Научная статья на тему 'Философская система романтизма Фридриха Шлегеля'

Философская система романтизма Фридриха Шлегеля Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1678
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ИДЕАЛИЗМ / РОМАНТИЗМ / ПАНТЕИЗМ / ЭМПИРИЗМ / PHILOSOPHY / IDEALISM / ROMANTICISM / PANTHEISM / EMPIRICISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Епанчинцев В. В.

Рассматриваются философские искания теоретика иенского романтизма Фридриха Шлегеля. Проводится анализ собственной философской системы Шлегеля, ее истоков и оснований. Показано, как в системе немецкого философа, филолога и культуролога абсолютный идеализм объединился с идеей бесконечного, основанной на религиозном чувстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical system of Friedrich Schlegel’s Romanticism

The article deals with the philosophical quests of Jena Romanticism theorist Friedrich Schlegel. The analysis of his own philosophical system Schlegel is given as well as its origins and bases. It is shown how absolute idealism has united with the idea of the infinite, based on a religious sense in the system of the German philosopher, philologist and cultural studies expert.

Текст научной работы на тему «Философская система романтизма Фридриха Шлегеля»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 82-84.

УДК 101.1:316 В.В. Епанчинцев

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА РОМАНТИЗМА ФРИДРИХА ШЛЕГЕЛЯ

Рассматриваются философские искания теоретика иенского романтизма Фридриха Шлегеля. Проводится анализ собственной философской системы Шлегеля, ее истоков и оснований. Показано, как в системе немецкого философа, филолога и культуролога абсолютный идеализм объединился с идеей бесконечного, основанной на религиозном чувстве.

Ключевые слова: философия, идеализм, романтизм, пантеизм, эмпиризм.

Романтизм, будучи наиболее «манифестированным» направлением в культуре и искусстве, имел свою оригинальную эстетико-философскую основу. Немецкий романтизм, оказавший впоследствии столь мощное воздействие на европейский романтизм в целом, теоретически обосновал философ, филолог и культуролог Фридрих Шлегель. В его философской системе нашли свое развитие идеи Канта, Фихте и Гегеля.

Шлегель считал, что «поэзия и философия представляют собой нечто большее, чем заполнение тех лакун, которые остаются при всех развлечениях у праздных малообразованных людей» [1, с. 346]. Более того, он называл их «духом и душой человечества».

Личностное самосознание Шлегеля постоянно разрывалось между поэзией и философией. Он не знал, какой из «муз» стоит отдать предпочтение, и вывел особое понятие - «философию филологии». Шлегель полагал, что современная философия не способна охватить все многообразие филологии, поэтому «филолог сам должен стать философом» [2, р. 17]. Парадокс заключался в том, что, по мнению Шлегеля, филология еще с античных времен содержала в себе философскую составляющую, но современная философская наука так и не смогла полностью ее раскрыть. Следовательно, филология должна это сделать теперь сама.

Критический анализ всех философских систем, существовавших до него, стал для Фридриха Шлегеля единственным верным введением в философию [1, с. 27]. Например, эмпирическое направление Фридрих Шле-гель критиковал за ограниченность. Он считал, что преступно, основываясь только на чувственном восприятии мира, превыше всего ставить опыт. Эмпиризм, по Шлегелю, является предельно субъективным явлением, которое не способно постичь все тайны природы. В этих условиях чувственное восприятие обессиливает разум.

Материализм не ограничивался одним лишь опытом, поэтому он оказался свободнее эмпиризма в построении духа из материи [3, с. 108]. Материализм стремится конструировать вселенную из атомов. Динамический материализм Шлегель предлагал считать дуализмом, потому что в его основе обнаруживается учение о внутренней двойственности и раско-лотости. Такие идеи согласуются с идеализмом в понимании внешних телесных явлений как обманчивой видимости, объединены взглядом на природу как одушевленный предмет, поиском происхождения всех вещей в конфликте невидимых элементов.

Негативная философия скептицизма, отрицавшая всякую философию, могла быть рассмотрена лишь как противоположность другим системам [3, с. 112]. Сущностью и подлинной целью идеализма Шлегель считал критику, которая бы могла стать наукой наук, потому что она подвергала бы сомнению основы всех наук. Пример такой критики - философская система Канта.

© В.В. Епанчинцев, 2014

Философская система романтизма Фридриха Шлегеля

83

Пантеизм отрицает все конечное, признавая только бесконечное. Фридрих Шлегель считал, что убежденный пантеист всячески отстаивает идею божества, в которую он полностью погружен. Однако религиозный пантеист постигает религию отрицательно, поэтому, по мнению Шлегеля, можно говорить лишь о его погружении в мистицизм. Пантеизм немецкий философ называл «опасной системой» из-за его притягательной отрицательной идеи божества [3, с. 119].

В результате критического анализа существующих философских систем Фридрих Шлегель заявляет, что все они более всего тяготели к науке, чем к чистой философии. Исключением в этом ряду можно назвать только идеализм.

Идеалистическая философия признавала чувственное субъективным и индивидуальным. Целью идеализма становится позитивное познание всего бесконечного многообразия мира. Еще Декарт считал возможным совместное существование духа и материи, что являлось абсолютным дуализмом. Беркли Шлегель и вовсе называет «полуидеалистом» [3, с. 132], потому что его система исходит собственно из эмпиризма. Лейбница Шлегель хвалит за идею способности сознания к бесконечному развитию, но отмечает его попытку выдвинуть на ведущие позиции дух. Лейбниц во всех своих идеях воплощает принцип бесконечной полноты, принцип деятельности, и это делает его совершенным идеалистом.

Философия романтизма тесно соприкасалась с идеалистическими системами Канта и Фихте, хотя Канта Фридрих Шлегель предпочитал не называть идеалистом, потому что тот допускал существование предметов вне Я [3, с. 133]. Приверженность Канта к идеализму была выражена в том, что субъективный способ представления он стремился представить как нечто закономерное.

Самым последовательным идеалистом Фридрих Шлегель считал Фихте. Я в его системе получало импульс от «вещи в себе» Канта к представлениям и начинало продуцировать все из себя. Так упраздняются притязания на законченный идеализм, потому что он невозможен там, где допускается что-то, кроме Я.

Фридрих Шлегель писал Доротее, что хотел бы сделать сочинения Канта более понятными [1, с. 353]. В таком случае, как он полагал, стала бы очевидна принадлежность Канта к классическим писателям Германии, а его труды стали бы доступны для понимания, как, например, творения Лессинга.

«Новое изложение наукоучения» Фихте Шлегель, напротив, хвалил за ясность изложения уходящей в бесконечность рефлексии. «Если Фихте всеми силами своего существа предстает как философ и по своему умонастроению и характеру является для

нашей эпохи образцом и представителем этого рода, то, не зная последнего, не только философски, но и исторически нельзя понять Фихте, - писал он. - А до тех пор, пока не поймут его самого, каков он есть и как он становится, даже самый лучший дилетант хотя и вполне поймет что-то в его философии, в другом же совсем не сможет разобраться» [1, с. 354].

По мнению Шлегеля, в философии Канта так и не было достигнуто равенство реального и идеального, а следовательно, не была достигнута абсолютная степень идеализма.

Идеализм считал бытие видимостью из-за того, что бытие было противоположно идее. Шлегель говорил о том, что бытие в таких условиях остается в состоянии покоя. Он называл бытие лишь «полезной видимостью для ограниченных людей» [3, с. 153]. Для них при достижении цели, казавшейся прочной и устойчивой, бытие превращается в бесконечное становление.

Единство субъективного и объективного, по Шлегелю, осуществляется в движении по кругу, в котором противоположности замыкаются в некое единство. Противоположности сливаются в неразличимое, а круговое движение процесса познания является диалектическим пониманием единства противоположностей.

Романтическая философия тяготела к цикличности, которая выражается в движении по кругу. Философские системы Канта и Фихте, по мнению Шлегеля, были излишне прямолинейными и «горизонтальными».

Шлегель предпринял попытку соединить философскую систему Фихте с идеями Спинозы. Как известно, «Наукоучение» Фихте и Великую французскую революцию немецкий мыслитель называл величайшими явлениями эпохи. Однако система Фихте и романтическая философия различались своими взглядами на Я. Об этой разнице Фридрих Шлегель писал: «Подлинное различие между нашей и фихтевской философией заключается в том, что Фихте говорит: я -это одновременно субъект и объект, тогда как на нашем языке ему следовало бы сказать: я становится объектом для себя самого» [3, с. 155].

Шлегель полагал, что Я обретается в мышлении. В созерцании забывается обретенное Я из-за того, что внешний предмет начинает мыслиться как вещь. Следовательно, в мышлении Я теряет предмет, а в восприятии Я уже само теряется в предмете. Фридрих Шлегель в таких условиях предложил объединить предмет и мышление в образ.

В иенском кружке романтиков Шлегель много общался с Шлейермахером. Естественно, что в обстановке «совместного философствования» произошло взаимное проникновение идей. Идеи Фридриха Шлегеля

84

В. В. Епанчинцев

начали приобретать религиозные черты. Отныне многие его работы приобретают ми-стико-религиозный характер. Созерцание для него становится главным средством достижения абсолюта, его он считал «вбиранием чего-то в себя» [3, с. 149]. Однако созерцание лишает любой предмет движения, потому что созерцание имеет место при условии, что предмет мыслится устойчивым. В то же время созерцание понимает мир как становящееся божество. Через развитие самосознания Шлегель надеется преодолеть этот парадокс (или антиномию созерцания, по Канту).

Шлегель надеялся, что в будущем самосознание будет называться обретением себя. Он объяснял это тем, что Я не может быть доказано - оно может только обретено [3, с. 151].

В понятии становления Фридрих Шле-гель соединяет бесконечность и чувство ограниченности. В этой идее конечное и бесконечное различаются лишь по степени, существо для них остается одним. Шлегель уверен, что философия должна вести к бесконечному. Собственно поэтому в любой обыденной вещи, в любом явлении природы романтики видели бесконечное - «божественную» суть предмета. «Философия должна начинать с освобождения нас от видимости конечного и от веры в вещи и учить нас постигать бесконечное богатство и многообразие», - подводит итог Шлегель [3, с. 152].

Бесконечные полнота и единство, по мнению Шлегеля, формируют совершенство. Бесконечная полнота проявляется в сознании через духовное созерцание. Для Фридриха Шлегеля это и есть свидетельство связи бесконечного с религиозным чувством. Здесь же соединяются поэзия и философия,

так появляется «философия филологии», которая должна была дать обоснование формам мышления прошлого.

Шлегель в своей философской системе пересматривал взаимоотношения филологии, истории и философии. Филология изначально со времен античности имеет в себе философскую историческую составляющую. Она должна раскрыть этот потенциал, в том числе благодаря чувству религиозно-бесконечного: «Философию невозможно применить к филологии - первый парадокс. Второй: филолог должен быть философом. Третий парадокс. Филология необходима» [2,

р. 17].

К сожалению, Фридриху Шлегелю так и не удалось представить целостной философской системы. Прежде всего это связано с его манерой философствования. Система Шлегеля получилась такой же фрагментиро-ванной, как и его «Идеи» и «Фрагменты», представляя собой смесь абсолютного идеализма и философии тождества.

Предметом философии Фридрих Шле-гель считал внутреннюю духовную жизнь во всем многообразии ее проявлений. Элементами этой романтической философской системы стали сознание и бесконечное; предельно бесконечным в ней становится чувство веры и любви.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика : в 2 т. М. : Искусство, 1983. Т. 1. 479 с.

[2] Korner J. Friedrich Schlegels «Philosophie der Philologie» // Logos: Internationale Zeitschrift für Philosophic der Kultur (Tübingen). Heft, 1928. Bd. XVII . 416 p.

[3] Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика : в 2 т. М. : Искусство, 1983. Т. 2. 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.