Научная статья на тему 'Философия культуры в современном Азербайджане'

Философия культуры в современном Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
271
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СВОБОДА / МУЗЫКА ФРАНГИЗ АЛИЗАДЕ / ДУХОВНЫЙ ПРОГРЕСС / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ / ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ МУЗЫКИ / CULTURE PHILOSOPHY / MUSICAL MENTALITY / MUSICAL ART / PROBLEM OF CREATIVITY / ESTHETIC FREEDOM / THE MUSIC OF FRANGIZ ALISADE / SPIRITUAL PROGRESS / INTELLECTUAL MUSICAL CRITERIA / DEMOCRATIC NATURE OF MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гаджиева Мина Тельманкызы

Качественный скачок интеллектуального развития общества, поиски и экспериментирование в музыкальных композициях приводят азербайджанских композиторов к новым художественным находкам, оригинальным удачам. Лучшие национальные составляющие философии культуры и мировых достижений композиторского искусства, философские идеи, трансформированные в эстетические критерии и идеалы, реализуются в творчестве художника и превращаются в материальную силу, в конечном итоге становясь философией культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE PHILOSOPHY IN MODERN AZERBAIJAN

Qualitative leap of the Intellectual Society, search and experiments in musical compositions lead Azerbaijan composers to new artistic findings, original success. Best national components of culture philosophy and world achievements of composers` art, philosophical ideas transformed into esthetic criteria and ideals are realized realize in artist`s creativity and turn into material force finally becoming culture philosophy.

Текст научной работы на тему «Философия культуры в современном Азербайджане»

Философия культуры в современном Азербайджане

М. Т. Гаджиева*

Аннотация. Качественный скачок интеллектуального развития общества, поиски и экспериментирование в музыкальных композициях приводят азербайджанских композиторов к новым художественным находкам, оригинальным удачам. Лучшие национальные составляющие философии культуры и мировых достижений композиторского искусства, философские идеи, трансформированные в эстетические критерии и идеалы, реализуются в творчестве художника и превращаются в материальную силу, в конечном итоге становясь философией культуры.

Ключевые слова: философия культуры; музыкальное мышление; музыкальное искусство; проблема творчества; эстетическая свобода; музыка Франгиз Ализаде; духовный прогресс; интеллектуальные музыкальные критерии; демократичность музыки.

Culture Philosophy in modern Azerbaijan М. X. Gadzhieva

Abstract. Qualitative leap of the Intellectual Society, search and experiments in musical compositions lead Azerbaijan composers to new artistic findings, original success. Best national components of culture philosophy and world achievements of composers' art, philosophical ideas transformed into esthetic criteria and ideals are realized realize in artist's creativity and turn into material force finally becoming culture philosophy.

Keywords: culture philosophy; musical mentality; musical art; problem of creativity; esthetic freedom; the music of Frangiz Alisade; spiritual progress; intellectual musical criteria; democratic nature of music.

Общество современного Азербайджана, получившее политическую свободу, независимую национальную государственность и суверенитет, подвержено глубоким качественным преобразованиям, целью которых является всестороннее социально-экономическое развитие страны через переход к рыночной экономике, демократизацию и укрепление правового государства, и совершенствование духовно нравственных основ общественной жизни.

Творческая активность современного человека раскрепощается. Сущностные, созидательные силы человека приобретают простор для проявления в важнейших сферах жизнедеятельности людей. Необходим рост духовного, интеллектуального потенциала

общества. Выполнение этих грандиозных задач требует глубокого осознания каждым индивидом необходимости перемен в любой области общества, в т. ч. и в музыкальном искусстве. От этого зависит и степень зрелости социума. Однако новые качества личности не проявляются сами по себе, они складываются под влиянием множества факторов, среди которых немаловажную роль играют искусство, в т. ч. музыка и литература. Духовный климат, в котором живут люди, в немалой степени определяется состоянием художественных творений. Искусство активно участвует в становлении и развитии человека — созидателя этого мира. В подобной среде и формируется философия культуры общества.

Философия культуры человека, общества,

*Гаджиева Мина Тельман кызы — доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор Бакинской Музыкальной Академии, председатель азербайджанского отделения Российского философского общества.E-mail: mina-h@mail.ru

широкого социокультурного пространства — стержень развития, величина постоянная — необходимый атрибут бытия. Она присутствует во всех сферах деятельности человека. Важной, решающей и определяющей в диалектике общественных процессов является духовная сфера человечества, где и происходит развитие внутреннего мира, эмоционального состояния и, главное, философии культуры во всем. Философия культуры — это сформировавшееся знание в конкретных условиях, конкретной эпохе. Однако оно не есть раз и навсегда данное. Это результат и состояние человеческого мышления в какой-то определенный отрезок времени, который под влиянием жизненных коллизий, информации может развиваться, изменяться и, естественно, появляется новое качество в мышлении.

Глобализирующаяся природа современного искусства требует транснационального мышления, объединяющего различные специфические национальные культуры. Однако внутренний мир художника-мыслителя генетически опирается на национальные корни его духовного мира. Безусловно, оно как природное явление проявляется в любой сфере художественного творчества, даже если это носит абстрактный характер мышления. Человеческий разум и внутреннее эмоциональное чувство сохраняются в творце как первооснова бытия индивидуума-художника.

Проблемы музыкального мышления и его влияния на воспитание людей как личностей стоят в центре внимания философии культуры. Для нее важен анализ роли музыкального мышления в формировании человеческой мысли. Стоящая перед нами цель — раскрыть сущность философии культуры музыкального мышления, необходимого условия развития мышления человека на конкретном материале современного композиторского творчества в Азербайджане. Достижение поставленной цели — формирование музыкального мышления разными видами и жанрами музыкального искусства в контексте философии культуры всего общества.

В статье мы попытаемся проанализировать процесс восхождения на олимп мировой му-

зыкальной культуры, созданной в недрах и на почве философии культуры, азербайджанского музыкального мышления. Одновременно проанализировать результат творчества представителей профессиональной композиторской плеяды современности, разных поколений композиторов, имеющих социальную среду, принесшую творцу все лучшее, накопленное обществом в процессе активного интегративного начала лучших национальных составляющих философии культуры и мировых достижений композиторского искусства. «Любая культура есть результат сложного взаимодействия культур-предшественниц, саморазвития и непрерывного взаимного обмена с культурами-современницами»1. Данный тезис как нельзя лучше подходит для характеристики исторического процесса азербайджанской музыкальной культуры ХХ и начала ХХ! века.

Эстетическая наука в процессе исследования творчества художника способна раскрыть природу музыкального искусства, как составную часть художественного творчества в целом, применимую к музыкальному искусству и процессу философского мышления художника. Известно, что специфика озвучивания в музыкальном искусстве, по сравнению с литературой, кино, театром и изобразительным искусством, беспредметностью музыкального образа создает известные трудности в применении к музыке общепринятых в эстетической науке методов и затрудняет раскрытие идейно-эстетической конкретики художественных образов. Безусловно, когда музыка находится в синтезе со словом, действием, характерных для программных художественных произведений, таких как кантатно-ораториальных и песенных жанров, балет и опера, музыкальная комедия и ряд других, музыка занимает подобающее ей место, выявляя свои особенности и потенции в целостности художественного произведения синтетического жанра. В этом случае легко раскрывается идея произведения в целом.

Применение творческого метода и особенно художественного реализма к музыке позволяет уяснить и определить принципы и критерии конкретного теоретического по-

1 Клингель-Брандт Е. Путешествие в древний Вавилон. М.: Наука, 1979, С. 7.

ложения, которое высвечивает противоречия между творческим методом и художественным реализмом, или же которые дополняют и обогащают друг друга, не совпадая в частностях. Мы имеем в виду различные эстетические подходы. По концепции Э. Ганслика в книге «О музыкально прекрасном», музыка является как бы формальной структурой, где как бы отсутствует идеология, психология, отражающие художественный реализм, и не выражается эмоциональный мир художника2.

Подобного рода философско-эстетические концепции имеют авангардно-модернистский смысл в художественной культуре. Б. Кроче высказал идею о формализации искусства, а его «музыкальность» он определял по-ганслекиански, считая музыку абстрактным, «с техническим смыслом» самовыражением. Таким образом, из искусства представители этого подхода выхолостили его социальное и гуманистическте содержание, сводя музыку к сумме технических приемов. А при такой постановке проблемы метод реализма отбрасывается вовсе, а искусство, в т. ч. и музыка, оказывается в их понимании явлением механическим.

Современные авангардисты в глобализирующемся мире культуры создают различные системы, когда звучание определяется как приемы новизны эстетических подходов, где наибольшее смысловое значение имеет, по их мнению, сенсационный смысл. Однако, как известно, это еще не искусство. Во все времена искусство считалось и считается видом человеческого познания, представляя собой образное мышление человека, форму выражения его эстетических чувств, где определяющим является содержание самого произведения искусства. Если это искусство высокохудожественное, выражающее человеческие чувства, то оно несет в себе высокий гуманистический смысл.

При этом хотелось бы еще раз вспомнить созданные современными композиторами новые системы. Это додекафония, пуантилизм, алеаторика, принцип мультипликации частот, сонорика, поп-арт, которые требуют к

себе особого внимания и изучения различного рода способов записей этих звуковых конструкций. Но встает вопрос: насколько понятны и близки эти системы народу? Слушая эти музыкальные новинки, народ не всегда и сразу воспринимает их как ценное творение. Говоря

о сущности музыкального искусства, его преобразующей роли, азербайджанский философ Тельман Гаджиев3 выдвигает идею применения принципа реализма в соответствующих исторических условиях, когда конкретное музыкальное творчество обладает необходимой энергетической силой в преобразовании общества. Оно воздействует на общественные процессы, в результате которых человек поднимается на качественно новый, как бы последующий уровень развития. По-настоящему гуманистическое противостояние добра и зла происходит именно в момент их столкновения, результатом которого становятся вновь созданные культурные ценности.

Реалистическое понимание искусства определяет направленность в гуманистическое русло воспитания и имеет огромное значение не только для создания прогрессивных культурных ценностей, но и для объединения людей под эгидой конкретной идеи. В таких случаях культура становится силой в процессе общественного развития, тем более что оно способно выдвигать и формировать идеалы будущего.

Опираясь на вышесказанный тезис, мы приходим к мысли о том, что и сфера музыкального мышления, будучи частью философии культуры общества, находится в постоянном расширении своих естественных границ в реалистическом развитии.

На повестку дня встает вопрос: может ли искусство стать социальной ориентацией общества, направленной на реализацию гуманистических целей и идеалов? Вопрос о философско-мировоззренческих принципах, обеспечивающих научную теорию современного творчества, становится центральным в обществе, т. к., если эти принципы присутствуют, творчество становится одним из могучих средств формирования личности, ибо

2 Ганслик Э. О музыкально прекрасном. Опыт проверки музыкальной эстетики. Пер. с нем. Г. А. Лароша. М., Музыкальная торговля Юргенсо-на. 1895.

3 Гаджиев Т. М. Социальная активность искусства. Баку: Язычи. 1980. С. 67.

наиболее сильно и естественно воздействует на воспитание человека именно искусство прогрессивного творца, мыслящего, созидающего во имя духовного обогащения всего общества.

Искусство художника, его творчество, оттачиваясь со временем и требованиями к нему со стороны общества, придает ему подлинно актуальный характер, который становится реальной силой в формировании духовной основы философии культуры. Динамизм эпохи связан с творчеством отдельных личностей, создающих этапные произведения, которые содержат значимые критерии гуманистических устремлений общества. Отсюда происходит возникновение идейных образований, воздействующих на сознание людей.

Элитарное искусство не может быть понято всеми членами общества, однако влияние на сознание масс оно имеет результативное и безусловное. В процессе распространения различных видов искусства формируется определенная философия культуры, которая ведет к возрастанию цивилизованности общества. В нем наиболее существенную роль играет критика различных течений, ибо не каждое из них может претендовать на идеологический статус.

Практика человеческой деятельности, само общественное развитие, личностный вклад каждого конкретного человека в происходящее в обществе превращаются в коллективное творчество независимо от сферы деятельности, результатом чего становится философия культуры. Известно, что не всякая деятельность человека в обществе ведет к прогрессу, интеллектуализации. Только та часть представителей общества, которая занимается творческо-интеллектуальным трудом, производством материальных и духовных благ, без которых общество не может существовать, становится силой энергии, вырабатывающей философию культуры. К таковым можно отнести не только творящих в научной, художественной, духовной сферах, но и тех, кто занят в социально-экономической сфере.

Прогрессу необходимо творчество, дающее импульс развитию общества. Важно отметить, что не каждая деятельность человека имеет общественно-преобразующую сущность, т. е.

нельзя рассматривать всех людей общества, их деятельность, как творцов и созидателей. Творчество в обществе рассматривается как феномен, свойственный человеку, жизнедеятельность которого в результате превращается в значительное явление, ведущее к более высокой ступени культуры.

Философские исследования творческой деятельности человека в обществе говорят о том, что результаты подобного рода деятельности ведут к подготовке почвы развития общественной истории. Истинное творчество интеллектуала-творца, реализуясь на практике, становится силой, творящей культуру, логически развивающей общество, а это неопровержимо в любую эпоху. Оно является результатом человеческой деятельности, которая проявляется в творчестве мысли и его практическом претворении. Каждый исторический этап развития человечества имеет свои ориентации в подготовке и развитии культуры и ее философии. Какова философ-ско-интеллектуальная среда, такова и общественно-историческая мысль конкретного общества. Это приводит к мысли, что каждая конкретно-историческая среда, стремящаяся к развитию, должна создавать свою интеллектуальную ауру.

От этой среды, ее целей, задач и направления развития, зависит содержание философии культуры. В действительности человек выступает со своих специфических позиций и отношений, которые приводят к тому, что он в своей деятельности выходит за пределы достигнутого, освоенного, а его жизнедеятельность представляется ему результатом сознания и воли, претворяющейся через труд в определенных условиях, когда он стремится к более высокому уровню развития.

Проблема творчества всегда связана в обществе с философской категорией свободы, которая рассматривается нами в контексте взаимосвязи общества и человека, где выступает не только конкретно абстрактная фантазия творца, но и его гражданская позиция, которая накладывает на творчество свой отпечаток. Творец — явление не абстрактное, а конкретно-историческое. Поэтому эстетическая свобода творца формируется в результате взаимодействия различных сторон его лич-

ности, среды обитания, поставленных перед ним целей, самим процессом творчества и конечным результатом, который и становится достоянием окружающего мира. Этот результат, непосредственным образом воздействуя на реципиентов, независимо от вида искусства, превращается в духовную энергию, влияющую на человеческое мышление, в конечном итоге становясь философией культуры. По этой логике, каковы критерии свободного мышления творца, такова и сила искусства, влияющая и воздействующая на общество. Понятие свободы художника, безусловно, относительно, ибо творец зависит от своего общества так же, как и общество зависит от него. Эстетическая аккумуляция самого художника, которая преломляется в его сознании и душе, растворяется в его собственном «я» и зависит от его духовной свободы, становится необходимым для восприятия его творчества. Переплетаясь, эстетическое начало, свобода мышления творца и потребности реципиентов в итоге превращаются в монолит философии культуры. Философия культуры — тот энергетический ресурс, который в своем развитии ведет к духовному прогрессу. Здесь многое зависит от потребителей культуры, их вкуса, уровня восприятия и стремления к новому.

При многообразии видов и жанров искусства, при большой пестроте стилей, форм и направлений в искусстве эстетические критерии философии культуры являются философской основой бытия своего времени. Философские идеи, трансформированные в эстетические критерии и идеалы, реализуются в творчестве художника и превращаются в материальную силу, в конечном итоге становясь философией культуры. Искусство, на протяжении всей истории существования человечества будучи зеркалом времени, отражает разнообразные процессы, происходящие в жизни общества: усиление или ослабление религии, философии, рост или спад социальной и политической активности, эволюция нравов и другие явления.

История бытия человека дала нам немалое количество и многообразие сфер развития духовного пространства. Это относится как к доклассическому периоду музыкальной куль-

туры, так и к классическому и романтическому наследию. Особенно это показательно для нашего современного музыкального искусства, совершенствующегося, обновляющегося и в то же время опирающегося на накопленный опыт и лучшие образцы прошедших испытанием временем культурных ценностей и ныне используемых в музыкальной сфере как необходимый атрибут культуры.

Таким образом, мы приходим к мысли о том, что, когда речь идет об искусстве, разрабатывающем новую философскую мысль, важно исследовать содержание самого искусства, определить его компоненты, составляющие основу содержания. Формирование философии культуры музыкальным искусством происходит через конкретно-чувственное познание, которое более доступно людям, чем научное познание, требующее наличия абстрактного, логического мышления. В связи с этим наиболее доступная форма основания философии культуры — воздействие на людей посредством музыкального искусства. Это особенно происходит в период конца ХХ и начале ХХ1 века в азербайджанской философии культуры музыкального мышления, устремившегося на новый уровень мирового пространства.

В контексте сказанного, необходимо осмысление творческого наследия композитора Франгиз Ализаде — мыслителя, находящегося в постоянном творческом поиске и созидающем новое музыкальное мышление с характерной эстетической направленностью. Основываясь на шенбергскую двенадцатитоновую систему композиторского творчества, Франгиз Ализаде использует национальные интонационные элементы, а также, в необходимых случаях, азербайджанские музыкальные инструменты, такие как тутек, тар, кяманча, гавал и другие. Обязательными атрибутами звучания музыки Франгиз Ализаде являются подготовленные европейские музыкальные инструменты и необычные, нетрадиционные звучания голосов певцов, многосложные ударные и многомерные ритмы в сольных партиях. Поиски и экспериментирование в композициях приводят Ф. Ализаде к новым художественным находкам, оригинальным удачам.

Ф. Ализаде — композитор, непрестанно ищущий, создающий новые, неизведанные формы, совершающий открытия в музыкальной культуре. Все сказанное в итоге переходит в качество более высокого уровня — в философию культуры музыкального мышления, направленную к человеку для качественного скачка в сознании глобализирующегося общества. Поэтому мировое сообщество воспринимает новое музыкальное мышление Франгиз Ализаде, как естественное соединение философии культуры Запада и Востока в единую эстетическую систему.

Музыка композитора, мыслителя, творца Франгиз Ализаде свидетельствует о том, что МИР ЕДИН.

В единстве мирового пространства бессчетное количество многообразий. Если окинуть взором исторический период человеческого развития, мысли и идеи, рождавшиеся у гениев различных времен и народов, то можно сказать, что современная глобализация не есть механическое суммирование знаний, ведущее к появлению открытий, а иной раз — отрицающая доселе существующие понятия и представления о человеке и мире. Логика мысли, по Франгиз Ализаде, такова: новизна необходима не только естественному развитию человеческого разума, но и динамике мирового скачка в самом развитии. Без духовного и интеллектуального обновления человечество не могло бы продолжить свое существование. Ныне, в век стремительного появления новых наук — нано- и биотехнологий, расширения знаний в химических науках и многих других областей знания — наблюдается синтез в недрах самого музыкального мышления: особого рода креативность отразилась в слиянии эмоционального, чувственного и рационального начала. Этот процесс прослеживается в психологии человека. Произошли открытия, затронувшие многие устоявшиеся каноны и традиции, новые эстетические параметры мировосприятия. Нет сомнений в том, что отрицание всех накопленных чувственных отношений невозможно. Новизна интеллектуальных музыкальных критериев диктует свою, качественно новую парадигму. Духовный мир человека переходит на уровень более сложных чувственно-эмоциональных отно-

шений. Поэтому все музыкально-творческое наследие композитора-интеллектуала Фран-гиз Ализаде обновляет наши представления о жанрах музыкального творчества.

По прошествии определенного времени человек чувствует стимулирующий толчок для активного стремления к высоким результатам в профессии и оказывается в постоянной форме посредством борьбы за собственное «я». Это и есть конкурентоспособность. Выживает сильнейший, более способный к крупным свершениям в творческом процессе.

Вера в будущее молодых, создание жизненно-бытовых условий для плодотворного творчества коллег, глубокое уважение к старшему поколению — все эти качества исходят от внутренней природы Франгиз Ализаде, воспитанной родителями и учителями именно в духе уважительного отношения к Человеку.

Говоря о Человеке и его интеллектуальном предназначении, можно провести исторические параллели между Франгиз Ализаде и величайшим из философов прошлого И. Кантом. Для Иммануила Канта проблема человека всегда стояла на первом месте. О законах бытия и сознания он размышлял только с одной целью — чтобы человек стал человечнее; и сегодня, в период гуманизации всех отраслей знания, в т. ч. и философии, этот кантовский императив звучит особенно актуально2.

Философский мир Франгиз Ализаде гармонично вплетается и в глобализирующееся творческое пространство. Стремления ее души отражаются во всех ее сочинениях, где непременным условием является музыкально-философское мышление с охватом современных мировых ценностей и естественным переплетением азербайджанских интонационных звучаний в новом, эстетически обрамленном по форме, музыкальном языке, понятном интеллектуальному мировому сообществу, где огромную роль играет неповторимый колорит звучаний национальных инструментов. Это идет от естественной природы художественного мышления композито-ра-творца. Франгиз Ализаде обладает природной способностью глобального философского мышления, не всегда доступной рядовому слушателю. Пройдет время, произойдет не только интеллектуальное, но и эмоциональное

развитие человека, и все станет на свое место. Франгиз Ализаде опережает социум, в котором живет. Вместе с тем выход ее творчества на мировую арену получает высокую оценку международной общественности. Стоит перечислить некоторые произведения (за период с 1989 по 2009 гг.), заказанные композитору и исполняемые в различных уголках мира:

- обязательное произведение «Дастан» для скрипки соло (заказ международного конкурса скрипачей им. Леопольда Моцарта — Auqsburq, Германия;

- балет «Optimal identity» («Оптимальное приближение»), премьера которого состоялась на фестивале в далеком Сингапуре;

- концерт для виолончели с оркестром. Заказ Международного фестиваля современной музыки в Лиссабоне;

- «Метаморфозы» для виолончели. Заказ ансамбля скрипачей Berliner Philharmoniker;

- «Sabah» для скрипки, бива (китайский национальный инструмент), виолончели и подготовленного рояля. Заказ международного фестиваля современной музыки в Сан-Диего;

- «Oasis». Струнный квартет. Заказ «Кро-нос» квартета из Сан-Франциско;

- «Music for piano». Заказ института Арнольда Шенберга в Лос-Анжелесе (США);

- Концерт для Маримбы и струнного оркестра. Заказ Международного конкурса исполнителей на ударных инструментах в Stuttgart, Германия.

Практически мировое музыкальное пространство и оказалось сценой для большого творчества Франгиз Ализаде не только как современного композитора-эксперимента-тора, великолепного пианиста — исполнителя музыки таких композиторов ХХ века, как А. Шенберг, А. Берг, Веберн, А. Шнитке, но и ученого — лектора в больших аудиториях высокоразвитых стран США, Японии, Европы. Интерес к уникальному творчеству Франгиз Ализаде за последние годы возрос и на ее родине — в Азербайджане.

Скажем о другой стороне философского критерия демократичности музыки, распространяющегося на все слои общества и направленного на прогресс национальной

музыкальной культуры. По концептуальной философской идее профессора Тельмана Гад-жиева необходима концентрация мыслей в содержании и социальной значимости художественного творчества и конкретно музыкального искусства. В результате исследований в области музыкальной интонации, его философско-эстетическая логика в развитии общества раскрывает результаты художественного обобщения интонаций не только в индивидуальной среде творца, но имеет необходимый смысл и значение для построения прогрессивных концепций в музыкальном искусстве. Понимание роли музыкального искусства в звучащих образах направлено на социальные группы, интеллектуально подготовленные для восприятия сложной музыкальной ткани в кантатах, ораториях, особенно операх. Сущность идей в крупных формах композиторского творчества дает возможность правдиво отразить время и социальные черты эпохи, где силы воздействия неимоверно велики.

Произведения искусства — это общечеловеческое достояние; вместе с тем новые трактовки формы, креативность композиторского письма формируются в философию культуры музыкального мышления. Об этом пишет и российский ученый, доктор философских наук, профессор Г. С. Табатадзе: «Культура уже не умещается в рамках национальных и государственных границ и вышла на планетарный уровень. Это объективный, глобальный процесс в международных отношениях... Сегодня важнейшим условием формирования глобальной цивилизации становится диалог между культурами, как форма взаимодействия между Востоком и Запад ом.Культур-но-историческая доминанта мировой цивилизации должна стать преобладающей»4.

Опера «Карабахнаме», созданная Фран-гиз Ализаде на либретто замечательного ученого, публициста, доктора филологических наук, профессора Наргиз ханум Паша-евой также является новым в оперном жанре. Драматургия сюжета выстроена таким образом, что композитор Франгиз Ализаде создала синтезированный спектакль, где пе-

4 Табатадзе Г. С. Глобализация и идеи Евразийства // Вестник Российского философского общества. М., 2008. №2. С. 124-125.

реплелись на основе оперы различные жанры искусства, такие как кино, балет, видео арт. Новизна заключена в философии культуры музыкального мышления необычного, современного мыслителя-композитора. Ее интеллектуальное развитие опередило свое время и вышло на планетарную орби-

ту. Сплав внутреннего мира ощущений и качественного скачка ее интеллектуального развития привело к новому художественноэстетическому музыкальному мышлению, сформировавшему новую философию культуры, признанную высококультурной средой мирового сообщества.

Литература:

1 .Все величайшие мудрецы. Иммануил Кант. Москва-Харьков: Изд. Фолио, 2008.

2. Гаджиев, Т. М. Социальная активность искусства / Т. М. Гаджиев. - Баку :Язычи, 1980.

3. Ганслик, Э. О музыкально прекрасном. Опыт проверки музыкальной эстетики / Э. Ганслик // пер. с нем. Г.А.Лароша. - М. : Музыкальная торговля Юргенсона, 1895.

4. Клингель-Брандт, Е. Путешествие в древний Вавилон / Е. Клингель-Брандт. - М. : Наука, 1979.

5. Табатадзе, Г. С. Глобализация и идеи Евразийства / Г. С. Табатадзе // Вестник Российского философского общества. - М., 2008. - №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.