Научная статья на тему 'Философский зоопарк в Калининграде'

Философский зоопарк в Калининграде Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
162
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социологическое обозрение
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философский зоопарк в Калининграде»

Философский зоопарк в Калининграде

Международная конференция «Современное значение идей Ханны Арендт»

Алексей Саликов

Кандидат философских наук, заместитель директора Института Канта Балтийского федерального университета им. И. Канта Адрес: ул. А. Невского, д. 14, калининград, российская федерация 236041 E-mail: dr.alexey.salikov@gmail.com

4 декабря 2014 года в конференц-зале калининградского зоопарка состоялась международная конференция, посвященная Ханне Арендт (1906-1975), известной немецко-американской мыслительнице, детство которой прошло в Кенигсберге. Конференция была организована Балтийским федеральным университетом имени И. Канта в рамках Года культуры и литературы Германии в России при финансовой, организационной и информационной поддержке генерального консульства Германии, в сотрудничестве с Генеральным консульством Республики Польша, администрацией города Калининграда, Гёте-Институтом в Санкт-Петербурге и Калининградским зоопарком.

Дата — 4 декабря — и место проведения мероприятия — Калининградский зоопарк — были выбраны не случайно. Ханна Арендт скончалась в Нью-Йорке 4 декабря 1975 года. Калининградский зоопарк был выбран по той простой причине, что место, на котором стоял дом родителей Ханны Арендт по Tiergartenstrasse, 6 (ныне улица Зоологическая), находится буквально в нескольких десятках метров от конференц-зала, в котором проходило посвященное ей мероприятие.

В конференции приняли участие известные исследователи творчества Арендт: Александр Филиппов (Высшая школа экономики, Москва), Вольфганг Хойер (Свободный университет, Берлин), Артемий Магун (Европейский университет, Санкт-Петербург), Алексей Саликов (Балтийский федеральный университет им. И. Канта), а также представители общественных организаций Герфрид Хорст (Общество друзей Канта и Кенигсберга, Берлин), Анна Карпенко (Агентство поддержки культурных инициатив «Транзит», Калининград) и польский германист и публицист Адам Кшемински (Ежедневник «Polityka», Варшава).

открывал конференцию доклад Герфрида Хорста «Ханна Арендт и Кенигсберг», в котором председатель «общества друзей Канта и Кенигсберга» сосредоточил свое внимание на биографических аспектах, а также на влиянии проведенного в Кенигсберге детства на дальнейшую судьбу философа. так, к примеру, интерес к философии Канта, знакомство с которым юная Ханна начала еще в че-

© Саликов А. Н., 2014

© Центр фундаментальной социологии, 2014

RUSSIAN SOCIOLOGICAL REVIEW. 2014. VOL. 13. NO 3

219

220

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ. 2014. Т. 13. № 3

тырнадцатилетнем возрасте, Арендт пронесла через всю сознательную жизнь, что нашло свое отражение в том числе и в ее последнем и так и не законченном труде «Жизнь ума», работа над которым продолжалась вплоть до самой смерти мыслителя. также духовными учителями были уроженцы восточной Пруссии иоганн георг гаманн и иоганн Готфрид Гердер.

Анна Карпенко в своем докладе «Город, история и сфера публичного: Арендт в Калининграде?» поставила вопрос о том, что сделало возможным в городском контексте Кёнигсберга появление фигур такого масштаба, как Кант и Арендт. По ее мнению, особенностью Кёнигсберга была его открытость, многокультурность, свобода, которые и способствовали зарождению смелых идей. Можно ли сказать, что в нынешнем Калининграде, полностью сменившем после второй мировой войны население, так же распространен этот паттерн? Определенные черты региональной идентичности свидетельствуют об открытости горожан иным культурам, их интересу к истории города, активном освоении его философской традиции. Это дает надежду на «возвращение» Арендт в современный город.

В своем докладе «Актуальность философии Ханны Арендт сегодня: Интернет как пространство публичности» Алексей Саликов продемонстрировал слушателям актуальность идей Арендт на примере анализа современных возможностей и будущих перспектив глобальной сети на основе одного из важнейших понятий философии Ханны Арендт — понятии публичного пространства. По мнению автора доклада, поскольку Ханна Арендт понимает политику как процесс коммуникации, а коммуникация, в свою очередь, требует обмена информацией, то прямой переход политики в цифровое измерение принципиально возможен и интернет как коммуникативная среда в будущем вполне может выполнять функцию публичного пространства и способствовать оживлению и активизации политической жизнь общества. однако, считает Алексей саликов, для того чтобы интернет как пространство публичности продолжал развиваться, необходимо, чтобы его участники несли ответственность за свои сообщения. в то же время, как отметил докладчик, в этой связи следует помнить о разумном балансе между публичным и приватным, который должен сохраняться и в интернете.

После непродолжительной паузы, во время которой участники (их было порядка 70 человек) могли обсудить услышанное, конференцию продолжил немецкий исследователь Вольфганг Хойер докладом «Чудо поступка — но кто его совершает? Размышление о значении личности». Он рассмотрел вопрос о том, возможна ли свобода поступка, свободное действие не только в условиях тоталитаризма, но и в сегодняшнем неолиберальном государстве Запада. Проблема здесь, по мнению Хойера, заключается в том, что мало кто в современном демократическом государстве готов активно действовать, совершать поступки — большинство граждан не видит в этом необходимости и полагает, что демократическое государство и так достаточно функционально. На примере жизни и творчества Арендт докладчик убедительно продемонстрировал, что вопреки мнению, распространенному в академической среде и в обществе в целом, теории не пишутся в кабинетах, а

RUSSIAN SOCIOLOGICAL REVIEW. 2014. VOL. 13. NO 3

221

требуют активного действия. В фокусе его анализа лежали два вопроса: i) Что характеризует «личность» в отличие от «индивида»? 2) Что означает: занимать точку зрения и выносить с этой точки зрения суждения? Характерным отличием личности от индивида в философии Арендт, по мнению Хойера, является ее явленность и уникальность, личность не растворяется в массе, в отличие от индивида. личность действует совместно с другими, но при этом и отдельно, сама по себе. Что же касается вопроса о значении обладания точкой зрения и вынесения суждения, то для Арендт это значение было трояким: во-первых, это необходимость того, что она характеризует как «бытие в мире»; во-вторых, это свобода как «свобода для», как интерсубъективная, совместная свобода, неразделимая с ответственностью; и в-третьих, это формирование сообщества выносящих суждения, т. е. группы тех, с кем хотелось бы вместе действовать и выносить суждения и чьи поступки могли бы стать образцом для собственного поведения.

александр филиппов в своем докладе «Ханна арендт и карл шмитт: два понятия политического» обратил внимание на то, что подходы двух мыслителей, которые, в силу их биографий, представляются антагонистами, в некоторых отношениях имеют характер взаимодополнительный. шмитт рассматривает понятие политического с точки зрения государства как основного агента. он оговаривается, что так было не всегда. Но когда именно государство стало проводить главное политическое различение между другом и врагом, никакой политики внутри государства не существовало. Политика есть только вне государства, а внутри — полиция, обеспечивающая мир, покой и безопасность. в парламентском, либеральном государстве на передний план выходят вторичные политические различения, и при неблагоприятных обстоятельствах государство гибнет. Но куда более важно, что у шмитта государство, как и любая политическая деятельность, в том числе и опасная разрушением государства внутренняя политика, протекает в контексте права, внутреннего или международного. у арендт, как и у шмитта, политика есть важнейшее занятие человека. Но не в войне, а в совместном существовании с другими свободными людьми состоит суть политики. Правда, свобода — это результат борьбы; лишь через победу человек и становится свободным, освобождается от необходимости поддерживать жизнь в домохозяйстве, обретает досуг, выходит за пределы отношения господства и рабства. однако арендт не чувствует проблемы права, оно становится ее темой.

Завершил конференцию блок из двух докладов, посвященных революционной тематике, рассмотренной в контексте теории революции у арендт. артемий Ма-гун в докладе «революция у арендт и судьба революций в наше время» подробно рассмотрел понятие революции, его историю, сделав при этом особый акцент на понимании феномена революции в книге арендт «о революции». далее докладчик сосредоточил свое внимание на характеристике и сравнительном анализе различных революций, начиная с великой французской и американской революции (более известной под именем войны за независимость) вплоть до последних революций в арабских странах и на украине. Заключительным аккордом конферен-

222

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ. 2014. Т. 13. № 3

ции стал доклад Адама Кшеминьски «Вина и покаяние. Тоталитарные революции в Европе ХХ века. К политической философии Ханны Арендт», который подробно изложил участникам конференции свое видение трагических событий XX века, влияние тоталитарных революций на судьбу Польши и значение идей арендт для понимания сущности феномена тоталитаризма.

в рамках вечерней программы конференции в арт-клубе «квартира» (ул. сержанта колоскова, 13) состоялась подиумная дискуссия на тему «Ханна арендт: возвращение домой» (модератор — известная калининградская тележурналистка светлана колбанева, участники: александр филиппов, артемий Магун, алексей саликов, Анш карпенко), а также просмотр телевизионного интервью немецкого журналиста Гюнтера Гауса с Ханной арендт, снятого немецким телеканалом ZDF в октябре 1964 года (ссылка на публикацию в Соцобозе).

Philosophical Zoo in Kaliningrad (International Conference "Today's Significance of Hannah Arendt's Ideas")

Alexei Salikov

Deputy Director, Kant Institute, Immanuel Kant Baltic Federal University Address: 14, Nevskogo Str. , 236041 Kaliningrad, Russia E-mail: dr.alexey.salikov@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.