К.П. Черемисина
ФИЛОСОФИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ В МИРОВОЗЗРЕНИИ ХАНТЫ
Цветовосприятие - важная составляющая мировоззрения. Оно выражает главный философский смысл мировоззрения народа. В данной статье автором предпринята попытка систематизировать данные по символике трех основных цветов (белый, красный, черный) в хантыйском мировоззрении и выделить их основную семантическую интерпретацию. В основу статьи легли этнографические источники, труды исследователей, работающих по данной или смежным тематикам, и собственные полевые материалы автора.
Ключевые слова: философия цветовосприятия; мировоззрение; символика цвета; коренные народы Сибири.
Символика цвета наполнена глубоким философским смыслом, т.к. является отражением различных религиозных напластований, прошедших через призму сознания ее носителей. Отсюда интерпретация значений основной цветовой триады выражает восприятие и осмысление этносом космогонии.
Наиболее универсальная модель мира, характерная для индоевропейских, уральских, алтайских и других народов, - тернарная, которая предполагает деление мира на три части по вертикали [1. С. 65, 76]. Трехчленную мировоззренческую вертикаль, которая является всеобщей универсалией, в мировоззрении ханты выражает береза как мировое дерево в целом и ее сферы - Верхний мир, населенный Богами, и ассоциирующийся с белым цветом мир людей, или Средний мир, главный денотат которого - красный цвет, и мир мертвых, или Нижний мир, где доминирует черный цвет. Главным обитателем Верхнего мира хантыйского пантеона является Торум - создатель всего сущего и гарант благополучия, порядка. Представления о нем тесно связаны с белым цветом: сам он - седовласый, белоголовый старец, облаченный в белые одежды; ему в жертву посвящается белое животное и белая ткань, а сами жертвы приносятся в священных березовых рощах [2. С. 166]. В данном случае береза выступает в качестве одного из элементов общего семантического ряда, связанного с белым, светлым, добрым, благополучием. Береста считается священной, т. к. имеет непосредственное отношение к березе, которая считается деревом, принадлежащим Верхнему миру и Торуму в частности [3. С. 109; 4. С. 79]. Береста ведет и собственную сюжетную линию в мифопоэтических и обрядовых жанрах бытия. Ее стержневая мировоззренческая функция - очерчивать Средний мир, мир людей, от иных миров и форм существования, служить рубежом, разграничивающим их. У ханты сохранились представления о лесном народе. У его представителей человеческий облик, они ведут образ жизни, аналогичный человеческому, встреча с ними сулит удачу на охоте. Однако лесные люди невидимы для обычных людей. Объясняя причину своего невосприятия людьми, лесная девушка -фольклорный персонаж - говорит охотнику: «Я много видела ваших людей и охотников. Они нас не видели, а я к ним подходила очень близко. Нас не видят потому, что пользуются берестой. Если бы вы отказались от березы, то стали бы нас видеть» [5. С. 194].
Избирательность в пользу бересты как разграничителя миров нашла отражение в сюжетах фольклора и культовой практике не только у хантов. Мансийское название духов означает «народ, живущий за берестяной пленкой» [6. С. 121].
Охранительная функция бересты явно проступает в медвежьем празднике обских угров. Глазные отверстия на медвежьей шкуре закрывались круглыми берестяными пластинками, которые позднее заменили монеты. Актеры, задействованные в юмористических сценках, в том числе и по отношению к медведю, надевали берестяные маски, чтобы замаскироваться, спрятаться на случай гнева со стороны виновника праздника [7. С. 5-6].
В свете изложенного становится понятным и обилие бересты в погребальной обрядности ханты, ориентированной на создание необходимых условий для перехода человека в иной мир, иную форму существования. Чтобы обезопасить себя от возможного вредоносного воздействия умершего, его тело оборачивали берестой, ею же накрывали гроб, могилу и крышу погребального домика [8. С. 95-97].
На Васюгане, в районе Сургута, на Иртыше и Нижней Оби гроб изготавливают из ствола дерева, который должен быть выскоблен добела, «ибо из-за этого может быть плохо остающимся». На Тремъюгане гроб иногда внутри покрывали белым платком [9. Т. 1. С. 77].
Благодаря белому цвету священный смысл обретают такие непохожие по функции и форме вещи, как лебедь, горностай, серебряная тарелочка, конь-скакун, изображение лося из камня [9. Т. 2. С. 83, 91, 180]. Так, в мифах ближайших соседей хантов - селькупов -встречается сказание о Катманпуче, где дается интерпретация значений черного и белого цветов: «низов-ский богатырь - черный, некрасивый, а Катманпуч -белый, красивый» [10. С. 45].
Следует полагать, что в ряде контекстов прилагательное белый может использоваться как определение, называющее не собственно белый цвет, а цвет светлый - светлее, слабее обычно свойственного данному предмету. Например, верховному богу Торуму делали жертвоприношения на светлых местах и возвышенностях, поросших березовым лесом, который ассоциировался с белым цветом седого старика Торума [11. С. 79]. Животное, приносимое в жертву, по возможности должно быть белым [12. С. 147]
Предметы белого цвета наделены охранительной духовной функцией не только в мире людей, но также и в мире животных. Так, например, если в стаде рождается белый олененок, то оленевод особенно заботится о нем, полагая, что это животное в дальнейшем будет охранять стадо от злых духов и способствовать его размножению.
В северных областях, где остяки в зависимости от времени года переселяются с места на место, духов возят с собой на оленьей нарте. Тягловыми животными служат одномастные, обычно белые олени, которые не использу-
ются для других целей и после того, как станут негодными, жертвуются духу, которого они возили [9. Т. 2. С. 18].
Предками родов и фратрий считались животные и птицы, реже растения и насекомые. Животное-тотем нельзя было убивать. У фратрии «пор» тотемом была белая зайчиха [9. Т. 3. С. 123]. Среди белых животных особенно почитался горностай. По легенде, национальный герой Л1м>а перевоплотился в соболя и был непобедим во время битвы со злым духом .
Если обратиться к трехчленной вертикали мироздания, черный цвет ассоциируется с противоположным белому - доброму миру богов, подземным царством, миром мертвых, миром злых духов - лунгов [13].
В бытовом отношении данные ассоциации могут быть подтверждены следующим примером: у ханты только лишь старухи носили кафтаны из черной материи, в которых их потом и хоронили [11. С. 182, 216]. Возможно, что в данном случае черный цвет символизирует старость, болезнь, близкую смерть. В пользу данного предположения свидетельствует аллегорический образ женщины в фольклоре: «Красный платок утром встает, огонь зажигает, а черный платок целый день лежит, ничего не делает...» [5. С. 255; 14. С. 194].
Дух Нижнего мира Хынь ики в качестве домашнего духа носил название Кур илпи ики - «Находящийся под землей, под полом старик»; второе его название происходит от цвета его одежды - «Питы сахпи ики» - «Старик в черном сахе». Его всегда называли подставным именем, не произнося истинного. По представлениям хантов, назвав его имя громко, можно призвать его, что было нежелательно всегда, т.к. он являлся духом смерти и болезней - Хынь ики. Другое название Хынь ики -Хинь вэрт. Считали, что человека у смертного порога встречает «в черную шапку одетый Хинь вэрт, в черное одеяние одетый Хинь вэрт» [10. С. 175]. Чтобы обезопасить свое жилище от голода и болезней, которые он насылает, под спальное место в доме зарывали черный халат - откупительную жертву [12. С. 190].
Черная ягода (черемуха, смородина), увиденная во сне, предвещает смерть. Если же снится что-либо белое, то это к радости [11. С. 317]. Интересно сочетание черного и белого цветов в хантыйских верованиях, хотя значение его еще неясно. Считается, что в хозяйстве необходимо держать черную лошадь с белыми гольфами.
Во время экспедиции В.М. Кулемзина в Березовский район в 1982 г. местные ханты объяснили ему сумасшествие тем, что «ум для сумасшедших Торум наливает ложкой из бересты, ум у них из черной крови».
Там же В. М. Кулемзину женщина рассказала сон своего отца, предвещавший ему смерть, и свой сон во время длительной болезни, который сулил ей выздоровление: «Мой отец сильно болел три дня подряд, чуть не умер. Потом рассказал, что ушел вниз (указал пальцем на север), там подошел к морю, подошел к сторожу, он верхом на черном коне. Впереди много дыма, стоит котел, деготь варят. А мне снилось, пришла ко мне женщина в черном, пошли с ней далеко, проходили какие-то железные заборы, подошли к сторожу на красном коне. Он посадил меня на коня и увез домой, значит, рано умирать» [15. С. 14].
Красный цвет - цвет крови и огня - является одним из любимых у хантов при декорировании одежды,
жертвенных покрывал и изделий из бересты [9. Т. 1. С. 78] и символизирует Средний мир - мир живых.
В. Тэрнер указывает, что красные вещи относятся к двум категориям: они могут одновременно приносить добро и зло [16. С. 83].
Утраченную сакральность вещи можно вернуть, подержав ее над огнем или предметом красного цвета [17. С. 323].
В хантыйском языке название цвета «красный» происходит от слова «кровь» [18. С. 522]. С. А. Попова пишет: «Символ крови присутствует во всех обрядах перехода. Во-первых, кровь ассоциируется с солнцем и огнем (красная, горячая), которые в переходное время символизируют очищение, обновление, возрождение» [19. С. 156].
В шаманской атрибутике предметы красного цвета встречаются довольно часто: в одежде и предметах культа, символизируя мир людей и темный мир, куда шаман часто отправляется на поиски похищенных душ.
Огромное значение в своей жизни ханты уделяют культу огня. При строительстве нового очага они устраивают угощение в честь Матери огня, где подарком для нее выступает красный халатик, надетый на палочку и сжигаемый в огне, чтобы избежать пожаров в будущем [9. Т. 2. С. 68]. В устной беседе информатор, Пернянгина Октябрина, 1934 г.р., рассказала, что она помнит, как ее мать сжигала на костре маленькую красную тряпочку. К Матери огня хантыйские женщины обращаются с просьбой сохранить жизнь и здоровье их детей, если они вынуждены покинуть свой дом [9. Т. 3. С. 207].
Красный цвет познается как импульсивное, агрессивное начало, а также как символ мужской сексуальной энергии. О связи одного из богов с солнцем говорит А.В. Бауло: «Красный цвет, возможно, связан с солнечной ипостасью Мир-сусне-хума (одно из его имен “Мужчина, испускающий свет”)», - и приводит в пример Песнь - приглашение Сыну Неба, где его пробуждение ассоциируется с восходом солнца [20. С. 98]. В пользу предположения о связи красного цвета с солнцем говорит и хантыйская загадка: «Красной лисы куча шерсти», отгадка на которую - восход солнца. Также красная лиса является символом связи двух домов - мужа и жены, т. к. только ее шкуру разрешается поместить невесте в святилище мужа. Это же животное является и символом любвеобильности Мир-Сусне-хума - знак связи полов [21. С. 553].
Эти загадки свидетельствуют о связи красного цвета с огнем: «Мать толста, сын тонок, дочь красна», ответ - печь, дым, огонь; «внутри гнилого дерева красная лиса бегает» - чувал, в котором горит огонь. А вот отрывок из мансийской сказки: «Мужчина сел на крылья орла и полетел дальше. Летели, летели, орел говорит: “Посмотри назад, что-нибудь видно?” Мужчина оглянулся и говорит: “Красная лиса скачет!” - «Это я дом твоей сестры зажег!» [5. С. 476].
Что же касается связи красного цвета с эросом, у А.В. Головнева описан пример сватовства селькупов, когда в обряде присутствует посох с красным навер-шием, который А. М. Сагалаев называет первоорудием, с помощью которого в мифологии урало-алтайских народов осуществляется «плодотворный акт раздвиже-ния» (пробивания, вскрытия) Земли [21. С. 257].
Возможно, это объясняет, почему на посох свата ханты привязывали платок или лоскут красного цвета [22. С. 24].
В основном предметы красного цвета несут в себе негативную символику. В беседе автора с информатором были получены сведения о том, что если снится вещь красного цвета, то непременно нужно ждать беды - это, своего рода, предупреждение.
Вещи красного цвета служили откупом от злых, враждебно настроенных по отношению к человеку, духов. Так, Пернянгина Октябрина, 1934 г.р., помнит, что ее дедушка водил их с братом каждую весну на
только что вскрывшуюся реку, чтобы бросить туда красную тряпку. Она, видимо, служила заменой кровавой жертвы и приносилась с целью сохранить жизнь.
Из вышеизложенного можно выделить следующие семантические значения рассмотренных цветов. Белый ассоциируется с добрым божественным началом, красотой, здоровьем, благополучием. Красный - с солнцем, огнем, кровью, силой, мужской сексуальной энергией, а черный означает старость, смерть, несчастья. Таким образом, мы видим, что цветовосприятие выражает мировоззрение и его анализ может служит базой для изучения предфилософского восприятия мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. М.: Наука, 1977. 216 с.
2. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. 191 с.
3. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: Наука, 1992. 136 с.
4. Этнография Томской области: Учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2005. 163 с.
5.Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост., предисл. и прим. Н.В. Лукиной. М.: Наука, 1990. 568 с.
6. Чернецов В.Н. Представление о душе у обских угров // ТИЭ. Нов. серия. Т. 51: Исследования и материалы по вопросам первобытных рели-
гиозных верований. М.; Л., 1959. С. 114-156.
7. KannistoA. Materialen sur mythologie der Wogulen. Helsinki: Suomalais-ugrilainen Seura, 1958. 443 p.
8. Ханты Салымского края: культура в археолого- этнографической ретроспективе / О.М. Рындина, А.И. Боброва, Ю.И. Ожередов. Томск:
Изд-во Том. ун-та, 2008. 412 с.
9. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. Т. 1. 152 с.; 1995. Т. 2. 284 с.; 1996. Т. 3. 264 с.
10. Сказания земли Томской: Хрестоматия / Сост. П.Е. Бардина, Н.В. Лукина, Э.Л. Львова и др. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2004. 187 с.
11. Лукина Н.В. Ханты от Васюганья до Заполярья. Т. 1: Васюган. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.
12. Jordan P. Material Culture and Sacred Landscape. The Anthropology of the Siberian Khanty. Oxford: AltaMira Press, 2003. 312 p.
13. Мифология хантов // Энциклопедия уральских мифологий. Томск, 2000. Т. 3. 310 с.
14. Богордаева А.А. Традиционный костюм обских угров / Институт проблем освоения Севера СО РАН. Новосибирск: Наука, 2006. 239 с.
15. Архив МАЭС ТГУ. № 1152. (Экспедиция Кулемзина В.М. 1982 года в Березовский р-н).
16. ТэрнерВ. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 278 с.
17. Лярская Е. Женские запреты и комплекс представлений о нечистоте у ненцев // Антропологический форум. СПб., 2005. № 2. С. 317-326.
18. Терешкин Н.И. Словарь восточно-хантыйских диалектов. Л., 1981.
19. Попова С.А. Мансийская обрядность перевода в другой мир // Народы Северо-Западной Сибири. Томск: ТГУ, 2002. Вып. 9. С. 132-157.
20. Бауло А. В. Жертвенные покрывала // Народы Сибири: история и культура. Новосибирск, 1997. С. 90-101.
21. Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995. 152 с.
22. ТалигинаН.М. Обряды жизненного цикла у сынских хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. 176 с.
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 4 сентября 2009 г.