ФИЛОСОФИЯ ПОЗДНЕАНТИЧНОГО МИРА: ЭТИКО-РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ
© Воробьева О.Б.*
Самарский государственный университет путей сообщения, г. Самара
Проблема соотношения морали и религии до настоящего времени является одной из малоизученных философских изысканий. В истории философских учений прослеживаются несколько вариантов решения этого вопроса. В одних философских направлениях мораль заменялась религией, другие опирались на согласование религии с моралью, а третьи вели к отрицанию того и другого, и, наконец, четвертые создавали свои теории, объясняющие происхождение морали, исключая сверхъестественное. Философия позднеантичного мира как никакая другая открывает эти подходы в своих учениях.
Философы позднеантичного мира обратились к природе как опоре для счастья и свободы человека. «Отсюда очевидная ценностная заданность их подхода к природе: они не выводили из природы норму человеческой жизни, а, наоборот, саму природу истолковывали так, что можно было в ней самой найти обоснования внутренней свободы и самодостаточности человека» [1, с. 150].
В основу своей онтологии Эпикур (342/341-270 гг. до н.э.) ставит атомизм Демокрита, дополнив его тезисом о самопроизвольном отклонении атомов от пути своего движения. Применительно к людям этот тезис применяется как обоснование свободы выбора, пронимаемой Эпикуром как свобода уклониться от бесчеловечного мира. «Сад» эпикурейцев и был как раз примером собрания людей - атомов, отклоняющихся от обычных дорог человека своего времени. На все - от атомов до богов - действует один и тот же принцип: боги подражают атомам в свойстве уклоняться от назначенного им пути; люди подражают богам, мудрец постигает причину мироздания. Человек должен уклоняться от страданий, не страдать сам и не причинять страданий другим - в этом определено само удовольствие -цель жизни человека. Это была первая в европейской культуре попытка создания рациональной религии, которая противопоставлялась традиционным верованиям, объявляя их темными суевериями.
Эпикур стал одним из первых философов, заговоривших о смертности человека именно как предмете философских рассуждений. Эпикур считает, что смерти для человека нет: пока жив человек - нет смерти, а когда приходит смерть - нет человека. Но что особенно важно для нас: эпикуреизм сделал акцент на смертности души: «Мы рождаемся один раз, а дважды
* Доцент кафедры Философии и истории науки, кандидат философских наук.
Эгика, эстетика, логика
19
родиться нельзя, но мы должны уже целую вечность не быть» [2, с. 219]. Это означало отказ от загробной кары человека, совершившего преступление и ищущего прощение у богов, а не морального раскаяния. Тем самым эпикуреизм противопоставил мораль и религию и создал доктрину, которой последующие философы присвоили статус атеистической.
Вторым направлением древнегреческой философии был скептицизм. Его основоположник Пиррон (ок. 360-270 гг. до н.э.) «полагал, что истинно ничто не существует, а людские поступки руководятся лишь законом и обычаем - ибо ничто не есть в большей степени одно, чем другое» [3, с. 352]. Отрицание возможности знать хорошо сочетается с утверждением необходимости верить, и сограждане посчитали Пиррона достойным избрания верховным жрецом [3, с. 353].
Однако, видный представитель скептицизма Секст Эмпирик (ок. 200 -ок. 250 гг.) излагал мысли о бытии бога, взяв за основу установку «воздержания от суждений», не дающей права философу сказать однозначное «да» и «нет». Понятие бога у рассуждающих о нем недостоверно и смутно. «Говоря, что бог заботится обо всем, - отмечает философ, - они признают, что бог - причина зла, а говоря, что он заботится о некотором или ни о чем, они будут принуждены признать его либо завистливым, либо слабым» [4, с. 319-320]. Значит, нет необходимости считать, бог заботится о мире или вообще существует.
Те же рассуждения заложены в основу видения морали: «Мы не можем сказать, каковым является по природе подлежащее осуждению, но только можем сказать, каковым является оно по отношению ... к данному обычаю» [4, с. 239]. А поскольку цель жизни - быть счастливым, следует «Жить по завету отцов, по законам и указаниям других людей и по собственному чув -ству» [4, с. 210-211] и отказаться от попыток найти истинные нормы.
Наиболее распространенной философской концепцией в позднеантич-ном мире был стоицизм. По мнению стоиков мир представляет собой единое одухотворенное тело, происходящее из огня и возвращающееся в огонь. Огонь же подобен мировому разуму, равно как Логосу, закону, Зевсу и управляет жизнью мира. Все происходящее предопределено мировым разумом. Человек должен слушаться голоса разума, тождественного голосу бога, связывающего человека с мирозданием. Этому мешают страсти, подавить которые может только нравственная жизнь и умение человека владеть собой.
Ранние стоики людей не учили быть добродетельными. Их задачей было научить быть «мудрецами», постигшими божественный закон мироздания. Основатели стоицизма Зенон Китионский (ок. 333-262 гг. до н.э.) и Хрисипп из Сол (281/277-208/205 гг. до н.э.) утверждали, что мудрец может совершать любые поступки [5], оставаясь при этом добродетельным. «В обособившемся человеке вызревает мечта о сверхчеловеке» [6, с. 146].
20
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Обособление имеет религиозную основу: нарушение земных норм мотивируется подчинением более высокой норме - закону бога. Управляющий миром Логос сливается с богом, а человек превращается в покорного исполнителя его воли. Человеческая индивидуальность стирается, единственной добродетелью становится послушание богу.
Придя из Греции в Рим, стоицизм не претендовал на сверхчеловеческое. Свободомыслие и ощущение достоинства человека как римского гражданина - эти качества отразились на формирование философского мировоззрения. Так, основатель римского свободомыслия Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), оказывая уважение римской религии как политическому институту, четко разделяет разум и веру, религию и мораль, говоря о «совести человеческой, которая безо всякого божественного разума способна взвешивать добродетели и пороки. Не будь ее - все бы пропало... Добродетель никто никогда не считал полученной от бога. И это очень верно. За добродетель мы законно восхваляемы, добродетелью мы справедливо гордимся, что не могло бы быть, если бы она была даром от бога, а не зависела от нас самих» [7, с. 186-187]. Богов, по мнению Цицерона, благодарят за здоровье, богатство, удачу, но никто не благодарит их за доброту.
Религиозная тенденция стоицизма прослеживается у Эпиктета (50-138 гг.). «Если бы люди могли усвоить мысль, бог - отец всех богов, то я думаю, что в их мыслях о себе не было бы ничего неблагородного и низкого»». Один из важнейших его этических императивов состоит в том, чтобы воспевать бога, «славословить и перечислять его милости». Единственную надежду человека стоик видит в том, чтобы ввериться богу, чтобы «то, что бог хочет»» человек «и сам хотел, и чего бог не хочет, этого и сам он не хотел» [1, с. 182].
И, наконец, неоплатонизм, основатель которого Плотин (204/205-270) считает, что боги традиционных религий, как и моральные нормы - порождения Единого. Оно непостижимо; излучая себя, оно порождает Ум («мир идей»), Душу, и, где угасает его свет, - материю. Цель человека - победить в себе материальное и подняться к Единому, слившись с ним в процессе его познания, выше которого по значению не может быть даже добродетельная жизнь. «Мы становимся подобными богу не благодаря гражданским добродетелям, но благодаря более высоким» [8, с. 112] (очистительным).
«Усердие необходимо не для того, чтобы не совершать поступков, но для того, чтобы быть богом» [8, с. 120]. Когда человек поймет: «то, что пришло оттуда и существует в другом, является здесь добродетелью» [8, с. 121]. Он подчинит низшие (моральные) добродетели высшим (религиозным) и будет жить «не жизнью человека, даже жизнью хорошего человека, которого гражданская добродетель считает справедливым, но, оставив эту жизнь, он выберет другую жизнь, жизнь богов, - ибо он уподобляется богам, а не благим мужам» [8, с. 123].
Этика, эстетика, логика
21
На Востоке Риской империи неоплатонизм сменило христианское богословие, на Западе же Аниций Манлий Торкват Северин Боэций соединил стоическое «добродетель не может быть побеждена злом» [9, с. 268] с неоплатоническим пониманием зла как простого отсутствием добра и превратил представления стоиков о разумности мироздания в теодицею.
Список литературы:
1. Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики.
2. Материалисты Древней Греции. - М., 1995.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.
4. Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений // Сочинения. Т. 2. - М., 1976.
5. Фрагменты ранних стоиков. Т. 1. - М., 1998.
6. Скрипник А.П. Моральное зло. - М., 1992.
7. Цицерон. Трактат о природе богов // Философские трактаты.
8. Плотин. Первая эннеада. - СПб., 2004.
9. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. - М., 1990.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СКВОЗЬ ПРИЗМУ КАТЕГОРИИ «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ КАК СОВЕРШЕННОЕ»
© Корсакова И. А.*
Российский государственный социальный университет, г. Москва
Современному образованию присущи такие черты как универсальность, целостность, креативность, приоритет личностного начала. В этих характеристиках просматривается проявление эстетического, которое свойственно как природе человека, так и продуктам его творческой деятельности. Современная культура и современное образование несут в себе тенденции эстетического как видового атрибутивного качества человека и человеческой культуры.
В настоящее время российская культура переживает переломный момент. В образовании также наблюдаются перемены, происходит смена парадигмы: на смену старой, построенной на единстве знаний, умений, навыков приходит новая, которая характеризуется следующими тенденциями: 1) ориентация на целостность (комплексное становление личности, развитие не только профессиональных навыков, но и общей культуры мышления, целостного мировоззрения, системы ценностей, способности ори-
* Доцент кафедры Социологии и философии культуры, кандидат философских наук.