Научная статья на тему 'Философия в инженерно-техническом вузе'

Философия в инженерно-техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия в инженерно-техническом вузе»

ВУЗОВСКАЯ ЖИЗНЬ

)

Н. ПОПКОВА, кандидат технических наук Брянский государственный технический университет

Философия в инженернотехническом вузе

Основными путями совершенствования философской подготовки в техническом вузе, на мой взгляд, являются:

■ развитие проблемных методов обучения;

■ применение информационных технологий;

■ совершенствование учебных планов;

■ объективность оценки учебной деятельности студента.

Что имеется в виду, когда говорят о переходе к проблемным методам обучения? При изучении философии студента нужно постоянно ставить перед необходимостью не пересказывать приведенные в лекции или учебнике факты, а самостоятельно размышлять. Роль преподавателя - не столько давать ответы, сколько ставить проблемы, побуждая студентов переосмыслять, проверять или систематизировать привычные формы миропонимания.

В структуре учебного курса особое место должны занимать семинарские занятия, в ходе которых преподаватель раскрывает перед учащимися возникающие при рассмотрении изучаемой проблемы противоречия и направляет процесс обсуждения, позволяя группе самостоятельно прийти к личностно значимым выводам. Преподавание философии должно быть диалогом между студентом, который ищет решения основ-

ных мировоззренческих вопросов, и учителем, который в этом поиске находится на несколько ступеней выше, но понимает, что и он не владеет истиной. Различные философские системы следует изучать не в поисках готовых ответов, а как примеры, помогающие построить собственную картину мира.

Совершенствованию философской подготовки в научно-техническом вузе может способствовать применение новых информационных технологий. Именно применение инструментальных средств для автоматизации процесса обучения на базе компьютерных обучающих систем в преподавании философии обеспечивает реальную индивидуализацию обучения (с учетом начальной подготовки студента и скорости усвоения учебного материала).

Использование электронных учебников позволит уменьшить количество лекционных часов и увеличить количество семинарских занятий. Порции учебного материала могут чередоваться с контрольными вопросами, позволяющими определить степень его усвоения. Также будет предоставлена возможность многоуровневого обучения, при котором подача обучающего материала производится с учетом предыдущей подготовки обучаемого. Организация доступа к мировым информационным ресурсам будет способствовать формированию самостоятельности обучаемых.

Вузовская жизнь

81

Гуманитарные образовательные технологии имеют отличия от естественнонаучных и технических. Учебный материал с трудом поддается алгоритмизации; кроме того, преподавание гуманитарных наук имеет воспитательный аспект. По-этомуинформационные технологии должны иметь психологическое обоснование и учитывать творческую активность обучаемых. Особое место в преподавании философии должны занимать технологии, основанные на использовании поискового и эвристического способов обучения. Ввиду специфики гуманитарных дисциплин для успешного введения информационных технологий необходимы создание новых методик их реализации, создание сценария учебного курса (определяющего схему переходов в зависимости от ответов), алгоритмизация и структурирование учебного материала. Созданные в результате этого автоматизированные обучающие системы позволят более эффективно усваивать учебный материал, но не смогут полностью решить задачу совершенствования философской подготовки.

Особое внимание следует уделить содержанию образовательного процесса. Программа изучения философии должна быть модифицирована с учетом особенностей конкретного вуза. Например, в техническом вузе следует уделять особое внимание критическому анализу современной техногенной цивилизации; подчеркивать возможность освоения действительности не только в рациональной, но и в аксиологической и художественно-образной формах; разъяснять смысл инженерной деятельности и необходимость ее гуманизации. Требует обсуждения соотношение между хронологическим и проблемным способами освещения философской мысли.

Неотложной задачей является эффективная организация контроля качества знаний; студент должен получать

достоверную информацию о результатах своей работы.

Пр облема объективной оценки учебной деятельности при изучении курса философии обосторяется плюрализмом философских учений, то есть существованием множества равноправных ответов на основные философские вопросы. Таким образом, невозможность сравнить ответ студента с «единственно верным» критерием создает опасность необъективности преподавателя как человека, обладающего собственным мировоззрением или разделяющего картину мира, предлагаемую одним из философских направлений. Разработанная М. Вебером концепция «воздержания от оценок» относится и к области педагогической этики. Она гласит, что преподаватель не должен пользоваться положением студента и использовать кафедру для пропаганды своих субъективных убеждений. Как минимум, лектору нужно всегда указывать, что из излагаемого в аудитории является его личным убеждением, и выслушивать защиту иных мнений. Однако даже строгое выполнение преподавателем этических норм не может избавить его от субъективных предпочтений.

Вот как оценивает возможные результаты преподавания Э. Фромм: «Студенты... могут слушать лекцию, воспринимать слова, понимать логическое построение фраз и их смысл и в лучшем случае дословно записать все, что говорит лектор. чтобы впоследствии вызубрить конспект и, таким образом, сдать экзамен. Содержание лекции не становится, однако, частью их собственной системы мышления, не расширяет и не обогащаетее... разве что каждый из студентов становится обладателем некоей коллекции чужих высказываний. Так называемые отличники - это учащиеся, способные наиболее точно повторить мнение каждого из философов. Они не

82

Высшее образование в России • № 2, 2002

учатся мысленно беседовать с философами, обращаться к ним с вопросами; они не учатся подмечать присущие философам противоречия, понимать, где автор опустил какие-то проблемы или обошел спорные вопросы; они не учатся отличать то новое, что есть у самого автора, от всего того, что отражает лишь здравый смысл того времени, в котором он творил» [1, с.57-58, 65]. Но есть и другие студенты: «Они ранее уже размышляли над проблемами, которые будут рассматриваться в лекции, у них в связи с этим возникли свои собственные вопросы и проблемы. Они уже занимались данной темой, и она интересует их. Они не пассивные вместилища для слов и мыслей, они слушают и слышат, и, что самое важное, получая информацию, они реагируют на нее активно и продуктивно. То, что они слышат, стимулирует их собственные размышления. У них рождаются новые вопросы, возникают новые идеи и перспективы. На каждого из таких студентов лекция оказывает определенное влияние, в каждом вызывает какие-то изменения: после лекции он (или она) уже чем-то отличается от того человека, каким он был прежде» [1, с.58-59].

Между тем традиционная система оценки знаний не позволяет различить эти категории студентов и, следовательно, давать ответ о качестве философской подготовки будущего специалиста. Оценить философскую подготовку студента на основе механического воспроизведения пройденного материала невозможно. Необходима разработка новой системы качественных и количественных показателей, оценивающих учебную работу.

Цель гуманитаризации инженерной подготовки - повышение степени гуманизации общества. Формы и методы организации образовательной деятельности технического вуза должны обеспечить не только интересы субъектов хозяйственной деятельности, но всего общества. И для того, чтобы высшая школа могла успешнее формировать общую и профессиональную культуру специалистов будущего, необходимо дальнейшее совершенствование учебного процесса.

Литература

1. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1986.

Поздравляем!

Уважаемые сотрудники журнала «Высшее образование в России »!

Мы, преподаватели кафедры истории зарубежной и отечественной литературы МГУП - ваши авторы, поздравляем Вас со славным десятилетним юбилеем!

10 лет - пора отрочества, судя же по рубрикам и содержанию публикаций, журнал вступил в пору профессиональной зрелости.

Ценно то, что на страницах журнала находят отражение все стороны современного образовательного процесса: реформирование российских вузов, различные аспекты вузовской жизни, учебный процесс.

Радует, что журнал предоставляет свои страницы любому интересному материалу независимо от регалий авторов.

Желаем журналу и впредь оставаться в числе наиболее компетентных в вопросах образования изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.