленность. Чем выше уровень мотивации студентов, чем осознаннее они относятся к себе, своему настоящему и будущему, тем направлен-

нее их интересы и потребности, тем глубже смысл совершаемых ими поступков.

При обучении студентов в вузе физической культуре и дальнейшем их совершенствовании важно помнить о том, что «единство деятельности выступает как единство целей субъекта и тех его мотивов, которые к ней побуждают. Мотивы и цели деятельности носят обычно интегрированный характер, выражая общую направленность личности» [22, с. 51].

Мы считаем, что в процессе обучения студентов физической культуре необходимо учитывать, что сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к окружающим. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей и способностей, являющихся необходимыми компонентами всякого сознания, и образуют самосознание. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «Я - концепция» по К. Роджерсу, определение некоторой самооценки своей деятельности и, как следствие, возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. При неудовлетворении собой возникает конфликт, во многом стимулирующий и приводящий к деятельности, направленной на самоизменение для большего соответствия Я - идеальному, тем самым проявляется потребность в саморазвитии.

Мы считаем, что большую роль при актуализации личностно-профессионального саморазвития и успешного становления профессиональной самооценки студента вуза играет обеспеченность педагогического процесса (материально-техническая, методическая и научная) физической культуры [26].

Потребности как составляющая часть личности растут и изменяются вместе с человеком: экстраполируя эту идею на процесс воспитания физической культуре, мы пришли к выводу, что на начальном этапе обучения преобладают био-физиологические потребности в овладении новыми упражнениями, при этом собственная, деятельностная активность человека довольно низка. На последующих этапах обучения появляются потребности социального характера, например, самоутверждение, на более высоком этапе развития личности мы можем говорить о потребности в саморазвитии и становлении профессиональной самооценки. Удовлетворение потребности в саморазвитии, как и любой другой, связано с практической деятельностью, необходимой для её реализации. Поэтому потребность выступает источником внутренней активности личности.

В контексте нашего исследования нами был проведён анализ по выявлению педагогических условий, способствующих успешному становлению профессиональной самооценки. Для актуализации потребности в развитии профессиональной самооценки студента в процессе личностно-профессионального саморазвития необходима эмоционально-положительная среда всего процесса обучения, установка на достижение максимально положительного результата, приобретение профессионально важных знаний, навыков и умений в процессе воспитания физической культуре. При

этом цели преподавателя и учащегося по определению путей достижения конечного результата должны быть согласованы. По мнению В.П.Сазонова, необходимо создать психолого-педагогические основания для осуществления и реализации «био-социальных потребностей человека, так как никакие воздействия на человека не станут действительными факторами его развития, пока не войдут в систему собственных потребностей человека» [23, с. 31].

Для нашего исследования важно понимать, что «образование - это процесс искусственный, сознательно организуемый и целенаправленный» [27, с. 19]. Таким образом, преподаватель может влиять на становление профессиональной самооценки в процессе личностно-профессионального саморазвития студента.

Человек, задумывающийся над развитием собственной личности, даёт себе самооценку, готовя себя к участию в социальных процессах, определяя своё место в качестве активного члена общества, направляя свою деятельность на достижение профессиональных целей. В ходе развития и саморазвития, по мере приобретения и накопления жизненного опыта человек открывает для себя всё новые стороны бытия, происходит переосмысление жизни. Этот «процесс переосмысления жизни... определяет мотивы действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни» [21, с. 98].

Для того чтобы принять решение о выборе профессии, молодой человек должен определить, что он собой представляет. Так как в нашем обществе различным видам профессиональной занятости соответствуют различные стили жизни, то выбор карьеры по существу превращается в выбор образа жизни в целом.

Чтобы сделать осознанный выбор, у молодых людей должно быть адекватное понимание себя, а также обоснованная оценка того, в какой области трудовой жизни они могли бы наилучшим образом применить свои способности, знания и умения. Данный выбор играет ведущую роль в становлении профессиональной самооценки студента.

Профессиональная деятельность человека занимает большую часть жизнедеятельности (в эмоционально-психическом и физическом смысле, а также во временном), поэтому важную роль в процессе профессионального саморазвития играют не только профессиональные характеристики, но и личностно-значимые, ценностные качества: умение сосуществовать в коллективе, способность строить отношения на основе совести, чести, долга, достоинства, умение руководить и умение подчиняться. Одним из видов лич-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ностно-значимой и социально важной деятельности студента является процесс его профессионального развития, который основывается на определенных склонностях, целеустремленном, сознательном, избирательно-положительном отношении к профессии.

Молодой человек, обучаясь в вузе, не только получает квалификационные знания, но и «примеряет» себя к избранной специальности. В процессе образовательной деятельности у студента раскрываются новые потенциальные резервы личности, особенно важным и осмысленным становится управление собой, адекватное профессиональное самооценивание собственных возможностей и притязаний, особую ценность представляет умение видеть перспективу.

В данном случае важно отметить необходимость адекватной оценки сегодняшними студентами не только себя, но и реальной общественной ситуации.

Исходя из задач высшего образования, можно сделать вывод о том, что в контексте личностно-центрированного подхода основополагающим компонентом процесса обучения является осознанное саморазвитие личности студента и, как следствие, успешное становление профессиональной самооценки. За период прохождения профессиональной подготовки совместно с процессом личностного становления - «выращивание себя сообразно собственной стратегии жизни» - также «в условиях учебно-воспитательного процесса . формируются профессиональные особенности личности» [1, с. 13].

В связи с тем что становление компетентного профессионала является в настоящее время приоритетной задачей образовательного процесса, необходимо все педагогические усилия направить на развитие у студентов потребности в успешном развитии профессиональной самооценки. Кроме этого, они при помощи преподавателя должны «обучаться на основе собственного опыта», «расширять .сферы собственного контакта», узнавать «новые способы освоения окружающей его среды» [16, с. 42].

Различные формы педагогической деятельности в вузе (учебно-методическая, научно-исследовательская, практики, различные инновационные упражнения на практических занятиях, интенсивное самообразование и самосовершенствование) дают студенту понимание необходимости и потребности в каждом виде деятельности.

В связи с этим необходимым, на наш взгляд, является исследование самооценки личности, являющейся составным компонентом личностно-профессионального саморазвития студента в целом, в процессе воспитания физической культуры в частности.

Библиографический список

1. Бенедиктов Б.А., Бенидиктов С.Б. Психология обучения и воспитания. Минск, 1983.

2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

3. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

4. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс. 1986. 420 с.

5. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

6. Культура как интегрирующий фактор в образовательных структурах высшей школы // Тезисы докладов региональной научно-методической конференции. Владивосток, 2000.

7. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

8. Лекторский В.А. Духовность и рациональность (Материалы круглого стола) // Вопр. филос. 1996. № 2.

9. Леонтьева В.Н. Личное бытие как культуротворческая свобода. Харьков, 1998.

10. Мамардашвили М.К. Кантинианские вариации. М.,1997.

11. Межуев В.М. Культурология как наука // Вопр. филос. 1997. № 2.

12. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М.; Воронеж, 1996. С. 445.

13. Мудрагей Н.С. Идеал - проблема выбора, или воля к разуму // Вопросы филос. 1994. № 9.

14. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986.

15. Подлиняев О.Л. Становление личности. Актуальные концепции. Иркутск. 1997.

16. Подлиняев О.Л., Федотова Е.Л., Косогова А.С. Некоторые подходы к проблеме становления личности в педагогике. Иркутск, 1997.

17. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск: Изд-во Удмурдского университета, 1994.

18. Розин В.М. Философия образования: предмет, концепции, основные темы и направления изучения // Философия образования для ХХ1 века. М., 1992.

19. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1981. 423 с.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. Т.1.

21. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М., 1935.

22. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и её жизненный путь // Собр. соч. в 2 т. М., 1989. Т. 2.

23. Сазонова В.П. Воспитание на основе потребностей человека. М.: Педагогика. 1993. № 2.

24. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов: сборник // Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм [и др.] М., 1989.

25. Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-психологические проблемы образования. М., 1992.

26. Современные проблемы физического воспитания и спортивной работы в системе образования. Иркутск, 2000.

27. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1998.

28. Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2 т. М., 1955. Т.2.

29. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986.

30. Sarason S. The culture of school and the problem of change. - Allayn and Bacon, 1982.

31. Allport T. Personality. Apsychological interpretation. New York. Holt, Rinehart and Winston. 1937.

УДК 81'1

ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У БУРЯТ Р.В. Бухаева1

Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 8 в.

Рассматривается национально-культурная специфика невербального речевого поведения бурят. Особенностью характеристики жестового языка бурят является учет таких аспектов проявления национальной культуры, как информационный (при описании жестов подчеркивается специфика их плана содержания); диалогический (описываются ситуации, в которых происходит процесс коммуникации: ситуации знакомства, приветствия, прощания, просьбы, встречи и др.); типологический (рассматривается национально-культурная специфика жестов). Отдельному анализу подверглась группа религиозных обрядовых жестов бурят. Обрядовые жесты, относящиеся к группе национально-культурных жестов, в своей семантике несут определенные функции обряда, церемониала, ритуала и связаны с национальной бурятской культурой. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация; языковая картина мира; национальная традиция; невербальный язык; компоненты невербального языка (кинесика, проксемика); коммуникативная и культурная компетенция.

FEATURES OF BURYAT NON-VERBAL COMMUNICATION R.V. Bukhaeva

East-Siberian State University of Technology and Management, 8b Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013.

The article deals with the national and cultural specificity of non-verbal speech behavior of Buryats. The characteristic feature of the Buryat sign language is the consideration of such manifestation aspects of national culture, as: informational (when describing gestures the specific character of their content plan is emphasized), dialogic (communication situations are described: meeting people, greetings, saying good-bye, requests, meetings, etc.), typological (national and cultural specific character of gestures is examined). A group of Buryat religious ritual gestures is subjected to a separate analysis. Ritual gestures that refer to a group of national and cultural gestures contain certain functions of rite, ceremony, ritual in their semantics and are connected with the national Buryat culture. 7 sources.

Key words: intercultural communication; linguistic picture of the world; national tradition; non-verbal language; components of non-verbal language (kinesics, proxemics), communicative and cultural competence.

1Бухаева Раджана Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой восточных и европейских языков, тел.: 89025651853, e-mail: lotos7205@mail.ru

Bukhaeva Radjana, Candidate of Sociological sciences, Professor, Head of the Department of Oriental and European languages, tel.: 89025651853, e-mail: lotos7205@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.