Научная статья на тему 'Философский комментарий в процессе постижения художественного мира М. М. Пришвина'

Философский комментарий в процессе постижения художественного мира М. М. Пришвина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
698
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФСКИЙ КОММЕНТАРИЙ / АФОРИСТИЧЕСКАЯ ПРОЗА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСКУССИЯ / ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА / ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПИСАТЕЛЯ / ПЕРИОД ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ИСКУССТВА И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / THE WRITER'S ARTISTIC WORLD / PHILOSOPHICAL COMMENTARY / APHORISTIC PROSE / AESTHETIC TASK / CORE EDUCATION / DISCUSSION / HEURISTIC CONVERSATION / PHILOSOPHICAL KNOWLEDGE / THE PERIOD OF PHILOSOPHICAL COMPREHENSION AND REALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Наумова Татьяна Андреевна

В статье предложен философский комментарий как прием изучения творчества М. М. Пришвина в старших классах, в период философского осмысления искусства и действительности. Обозначены содержательные и технологические компоненты процесса постижения философской афористической прозы писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHICAL COMMENTARY IN THE COMPREHENSION OF M.M. PRISHVIN'S ARTISTIC WORLD

The article presents the philosophical commentary as a method of study of M.M. Prishvin's works in high school, in the period of philosophical comprehension of art and reality. The substantial and technological components of the comprehension of philosophical and aphoristic prose of the writer are emphasized.

Текст научной работы на тему «Философский комментарий в процессе постижения художественного мира М. М. Пришвина»

Наумова Т.А.

ФИЛОСОФСКИЙ КОММЕНТАРИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОСТИЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА М. М. ПРИШВИНА

Naumova T.A.

THE PHILOSOPHICAL COMMENTARY IN THE COMPREHENSION OF M.M. PRISHVIN’S ARTISTIC WORLD

Ключевые слова: философский комментарий, афористическая проза,

эстетическая задача, профильное обучение, дискуссия, эвристическая беседа, философское знание, художественный мир писателя, период философского осмысления искусства и действительности.

Keywords: philosophical commentary, aphoristic prose, aesthetic task, core education, discussion, heuristic conversation, philosophical knowledge, the writer’s artistic world, the period of philosophical comprehension and reality.

Аннотация

В статье предложен философский комментарий как прием изучения творчества М. М. Пришвина в старших классах, в период философского осмысления искусства и действительности. Обозначены содержательные и технологические компоненты процесса постижения философской афористической прозы писателя.

Abstract

The article presents the philosophical commentary as a method of study of M.M. Prishvin’s works in high school, in the period ofphilosophical comprehension of art and reality. The substantial and technological components of the comprehension of philosophical and aphoristic prose of the writer are emphasized.

Художественный мир М. М. Пришвина - уникальное явление в русской литературе, представляющее устойчивый интерес для современного старшеклассника. В творчестве писателя разворачивается многоаспектный авторский образ мира, раскрывающий сложную систему взаимоотношений человека и Космоса, человека и природы, человека и социума, человека и культуры, человека и языка. То есть показывающий проблемы, которые наиболее значимы для человека в период философского осмысления им искусства и действительности. Универсальным способом создания авторского образа мира, наполненного яркой лиричностью и глубоким философским содержанием, ключевым средством решения эстетических и мировоззренческих задач становится для учителя-словесника при изучении в старших классах творчества М. М. Пришвина философский комментарий.

Интеграция философского и литературного материала на уроке по творчеству М. М. Пришвина в профильных классах предполагает обращение к философским учениям Спинозы, И. Канта, И. Гете, Ф. Ницше, О. Шпенглера, О. Хаксли, Г. Сковороды, Л. Толстого, Н. Федорова, А. Ухтомского, В. Вернадского, В. Розанова, Л. Шестова. Однако акцент следует сделать не на посторонние влияния на творчество писателя, а на его самобытную философию.

Философский комментарий может включать рассмотрение вопросов о гносеологии М. М. Пришвина, о синтезе научного и художественного познания писателем мира, о «геооптимизме» писателя, об «обручении» человека с природой, о философии любви М. М. Пришвина, о красоте правды как эстетическом идеале писателя, о пришвинской

теории совершенствования человека, о социально-философской концепции писателя «Человек - Природа - Общество».

Философский комментарий должен привести старшеклассников к пониманию того, что, будучи знатоком философии, М. М. Пришвин тем не менее считал любую философскую систему губительной для живой мысли. В одной из дневниковых записей он признавался: «Когда я читаю настоящую большую философию, то не могу никогда отогнать от себя, что я на кладбище хожу по каменным плитам ..., а под плитами лежат покойницы мысли. Тоже еще думается, когда запутаешься в дорожках на кладбище, что ведь есть где-то сама живая стихия, где эти мысли от каждого веют нам как нечто живое, небывалое, что каждый человек явился к нам с чем-то своим неповторимым ...» [1; 53].

Считая, что от «чужой мысли всегда веет холодом», М. М. Пришвин еще в начале творческого пути решает «объявить войну чужой мысли в себе» и добывать свою живую мысль. Чтобы выразить свою «золотую», «единственную в своем роде и такую еще неповторимую мысль», нужны свои, особые слова. М. М. Пришвин предупреждал: «До последней крайности надо беречься пользоваться философскими понятиями и держаться языка, которым мы перешептываемся обо всем с близким другом, понимая всегда, что этим языком мы можем сказать больше, чем тысячи лет пробовали сказать что-то философы и не сказали» [2; 47].

В рамках теоретико-философского комментария необходимым считаем обращение не только к общепринятой философской терминологии, но и к философскому языку писателя - тем ключевым словам и словосочетаниям, которые используются им для выражения собственных философских воззрений в художественных произведениях. Думается, словарная работа по составлению философского словаря во многом будет способствовать осознанию учащимися оригинальности художественно-философской мысли писателя.

В результате самостоятельной исследовательской работы над текстами одиннадцатиклассники придут к выводу о том, что пришвинская философская мысль воплощена в таких ключевых понятиях, как «понимание», «родственное внимание», «сердечная мысль», «творческое поведение», «искусство как поведение», «небывалое», «сказка», «хочется и надо», «выход», «дорога к другу», «ритм жизни», «расширение души», «первый глаз», «ребенок в себе», «материнство», «зрелость человека» и др.

Работе по составлению философского словаря М. М. Пришвина поможет обращение к дневникам писателя и книгам, созданным на основе дневниковых записей: «Дорога к другу», «Лесная капель», «Глаза земли», «Незабудки».

Понять и оценить оригинальную философскую концепцию М. М. Пришвина возможно лишь при условии осознания закономерности доминирования в творчестве писателя определенного жанра.

Учитель на уроке чаще всего ограничивается сообщением о том, что своеобразие пришвинского таланта ярче всего проявляется в книгах афористической прозы («Глаза земли», «Незабудки», «Дорога к другу»), родившихся из дневниковых записей и состоящих из лирических миниатюр, которые носят характер философских размышлений. При этом упускается из виду главное - то, что афористическая форма не только обнаруживает стремление автора к философствованию, но сама по себе является наиболее точным выражением мировоззрения писателя и обусловлена им.

Предметом разговора на начальном этапе могут быть яркие афоризмы писателя. Среди них:

- Мир на земле возможен лишь при каком-то гармоническом соотношении души с разумом. Господство же разума приводит к голой технике и к войне.

- Охранять природу - значит охранять Родину.

- В молодости мы очень богаты жизнью и охотно всем в долг раздаем свои богатства, но когда под старость пойдем долги собирать - никто не дает. И это очень обидно. И вот почему так редко встречаются добрые: в старости видеть добро мешает обида.

- Бойся думать без участия сердца.

- Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Может быть, бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать.

- Иду вперед силой веры своей в лучшее, а путь расчищаю сомнением.

- Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя.

- Радость и счастье - это дети любви, но сама любовь, как сила, - это терпение и жалость.

- Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем больше человек в его человеческом деле. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.

- Правда - это значит победа совести в человеке.

Думается, разговор о Пришвине - философе может быть построен на рассмотрении афористической прозы писателя в контексте русской афористической мысли первой трети XX века, в частности литературного творчества В. Розанова и теории «адогматического мышления» Л. Шестова.

Раскрытию сути пришвинской философии в доступной для учащихся, яркой и образной форме может способствовать работа с ключевыми образами в афористической прозе писателя. Таким ключевым или метаобразом является образ листьев, символизирующий жизнь духа, работу мысли, обретение человеком мудрости.

У М. М. Пришвина «листья серьезно шумят . о мыслимой судьбе человечества»; «листопад в разгаре» писатель сравнивает с завершением своей работы над книгой. О собственных философских раздумьях М. М. Пришвин пишет: «Слова мудрости, как осенние листья, падают без всяких усилий» [1; 201].

Подобный образ-символ находим и у В. В. Розанова. Его знаменитая книга афористики так и называется - «Опавшие листья». В. В. Розанов так трактует этот образ: «Шумит ветер в полночь и несет листы . . Так и жизнь в быстротечном времени срывает

с души нашей восклицания, вздохи, полумысли, получувства. , которые . имеют ту значительность, что «сошли» прямо с души, без переработки, без цели, без преднамеренья

- без всего постороннего . Просто - «душа живет» . то есть «жила», «дохнула» . С давнего времени мне эти «нечаянные восклицанья» почему-то нравились . их не успеваешь (нет бумаги под рукой) заносить, - и они умирают. Однако кое-что я успевал заносить на бумагу. И вот я решил эти опавшие листья собрать» [3; 163].

Подобным образом обосновывает выбор жанра афористической прозы и М. М. Пришвин: «Я пишу для тех, кто чувствует поэзию пролетающих мгновений повседневной жизни и страдает, что не в силах схватить их» [1; 193]. Зная, что эти капли, эти мгновения действительности всегда правда, но не всегда верна заключающая их форма; зная, что, когда переживание переливается в играющее, живое слово, само переживание умирает, и В. В. Розанов, и М. М. Пришвин тем не менее всем другим жанрам предпочитали именно это «живое слово».

Познакомить учащихся с осознанной философской позицией, которая стоит за этим предпочтением, поможет обращение учителя в гуманитарном классе к работам теоретика афористического жанра в русской философии Л. Шестова «Апофеоз беспочвенности», «Добро в учении гр. Толстого и Ницше».

Эвристическая беседа по философским работам Л. Шестова с привлечением высказываний М. М. Пришвина, так или иначе касающихся афористической прозы, направлена на выявление философского обоснования преобладания данного жанра в творчестве писателя.

Таким образом, афористическая форма в творчестве М. М. Пришвина была отражением диалектического мировосприятия Пришвина-философа, способом «честного»

познания жизни. Данная форма в творчестве писателя была наиболее приемлемой для формулирования «честного» ответа на вопрос: « Что есть истина».

Афористика М. М. Пришвина была действительно «честным» познанием жизни -философ признавался, что так и не нашел ответа на вопрос «Что есть истина?», однако приблизился к нему.

Подобная работа на уроке позволяет привлечь внимание старшеклассников к некоторым философским аспектам творческого наследия Пришвина, которые содержатся в его дневниках, в его художественных произведениях и имеют явно выраженный философский характер.

Вводить в содержание урока литературы философский комментарий даже в старших классах - дело трудное, но необходимое. Важно в результате кропотливой работы не оставлять без внимания то ценностное содержание, что выполняет воспитательную миссию. Есть необходимость конспективно оформить основные философские максимы с уроков по творчеству М. М. Пришвина.

В рабочих тетрадях могут быть такие записи:

- Для Пришвина характерно стремление к постановке кардинальных философских

проблем, исследование отношений между бытием - цивилизацией - личностью во всем их многообразии. При этом «природа» понимается предельно широко: как система

мироздания, Универсум, материально-«телесная» основа существования человечества и отдельной личности. Подспудным стремлением Пришвина является, конечно, стремление к гармонизации отношений человека с обществом и цивилизации с мирозданием.

- Каждый момент времени / пространства пронизан для Пришвина «силовыми линиями» Целого: любая частность имеет смысл лишь как часть чего-то. Так, рассказчик в «Журавлиной родине» говорит: «Я ничего не могу сделать прочного без опоры на вечное». Жизнь имеет смысл лишь будучи включена в единый, общекосмический процесс, становясь постоянным творчеством. В дневнике 31 декабря 1927 г. Пришвин записывал: «В творчестве, как и в жизни, нет остановки, как только вещь сделана, она остается уже позади, удивляет других, но не себя, творец не может почить».

- Пришвин едва ли не первый художник XX века, преодолевший трагическую раздвоенность между «я» и «не-я». Поиск личностной истины («сердечная мысль») заключается, по Пришвину, в том, что чисто рациональное, внешнее, «не свое» должно быть освоено, претворено в эмоциях и поведении. Принадлежность человека к обществу не нивелирует личность, но дает оптимизм, ощущение всеобщей причастности единому Целому. Исследуя генезис личности, Пришвин стремится учесть природнобиологический, социально-исторический и индивидуальный факторы. Для него в принципе возможно гармоничное состояние человеческой личности - «заутренняя дружба разума, воли и сердца».

- Для Пришвина характерна ощутимая «ретроспективность» в освещении событий и состояний личности; излюбленный тип сюжетного времени для него - «становящееся настоящее» - т. е. ситуация, содержащая в «снятом» виде процесс становления. При этом лирическое начало у Пришвина обусловливает относительную свободу композиции, ассоциативность связей, наличие лейтмотивов. Внутренняя логика здесь - движение от хаоса к гармонии, от аритмии к ритму.

- Пришвин говорил, что всю жизнь писал только о радости. Для него близка мысль Л. Толстого о том, что поиск счастья - важнейший долг каждого человека. «Несказанность» мирового Целого компенсируется ритмически-музыкальным резонансом души с космической гармонией; счастье у Пришвина - целесообразная связь частей целого.

Библиографический список

1. Пришвина, В. Д. Наш дом / В. Д. Пришвина. - М.: Молодая гвардия, 1980. - 334 с.

2. Пришвин, М. М. Незабудки / М. М. Пришвин. - М.: Советский писатель, 1969. - 296

с.

3. Розанов, В. В. Религия и культура / В. В. Розанов. - М.: АСТ, Харьков: Фолио, 2001. - 640 с. - С.163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.