Научная статья на тему 'Философский анализ жизненных стратегий российской молодежи'

Философский анализ жизненных стратегий российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ТИПОЛОГИЗАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / СУБЪЕКТИВНОСТЬ ИНДИВИДА / УСТРЕМЛЕНИЯ / ЦЕЛЬ / LIFE STRATEGIES / RUSSIAN YOUTH / CLASSIFICATION / SELF-DETERMINATION / SOCIAL ATTITUDES / SUBJECTIVITY OF AN INDIVIDUAL / ASPIRATIONS / GOAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бекурина Юлия Сергеевна

В статье находит отражение проявленный автором исследовательский интерес к проблеме философского анализа типологизации жизненных стратегий, определяющих приоритеты российской молодежи в период до 2010 г. Исследованы соответствующие данной теме источники в области специальной литературы, а также проанализированы некоторые научные работы, сгруппированные в зависимости от рассматриваемых в них типологических характеристик. Установлено, что выбор типа жизненной стратегии обусловлен рядом факторов. Неслучайно в настоящей статье анализ типологизации непосредственно связан с содержанием принятых решений индивидов и характером их поступков. Проблемы молодежи интересны исследователям разных периодов, учитывая, что молодые люди, находясь в процессе самоопределения, представляют собой особую группу в структуре общества. Результаты проведенного исследования позволяют углубить теоретические знания о способах типологизации жизненных стратегий российской молодежи нашего времени и обстоятельствах их формирования. Они указывают на возможный комплекс мер по совершенствованию методов профессиональной ориентации современного молодого поколения и могут быть рекомендованы для вузов и комитетов по делам молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A philosophical analysis of the Russian youth life strategies

The research presents a philosophical analysis of classifications of life strategies determining the priorities of the Russian youth in the period until 2010. The author investigates the relevant literature and scientific works grouped according to the typological characteristics considered in them. The choice of a certain type of youth life strategy is explained by a number of factors. Therefore, the analysis of classification is directly related to the decisions of individuals and their actions. Youth problems have always been of great interest to scientists because young people, undergoing the self-determination, represent a special group in the structure of society. The research findings allow one to deepen the theoretical knowledge about the ways of classifying modern Russian youth life strategies and the prerequisites for their development. They indicate the possible measures to improve career guidance techniques and can be recommended for universities and youth committees.

Текст научной работы на тему «Философский анализ жизненных стратегий российской молодежи»

УДК 101.8-053.81(470+571)

https://doi.org/10.24158/fik.2019.2.3

Бекурина Юлия Сергеевна

аспирант кафедры философии Гуманитарного института

Северо-Кавказского федерального университета

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Bekurina Yulia Sergeevna

PhD student, Philosophy Department, Institute of Humanities, North Caucasus Federal University

A PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE RUSSIAN YOUTH LIFE STRATEGIES

Аннотация:

В статье находит отражение проявленный автором исследовательский интерес к проблеме философского анализа типологизации жизненных стратегий, определяющих приоритеты российской молодежи в период до 2010 г. Исследованы соответствующие данной теме источники в области специальной литературы, а также проанализированы некоторые научные работы, сгруппированные в зависимости от рассматриваемых в них типологических характеристик. Установлено, что выбор типа жизненной стратегии обусловлен рядом факторов. Неслучайно в настоящей статье анализ типологизации непосредственно связан с содержанием принятых решений индивидов и характером их поступков. Проблемы молодежи интересны исследователям разных периодов, учитывая, что молодые люди, находясь в процессе самоопределения, представляют собой особую группу в структуре общества. Результаты проведенного исследования позволяют углубить теоретические знания о способах типологизации жизненных стратегий российской молодежи нашего времени и обстоятельствах их формирования. Они указывают на возможный комплекс мер по совершенствованию методов профессиональной ориентации современного молодого поколения и могут быть рекомендованы для вузов и комитетов по делам молодежи.

Summary:

The research presents a philosophical analysis of classifications of life strategies determining the priorities of the Russian youth in the period until 2010. The author investigates the relevant literature and scientific works grouped according to the typological characteristics considered in them. The choice of a certain type of youth life strategy is explained by a number of factors. Therefore, the analysis of classification is directly related to the decisions of individuals and their actions. Youth problems have always been of great interest to scientists because young people, undergoing the self-determination, represent a special group in the structure of society. The research findings allow one to deepen the theoretical knowledge about the ways of classifying modern Russian youth life strategies and the prerequisites for their development. They indicate the possible measures to improve career guidance techniques and can be recommended for universities and youth committees.

Ключевые слова:

жизненные стратегии, российская молодежь, ти-пологизация, самоопределение, социальные установки, субъективность индивида, устремления, цель.

Keywords:

life strategies, Russian youth, classification, self-determination, social attitudes, subjectivity of an individual, aspirations, goal.

Современную российскую молодежь вполне можно рассматривать, на наш взгляд, как субъект общественных отношений с индивидуальными стратегиями жизни ввиду нестабильности социального положения и сознания. Важность темы отражена в исследовании типологии как главного феномена личного и общественного бытия. Актуален в контексте исследовательской деятельности, по нашему мнению, сравнительный анализ типологизации жизненных стратегий российской молодежи нашего времени в изменяющемся обществе на основе исследований ведущих ученых.

В разработку соответствующей темы нашего исследования существенный вклад внесли идеи и теоретические положения, сформулированные в трудах Ю.М. Резника и С.А. Смирнова. Ученые сходны во мнении о том, что структура стратегий состоит из жизненных ориентаций (ценностных, политических, репродуктивных и социально-профессиональных), нужд, целей, указаний, аргументов и общественных составляющих, которые развивают сферы жизненного мира того или иного индивида (смысл в его жизни, мотивация и регуляция).

Вместе с тем такие ученые, как B.C. Магун, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, Н.Д. Сорокина, Н. Федотова и другие, распределяют стратегии жизни по различным группам современного общества: общественно-демографическим и социально-профессиональным [1]. Поэтому проведенный анализ ценностей молодых людей в российском обществе поможет в построении новой типологии в перспективе. Как отмечает Е.П. Рубцова, следует выделить два актуальных феномена в процессе создания жизненных стратегий [2, с. 8]:

1) возрастной показатель: до совершеннолетия индивиды считаются иждивенцами, а после начинает проявляться финансовая и общественная независимость;

2) отсутствующие или ограниченные возможности реализации в социальном пространстве.

Рассматривая типологию, можно представить модель российской молодежи (в период до

2010 г.) в трех аспектах:

- субъектность человека по содержанию и форме (представитель молодежи на основе собственно-принятых решений строит жизненную стратегию, и на него не оказывают значительного воздействия условия социально-экономического характера);

- влияние на условия жизнедеятельности (так называемые жизненные обстоятельства, в том числе место жительства, общественная принадлежность и этнос, оказывают различное воздействие на молодежь);

- степень нормативности общественных указаний и поведения (на индивида влияют не только обстоятельства, но и принятое обществом определенное поведение).

В процессе анализа предложенной нами темы нельзя не обратить внимания на коллективную работу и результаты эмпирических исследований ученых Института социологии Российской академии наук (РАН) [3, с. 14]. Они представляют современную молодежь нашей страны в виде групп, основанных на жизненных устремлениях:

- «предприимчивые» (составляют 20 %) - жители России в возрасте 17-26 лет, которые уверены в создании собственного бизнеса, поездках, возможности разбогатеть и жить в материальном достатке;

- «максималисты» (19 %) - надеются добиться успехов почти во всех жизненных сферах (возрастное распределение в данном случае характерно для молодежи в целом, без выявления «юношеского максимализма»);

- «труженики» (17 %) - категория молодежи, заявляющей о том, что она способна получить престижное образование, хорошую работу и в дальнейшем заниматься любимым делом (стремятся к успеху в достижении жизненных целей);

- «семейные» (13 %) - молодые люди, для которых главной жизненной ценностью выступает семья (родственники, супруги, дети).

- «гедонисты» (10 %) - для них на первом плане наличие свободного времени, чтобы жить в свое удовольствие;

- «карьеристы» (6 %) - считают, что способны добиться плодов своих трудов во многих сферах существования, но не пытаются жить ради наслаждения или быть хозяином своей жизни (для них характерно стремление к достижению успеха через отсутствие свободного времени);

- «отчаявшиеся» (5 %) - молодежь, которая не стремится к каким-либо достижениям и не нацелена на успех;

- «тщеславные» (1 %) - молодые люди живут в надежде прославиться, преуспеть в карьере или достичь власти в какой-либо сфере.

Оставшиеся 9 % можно отнести к «смешанному типу», у которых отсутствуют ярко выраженные устремления.

Жизненные стратегии как путь становления индивида подробно анализировали в своих исследованиях также два известных автора: К.А. Абульханова-Славская [4] и Р. Пехунен [5]. В частности, финский ученый Р. Пехунен объясняет, что жизненная стратегия вырабатывается непосредственно индивидом, преодолевающим конфликты и различные ситуации. Если молодой человек вступил в жизненный конфликт, ему необходимо следовать одному из трех дальнейших сценариев: отказаться (прекратить борьбу), приспособиться (человек подстраивается под изменения) или развиться (преодолеть трудности).

Известный российский философ К.А. Абульханова-Славская осуществляет анализ типологии жизненных стратегий на основе главного - сопоставления типа личности со способом разрешения конкретной ситуации в жизни индивида. В связи с этим очевидна роль внутренних и внешних критериев жизненных стратегий. Если к внутренним критериям относится активность человека в построении собственной жизни, то к внешним - зависимость от требований социальной действительности. Активность человека, проходя через все сферы его жизни, становится базовой ступенью в развитии жизненных стратегий и выражается в способности «к оптимальному балансу между желаемым и необходимым». Поэтому жизненные стратегии могут быть активными или пассивными. Кроме того, К.А. Абульханова-Славская анализирует в сопоставительном аспекте понятия «инициатива» и «ответственность» как формы активности.

Если в стратегиях жизни доминирует «инициатива», то индивид находится в состоянии постоянного поиска и неудовлетворенности собственными результатами [6]. Проявляя инициативу, молодой человек стремится к желаемому, не думая о «возможном». Он как бы сталкивается с реальностью, которая несопоставима с воображением, не способен самостоятельно обозначить для себя цель, возможность и способы выхода из сложившейся ситуации.

С учетом этого для жизненной стратегии, основанной на инициативе, характерны многосторонняя деятельность, выявленная цель и постоянный поиск нового. Е.П. Рубцова в своей работе предлагает подтипы жизненных стратегий современных молодых индивидов по способу самовыражения. Для одних оно состоит в отдаче и трате самого себя. Подобные индивиды активно «вовлекают многих людей в круг своих творческих поисков, берут на себя ответственность не только за их научную, но и за личную судьбу» [7]. У других проявление инициативы выступает сквозь призму намерений, благих и добрых, которые редко могут быть реализованы. Уровень активности обусловлен характером человека и его ответственностью. Внешне путь такого индивида наполнен чередой многочисленных событий, выраженных в трансформации прежнего образа жизни, изменении его поведения, способности стать гибким и энергичным.

Если в формировании жизненной стратегии индивида на первое место выходит «ответственность», то он «всегда стремится создать себе необходимые условия, заранее предусмотреть, что нужно для достижения цели, подготовиться к преодолению трудностей» [8]. Само же это качество может проявляться по-разному и, соответственно, формирует различные жизненные стратегии. К примеру, индивиду с ярко выраженной исполнительностью свойственны слабая способность к вербализации собственных мыслей и чувств, нерешительность, неуверенность в себе, ориентация на поддержку других людей, боязнь перемен и отсутствие личного жизненного места и пространства. Наряду с исполнительным существует зависимый тип, склонный к самопожертвованию, стремящийся к исполнению «долга», что в результате приводит к самоудовлетворенности, но утрате личного «я». При отсутствии ответной положительной реакции других людей, молодой человек расценивает такую ситуацию как жизненный провал.

Следующий тип - консервативный. В данном случае индивид структурирует этапы своей жизни, не думая о далеких перспективах. Он доволен обычным течением жизненных обстоятельств, ему претят мысли о возможных переменах. Представитель такого типа чаще остальных отказывается от собственных интересов в пользу выполнения требований окружающих.

Одинокий тип обладает долей ответственности, вследствие чего жизненный путь индивида характеризуется разнообразием. В характеристике данного типа преобладают указания на необходимость выживания (один на один, без участия других людей).

К.А. Абульханова-Славская также использует термин «оптимальная жизненная стратегия», при которой субъект сопоставляет присущие ему возможности с жизненными задачами. При этом ведущим показателем признается развитие потенциала индивида. Молодой человек соотносит свои увлечения и обстоятельства жизни. Но указанный исследователь не ограничивается только активными личностями, она приводит в пример наличие многообразных разновидностей инертных жизненных устремлений. Главной выступает стратегия психического ухода от происходящего в жизни. У индивида можно обнаружить и подстратегии: надежда и жизненный тупик. Мировоззрение складывается исходя из того, какая подстратегия преобладает. Если надежды больше, то индивид будет стремиться уйти от конфликта в иную сферу. Человек отчетливо понимает и признает, что выхода нет, но в других областях надежда на новые перспективы сохраняется. При внутреннем тупике индивид «не видит ни одной альтернативы для продолжения настоящего существования».

К.А. Абульханова-Славская также выделяет системы планирования деятельности при построении жизненных стратегий: притязание, саморегуляция и удовлетворенность. Для притязания, по ее мнению, характерна жизнедеятельность индивида, его внутренние и внешние опоры, создающие жизненное пространство молодежи. Они помогают выстраивать последующие действия индивида, его отношение к внешним условиям и анализ окружающих. Затем набирает обороты система средств и способов достижения поставленных целей, а также возможность взять возникающие в жизни трудности под личный контроль. Ключевую роль играют прилагаемые усилия, напористость, уверенность и правильность критериев достижения. Важной составляющей при достижении завершающего фактора остается опора конкретного индивида на себя самого или на окружающих. Под удовлетворенностью К.А. Абульханова-Славская понимает «форму обратной связи личности со способами ее объективации в жизни (достижениями личности, оценками окружающих и т. д.)».

Таким образом, становится очевидно, что всесторонне и систематически рассмотрением предложенной нами темы, актуальной и в настоящее время, занимались такие известные ученые, как Ю.М. Резник, С.А. Смирнова и Н. Федотова. Мнения авторов близки в теоретических положениях и ключевых идеях о динамизме типологизации жизненных стратегий российской молодежи, что имеет большое значение для определения мировоззренческих основ сознания молодого поколения и в наши дни. Огромный интерес представляют и результаты эмпирических исследований коллектива ученых Института социологии РАН. Они утверждают, что поведение российской молодежи можно объяснить, основываясь на жизненных стремлениях той или иной личности, определенного человека. Весомый вклад в типологизацию жизненных стратегий внесли, несомненно, труды психолога, философа К.А. Абульхановой-Славской, которая соотносит тип и поведение человека в преодолении жизненного конфликта. Достижения указанных выше и других ученых, на

наш взгляд, могут послужить фундаментом новых научных открытий в процессе продолжения исследований, посвященных вопросу о жизненных стратегиях молодежи современной России.

Ссылки:

1. Резник Т.Е. Стратегии жизни молодежи в обществе риска: проблемы социальной безопасности [Электронный ресурс] // Ломоносовские чтения в 2004 году / Россия и социальные изменения в современном мире : сб. науч. докл. В 2 т. Т. 2. М., 2004. URL: http://refdb.ru/look/2354286.html (дата обращения: 02.11.2018).

2. Рубцова Е.П. Жизненные стратегии учащейся молодежи малого провинциального города Юга России : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2010. 22 с.

3. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты [Электронный ресурс] : информационно-аналитический бюллетень Института социологии РАН. 2007. № 4. 95 с. URL: http://www.is-ras. ru/files/File/I NAB/4/I NAB_4%20PDF(1).pdf (дата обращения: 02.11.2018).

4. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М., 1999 ; Ее же. Сознание как жизненная способность личности // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 1. С. 32-41 ; Ее же. Стратегия жизни. М., 1991.

5. Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. М., 1987.

6. Gardner H. Frames of Mind. The Theory of Multiple Intelligences. New York, 2006. 300 p.

7. Рубцова Е.П. Указ. соч.

8. Там же.

References:

Abulkhanova-Slavskaya, KA 1991, Strategy of Life, Moscow, (in Russian).

Abulkhanova-Slavskaya, KA 1999, Psychology and Consciousness of Personality, Moscow, (in Russian). Abulkhanova-Slavskaya, KA 2009, 'Consciousness as the Vital Ability of the Individual', Psikhologicheskiy zhurnal, vol. 30, no. 1, pp. 32-41, (in Russian).

Gardner, H 2006, Frames of Mind. The Theory of Multiple Intelligences, New York, 300 p.

Pehunen, R 1987, 'Tasks of Development and Life Strategies', in EV Shorokhova (ed.), Psychology of Personality and Lifestyle, Moscow, (in Russian).

Reznik, TE 2004, 'Life Strategies of Young People in a Risk Society: Problems of Social Security', Rossiya i sotsial'nyye izmeneniya v sovremennom mire: sb. nauch. dokl. "Lomonosovskiye chteniya v 2004 godu", in 2 vols, vol. 2, Moscow, viewed 2 November 2018, <http://refdb.ru/look/2354286.html>, (in Russian).

Rubtsova, EP 2010, Life Strategies of Studying Youth of a Small Provincial Town of the South of Russia, PhD thesis abstract, Rostov-on-Don, 22 p., (in Russian).

The Youth of New Russia: Lifestyle and Value Priorities 2007, Informatsionno-analiticheskiy byulleten' Instituta sotsiologii RAN, no. 4, 95 p., viewed 2 November 2018, <http://www.isras.ru/files/File/INAB/4/INAB_4%20PDF(1).pdf>, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.