Научная статья на тему 'Философия любви (по «Темным аллеям» И. А. Бунина)'

Философия любви (по «Темным аллеям» И. А. Бунина) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6580
705
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ЛЮБВИ / ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ / МИФОЛОГЕМА / ГЕРОЙ И АВТОР / СИМВОЛ / ЧЕЛОВЕК И КОСМОС / ПРОСТРАНСТВО / ТАИНСТВО / ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чамсединова Гюльнара Шугабутдиновна

В статье предпринята попытка раскрыть некоторые особенности бунинской концепции любви с опорой на мировоззрение писателя и исследования литературоведов. Для наиболее полного постижения философско-эстетических аспектов любви в рассказах писателя важное значение имеет образ луны как символ одиночества, трагедии и предопределенности. Эта мифологема, являясь непостижимым таинством, устанавливает связь человека с космосом, организуя пространственное единство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия любви (по «Темным аллеям» И. А. Бунина)»

116

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

ments // Friendship, 1984, # 1. 7. Kaliaeva I. A. Kumyks' mythological prose. Research and texts. Ma-

khachkala, 1994. 8. Erol GQnger. Tarihinde tQrkler. Istanbul, 1922.

Literatura

1. Adzhiev A. M. Ustnoe narodnoe tvorchestvo kumykov. Mahachkala, 2003. 2. Aliev K. M. Targu-name.

Mahachkala: Leksikon, 2001. 3. Afanas'ev A. N. Drevo zhizni. M.: Sovremennik, 1983. 3. Bestuzhev-

Marlinskij A. Ammalat-bek. M., 1831. 4. Djuma A. Soltanat. M., 1861. 5. Kul'tura Vizantii. Vtoraja polov-ina VII v.-pervaja polovina VIII v. Sb. statej. M.: Nauka, 1989. 6. Halipaeva I. A. Mifologicheskie pamjatniki kumykov // Druzhba, 1984, № 1. 7. Halipaeva I. A. Mifologicheskaja proza kumykov. Issledovanija i

teksty. Mahachkala, 1994. 8. Erol GQnger. Tarihinde tQrkler. istanbul, 1922..

Статья поступила в редакцию 14.05.2015

УДК 821.161

ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ (по «Темным аллеям» И.А. Бунина)

THE PHILOSOPHY OF LOVE (basing on “Dark alleys” by I. А. Bunin)

© 2°i5 Чамсединова Г. Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Chamsedinova G. Sh.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье предпринята попытка раскрыть некоторые особенности бунинской концепции любви с опорой на мировоззрение писателя и исследования литературоведов. Для наиболее полного постижения философско-эстетических аспектов любви в рассказах писателя важное значение имеет образ луны как символ одиночества, трагедии и предопределенности. Эта мифологема, являясь непостижимым таинством, устанавливает связь человека с космосом, организуя пространственное единство.

Abstract. The author of the article attempts to reveal some features of Bunin’s concept of love based on the writer’s worldview and the research of the literary critics. For more complete comprehension of the philosophical and aesthetic aspects of love in the writer’s stories the image of the moon as a symbol of loneliness, tragedy and fate plays an important role. This mythologeme, as incomprehensible mystery, traces the human’s relations with the space-organizing spatial unity.

Rezjume. V stat'e predprinjata popytka raskryt' nekotorye osobennosti buninskoj koncepcii ljubvi s oporoj na mirovozzrenie pisatelja i issledovanija literaturovedov. Dlja naibolee polnogo postizhenija filosofsko-jesteticheskih aspektov ljubvi v rasskazah pisatelja vazhnoe znachenie imeet obraz luny kak simvol odinochestva, tragedii i predopredelennosti. Jeta mifologema, javljajas' nepostizhimym tainstvom, ustanavlivaet svjaz' cheloveka s kosmosom, organizuja prostranstvennoe edinstvo.

Ключевые слова: концепция любви, любовь и смерть, мифологема, герой и автор, символ, человек и космос, пространство, таинство, предопределенность.

Keywords: concept of love, love and death, mythologeme, hero and author, symbol, human and space, room, mystery, predestination.

Kljuchevye slova: koncepcija ljubvi, ljubov' i smert', mifologema, geroj i avtor, simvol, chelovek i kosmos, prostranstvo, tainstvo, predopredelennost'.

В творчестве И.А.Бунина тема любви занимает значительное место с самого раннего этапа («Легкое дыхание», «Грамматика

любви» (1915-16) до «Темных аллей» (1946)). Существует оригинальная бунинская концепция любви, отличная от тради-

Общественные и гуманитарные науки

• ••

117

ционного представления этого загадочного чувства в произведениях писателей XIX-XX вв. В чем же эта оригинальность? Прежде всего в том, что, заглянув в тайники человеческих душ и доведя до апогея сущность любви, Бунину удалось представить ее оппозицией земной реальности, в которой по сути нет места долгому счастью.

В рассказах сборника «Темные аллеи» отразился весь чувственный опыт писателя, пытающегося уловить тот самый высочайший пик счастья, до которого может довести человека чувство любви. Но тут парадокс: расплата за мгновения счастья велика. Для героини рассказа «Кавказ» такой расплатой послужила смерть мужа, от которого она скрыла свое увлечение. Любовь и смерть, счастье и небытие - понятия неразделимо связанные между собой. Боль, которую приходится испытать герою рассказа, поглощает его настолько, что он решается на самоубийство.

Бунину было свойственно обостренное чувствование мира и себя в нем: «связан я с ней, с природой, с землей, со всем, что в ней, под ней, над ней» [5]. Это ощущение настолько велико, что захватывает полностью, разрывая грани всех органов чувств. В этом выражается особая философская концепция мировидения писателя, пытающегося утвердить единство человека с космическим пространством. Возможно, на писателя повлияло увлечение буддизмом, которое наполнило сформировавшееся мировоззрение новым содержанием. В частности, Бунину становятся близки идеи фатализма, предопределенности.

В. Ходасевич заметил, что у Бунина «мир властвует над человеком». Что имел в виду В. Ходасевич под словом «мир»? Это внешние факторы, влияющие на людей, или иное, необъяснимое и неподвластное, что нависает над человеком? Читая рассказ за рассказом сборника, нельзя не заметить частое упоминание и присутствие луны как предвестницы трагедии и одиночества. Мифологема луны символизирует таинственность и загадочность вместе с неизведанностью и трагической предопределенностью: «Когда глаз привыкал к темноте, выступали вверху звезды..., точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна!» [2. С. 42].

Герой рассказа «Зойка и Валерия» Левицкий, убедившись, что его чувство безответно, раздавленный, бежит без оглядки, словно в этом его спасение: «За воротами вскочил в седло и, круто согнувшись, бешено заработал ногами, прыгая по песчаным ухабам просеки...». Состояние опу-

стошенности героя определяют обилие темных тонов: чернота стволов, сумерки, полусвет, темный вокзал. И вновь перед нами предвестница-луна: «В застывшей тишине ночи и лесов неподвижным ломтем дыни краснела вдали, невысоко над смутным полем, поздняя луна» [2. С. 95].

Разлука, несчастье, расставание героев в рассказах сборника происходит, как правило, ночью, что акцентирует глубокий трагизм, бессмысленность и беспомощность человека перед темной бездной, предопределенность и кратковременность всего на земле. Бунин-импрессионист не упускает даже шелеста листа в ночной тиши, передавая тончайшие особенности состояния ночи: «...в саду, на черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды»..., «стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами», «в черной тьме плыли, мерцали топазным светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки» [2. С. 83-184]. Величественное и одновременно зловещемагическое торжество ночи часто акцентируется звездным небом, иногда черными тучами и всегда присутствующей луной -владычицей мрака.

В «Холодной осени» восход луны предстает как «пожар», который ассоциируется с войной, куда отправляется герой рассказа. Трагический исход уже предопределен. И если А. Блок назвал Ф.И. Тютчева «самой ночной душой русской поэзии», то И. А. Бунина по праву можно считать самой ночной душой русской прозы ХХ века.

Следует констатировать, что бунинский герой не волен над своей судьбой, возникновение самой любви непостижимо. Этот аргумент нас отсылает к купринской постановке темы любви («Олеся», «Гранатовый браслет»), где герои в силу различных преград не могут быть вместе. Устоявшееся мнение в определении характерных особенностей героев А. Куприна сводится к тому, что слабость и инертность персонажей не позволяют преодолеть препятствия, возникшие на пути к счастью. С этим утверждением можно согласиться, если не учесть другой факт: безмерную, истинную любовь почти всегда преследует злой рок. Бунинское безволие не означает слабость. Любовное переживание связано с неимоверным взлетом и выходом в иное измерение, в космос, где нет ни времени, ни пространства, где любовь подчинена неземным силам.

Куприн, как и Бунин, пытался разгадать тайну несостоятельности счастья для двух любящих людей, но ответ он нашел в со-

118

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

циальной причине, в безволии и нерешительности самого человека. Бунин подошел к этой проблеме с философской точки зрения, заглянув в глубинные тайники человеческого сердца, установив неведомую связь с космосом, высшей силой, ведущей его.

Известный знаток творчества И. Бунина О. Михайлов заметил, что «в нашей литературе никто еще не изображал любовь так пристально и сосредоточенно, как Бунин». Критик один из первых определил важную особенность бунинской концепции: «Жизнь, отраженная хрустальным бунинским стеклом, поражает нас не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, неведомым человеку законам» [4. С. 148-149], над которыми он не властен. Испытать подобное состояние дано лишь избранным, познавшим подлинную силу и магию любви. Но здесь не обойтись без рокового воздействия. Бунин, доведя любовные отношения до наивысшей точки, не дает дальнейшего развития, осознавая, что лучше уже не может быть. Такой финал необходим для спасения самой сути любви. Автор словно хочет запечатлеть в памяти героев минуты, мгновения счастья, которые стоят порой целой жизни: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер... И это все, что было в моей жизни, - остальное ненужный сон» («Холодная осень») [2.

C. 185]; «Да, счастливее этого вечера, мне кажется, в моей жизни уже не будет... Пусть будет только то, что есть... Лучше уж не будет...» («Качели») [2. C. 204]; «Он поцеловал ее холодную руку с той любовью, что остается где-то в сердце на всю жизнь...» («Визитные карточки») [2. С. 86].

Но если учесть, что человек, оказавшийся во власти чар истинной любви, становится подвластным неведомым законам свыше, то трагический исход предопределен. Подобное можно понять как «вызов и протест против несовершенства мира в самых его основах» [4. С. 151].

«Темные аллеи» принято называть «энциклопедией любви». Так определила критика. В цикле представлены такие разные грани любви, как высокие, романтические, так и корыстные, плотские; перед нами -целая галерея женских характеров, любовных драм, встреч, свиданий, разлук, щемящих душу воспоминаний. Но чем дальше и глубже продвигается Бунин в исследовании этой темы, тем больше вопросов и мрачных тупиков. Невольно задумыва-

ешься над вопросом: что же сильнее - дух или плоть? Создается впечатление, что и сам Бунин не может определиться в своем выборе, создав определенную ситуацию в рассказе «Натали», где герой мечется между Соней, влекущей его своей плотью, и Натали, к которой испытывает истинное духовное чувство. Погружаясь в мир бунинских рассказов, обнаруживаешь тесную связь между автором и героем-повествователем. Бунин дает возможность понять, что автор чувствует состояние своего героя, его мучения и боль, радость и восхищение. Авторское слово и сознание героя полностью совпадают. Это одна из характерных особенностей бунинской прозы. Особый тон исповедальности позволяет точнее передать авторский замысел. Порой писатель вынужден идти вслед за своим героем, оказавшимся под властью высших сил, неподвластных даже самому автору.

Одним из лучших рассказов сборника Бунин признал «Чистый понедельник». «Благодарю Бога, что Он дал мне возможность написать «Чистый понедельник» [1], - писал Бунин. И это не случайно. Критикой рассказ определен как самый загадочный и странный. Если принять во внимание, что «Темные аллеи» - это итог размышлений писателя на протяжении всей жизни над тайным смыслом любви, то «Чистый понедельник» - это итог самого сборника. Это символ и полное выражение бунинской концепции любви.

Странность и загадочность заключена в развитии отношений влюбленных, в финале рассказа, да и во внешнем описании самой героини: красота «.. .какая-то индийская, персидская, зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза...», «черное бархатное платье..., на висках...черные лоснящиеся косички...» [2. С. 205, 211]. Заметно преобладание опять-таки темных тонов, предвещающих обычно трагический или несчастливый финал. Бунинская героиня прекрасна во всем: пленительная красота, возвышенный и богатый внутренний мир; ее чувство не просто взаимно, но и дошло до самой высокой ее степени. Вот она -полная гармония, и счастью любящих, казалось бы, ничего не мешает, но неожиданное решение героини уйти в монастырь повергает в шок не только героя рассказа, но и читателей.

Разлуку и одиночество предвещает образ луны, возникающий перед последним свиданием влюбленных: «Полный месяц нырял в облаках над Кремлем, - «какой-то

Общественные и гуманитарные науки

119

• ••

светящийся череп», - сказала она» [2.

С. 212]. Луна сама по себе не излучает свет, она отражает солнце. Подобно ночному светилу, любовь в рассказе проявляется отраженно, «как боль неосуществимости для человека, полного блаженства в природно-космическом порядке» [6].

В средневековой астрологии каждому из небесных светил соответствует определенный день недели. Луна управляет понедельником и влияет на эмоциональную сторону нашего сознания, а полная луна обостряет интуицию. Перед появлением образа луны звучит томительное и призывное начало «Лунной сонаты» в исполнении героини. Происходит некая сублимация, нацеленная на преображение и выявляющая скрытый замысел.

После ухода героини в монастырь обилие темных тонов сменяется светлыми, белыми красками: солнечный вечер, освещенные окна и церковь, белая вереница, белый платок. Что это? Перерождение, очищение души? Возможно. Ведь чистый понедельник - первый день Великого поста.

В критике можно встретить множество разночтений и интерпретаций. Критик М.

Иофьев, например, считает, что «герои Бунина не имеют права на счастье» [3]. Есть и такая трактовка, которая может показаться абсурдной: «У героя не возникает окончательной уверенности, была ли увиденная им послушница его возлюбленной. Более того, сюжет не дает возможности твердо увериться, действительно ли героиня ушла в монастырь или просто ушла из жизни героя. Вероятность последнего ничтожно мала, но не исключается даже героем» [7]. Можно поспорить с автором этой версии, но главное не в этом. Не случайно именно этот рассказ признан Буниным лучшим, ведь высшая цель достигнута: рассказ заставляет нас размышлять над этой вечной проблемой, не останавливаться и находить все новые и новые грани.

Несмотря на то, что исследованию «Темных аллей» И.Бунина посвящено множество литературоведческих, философских исследований, разгадать до конца авторский замысел и всю сложность его концепции любви представляется непростой задачей. Это до конца непостижимо, как и сама жизнь. И в этом величие и вечность любви, связь ее с космосом и высшими силами.

Литература

1. Бунин И. А. Собр. Соч. в 9 т. Т.7. М., 1966. С. 391. 2. Бунин И. А. Темные аллеи. М.: Высшая школа, 2004. 3. Иофьев М.И. Поздняя новелла Бунина // Профили искусства. М.: Искусство, 1965. С. 278.

4. Михайлов О. Н. Иван Алексеевич Бунин. Очерк творчества. М.: Наука, 1967. 5. Солоухина О. В. О

нравственно-философских взглядах И. А. Бунина. Электронный ресурс http://md-eksperiment.org.

6. Степун Ф. А. И. А.Бунин и русская литература // Портреты. СПб., 1999. С. 238. 7. Сузи В. Так испытывал ее Бог... Культурно-исторический и художественный хронотоп в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник»// Парус, № 26. 17.11.2013.

Литература

1. Bunin I. A. Coll. works. In 9 volumes. Vol. 7. M., 1966. P. 391. 2. Bunin I. A. Dark alleys. M.: Vysshaya

shkola, 2004. 3. Iofiev M. I.Late Bunin's Novella // Profiles of art. M.: Iskusstvo, 1965. P. 278.

4. Mikhailov O. N. Ivan Alekseevich Bunin. Essay of creation. M.: Nauka, 1967. 5. Soloukhina O. V. On

moral-philosophical views of I. A. Bunin. Electronic resource http://md-eksperiment.org. 6. Stepun F. A.

I. A. Bunin and Russian literature // Portraits. Spb, 1999. P. 238. 7. Suzie V. Thus faced the God tested her... Cultural, historical and artistic chronotope in the "Clean Monday" story by I. A. Bunin // Parus, #26. 17.11.2013.

Literatura

1. Bunin I. A. Sobr. Coch. v 9 t. T.7. M., 1966. S. 391. 2. Bunin I. A. Temnye allei. M.: Vysshaja shkola,

2004. 3. Iof'ev M. I. Pozdnjaja novella Bunina // Profili iskusstva. M.: Iskusstvo, 1965. S. 278.

4. Mihajlov O. N. Ivan Alekseevich Bunin. Ocherk tvorchestva. M.: Nauka, 1967. 5. Solouhina O. V. O nrav-stvenno-filosofskih vzgljadah I. A. Bunina. Jelektronnyj resurs http://md-eksperiment.org. 6. Stepun F. A.

I. A.Bunin i russkaja literatura // Portrety. SPb., 1999. S. 238. 7. Suzi V. Tak ispyty-val ee Bog. Kul'turno-istoricheskij i hudozhestvennyj hronotop v rasskaze I.A. Bunina «Chistyj pone-del'nik»// Parus, № 26. 17.11.2013..

Статья поступила в редакцию 30.06.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.