Научная статья на тему 'Философия тела и духа в системе ушу'

Философия тела и духа в системе ушу Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
896
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ахмедьянова А. Х.

Актуальный вопрос, изложенный в статье, заключается в осознании смысла духовного совершенствования «самости» как основ философии тела и духа, гармония которых есть здоровье, долголетие и мудрость. Автор статьи на примере китайского ушу доказывает, что данный вид восточного единоборства есть уникальный метод оздоровления, познания тела и духа через призму универсума следуя Дао «путь вечных истин бытия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия тела и духа в системе ушу»

ФИЛОСОФИЯ ТЕЛА И ДУХА В СИСТЕМЕ УШУ

© Ахмедьянова А.Х.*

Магнитогорский государственный университет, г. Магнитогорск

Актуальный вопрос, изложенный в статье, заключается в осознании смысла духовного совершенствования «самости» как основ философии тела и духа, гармония которых есть здоровье, долголетие и мудрость. Автор статьи на примере китайского ушу доказывает, что данный вид восточного единоборства есть уникальный метод оздоровления, познания тела и духа через призму универсума следуя Дао - «путь вечных истин бытия».

В XXI в. актуальным является вопрос сохранения здорового общества и нахождение методов борьбы против наркомании, алкоголизма и табакокурения. И сегодня современная Россия, столкнувшись с проблемой «нездоровья» нации, стала активно агитировать и поддерживать популярность именно восточных боевых искусств как одной из альтернатив создания здорового общества, философская система которых основана на достижении здорового тела и духа через трансцендентно-эзотерический метод гармонии человека-духа-универсума как путь к вечному бытию.

Поэтому в данной статье автор проанализирует философию Востока через призму восточных единоборств на примере китайского ушу и его философских систем, ориентированных на укрепления и развития здорового тела и духа как онто-гносеологических основ философии долголетия и мудрости.

Ушу - это один из древнейших видов единоборств Китая, основанный на самосовершенствовании, методе добродетеля - «дэ» (восточная мудрость гласит о том, что, выбирая здоровый образ жизни, мы идем по пути добродетеля - «дэ», значит, наша дорога есть мудрость) ведущая к духовному развитию и укреплению духовного начала в понятии Дао.

В начале статьи обратимся к интерпретации самого термина ушу. Он трактуется по-разному: ушу «как боевое искусство», или «как единоборство», или как спорт. Однако сами китайцы в понятие ушу вкладывали некий энергетический, психофизический и духовно-философский смысл, построенный на религиозных учениях буддизма, даосизма и конфуцианства, которые вложили в данный вид боевого искусства основные философские догмы в постижении вечных истин бытия - гармонии, здоровья, мудрости через внутреннюю практику ушу, названную системой «нэйгун», которая относится к «таолу».

* Аспирант кафедры Философии.

Таолу - это техника, формальный комплекс упражнений ушу, актуализирующий переживание культа мастера: именно в таолу, повторяя и доводя до автоматизма упражнения своего учителя, ушуист переживает духовное озарение своего наставника, размывая границы обыденности, приводя созерцание к спокойствию - пустоте Дао, достигая акт прообраза Вселенной в самом себе. И прохождение и становления Дао учеником есть «владения» древним энергетическим потоком мудрецов - здорового «ци» -энергии, дыхания, пневмы - создающая гармонию прошлого, настоящего и будущего, значит долголетия и бессмертия духа.

Вся система нэйгун базируется на трех категориальных аппаратах «даоинь» - два противоборствующих полюса инь и янь; «туня» - гимнастика, направленная на циркуляцию и гармонии «ци» - процесс вдоха и выдоха; и «цигун» - мастерство управления энергией «ци». Практикова-ния данных категорий в ушу происходит благодаря «и» - волевого импульса неба, «ци» и «ли» - физической силы, которая есть образ «и» - небо, образ «ци» - энергия Космоса-Вселенной и «ли» - образ земли в призме макрокосмоса. «И», «ци» и «ли» при единым движением рождают на уровне микрокосмоса - духовно-здорового человека из «цзин» - семя, жизненность тела, образ телесного начала человека; «ци» - энергия, душа человека; и «шэнь» - дух человека. Здесь происходит важный момент, по словам учителя, «багуачжан» (стиль внутренней школы ушу) Хуан Бонян: «Из Беспредельного рождается Великий предел» [2, с. 115], - то есть осознание бытия реального и сверх-духовного мира, нахождение их границы, и в дальнейшим путем самосовершенствованием преодоления этой границы в целях познания вечности, долголетия и мудрости, -«...Великого предела рождается два начала (небо и земля), четыре проявления (большое инь, малое инь, большое янь, малое янь)» [2, с. 115], -видимо инь и янь микро- и макрокосмоса, человека-души-духа («цзин», «ци» и «шэнь») и небо-человек-земля («и», «ци» и «ли») гармония которых есть постижения Дао-пустоты: Дао - это спокойствие, спокойствие-это озарение, озарение - это мудрость, а мудрость - это есть вечность здравых мыслей, здравые и правильные мысли рождают добрые поступки, а поступки добродетеля развивают дух, укрепляя тело, следовательно, делают человека духовно-телесно здоровым.

Так в достижении гармонии и покоя в ушу как метода укрепления и развития здорового тела и духа Хуан Бонян приводит следующее высказывание: «Нет ничего, чтобы рождалось отсюда. Покой изменяет движение, движение трансформирует покой» [2, с. 116]. Это высказывание интерпретирует нам основную цель ушу - достижение или следования Дао в призме «покой в движении или движение в покое», где движение нарушает равновесие, а покой его удерживает, то есть теория нахождения средин-ность пути - гармонии, идущей от сердца ушуиста. Это видно и в рассуж-

дениях того же мыслителя Хуан Бонян: «Нельзя использовать силу, чтобы наладить циркуляцию ци. Обретаешь состояние пустоты пещеры, отсутствия себя и отсутствия другого. Эти слова содержат покой, но причина его не видна. Эти слова содержат и движение, но не узреть его след. Это -основная форма для регулирования ци и вскармливания духа» [3]. Таким образом, нэйгун есть онто-гносеологическая пустота-форма, где есть человек-универсум: Вселенная рождается в человеке, значит, Дао постигается, преодолевая Великий предел через призму познания пяти элементов природы - вода, дерево, огонь, земля, металл как основы макромира в образе микромира - это органы человека, состоящие из меридиан, вбирающие «ци» и циркулирующие «ци» - Космоса и «ци» - человека в ракурсе инь и янь основ гармонии и равновесия во Вселенной.

Следовательно, обретения Великого предела есть по Сунь Фуцюань определения «Дао, - как, - корень инь и янь, основа мириад вещей...это Дао не проявлено и обнаруживается через Вселенную» [2, с. 168]. Итак, познав нэйгун через простые гимнастики ушу, приемы и технической базы, можно укрепить, и развить сильный, здоровый дух и приобрести долголетие. И на данных онто-гносеологических принципах строится система обучения ушу. Поэтому проанализируем техническую базу ушу-таолу и спарринг, являющиеся методами познания Дао как онто-гносеологическо-го основания здорового образа жизни и мудреца - добродетеля - «дэ».

Системный комплекс техники ушу основан, как было уже выше сказано, на осмыслении движения, гимнастики и позы; на правильном дыхании и особом состоянии ума - «у-вэй» - не-деяние, ум-не-ум. Именно в период обучения ушу 90 % времени уделяется психофизической подготовке своего тела и духа, а 10 % отводится базовым приемам - позе, стойке, перемещению, прыжкам, ударам, захвату, перекату, освобождению и т.д. в образе имитации движений животных и птиц, на основе которых разработаны стили ушу: тайцзицюань, синъицюань и багаучжан. Все они базируются на пяти первоэлементах природных стихий - воде, дереве, огне, земле, металле и даоинье, вошедших в систему кулачного боя и оружия ушу. Они же помогают приобрести четыре составляющие догмы ушу: первый этап - ученик строит свое тело и приобретает умение им пользоваться, второй этап - изучение комплексов упражнений - таолу, третий этап - спарринг, где ушуист учится чувствовать движение партнера, и учится направлять его движения против него же, и последний этап - овладение боевым искусством.

Выше указанные этапы применимы во всех стилях ушу, да и во всех направлениях ушу. И главное в них цель, как писал Чжуан Цзы, - «собственным телом не владеешь, как же можно владеть Дао? .. .твое тело - одно из форм Вселенной, твоя жизнь - соединение неба и земли» [1].

В древних трактатах хорошо отражены и способы видения боя: броски, удары ногой и рукой, захваты и т.п., которые описаны в двенадцати принципах ушу, где отражены все энергии пяти стихий, укрепляющих тело и дух:

«движения тела, руки и ног должны быть мощными как волна, твердыми, как гора, тяжелыми, как чугун, легкими, как падающий осенний листок, быстрыми, как порыв ветра, медленными, как парящий в воздухе орел» [4]. Логически заключаем, что все данные принципы приводят к духовной победе над соперником лишь в том, случае если ушуист станет обладателем данных стихий. Сразу на ум приходит высказывание из «Канона тайцзицюань», - «разум - хозяин, а тело - слуга» [4], постоянная пустота и наполнение ее «и», «ци» есть взращивает сильного и здорового «цзин» - семя мудрости и долголетия. И главное здесь, как гласит восточная мудрость, - «все тело - это одно цзин-семя», то есть, двигая плечами, гармонично следует двигать бедрами, локти двигаются в соответствии с коленями, кисти тговдественно стопам, и одновременно с данными движениями происходит гармоничное движение сердца с мыслью, мысли с энергией, энергии с «ци». Эти движения человека-микрокосмоса есть одновременное движение макрокосмоса: тело движется, движется и Вселенная, дух - «шэнь» одновременно движется с сверх-духом универсума, это и есть гармония тела и духа, спокойствие - Дао-пустоты как основы вечности и здорового бытия. И будет ли Дао в нас, с точки зрения методов ушу зависит от движения ушуиста: если правильно выполнять упражнения и техническую базу ушу, то значит, ученик становится на онто-гносеологический путь совершенствования, путь добродетеля и мудреца, ориентированный на здоровье и долголетие как основу познания философии тела и духа.

Поэтому все выше названные принципы ушу заключаются в главных философских понятиях - три драгоценности: небо, тело, земля и принятие данных триад человеком весь смысл ушу как восточного единоборства, ориентированного на онто-гносеологические сущности гармонии тела и духа, как путь к здоровью, долголетию, молодости и мудрости - «дэ» - это есть путь Дао.

Логически заключаем, что Дао - это и субъективный и объективный мир, который неотделим от «ци», это главная философская мудрость ушу, которая не проверяется победой тела, а здесь практика не практика, а философия целостного и интуитивного телесно-духовного постижения бы -тия во времени, это есть исток жизни, здоровья и бессмертия. В «Дао дэ Цзин» написано: «Победить можно одним ударом, если этот удар совершен, если он есть выражение Всеобщности, Великого предела, если он полон искренности. Удар, доведенный до совершенства, есть выражение Дао. Истинный путь боевого искусства лежит не в копировании Учителя, истинный путь лежит в вашей душе, и он открыт только для вас. Наставник может только показать начало этого пути. А идти по нему каждый должен сам» [4], то есть Дао есть путь к озарению и осознанию, и ушуист приходит к нему сам, и этот путь у каждого свой, главное - осознать философскую сущность своего «я», идя по этому пути: «Мы не существуем ради какой-то цели впереди. Мы существуем ради самого бытия» [1].

Поэтому ушу - это есть метод познания и релаксации самости к укреплению и развитию духовного начала, ориентированного на аксиологических аспектах здорового образа жизни, преодолении бессмертия и болезни через призму «ци» мира и микромира. Поэтому с глубокой древности китайцы считали, что ушу - это не только боевое искусство, но и метод оздоровления тела и духа через пять элементов природных стихий в отражении инь-янь. Таким образом, все, что делает китаец, есть ушу, так как своим делом он осваивает и актуализирует мир в себе и через себя.

Ушу есть уникальный метод укрепления и воспитания тела и духа как онто-гносеологическая основа гармонии, здоровья и мудрости - «дэ» ориентированная на единстве человека и макрокосмоса. Практикуя ушу, мы со-овладаем своей энергией и энергией Космоса во благо мира и спокойствия духовного и материального бытия: не делать ничего лишнего в движении, следовать Дао и быть в согласии с Вселенной - это есть главные философские принципы ушу.

Итак, проанализировав ушу, мы выводим следующее логическое умозаключение: ушу - это онто-гносеологический метод философии тела и духа, дающий осознать любовь к мудрости бытия, любовь к своему телу и духу, выражающийся в мудром отношении к своей самости, в заботе о своем телесном и духовном началах как «врача-философа», «создающий, укрепляющей и развивающий» здоровье и постигающий бессмертия духа.

Список литературы:

1. Власова И.Э. Философские аспекты кунгу. [электронный ресурс]. Режим доступа: www.samooborona.info/a-kung-fu.html.

2. Маслов A.A. Тайный код китайского кунфу. - Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

3. Об основных понятиях Чжоу И (О Великом Пределе). [электронный ресурс]. Режимдоступа: www.i-ching.narod.ru/tayczy.html.

4. Ушу - путь к победе. [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fictionbook.ru/author/krasulin_igor_avraamovich/ushu_put_k_pobede/rea d_online.html.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Воскребенцева Ю.В.*

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь

* Аспирант кафедры Теории и методики физической культуры и спорта, инструктор по ЛФК Центра Кинезотерапии и реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.