Научная статья на тему 'Философия языка как модуль курса философии'

Философия языка как модуль курса философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
150
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ / PHILOSOPHY TEACHING METHODS / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА / LINGUISTIC PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Беззубова О.В.

Статья посвящена рассмотрению места философии языка в рамках общего курса философии. Освоение данного раздела курса должно способствовать как формированию у студентов ряда ключевых для базового социогуманитарного цикла компетенций, так и подготавливать учащихся к освоению дисциплин из области философии науки в ходе дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LINGUISTIC PHILOSOPHY AS A PHILOSOPHY COURSE UNIT

The article takes under consideration the value of the linguistic philosophy in respect of the general philosophy course. The mastering of this unit of the course should both contribute to the formation of a range of key competence providing for by the basic socio-humanitarian circle and to prepare students to the mastering of the philosophy of science in the course of further study at graduate and postgraduate level.

Текст научной работы на тему «Философия языка как модуль курса философии»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 101.3

О.В. Беззубова

канд. филос. наук, доцент, кафедра философии, политологии и социологии, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА КАК МОДУЛЬ КУРСА ФИЛОСОФИИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению места философии языка в рамках общего курса фи-

лософии. Освоение данного раздела курса должно способствовать как формированию у студентов ряда ключевых для базового социогуманитарного цикла компетенций, так и подготавливать учащихся к освоению дисциплин из области философии науки в ходе дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре.

Ключевые слова: методика преподавания философии, компетентностный подход, философия

языка.

O.V. Bezzubova, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

THE LINGUISTIC PHILOSOPHY AS A PHILOSOPHY COURSE UNIT

Abstract. The article takes under consideration the value of the linguistic philosophy in respect of the general philosophy course. The mastering of this unit of the course should both contribute to the formation of a range of key competence providing for by the basic socio-humanitarian circle and to prepare students to the mastering of the philosophy of science in the course of further study at graduate and postgraduate level.

Keywords: philosophy teaching methods, competence approach, linguistic philosophy.

Среди тем, необходимых для рассмотрения в курсе философии, особое место занимает философия языка. Во-первых, эта тема очень значима для философии ХХ века и важна для понимания тех трансформаций, которые в ней происходили. Во-вторых, данный раздел позволяет соотнести изучаемый материал с широким кругом социокультурных проблем и способствовать выработке таких компетенций, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), как:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.

Наконец, владение основной проблематикой философии языка необходимо для последующего успешного освоения философии науки. В то же время, этот раздел не достаточно хорошо представлен в учебной и методической литературе и вызывает у студентов затруднения при его освоении. Исходя из этого, представляется целесообразным уделить отдельное внимание освоению философии языка в ходе общего курса философии.

Знакомство с современными проблемами философии языка может быть предварено кратким историческим обзором, поскольку проблема языка не является новой для истории философии, ведь еще у Платона мы находим постановку вопроса о сущности и природе языка. Таким образом, знакомство с философией языка помогает проследить историко-философскую преемственность, являющуюся одной из основных черт философии, как таковой. В первую очередь, представляет интерес диалог Платона «Кратил» [5]. И поскольку «Кратил» - это один из наиболее трудных для понимания платоновских текстов, обращение к данной теме вполне

обосновано в конце курса - после того, как студенты приобретут определенные навыки работы с фрагментами философской литературы. На наш взгляд, на семинарские занятия могут быть вынесены следующие фрагменты данного диалога: 423а-425Ь, 434a-435d. В первом фрагменте речь идет о проблеме происхождения имен, во втором - осуществляется критика релятивизма в учении об именах. А для того, чтобы сделать картину античных представлений о языке более полной, представляется целесообразным обратиться также к учению о частях речи, изложенном Аристотелем в трактате «Об истолковании» [1].

Признавая, что данные тексты традиционно не входят в перечень материалов, рекомендованных для освоения студентами нефилософских специальностей, мы, в то же время, полагаем, что знакомство с ними было бы всё же полезно студентам. Кроме того, современные требования, предъявляемые к высшему образованию, предполагают, на наш взгляд, более гибкий подход к составлению рабочих программ и выбор учебного материала. Учитывая ограниченность аудиторного времени, фрагменты указанных произведений могут быть предложены студентам для самостоятельного освоения. Они послужат материалом для подготовки докладов, рефератов, эссе и для формулировки тематики коллоквиумов. Таким образом, может быть задана и разъяснена философская постановка проблемы языка и продемонстрирована связь современной философии с ее историческими корнями. С этой целью могут быть использованы и более поздние источники, например, фрагменты произведений эллинистических и римских авторов, средневековых трактатов, философов Нового времени (Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Вико, И.Г. Гердера, В. фон Гумбольдта и др.).

Что касается лекционного материала, то, на наш взгляд, целесообразно сосредоточить его вокруг проблемы знака и значения, а также на взаимосвязи языка, мышления и реальности. Первое, с чего следует начать, - это рассмотреть само понятие «язык». Поскольку в современной философии и лингвистике утвердилось представление о языке как семиотической знаковой системе, то целесообразно, прежде всего, обратиться к концепции языка, предложенной Ф. де Соссюром [7]. Отдельное внимание следует уделить пониманию знака как неразрывного единства означающего и означаемого, а также таким фундаментальным принципам, сформулированным Соссюром в «Курсе общей лингвистики», как 1) произвольность знака и 2) линейный характер означающего.

Среди наиболее значимых положений, предложенных Соссюром, следует также отметить введенное им различение языка, речи и речевой деятельности. Поскольку модель языка, разработанная им, не является единственно возможной и поскольку на формирование философии языка, как отдельной области философии, в ХХ веке значительное влияние оказала американская философия прагматизма, представленная фигурами Ч.-С. Пирса и У. Джемса, - то представляется целесообразным дополнить изучаемый материал кратким обзором концепций этих мыслителей, в частности, представлением о различении трех типов знаков у Пирса.

Центральным пунктом рассмотрения современной философии языка в ходе изучения курса философии должна стать традиция аналитической философии, представленная, в первую очередь, трудами Дж. Э. Мура, Б. Рассела, Л. Витгенштейна. Работы данных авторов переведены на русский язык и доступны, что позволяет ввести отдельные фрагменты их работ для рассмотрения на практических занятиях и в качестве заданий для самостоятельной подготовки студентов.

Работы Дж. Э. Мура [4] (как и ряда других представителей аналитической философии) могут оказаться интересными в преподавании философии студентам нефилософских направлений, поскольку одним из вопросов, интересовавших его, является проблема этики. А наследие Б. Рассела [6] в первую очередь должно быть представлено концепцией логического атомизма. Учение же Л. Витгенштейна может быть интересно студентам с точки зрения демонст-

рации перехода от понимания языка как проективного изображения реальности [2] к концепции языковых игр и пониманию языка как «формы жизни» [3].

Поскольку традиция, связанная с аналитической философией языка, не является единственно возможной, изучение данного модуля может быть дополнено знакомством с представлениями о языке свойственными философии экзистенциализма, фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Студентам могут быть предложены для размышления следующие вопросы: что такое язык, какие концепции и теории существуют по этому поводу, какую роль язык играет в жизни человека, в обществе, культуре, как связаны язык и мышление. Поскольку большинство студентов не изучают логику, то изучение философии языка дает хорошую возможность познакомить их с такими терминами, как «понятие», «суждение», «умозаключение», и поставить вопрос об их соотношении с понятиями «слово», «предложение», «высказывание». Кроме того, здесь можно будет говорить о роли языка в научном познании, рассмотреть на конкретных примерах соотношения научного языка и обыденного, художественного, естественного и искусственного языков. Так как в философии языка большое внимание уделялось вопросу преодоления метафизики, то полезным было бы также рассмотреть вопрос понимания философии и ее задач представителями данного направления. В любом случае, философское осмысление сущности языка является одной из интереснейших и важнейших тем современной философии.

Список литературы:

1. Аристотель. Об истолковании // Аристотель. Сочинения: в 4 т. - М.: Мысль, 1978. -Т. 2. - С. 91-116.

2. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы: часть 1. - М.: Гнозис, 1994. - С. 1-74.

3. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы: часть 1. - М.: Гнозис, 1994. - С. 75-320.

4. Мур Дж. Принципы этики. - М.: Прогресс, 1984. - 326 с.

5. Платон. Кратил // Платон. Собр. соч. в 4 т. - М.: Мысль, 1990. - Т. 1. - С. 613-681.

6. Рассел Б. Философия логического атомизма. - Томск: Водолей, 1999. - 192 .

7. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики / ред. Ш. Балли и А. Сеше. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. - 432 с.

List of references:

1. Aristotle. On Interpretation // Aristotle. Works in 4 vol. - M.: Mysl, 1972. - Vol. 2. - P. 91-116.

2. Wittgenstein L. Tractatus Logico-Philosophicus // Wittgenstein L. Philosophical works: part 1. - M.: Gnosis, 1994. - P. 1-74.

3. Wittgenstein L. Philosophical Investigations // Wittgenstein L. Philosophical works: part 1. - M.: Gnosis, 1994. - P. 75-320.

4. Moore G.E. Principia Ethica. - M.: Progress, 1984. - 326 p.

5. Plato. Cratylus // Plato. Works in 4 vol. - M.: Mysl, 1990. - Vol. 1. - P. 613-681.

6. Russell B. Logical Atomism. - Tomsk: Vodoley, 1999. - 192 p.

7. Saussure F. Course in General Linguistics. - Yekaterinburg: Ural Univ. Press, 1999. - 432 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.