Научная статья на тему 'Философско-онтологические основы концепции природы в прозе С. Хан-Гирея'

Философско-онтологические основы концепции природы в прозе С. Хан-Гирея Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ПРИРОДА / МИРОВИДЕНИЕ / МИРОПОНИМАНИЕ / ЭТНОМЕНТАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ / РУССКАЯ И ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / РОМАНТИЗМ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / NATIONAL ENLIGHTENMENT / NATURE / WORLD VISION / WORLD OUTLOOK / ETHNIC MENTAL VIEWS / RUSSIAN AND EUROPEAN PHILOSOPHY / ROMANTICISM / CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степанова Татьяна Маратовна, Кандор Сусанна Аслановна

Рассматриваются особенности отношения классика адыгской (черкесской) литературы, основоположника национального просветительства Султана Хан-Гирея к природе, отраженные в его художественных текстах как важнейшая часть его мировидения и миропонимания. Ставится цель анализа приемов раскрытия его системы представлений о мире, объединяющей как этноментальные взгляды на природу, так и уже сложившиеся к этому периоду в русской и европейской философской и литературно-эстетической системе, связанной, в первую очередь, с концепцией Просвещения и романтизма, отражая и глобальные процессы, связанные с дихотомией природа-цивилизация. Отмечается, что концепция природы у автора реализуется через два основных взаимодополняющих подхода, способа освоения данной проблематики: с одной стороны научный, рациональный, с другой художественный, эмоциональный, образный. Оценивается внимание автора к природе как важнейшему фактору формирования и индивидуальной человеческой личности, и народа в целом, его образа жизни и образа мышления, творческого, художественного потенциала. Анализируются особенности семантики употребления концепта «природа», встречающегося в его художественных текстах более трех десятков раз, многообразие функций мотивов и образов природы в художественном мире писателя. Кроме того, как важный источник сведений об авторской концепции природы оцениваются внесюжетные элементы текста. Делается вывод об актуальности для системы мировоззрения писателя анализа проблемы объективного баланса природы и человека как двух взаимодополняющих явлений и факторов, функционирования концепта «природа» в художественной прозе в контексте системы ценностной, аксиологической структуры художественного мира его произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical ontological bases of the concept of the nature in prose of S. Khan-Girey

The paper deals with the features of the attitude of the classic of the Adyghe (Circassian) literature, the founder of national enlightenment Sultan Khan Girey to the nature reflected in his literary texts as the most important part of his world vision and world outlook. We put the goal to analyze the methods that were used by the writer to disclose his system of ideas of the world uniting both the ethnic mental views of the nature and views which have already developed by this period in the Russian and European philosophical, literary and esthetic system. The latter is connected, first of all, with the concept of Education and romanticism, reflecting also the global processes associated with the nature civilization dichotomy. The concept of the nature is realized through two main complementary approaches a way of development of these problems: on the one hand scientific, rational, and on the other art, emotional, figurative. The attention of the writer to the nature is estimated as the most important factor of formation of both the individual human person and people in general, its way of life and mentality and creative art potential. An analysis is made of the features of semantics of the use of the concept «nature», which is found in his literary texts more than three tens times, as well as the variety of functions of motives and images of the nature in the art world of the writer. Besides, the extra subject elements of the text are estimated as an important source of data on the author’s concept of the nature. The conclusion is drawn about relevance of this work in terms of the analysis of objective balance of the nature and the person as two complementary phenomena and factors for system of outlook of the writer, functioning of the concept «nature» in literary prose in the context of system of value, axiological structure of the art world of his works.

Текст научной работы на тему «Философско-онтологические основы концепции природы в прозе С. Хан-Гирея»

УДК 821. (470+571). 09 «1640/1918»

ББК 83.3 (2 Рос) 5

С 79

Степанова Т.М.

Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, e-mail: stepanova.maykop@gmail.com

Кандор С. А.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров Майкопского государственного технологического университета, e-mail: shhahutova@mail.ru

Философско-онтологические основы концепции природы в прозе С.Хан-Гирея

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматриваются особенности отношения классика адыгской (черкесской) литературы, основоположника национального просветительства Султана Хан-Гирея к природе, отраженные в его художественных текстах как важнейшая часть его ми-ровидения и миропонимания. Ставится цель анализа приемов раскрытия его системы представлений о мире, объединяющей как этноментальные взгляды на природу, так и уже сложившиеся к этому периоду в русской и европейской философской и литературно-эстетической системе, связанной, в первую очередь, с концепцией Просвещения и романтизма, отражая и глобальные процессы, связанные с дихотомией природа-цивилизация. Отмечается, что концепция природы у автора реализуется через два основных взаимодополняющих подхода, способа освоения данной проблематики: с одной стороны - научный, рациональный, с другой - художественный, эмоциональный, образный. Оценивается внимание автора к природе как важнейшему фактору формирования и индивидуальной человеческой личности, и народа в целом, его образа жизни и образа мышления, творческого, художественного потенциала. Анализируются особенности семантики употребления концепта «природа», встречающегося в его художественных текстах более трех десятков раз, многообразие функций мотивов и образов природы в художественном мире писателя. Кроме того, как важный источник сведений об авторской концепции природы оцениваются внесюжетные элементы текста. Делается вывод об актуальности для системы мировоззрения писателя анализа проблемы объективного баланса природы и человека как двух взаимодополняющих явлений и факторов, функционирования концепта «природа» в художественной прозе в контексте системы ценностной, аксиологической структуры художественного мира его произведений.

Ключевые слова:

Национальное просветительство, природа, мировидение, миропонимание, этно-ментальные взгляды, русская и европейская философия, романтизм, цивилизация.

Stepanova T.M.

Doctor of Philology, Professor of the Literature and Journalism Department, Adyghe State University, e-mail: stepanova.maykop@gmail.com

Kandor S.A.

Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Merchandizing and Goods Examination, Maykop State University of Technology, e-mail: shhahutova@mail.ru

Philosophical ontological bases of the concept of the nature in prose of S. Khan-Girey

Abstract:

The paper deals with the features of the attitude of the classic of the Adyghe (Circassian) literature, the founder of national enlightenment Sultan Khan Girey to the nature reflected in his literary texts as the most important part of his world vision and world outlook. We put the goal to analyze the methods that were used by the writer to disclose his system of ideas of the world uniting both the ethnic mental views of the nature and views which have already developed by this period in the Russian and European philosophical, literary and esthetic system. The latter is connected, first of all, with the concept of Education and romanticism, reflecting also the global processes associated with the nature - civilization dichotomy. The concept of the nature is realized through two main complementary approaches - a way of development of these problems: on the one hand - scientific, rational, and on the other -art, emotional, figurative. The attention of the writer to the nature is estimated as the most important factor of formation of both the individual human person and people in general, its way of life and mentality and creative art potential. An analysis is made of the features of semantics of the use of the concept «nature», which is found in his literary texts more than three tens times, as well as the variety of functions of motives and images of the nature in the art world of the writer. Besides, the extra subject elements of the text are estimated as an important source of data on the author's concept of the nature. The conclusion is drawn about relevance of this work in terms of the analysis of objective balance of the nature and the person as two complementary phenomena and factors for system of outlook of the writer, functioning of the concept «nature» in literary prose in the context of system of value, axiological structure of the art world of his works.

Keywords:

National enlightenment, nature, world vision, world outlook, ethnic mental views, Russian and European philosophy, romanticism, civilization.

Природа занимает основополагающее место в идейно-эстетической концепции всякого крупного художника. Отношение каждого писателя к природе, отраженное в его художественных текстах - это важнейшая часть его мирови-дения и миропонимания. Об этом свидетельствует и наследие классика адыгской (черкесской) литературы, основоположника национального просветительства Султана Хан-Гирея (1808-1842). Многогранные семантические оттенки понятия «природа» были зафиксированы в труде современника, практически ровесника С.Хан-Гирея, тоже просветителя в выс-

шем смысле - В.И.Даля, из которых мы приведем только часть: «Природа - естество, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней... Природа - врожденные свойства, прирожденные качества, естественное состоянье, стремленье или наклонности» [1]. Однако и этих дефиниций достаточно, чтобы убедиться в чрезвычайной значимости этого понятия.

Видимо, не имеется достаточных оснований для того, чтобы говорить о наличии у Хан-Гирея специально разработанной философии природы, однако она,

несомненно, существует, и не просто спонтанно, а вполне осознанно - в его мировоззрении, системе представлений о мире, объединяя как этноментальные взгляды на природу, так и уже сложившиеся к этому периоду в русской и европейской философской и литературно-эстетической системе, связанной, в первую очередь, с концепцией Просвещения и романтизма, отражая глобальные процессы, связанные с дихотомией природа-цивилизация.

Концепция природы у С.Хан-Гирея реализуется через два основных взаимодополняющих подхода, способа освоения данной проблематики: с одной стороны -научный, рациональный, с другой - художественный, эмоциональный, образный. Первый зафиксирован в его комплексном научном труде «Записки о Черкесии», созданном молодым флигель-адьютантом еще до создания его художественных произведений в 1836 году, второй - во всем его сравнительно небольшом по объему, но уникальном по своему уровню художественном наследии. Эти оба подхода вообще чрезвычайно важны: первый, научный - формирует комплекс объективных знаний, второй, художественный -дает индивидуально-авторское освещение мира природы, его места и роли в физической, духовной, эмоциональной жизни человека. Для писателя чрезвычайно важно то, что природа во всех ее многообразных формах и проявлениях играет важнейшую роль в формировании как индивидуальной человеческой личности, так и народа в целом, его образа жизни и образа мышления, творческого, художественного потенциала, что и является всегда предметом писательского внимания и исследования.

Во всех без исключения структурных компонентах книги «Записки о Чер-кесии» автор активно привлекает фольклорные и мифологические тексты - их сюжеты, мотивы, образы - с самыми различными целями: и как непосредственные и прямые источники информации, и с более сложными задачами постижения

национального менталитета, национального характера. И наряду со всем этим в фольклорных источниках автора привлекает большой удельный вес образов и мотивов природы, связанной с этим сложной и изощренной символики. «Жанровый феномен «Записок о Черкесии» Хан-Гирея, - по мнению Т.М. Степановой, - как произведения художественной публицистики и науки - в его дуалистической природе, предопределяющей и ду-алистичность методологических подходов к исследованию материала. В художественном развитии участвуют не только художественные тексты, но и такие синтетические по содержанию и форме произведения, как «Записки о Черкесии» Хан-Гирея» [2: 151]. Хотя, как отмечалось нами выше, концепция природы не принадлежит к числу основополагающих аспектов художественно-мировоззренческой парадигмы Хан-Гирея, необходимо отметить ее чрезвычайную значимость по ряду признаков, в том числе и в плане сочетания этноментальных и общечеловеческих основ его литературной деятельности.

Литературно-художественное наследие С.Хан-Гирея, создававшееся на протяжении менее десяти лет, весьма разнообразно как по своему содержанию, так и по форме. Это повести «Черкесские предания» (1841), «Князь Кан-булат» (1844); «Наезд Кунчука» (1846); нравоописательно-биографические очерки «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов» (1842); «Бесльний Абат» (1847); «Князь Пшьской Аходягоко» (первая публикация - 1893). Последнее произведение по своему характеру выходит за общепринятые рамки жанра нравоописательно-биографического очерка, поскольку представляет собой также историко-генеалогическое повествование, исследование, посвященное бжедугским княжеским родам.

Анализ функционирования концепта «природа» в художественной прозе С.Хан-Гирея позволяет нам судить о зна-

чимости данного концепта в ценностной, аксиологической структуре художественного мира его произведений. Повесть «Черкесские предания» имеет подзаголовок «Отрывки», характеризующий особенности ее жанра и структуры: действие трех первых глав происходит в одном из прикубанских аулов, затем первоначальное сюжетное действие прерывается и переносится во владения крымского хана Магмет-Гирея в Бахчисарае, чередуясь с диалоговыми сценами в ханской темнице, что может рассматриваться как вставной эпизод, затем вновь возвращается в княжеские покои и на просторы Прикубанья.

Обращаясь к анализу темы природы в художественной прозе С.Хан-Гирея, мы должны прежде всего отметить многообразие функций ее мотивов и образов в художественном мире писателя. Среди этих функций и задач мы должны выделить следующие: во-первых, это один из компонентов хронотопа, характеризующий художественное время различных эпизодов произведений и отдельно, и в целом; во-вторых - это художественное пространство природы, то есть пейзаж в собственном смысле слова; в-третьих, интерпретация образов природы служит ряду других целей - в качестве характеристики персонажей, всевозможных параллелей и сопоставлений. Кроме того, важным источником сведений об авторской концепции природы являются вне-сюжетные элементы текста - разного рода отступления, содержащие прямые и непосредственные размышления С.Хан-Гирея, отражающие его позицию.

На важность концепции природы для художественной прозы С.Хан-Гирея указывает уже то, что в текстах его произведений, создававшихся по преимуществу в 1830-е годы, существенное место занимает употребление самого концепта «природа», встречающееся более трех десятков раз. Самое раннее по времени относится к тексту повести «Черкесские предания», в котором данный термин

встречается около двадцати раз. Отметим сразу, что прежде всего на основе характеристики особенностей функционирования данного концепта мы ставим целью рассматривать в текстах С.Хан-Гирея не столько особенности литературного пейзажа как такового, а именно общефилософское, психолого-онтологическое осмысление писателем значения понятия «природа» (как и другие признаки многозначности этого понятия).

Так, размышляя о соотношении естественной природы и ее художественного воспроизведения, С.Хан-Гирей делает следующее программное заключение: «Кисть художника может изобразить все правильности красоты, со всем изяществом высокого искусства, но искусство может ли оживить не уловимые выражения взоров? - Здесь дело природы, и как она мастерски исполняет его!» [3: 41] - отдавая приоритет руссоистскому типу понимания природы и концепции естественного человека. Категории природы для С.Хан-Гирея служат важным критерием оценки человека, его ценности, значимости и гармоничности: «Из гостиной вышел мужественный наездник в трауре. При его появлении народ с почтением расступился. Он был высок ростом и строен; его шаги были тверды; его взоры выражали ум и какое-то увлекательное могущество, которое редко, но встречается у любимцев природы... В нем таилось высокое чувство сознания собственного превосходства; его вид внушал глубокое уважение, доверчивость и приязнь. То был знаменитый князь Джембулат» [3: 17].

Для концепции природы в понимании С.Хан-Гирея, доминирующим, как это ни парадоксально, оказывается близкое к материализму объективное ее понимание, когда писатель отдает приоритет не Всевышнему, а именно Природе. Понятие природы в представлении Хан-Гирея соответствует тем граням и оттенкам многозначного смысла данного понятия, которые отражают те ее аспекты, которые зафиксированы в таких его сино-

нимических выражениях, как «натура», «естество», «творение», анализируя уровень мышления собственного народа с позиций европейского просветительства: «Природа дала черкесам более, нежели другим народам полудиким, умственных способностей, но суеверие затемняет их рассудок, предрассудок оковывает умственные их способности пагубными цепями грубого невежества [3: 36].

Через отношение персонажа к природе раскрываются особенности его мировоззрения, эволюции человеческого характера и естества. Первоначально внутренний мир героя характеризуется как полный и гармоничный именно благодаря его гармоничному и всеобъемлющему родству, единству с природой: «Он любил дикую поэзию природы, любил угрюмое уединение глубоких пещер, мрачную тень вековых лесов, томный ропот прозрачных ручейков, серебристою струею сверкающих среди зелени цветущих лугов; громкий шум нагорного потока и бурные волны вешних вод, дикие скалы и гранитные утесы, мхом обросшие; любил следить и за парящими над ними, рассекая тучи, орлами; к ним привык, и среди их жизни его жизнь наездника смелого текла бурно, но утешительно и обманчиво для его воображения, напитанного с юных лет честолюбием отважного наездничества» [3: 48].

Однако резкая трансформация отношения героя к природе раскрывается автором поначалу внешне напряженно, а затем весьма легко и изящно в духе романтической иронии, где предполагаемый драматизм ситуации на деле оборачивается достаточно легкой мотивацией: «Теперь он ненавидит людей и природу. Порой молния ли пробежит или луна проглянет сквозь тучи — он содрогается, боится, чтобы ночь не прояснилась; тогда прохожий может его заметить; боится и непроницаемого мрака ночи, грохота грома и рева бури. Что с ним сделалось? Безделица: княжна не является на свидание — и только. Непогода

может устрашить юную девушку, и она не придет. Одна такая мысль лишает его терпения [3: 36]. Здесь автором используется традиционный и распространенный в романтической литературе прием психологического параллелизма внутреннего состояния личности с миром природы. «Объективная и здравая и, одновременно, не лишенная иронии авторская оценка местных примет, связанных с жизнью природы, обычаев и поверий уступает место уже непосредственному изложению самих этих мистических поверий, правда, с поправкой на некоторое сомнение в их достоверности» [4: 133].

Понимание и осмысление природы в «Черкесских преданиях» свободно от религиозного мистицизма: «Княжна сильно вздохнула. Никогда честолюбие, дело случая и любовь — закон природы так сильно не боролись в гордой девушке, как теперь, и природа восторжествовала бы. Но судьба не того хотела [3: 41]. Для системы мировоззрения Хан-Гирея чрезвычайно важен вопрос по поводу объективного баланса природы и человека как двух взаимодополняющих явлений и факторов в его многообразной и достаточно трезвой и рационалистической картине мира и человека. «Любим ли мы взаимно? Если б я могла высказать, как сильно люблю тебя. Но пустой звук, суетные слова могут ли, должны ли выражать неизъяснимое чувство? Нет. Джембулат, я люблю тебя так сильно, так пламенно, что если б я могла высказать ее, любовь мою, то она потеряла бы высокую, небесную свою прелесть, не была бы так чиста, как небо, вдохнувшее ее в сердце лучшего создания божества, лучшего украшения природы - в человека!» [3: 43]. Можно говорить об особом, гуманистическом понимании природы С.Хан-Гиреем, в результате чего «каждое значительное произведение всегда особого рода обобщение, оно дает свою модель или авторскую картину мира» [5: 200].

Примечания:

1. Толковый словарь Даля. Природа. URL: http://slovari.yandex.ru/~KHOT^

2. Степанова Т.М. Межкультурный диалог и выражение авторской позиции в «Записках о Черкесии» С. Хан-Гирея // Актуальные проблемы общей и адыгской филологии. Майкоп, 2010. С. 149-152.

3. Хан-Гирей С. Избранные труды и документы / сост., подготовка текстов, науч. ред., коммент., историко-литературная, археографическая и источниковедческая характеристика М.Н. Губжокова. Майкоп: Полиграф-ЮГ, 2009. 672 с.

4. Степанова Т.М., Аутлева Ф.А. Пародийное переосмысление романтических и фольклорных жанров и мотивов (средневековая баллада, готическая повесть) в новеллистике В. Ирвинга // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2015. Вып. 3 (134). С. 129-134.

5. Douglas A. Myth and Religion in Mircea Eliade. Garland Publishing, 1998, 386 p.

References:

1. Explanatory Dictionary of Dahl. Nature. URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/

2. Stepanova T.M. Intercultural dialogue and expression of the author's position in «Memoirs of Circassia» by S. Khan Giray // Actual problems of general and Adyghe philology. Maikop, 2010. P. 149-152.

3. Khan Giray S. Selected works and documents / comp., texts, scientific. ed., comments, historical and literary, archeographic and source study characteristics by M.N. Gubzho-kov. Maikop: Polygraph-South, 2009. 672 pp.

4. Stepanova T.M., Autleva F.A. Parody reconsideration of romantic and folklore genres and motives (Medieval ballad, Gothic novel) in V. Irving's short stories // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2015. Iss. 3 (134). P. 129-134.

5. Douglas A. Myth and Religion in Mircea Eliade. Garland Publishing, 1998, 386 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.