Научная статья на тему 'Философские традиции славянофильства'

Философские традиции славянофильства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
555
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛАВЯНОФИЛЫ / ФИЛОСОФИЯ / ИДЕИ / ТРАДИЦИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ЯЗЫЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Крупейникова Н.С., Лазорская М.В.

Статья посвящена генезису философской традиции русского славянофильства. Начавшись в недрах христианизации Руси, философия не стала религиозной. С Петровскими преобразованиями в Россию проникают философские европейские представления, особенно идеи французского просвещения. Философская традиция русского славянофильства во многом предопределялась особенностями исторического развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философские традиции славянофильства»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070

решением задачи обеспечения продовольствием возросшего населения, даже с учетом того, что для полноценного питания человека будущего, по нашим предположениям, понадобится вдвое меньшее количество пищи, повсеместно станут создаваться подводные фермы и плантации.

Мы считаем, что в ближайшем будущем ученные разработают технологию, при помощи которой над территориями, непригодными в настоящее время для жизни человека, будут создаваться плотные газообразные оболочки на высоте примерно 8 км. Они защитят поверхность земли от солнечных лучей или, наоборот, благодаря накоплению солнечной энергии будут генерировать тепло Исходя из этого, можно предположить, что такие территории, как Сахара, Гоби и другие пустыни будут освоены человеком: там создадут полноценные города.

Несмотря на технологический прогресс, человек не утратит свою связь с природой. И, тем не менее, каждое время будет бросать свои вызовы человечеству, и оно постоянно будет находиться в состоянии напряжения. Это приведет к тому, что со временем географическая карта мира может поменяться, упразднятся границы между государствами, и тогда весьма вероятен переход от демократии к оптимальной политической системе, при которой человечество сможет избежать войн и других конфликтов и направить свой потенциал на изучение будущего.

Список использованной литературы:

1. Атеиодемия // http://axiodemia.com

2. Болтаевский А.А., Прядко И.П. "Услышать будущего зов": технополис и экоград как модели городов будущего // Урбанистика. - 2014. - № 1. С.1-9. DOI: 10.7256/2310-8673.2014.1.12875. URL: http://e-notabene .ru/urb/article_12875.html

3. Пашкин Д. А. Эволюция и генезис урбанистических мотивов в творчестве Велимира Хлебникова // Вестник Общества Велимира Хлебникова. III. М., 2002. С. 91-121.

© Гилоян А.В., 2016

УДК 009(001)

Н.С. Крупейникова,

к.ф.н., доцент кафедры философии, М.В. Лазорская, к.ф.н., доцент кафедры философии, СПбИГО, Российская Федерация.

ФИЛОСОФСКИЕ ТРАДИЦИИ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА

Аннотация

Статья посвящена генезису философской традиции русского славянофильства. Начавшись в недрах христианизации Руси, философия не стала религиозной. С Петровскими преобразованиями в Россию проникают философские европейские представления, особенно идеи французского просвещения. Философская традиция русского славянофильства во многом предопределялась особенностями исторического развития России.

Ключевые слова

Славянофилы, философия, идеи, традиция, христианство, язычество.

Философия русского славянофильства имеет глубокие исторические традиции. Н.А. Бердяев писал: «Я наследую традицию славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Толстого, Вл. Соловьева и Н. Федорова» [2, с. 97]. Судьба философской традиции русского

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

славянофильства глубока и неоднозначна. С христианизацией Руси, приходят философские идеи, первоначально религиозные, двоеверные, еще подверженные влиянию язычества. «В Древней Руси, социально-философские идеи не являлись четко дифференцированными в общественном сознании. Мыслители прошлого полагали, что русская земля не похожа ни на одну другую, она неповторима ... -Русь стала оплотом подлинной веры» [4, с. 228]. Однако развивающееся феодальное государство, нуждалось в адекватной религиозной системе, которая санкционировала складывающиеся новые порядки. Христианство стремилось покончить с язычеством, языческие святилища разрушались, идолы низвергались, обрядность преследовалась, воззрения его разоблачались. При этом оно ассимилировало кое-что из языческих культов. Некоторые из прежних богов, пользовавшихся популярностью у населения, включены в пантеон христианских святых. В результате чего возник новый тип христианства - русское православие. На различные стороны общественного сознания русского населения воздействовало не просто христианство, а сложное, синкретическое религиозное образование, содержащее элементы язычества. Следующий этап развития русского общественного сознания связан с Петровскими преобразованиями. В Россию проникают философские европейские представления. «. кардинально изменилась социально-политическая обстановка в России, к этому моменту вопрос о будущем России, который являлся камнем преткновения для славянофилов и западников, был решен . и отошли в прошлое все противоречия между западниками и славянофилами» [5, с. 136]. Казалось бы, с религиозными традициями прошлого было покончено, однако философская мысль, существовавшая в рамках православия и обособившегося от него после раскола старообрядчества, развивалась и далее в тех формах, которые уже были выработаны, даже в светской модификации русской философии традиции прошлого дают о себе знать. В.Н. Татищев публикует «Изборник 1076 г.» Н.И. Новиков издавал «Древнюю российскую вивлиофику», включая в нее философские тексты. «.философская культура XVIII века является сложным духовным образованием, содержащим не только широкий круг западноевропейских идей, но и идей, восходящих в определенной мере к средневековому философствованию Киевской и Московской Руси...» [1, с. 56]. Философские идеи славянофилов, дополнялись и подкреплялись скептическим отношением к заимствованиям, иноземным образцам, не всегда оправданным. Стремление к самобытности не утрачивалось. А.И. Герцен писал: «Славянизм, или русицизм, не как теория, не как учение, а как оскорбленное народное чувство, как темное воспоминание и верный инстинкт, как противодействие исключительно иностранному влиянию, существовал со времени обрития первой бороды Петром I. Противодействие петербургскому терроризму образования никогда не перемежалось...» [3, т.3, с. 135]. Славянофилы стремятся сопрягать свое учение с тем, что было создано к XVII веку, возродить традиции, пребывавшие в забвении, стать наследником философского сознания прошлого. Славянофилы продолжили тот поиск, который свойствен мышлению русского средневековья; при этом он обогащался опытом позднейших полутора столетий, русским и западноевропейским. Специфика философии славянофилов, ее традиций во многом предопределялась особенностями исторического развития России, в частности тем, что была пропущена одна из формаций -рабовладельческая; совершился переход от первобытнообщинной формации непосредственно к феодальной, которая по европейским меркам затянулась. Ускоренность и ущербность капиталистического развития России, не изменило принципиально характер русской культуры. Социалистическим идеям, проникавшим в феодальную Россию, были свойственны черты примитивизма и архаичности; активизировалась капиталистическая альтернатива. Славянофильству в России, характерно проявление эзотеризма, который изживался постепенно - вместе с распространением свободы слова. Следствием жесткой цензуры в России Нового времени являлось то, что литературные произведения не публиковались, оставаясь в рукописном виде в единичных экземплярах. Славянофильство было вызвано к жизни двумя рукописными работами, это - «О старом и новом» А.С. Хомякова и «В ответ А.С. Хомякову» И.В. Киреевского. Оба сочинения, написанные в 1839 году, так и не были напечатаны при жизни их авторов. В дальнейшем кое-что появлялось в печати, но большинство обычно по-прежнему распространялись в рукописном виде. Важно отметить тот факт, что славянофильская философская традиция корректировалась и за счет внешних воздействий, которые осуществлялись в достаточно четко очерченных пределах. В X веке после принятия христианства Русь вошла в состав религиозной общности, определявшей в средние

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

века динамику культурных процессов. Вхождение славянских и некоторых других племен, обитавших на востоке Европы, в христианскую общность имело свою историческую логику. Философская мысль славянофилов сразу приобрела статус христианской - по религиозной принадлежности, и европейской по принадлежности региональной. Такой она оставалась и впоследствии. Только с появлением на Руси традиций французского просвещения, появилась и его философия, которая решала мировоззренческие вопросы, общие для всего этого направления, применительно к российским условиям.

Просвещение исчерпало себя в России быстро, так как не происходили революции, и не было того, что через них получали другие. Борьба с феодализмом здесь велась не просветительскими, а иными методами. Если для XVIII века характерны заимствования у Просвещения, то для XIX века -преимущественно у немецкой философии. Германия превращалась в философскую Мекку. Каждый философ стремился посетить ее, чтобы познакомиться с создателями новых философских систем, и в первую очередь с Гегелем. В конце XIX века наблюдалось воздействие марксистской философии на русскую, преимущественно народническую.

Список использованной литературы:

1. Абрамов А.И. Философские традиции Киевской и Московской Руси. М., 1987.

2. Бердяев Н.А. Русские пропилеи. М., 1919.

3. Герцен А.И. Собрание сочинений в 5-ти томах. М., 2009.

4. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Споры о судьбах России в начале XIX века. Инновационная наука, 2016, №1-1 (13).

5. Евланникова Г.Е. Либеральная тень славянофильства. Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Гуманитарные науки. № 4, СПб, 2013.

© Крупейникова Н.С., Лазорская М.В., 2016.

УДК 175

О.В. Солопов

к.ф.н., младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по социологии, культурному туризму и прикладной этике Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

г. Тула, Российская Федерация Н.Д. Солопова

Студентка 4 курса факультета истории и права Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

г. Тула, Российская Федерация

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ3

Аннотация

Статья посвящена выявлению этических компонентов характерных для процесса развития культурного туризма в Тульской области. Культурный туризм рассматривается в двух этических аспектах: как способ духовно-нравственного развития туриста; как фактор внедрения мировых принципов туристской этики в рамках развития туристского кластера Тульской области.

Ключевые слова

Культурный туризм, этика туризма, туристский кластер Тульской области. Культурный туризм представляет собой путешествия с целью ознакомления туриста с культурными

3 «Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-13-71001».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.