Научная статья на тему 'Философский подход к исследованию безработицы'

Философский подход к исследованию безработицы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1619
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИКА / ПРАВО НА ТРУД / ОБРАЗОВАНИЕ / LABOUR / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / ACTIVITY / PRACTICE / RIGHT TO LABOUR / EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Базарсадаева Аягма Доржиевна

В процессе развития социального знания представления о сущности и содержании безработицы постоянно расширялись и изменялись. К настоящему времени сложилось множество научных подходов к исследованию безработицы, но среди них целесообразно выделить и рассмотреть основополагающий философский, в рамках которого безработица исследуется с точки зрения фундаментальных проблем бытия общества и индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The philosophical approach to unemployment study

The article points that in the process of social knowledge developing the views about essence and content of unemployment are constantly enlarged. Nowadays there are a lot of scientific approaches to unemployment investigation, among them the main approach philosophical according to which unemployment is studied from the point of fundamental existential problems of person and society.

Текст научной работы на тему «Философский подход к исследованию безработицы»

Взгляд на опричнину, проведенный с использованием методологического аппарата Гумилева, позволяет объяснить несколько важных теоретических проблем. Во-первых, он устраняет противоречие между целевой установкой деятелей опричнины и, в первую очередь, самого царя и спецификой организации и методов опричных

мероприятий. Во-вторых, он впервые рассматривает опричнину как явление этническое, хотя лишь в рамках пассионарной концепции, что, на наш взгляд, нельзя считать особенным отклонением, поскольку общепринятого взгляда на понятия «этнос и этногенез» в отечественной науке на данный момент нет.

Список литературы

1. Гумилев Л. Н. От Руси до России: очерки этнической истории. М.: Айрисс-пресс, 2003. 320 с.

2. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Айрисс-пресс, 2004. 560 с.

3. Древнерусская литература: тема Запада в ХШ-ХУ вв. и повествовательное творчество: колл. монография / Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького РАН; отв. ред. О. В. Гладкова. М.: Азбуковник, 2002. 256 с.

4. Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М.: Мысль. 1964. 534 с.

5. Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. УШ-1Х. М.: Эксмо, 2003. 992 с.

6. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций: в 3 кн. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. Кн. 1. 608 с.

7. Корявцев П. М. Философия антисистем. СПб., 1994. 3-я ред.: автореф. (1993,1996,1998). URL: http://www.kuHchki .com/~gumilev/ debate/Artide05.htm (дата обращения: 15.02.2010).

8. Русские летописи ХУ1-ХУ1 веков: Избранное. СПб.: Амфора, 2006. 438 с.

9. Скрынников Р. Г. Смутное время: Крушение царства. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 542 с.

10. Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998. 448 с.

УДК 129 ББК Ю 6

А. Д. Базарсадаева

Философский подход к исследованию безработицы

В процессе развития социального знания представления о сущности и содержании безработицы постоянно расширялись и изменялись. К настоящему времени сложилось множество научных подходов к исследованию безработицы, но среди них целесообразно выделить и рассмотреть основополагающий - философский, в рамках которого безработица исследуется с точки зрения фундаментальных проблем бытия общества и индивида.

Ключевые слова: труд, занятость, безработица, деятельность, практика, право на труд, образование.

A. D. Bazarsadaeva

The philosophical approach to unemployment study

The article points that in the process of social knowledge developing the views about essence and content of unemployment are constantly enlarged. Nowadays there are a lot of scientific approaches to unemployment investigation, among them the main approach -philosophical according to which unemployment is studied from the point of fundamental existential problems of person and society.

Keywords: labour, employment, unemployment, activity, practice, right to labour, education.

В контексте философского подхода осмысление безработицы осуществляется посредством обращения к категориям «труд» и «занятость». При этом труд понимается как социально обусловленный, целесообразный и осознанный процесс, направленный на создание материальных и духовных ценностей, способных удовлетворить потребности человека, а занятость представляет собой одну из важнейших сторон социального развития человека, сопряженного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.

Впервые оформленные взгляды на безработицу встречаются в античной философии. Платон в своем учении об обществе трактовал занятость как деятельность, определяемую происхождением человека. Следовательно, ремесленники занимались производством товаров и услуг, воины обеспечивали безопасность государства, а жрецы и правители управляли общественными делами. Строгое выполнение каждым сословием своих функций и обязанностей являлось необходимым условием занятости. Безработицу же Платон отождествлял с «ничегонеделанием» и считал, что она, наряду с «многоделанием», то есть совмещением нескольких видов деятельности, причиняла огромный экономический и социальный ущерб государству [18].

Аристотель, так же как и Платон, полагал, что занятость носила сословный характер, а безработица была свойственна всем без исключения. Государство, согласно Аристотелю, не несло ответственности за незанятость своих граждан, но при этом безработица представителей низших сословий осуждалась обществом и наказывалась по закону [3].

Существенные изменения в понимании безработицы произошли в философии Средневековья (А. Аврелий, Ф. Аквинский, Дж. Бонавентура, И. Дунс-Скот, А. Миланский), что было обусловлено усилением религиозного аспекта при изучении практически всех явлений и процессов. Труд (физический) воспринимался как наказание божье. Трудом человек обеспечивал себе лишь биологическое существование. Достигнуть конечной цели - спасения души могли только те, кто был свободен от труда

(физического), то есть был, по сути, безработным [1; 20; 5; 25; 2].

Переосмысление проблемы безработицы в философии эпохи Возрождения связано с идеями гуманизма, наиболее яркими создателями и выразителями которых были Дж. Бруно, А. Данте, Ф. Петрарка, Э. Роттердамский и др. Они рассматривали занятость как условие достижения благополучной жизни, а безработицу как социальное зло, порождающее бедность и преступность [6; 17].

Такое видение занятости и безработицы нашло впоследствии закрепление в произведениях Т. Кампанеллы «Город солнца» и Т. Мора «Утопия», в которых изображено идеальное государство, где труд и всеобщая занятость - повсеместные явления. Безработица в таких условиях просто невозможна, так как те или иные занятия назначаются каждому человеку в соответствии с его способностями, поэтому все граждане выполняют свою работу с удовольствием и добросовестно [12; 15].

С появлением протестантизма (Ж. Кальвин, М. Лютер и др.) отношение к безработице изменилось, так как протестантизм требовал от своих верующих подтверждения веры не только молитвами, но и трудом. Труд, прежде не являвшийся жизненным приоритетом, возвысился до уровня главных религиозных ценностей. Важными целями человеческого существования становились занятость, трудолюбие, дисциплина, жизненный успех и праведно накопленный капитал. Позже западные философы и социологи назвали общество, основанное на идеях и принципах протестантизма «обществом труда» (индустриальным обществом), которое пришло на смену традиционному и ознаменовало становление капитализма [19].

В философии Нового времени (Т. Гоббс, Б. Спиноза и др.) и эпохи Просвещения (К. Гельвеций, П. Гольбах, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.) анализ безработицы осуществлялся через призму теорий о государстве.

Т. Гоббс считал, что можно добиться занятости и тем самым снизить уровень безработицы только в условиях общественного договора, который предполагал передачу

части прав людьми, в том числе на труд, государству. Государство в свою очередь обязывалось обеспечивать реализацию прав человека [9].

Идея «общественного договора» нашла дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Согласно его мнению, общественный договор должен быть направлен на обеспечение свободы людей. В основе свободы лежала собственность, которая распространялась и на рабочую силу. Следовательно, каждый мог распоряжаться своей собственностью и выбирать - быть ему занятым или безработным [13].

Ж.-Ж. Руссо предложил заключить «новый общественный договор», который подразумевал полное отчуждение человеком всех своих прав в пользу государства. Государство же должно было наделить всех граждан равной собственностью, что помогло бы избежать имущественного неравенства и безработицы [21].

Представители утопического социализма конца ХУ111 - первой трети Х1Х вв. Р. Оуэн, К. А. де Сен-Симон, Ч. Фурье подвергали критике существующий общественный строй и считали необходимым заменить его новым, основанным на более разумных и справедливых началах. Они видели главную причину безработицы в быстрых темпах научно-технического прогресса. Единственным средством достижения занятости социал-утописты признавали ассоциацию, которая смогла бы внести в социально-экономическую жизнь рациональность [16; 24; 26].

Представитель немецкой классической философии Гегель использовал в своих трудах понятие «практика», под которым понимал трудовую деятельность или занятость, являющуюся главной в жизни людей. В процессе практики, согласно Гегелю, у человека формируются сознание, мышление, воля, происходит моральное совершенствование личности. Отсутствие практики, то есть безработица, приводит к глубокой деградации личности [8].

Западноевропейская философия второй половины Х1Х - середины ХХ вв., в частности, представители философии экзистенциализма (А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.) и философии прагматиз-

ма (У. Джеймс, Д. Дьюи, Ч. Пирс, Р. Рорти и др.) занимаются исследованием проблем повседневного бытия человека, в том числе безработицы.

Так, философ-экзистенциалист

К. Ясперс относил безработицу к числу «пограничных ситуаций», когда проявляется экзистенция, то есть истинное существование человека. Оказавшись без работы, человек проверяет свои внутренние возможности, и выход из этой ситуации может найти только он сам. В этом заключалась важная идея Ясперса о самопомощи при наступлении безработицы. В своих размышлениях он пошел дальше и выявил взаимосвязь между «массовым распространением знания» и «деградацией сферы труда». Под «массовым распространением знания» Ясперс имел в виду расширение возможностей для получения образования, появление узкой специализации и разнообразие типов образовательных учреждений. Все это в совокупности обусловливало «деградацию сферы труда», которая выражалась в высоком разделении труда, падении престижа образования, несоответствии количества специалистов структуре рабочих мест [27].

По мнению другого представителя философии экзистенциализма Ж.-П. Сартра, безработица - это кризисная ситуация. В вопросе ответственности за свое поведение в ситуации безработицы Сартр выступал как ригорист. Он настаивал на том, что посторонних «виноватых» никогда нет, и человеку необходимо проявлять самостоятельность в решении проблемы незанятости [23].

Приверженец философии прагматизма У. Джеймс считал, что ориентация на получение выгоды - причина заинтересованности человека во всем: выборе образования, занятости, места жительства, круга общения и т. д. Безработица, по Джеймсу, может быть и выгодной для человека в плане получения пособия, появления свободного времени, возможности продолжить образование и поиска более подходящего рабочего места [10].

Развивал идеи прагматизма и Д. Дьюи, который установил взаимозависимость образования и безработицы. Образование человека, согласно Дьюи, является залогом

его будущего успешного/неуспешного трудоустройства. Однако решающее значение при поиске работы имеет не просто образование, а его уровень и качество. Поэтому современная система образования, по мнению Дьюи, должна быть нацелена на формирование компетентного специалиста, способного конкурировать на рынке труда за престижные рабочие места [11].

Западная философия второй половины ХХ в., представленная Франкфуртской школой (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер и др.), изучает негативные тенденции внутри капиталистического общества и их влияние на человека.

Г. Маркузе, анализируя позднекапиталистическое общество или «одномерное общество», в котором занятость - главная экономическая ценность, пришел к выводу, что прорыв из него могут осуществить те, кто еще не интегрирован в данную систему. Это - изгои и аутсайдеры, эксплуатируемые и преследуемые расовые меньшинства, безработные и находящиеся на грани безработицы. Являясь естественной оппозицией этой системе, они обладают новой чувственностью, которая вопреки табу репрессивной культуры и мышления конструирует особую волю. Эта воля способна воздействовать на настоящее и изменять тенденции развития «одномерного общества» [14].

Философ - постмодернист Ж. Бодрийяр в своих работах указывал на то, что вместо принципа реальности в настоящее время приоритетное значение имеет принцип си-мулякра, заключающийся в экспансии знаковых форм в жизнь людей. Господство в экономике принципа симулякра приводит к тому, что проблема безработицы наполняется псевдосмыслами, которые связаны с распространением различных мифов: о красивой жизни за счет других людей, о фортуне и пр. Все это делает безработицу псевдопроблемой современного общества [22].

Особый вклад в исследования безработицы внесли русские философы дореволюционного периода М. А. Бакунин и С. Н. Булгаков.

Представитель анархизма М. А. Бакунин полагал, что человек не может быть полностью свободным, оставаясь религиозным. Религия заставляет искать божественное во всем: окружающей действительности, людях. Религия сужает мировоззрение личности, ограничивает ее деятельность. Только благодаря постоянной занятости приобретается свобода, так как это есть чисто человеческий акт, физический и интеллектуальный труд, помогающий справиться со всеми лишениями и реализовать достоинства и качества человека как личности [4].

Позиция религиозного философа С. Н. Булгакова заключалась в том, что духовная сфера для него была главенствующей и проникала во все другие сферы жизнедеятельности общества. Хозяйственная деятельность была наполнена особым религиозным смыслом, и человек, не принимающий участие в общественном производстве, то есть безработный, отвергался социумом за нарушение канонов [7].

Стоит заметить, что после революции в советском обществе был провозглашен принцип всеобщей занятости, и поэтому интерес философов к безработице постепенно был утрачен. И только с начала 90-х г. ХХ в. в связи с обострением ситуации с занятостью в России проблема безработицы вновь стала исследоваться на научнотеоретическом уровне.

Таким образом, анализ философской литературы показал, что понимание сути безработицы как явления во многом детерминировано историческим периодом, типом общественных отношений, социальнополитическими и социокультурными условиями. Представители данного подхода изучают безработицу как фактор, обусловливающий социальную напряженность и социальную стабильность, а также рассматривают механизмы, способствующие преодолению незанятости, и относят к ним: моральное совершенствование личности, образование, обеспечение права на труд.

Список литературы

1. Августин А. Исповедь. М.: Канон+, 2003. 464 с.

2. Амвросий Миланский // Энциклопедический словарь: в 86 т. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. М., 1992. Т. 2. С. 620. репр. изд. 1902 г.

3. Аристотель и античная литература / ред. М. М. Гаспаров. М.: Наука, 1978. 232 с.

4. Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989. 438 с.

5. Бонавентура // Энциклопедический словарь: в 86 т. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. М., 1992. Т. 5. С. 83-84. репр. изд.1902 г.

6. Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя: о принципе, начале и едином. Минск: Харвест, 1999. 480 с.

7. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. 412 с.

8. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. 495 с.

9. Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. 478 с.

10. Джеймс у. Воля к вере / пер. с англ. С. И. Церетели [и др.]; сост. Л. В. Блинников, А. П. Поляков. М: Республика, 1997. 431 с.

11. Дьюи Дж. Общество и его проблемы / пер. с англ. М.: Идея-Пресс, 2002. 160 с.

12. Кампанелла Т. Город солнца / пер. с лат. и коммент. Ф. А. Петровского. М.: Изд-во Академии наук СССР. 1954. 227 с.

13. Локк Дж. Сочинения: в 3 т. М.: Мысль, 1985. Т. 3. 668 с.

14. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / пер. с англ., послесл., прим. А. А. Юдина; сост., пре-дисл. В. Ю. Кузнецова // Американская социологическая мысль. М.: АСТ, 2002. 526 с.

15. Мор Т. Утопия / пер. с лат. Ю. М. Каган и И. Н. Осиновского. М.: Наука, 1978. 416 с.

16. Оуэн Роберт // Энциклопедический словарь: в 86 т. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. М., 1992. Т. 44. С. 481-482. репр. изд. 1902 г.

17. Петрарка Ф. Сочинения философские и полемические / пер. с итал. и сост. ком-мент. Н. И. Девятайкиной, Л. М. Лукьяновой. М.: РОССПЭН, 1998. 477 с.

18. Платон. Государство: сочинения: в 3 т. / пер. с древнегреч. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1971. Т. 3. Ч. 2. 620 с.

19. Полякова Н. Л. От трудового общества к информационному: западная социология об изменении социальной роли труда / отв. ред. С. А. Эфиров. М.: Наука, 1990. 130 с.

20. Радлов Э. Фома Аквинат // Энциклопедический словарь: в 86 т. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. М., 1992. Т. 71. С. 221-222. репр. изд. 1902 г.

21. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. 704 с.

22. Самарская Е. Ж. Бодрийяр и его вселенная знаков // Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика, 2006. С. 251-264.

23. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / пер. с фр. М. Грецкого. М.: Изд-во иностр. лит., 1953. 93 с.

24. Сен-Симон К. Избранные сочинения: в 2 т. / пер. с фр.; под ред. и с комент.

Л. С. Цетлина. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1948. Т. 1. 956 с.

25. Соловьев В. С. Дунс Скот // Энциклопедический словарь: в 86 т. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. М., 1992. Т. 21. С.240-244. репр. изд. 1902 г.

26. Фурье Ш. Избранные сочинения: в 4 т. / пер. с фр. и комент. И. И. Зильберфарба. М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 3. 600 с.

27. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.