Научная статья на тему 'Философия культуры в метафизическом поиске. Статья 1. Культура разума творение. Метафизическая стратегия классической трансцендентальной философии'

Философия культуры в метафизическом поиске. Статья 1. Культура разума творение. Метафизическая стратегия классической трансцендентальной философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
344
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / КУЛЬТУРА / МЕТАФИЗИКА КУЛЬТУРЫ / ЕДИНОЕ / ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ / ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ / HUMAN / CULTURE / METAPHYSICS OF CULTURE / UNITY / TRANSCENDENTAL PHILOSOPHY / TRANSCENDENTAL SUBJECT / TRANSCENDENTAL ABILITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Панова Ольга Борисовна

Статья посвящена истории метафизических исканий философии культуры. Философию культуры в целом отличает подлинно философское стремление к обретению трансцендентального статуса, поэтому изначально ведущей для философского постижения культуры выступает традиционная метафизическая концепция классической философии, опора на которую всегда будет необходимой и неизбежной. Философское наследие классического трансцендентализма приобретает особую ценность в современной, весьма сложной и нестабильной культурной ситуации и вызывает потребность переосмысления в современных философско-культурологических контекстах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metaphysical search of modern philosophy of culture supposes constant address to the rich historical and philosophical experience of metaphysics, which has been accumulated during many thousands years of development of the human culture, and to the advanced metaphysical programs. It is the viewpoint of thorough consideration of possible variants of metaphysics suggested by philosophical thinking and revelation of their significance at the recent stage of creating metaphysics of culture that allows posing and defusing the problem of metaphysical grounds and origins of Culture. Accordingly, understanding of philosophy of culture appears as a vast, all-embracing philosophical trend that has a centuries-old history dating back to the high antiquity, ancient origins of the human thought, which is compared to the history of human development at large. In the capacity of the fundamental metaphysical program, philosophical sciences distinguish the traditional classical metaphysical program, developed by Parmenides in his substantial philosophical work; the ancient Greek Elea School; Plato's idealism; logical and metaphysical investigations by Aristotle; Descartes' rationalism, which had been perfected by Kant and German transcendental philosophy during the Age of the Enlightenment. Transcendental idealism always preserves its undying meaning for philosophers and, at the same time, evokes the need of rethinking of and searching for other ways of development of philosophical thought being transformed per se into a continuous trend of transcendental philosophy of culture. Present-day philosophy of culture should not be simply based on philosophical and anthropological achievements of the classic. It originated from the tradition of classical philosophy and transcendental idealism in its classical modification because it represents the value of Culture in itself and remembers the deep human need in comprehension of their being, the rationale for their life, the perfection as an aspiration for the ideal of Humanity, creation as transformation of the World. With due regard for the topicality of interpreting Culture as a dynamically developing universe and the Vital Human World, the principle of philosophy of culture should begin from a conclusion about the Humanity -the way Plato, Descartes, Kant and others imagined it from the objective reality in the ideal world, the world of the Absolute, the Unity of the Truth, the Good, and the Beauty.

Текст научной работы на тему «Философия культуры в метафизическом поиске. Статья 1. Культура разума творение. Метафизическая стратегия классической трансцендентальной философии»

О.Б. Панова

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ В МЕТАФИЗИЧЕСКОМ ПОИСКЕ.

Статья 1. КУЛЬТУРА - РАЗУМА ТВОРЕНИЕ. МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья посвящена истории метафизических исканий философии культуры. Философию культуры в целом отличает подлинно философское стремление к обретению трансцендентального статуса, поэтому изначально ведущей для философского постижения культуры выступает традиционная метафизическая концепция классической философии, опора на которую всегда будет необходимой и неизбежной. Философское наследие классического трансцендентализма приобретает особую ценность в современной, весьма сложной и нестабильной культурной ситуации и вызывает потребность переосмысления в современных философско-культурологических контекстах.

Ключевые слова: человек; культура; метафизика культуры; Единое; трансцендентальная философия; трансцендентальный субъект; трансцендентальная способность.

Вечный и потому всегда своевременный «основной философский вопрос» наук о культуре и духе - Что есть Культура? - давно имеет традиционный, обретенный историческим опытом и ныне общепринятый ответ: Культура - способ человеческого бытия-в-мире. Основополагающим здесь всегда был и остается смысловой контекст человеческого с глубинным ключевым философско-антропологическим смыслом самопознания, самоопределения и совершенствования Человека, где слышится отзвук древнейшего «Познай самого себя» - призыва мудрецов всех мировых религий (иудаизма, буддизма, конфуцианства, христианства) и отголосок «Ищу человека!» мыслителей Древней Греции. Смысл культивирования как воссоздания, отличного от природы ее инобытия, особой человеческой природы, как выхода за пределы физики в метафизическое пространство, освоения, очеловечивания Мира и возвышения, свершения Человека («взращивания человечности» - Д.С. Лихачёв) оказывается изначальным: Культура = Человечность, си1Шга = Иишап^.

Потому философия культуры во все эпохи ее исторического развития разворачивала исследование вокруг философско-антропологической проблематики, предпринимала попытку постижения «тайны Человека» (Ф.М. Достоевский), вела антропологический поиск подлинной Человечности в ее истоке и первопроявле-ниях, естественно продолжающийся и на современном этапе. При этом внимание философии культуры направлено именно на метафизическую сущность человека. Вопросы «что такое Человек?» - «что такое Культура?» - «что такое метафизика?» состоят в глубоком родстве: метафизика исконно присуща человеческой природе. Поэтому основные этапы становления философии культуры всегда совпадают с деконструктивны-ми процессами в области метафизики, важнейшими «метафизическими поворотами», неоднократно происходившими в истории философского мышления. Философия культуры всегда пребывает в метафизических исканиях, обретает себя в поиске метафизических истоков, выявляя «сущность» метафизики (в хайдегге-ровском смысле). Это касается и современной, весьма проблематичной эпохи ее развития.

В отечественной историко-культурологической литературе долгое время сохранялся узкий взгляд на философию культуры как одну из философских дисциплин, которая исторически появляется в лоне немецкой

классической трансцендентальной философии и на протяжении XIX столетия постепенно обретает научную самостоятельность с выделением в качестве доминирующих двух направлений: философии жизни

(Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, А. Бергсон) и неокантианства с его ведущими немецкими школами (марбургской - Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер и баденской - В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

Содержание научно-исследовательских монографий и учебников по циклу философско-культуро-

логических дисциплин до сих пор в большинстве случаев организуется вокруг личностей, оставивших заметный след в истории философии культуры, и являет многообразие философских концепций культуры, чаще всего выглядящих изолированными друг от друга. В современной исследовательской ситуации философских поисков такое «школьное» толкование представляется весьма ограниченным. Культура в целом отражает многообразие жизни человеческой, историческое движение межкультурной общности и межнационального взаимодействия различных культур, являет собой жизненно-динамическую целостность. Потому в современном гуманитарном познании уже не вызывает сомнений многозначность концепта «культура», и происходит непрерывное расширение сферы значений и области смыслов.

Сейчас наиболее актуальной становится концепция постижения Культуры как «Жизненного Мира» Человечества, разрабатываемая на основе философской идеи жизни [1-3]. Так выражается стремление современных философов следовать традиции философии жизни и положить «жизнь» в основание философии культуры. Однако в отличие от других дисциплин культурологического цикла специфика философии культуры в том, что она всегда была и остается сосредоточенной на трансцендентальной способности, благодаря которой происходит сознавание и познание Мира, становится возможным самопознание и самовыражение Человека, следовательно, - сотворение Культуры, человеческого «метафизического жилья». Никем не отрицается наличие в Культуре, пребывающей в потоке изменений, элемента постоянства, вознесенного над жизнью, жизненными процессами в качестве трансцендентального идеала. В живом культурном многообразии, межкультурных различиях всегда присутствует сверхжизненный, сверхэмпирический уровень высших

ценностей, задающий трансцендентальное измерение Культуры, абсолютную, всемирную, общечеловеческую культурную реальность. Потому следует отчетливо понимать трансцендентальный статус философии культуры и мыслить ее именно в качестве «трансцендентальной философии», в ракурсе общефилософской трансцендентальной проблематики, не упуская при этом из внимания достижения философии жизни. Это и представляет проблему для современного философа культуры.

В современных философско-антропологических контекстах пересматривается вопрос о природе и статусе Трансцендентального субъекта, вводится и обосновывается понятие трансцендентальной способности: «...необходимо уточнить понятие трансцендентальной способности. Термин “субъект”. в данном случае не самый подходящий. Трансцендентальная способность не субъектна, а субстанциальна, будучи укорененной не в личности, а в родовой сущности человека. Субъектом познания является личность, однако всякая личность. является представителем определенной культуры и человеческого рода в целом... Мировая культура как универсальный фон, душа народа в качестве особенного - это субстанция, которая держит и содержит личность. Познает конкретная человеческая личность, укорененная при этом в своей родовой (человеческой, народной, культурной) субстанции» [4. С. 180-181, 187]. В связи с этим наблюдается появление философских исследований истории трансцендентальной философии в целом, и не случайно возрастает количество работ, посвященных переосмыслению трансцендентального идеализма, классических версий трансцендентализма и подробному рассмотрению дальнейшего развития трансцендентальной традиции философии в неклассическую эпоху [5-8].

Повышенное внимание современных ученых привлекает расширение сферы трансцендентального, связанное именно с философско-жизненной, антропологической направленностью неклассического философствования, и вызванное этим изменение стратегии трансцендентальной философии, появление иных вариантов трансцендентализма. В центре трансцендентальной философии в целом находится, по сути, единственный вопрос - вопрос о природе познания: как возможно о-сознание Мира и познание как таковое? Классическим направлением трансцендентальной философии была предложена версия чисто разумного познания, и сама философия как таковая понималась в качестве гносеологии, как чисто разумное знание, полностью ориентированное на объяснение процесса познания. Познание возможно исключительно силой Чистого Разума, и Мир - данность Чистого Сознания - организуем лишь чистой мыслью. Cogito, Гносеологический субъект, Трансцендентальный субъект как Сознание вообще, формируя Разумный Мир и упорядочивая его по законам строгой логики, авторитарно устанавливал единую, абсолютную и вечную Истину.

С выходом философии за узкие границы гносеологии в философию жизни трансцендентальная традиция не утрачивается и поддерживается. Однако у философов неклассической эпохи, философов жизни, вызывает интерес не сам по себе Чистый Разум, но погранич-

ная природа Разума в процессе познания, соприкосновение разумного знания с иным, иррациональным: жизненной мудростью, религиозным откровением, сердечным переживанием, воображением, воспоминанием, творческой интуицией и т. д. В центре их внимания оказывается не Чистое Сознание, но Сознание, пребывающее в изначальном единстве с Миром; возникает потребность рассмотрения соотношения Сознания и Языка, Сознания и Бессознательного, Сознания и Памяти, Сознания и Тела, понимания того, как постигает Мир целостное человеческое существо в совокупности всех его познавательно-творческих возможностей. Классический идеал чисто рационального познания сменяется идеалом цельного знания, живого знания: познает человек, живое человеческое существо, живая человеческая личность со всем богатством ее духовно-душевного мира, разумными возможностями, творческими способностями, уникальными человеческими переживаниями, жизненным и национально-культурным опытом. Так происходит расширение философами жизни сферы трансцендентальной философии и появление новых вариантов трансцендентализма в области «наук о культуре и духе».

Иметь в виду непрерывность трансцендентальной традиции философии, взаимоотношение и преемственность в ней классического и неклассического направлений философствования принципиально важно именно сейчас, когда философия выступает самосознанием Культуры. Философия выполняет функцию самоопределения человека в ситуации культурной открытости, культурного плюрализма, с проблематичностью одновременного пребывания на пересечении множества равноценных уникальных культур - своей, других, чужих, непонятных, близких, далеких и вытекающей отсюда сложностью культурной самоидентификации. В ситуации нестабильности, возможной утраты самобытности Культуры, обесценивания Человечности от философии культуры как самостоятельной философской области знания требуется определенность, потому вопрос о метафизических основаниях Культуры становится приоритетным и трансцендентальная способность человека попадает в исследовательский центр философско-культурологических наук.

Метафизический поиск современной философии культуры предполагает постоянное обращение к богатому историко-философскому опыту метафизики, накопленному философией в течение тысячелетий развития человеческой культуры, и внимание к ведущим метафизическим программам. Именно с такой позиции - внимательного рассмотрения возможных вариантов метафизики, предложенных философским мышлением, и выявления их значимости на современном этапе создания метафизики культуры - следует ставить и решать проблему метафизических оснований и метафизических истоков Культуры. Соответственно, приходит понимание философии культуры как обширного всеохватного философского течения, имеющего многовековую историю, уходящую корнями в глубокую древность, к древнейшим истокам человеческой мысли, в целом соотносимую с историей развития человечества.

В качестве основополагающей в философских науках принято выделять традиционную классическую

метафизическую программу, подготовленную серьезной философской работой Парменида и древнегреческой школы элеатов, идеализмом Платона, логикометафизическими исследованиями Аристотеля, рационализмом Декарта, доведенную до высшего совершенства Кантом и немецкой трансцендентальной философией в эпоху Просвещения. Классическая метафизика всегда ориентирована на вопрошания «что есть сущее само по себе?», «что есть сущее в его предельных основаниях?», т.е. на поиск «архэ», первоначал и первопричин, фундаментальных оснований. Результат такого вопрошания - обретение Единого, обнаруживающего себя в единстве Истины - Добра - Красоты, утверждение Абсолютной, Универсальной, Вечной Истины, носителем которой является Трансцендентальный субъект, Всеобъемлющий Разум в его трансцендентальной чистоте.

Идеей Единого проникнута вся мировая философия, причем для метафизики культуры, нацеленной на обоснование единства и гармонии человеческой культуры, эта идея - важнейшая. Другой вопрос, какими смысловыми гранями она открывается в истории философских исканий, какой смысловой оттенок становится самым значимым: Единое само по себе, вечное и абсолютно неизменное или Единое во многом, Единое, различаемое в себе самом, Всеединство как живая всеобщая взаимосвязь мироздания.

Метафизика в древнегреческом духе («первая философия», по Аристотелю) полагает Бытие, истинно-сущее, всегда равное самому себе, однородное, неподвижное, неделимое, неизменное и совершенное - согласно определяющим его признакам Парменида; открывает изначальное и вечное единство мысли и всего мыслимого: сама мысль о сущем есть уже бытие сущее, мысль тождественна чистому бытию. «Все едино» и «Единое есть Бог», по мысли Ксенофана, другого представителя Элейской школы.

Метафизика Бытия, благодаря стремлению к точности, ясности, отчетливости, вводит принципиально важный момент оформления и упорядочивания Мира, созерцает явленный Мир в гармонии прекрасных форм, определяет его границы и делает умопостигаемым. Здесь вместо стихийных, хаотичных, бессознательных, неконтролируемых импульсов вступают в силу и начинают действовать основания формы. Порядок в пространстве, соразмерность и определенность Аристотель мыслил в качестве главных форм проявления Красоты. С.Н. Трубецкой в лекциях, посвященных метафизике Аристотеля - учению о сущем, - комментирует: «Материя не может существовать без формы: там, где... она обладает какой-либо действительностью, она обладает определенной формой. Форма, наоборот, как чистая энергия, может быть мыслима и без материи - в мыслящем разуме. Разум есть форма всех форм: это наивысшая совершенная форма, которая определяется как чистая энергия абсолютно осуществленная ...Все возможное здесь действительно в деятельности чистой мысли, чистого божественного Разума... Все возможное стремится к своему осуществлению, вся материя стремится к форме, к бытию, ибо бытие есть всеобщее благо» [9. С. 428].

Метафизическая программа, основанная на древнегреческом учении об абсолютно совершенном Едином,

составила базу для становления трансцендентальной философии, и в таком классическом варианте выступает изначально ведущей для философского постижения Культуры, хотя, как будет показано далее, одновременно во многом проблематичной. Философию культуры в целом всегда отличает подлинно философское стремление к обретению трансцендентального статуса, устремленность к метафизическим пределам: Культура должна быть об-основа-на, о-предел-ена и о-форм-лена, потому опора на традиционную метафизическую концепцию классической философии всегда будет необходимой и неизбежной: именно здесь можно увидеть методологический подход к исследованию Культуры, выявлению культурных архэ, установлению культурных идеалов, рассмотрению культурных трансценденталий.

Немецкой классической философии с ее философско-методологическим центром - трансцендентальным идеализмом Канта - было присуще определение Культуры как Мира самоосуществления и величия Человеческого Духа. В критическом учении Канта о Разуме были заложены основания классического направления философии культуры и намечены дальнейшие перспективы и возможности ее развития. «.метафизика природы и нравов и в особенности предварительная (пропедевтическая) критика разума, отваживающегося летать на собственных крыльях, составляют, собственно, все то, что можно назвать философией в подлинном смысле. Она все ставит в связь с мудростью. метафизика есть также и завершение всей культуры человеческого разума .В самом деле, она рассматривает разум с точки зрения его начал и высших максим.», - четко сформулировано в «Критике чистого разума» [10. Т. 3. С. 692]. Если философия в целом понимается как строгая наука, оперирующая абстрактными понятиями, трансцендентальными схемами, знание a priori, то, следовательно, задача философии культуры в этом ракурсе видится в выяснении предельных оснований Культуры, установлении абсолютно-ценностного культурного уровня, формировании гармоничного мирового порядка и в итоге - проектировании идеальной общечеловеческой Культуры, создании идеи Культуры.

Что представляет собой философско-антропологическая составляющая философии «культуры человеческого разума»? Философское учение Канта, основанное на рациональности, логичности, строгой системности, устремленное к целостному и всеохватному мировиде-нию, все пронизано вопрошанием о Человеке. Вопрос «что такое человек?» Кант, как известно, объявил основным, чем, по сути, совершил антропологический поворот мировой философской мысли, целенаправил философию к антропологическому поиску. Трансцендентальная философия Канта в целом - философия выявления чистых сущностей: чистый разум, чистая мораль, чистая красота, чистая человечность [11. С. 66]. Философско-антропологическая стратегия немецкой классики всегда сохраняет авторитет для философии культуры в плане определения человеческого как такового, выяснения самой природы человека: что суть «чисто человеческое», «абсолютная человечность». Принципиально важными для нас здесь являются два ключевых момента, вокруг которых далее обозначится

проблемное поле и будут намечены пути развития философско-культурологических исследований.

Во-первых, главное антропологическое достижение классической философии - открытие и обоснование трансцендентальной способности, выделившей Человека из природного мира, отличившей его как Человека. Человек только в качестве свободного существа, т.е. наделенного сознанием и самосознанием, индивидуальностью, личностностью, самостоятельно мыслящего и обладающего разумной самодостаточностью, способен создать свой человечески мыслимый мир - Культуру, в кантовском варианте рассуждения - Культуру Разума.

Классическая философия, по сути, долгим путем усилий философской мысли выявила трансцендентальную способность и утвердила ее в качестве основополагающей в Культуре. Проблема состоит в том, что трансцендентальная способность у философов-классиков оказалась тождественной способности гносеологической, была полностью сведена к познанию, причем под познавательными возможностями понимались исключительно возможности Чистого Сознания. Мир был явлен Сознанию, логически охвачен и геометрически строго оформлен Мыслью, созерцаем в гармонично упорядоченном облике, представлен исполненным красоты, ценности, значимости, смысла. Трансцендентальной философия, состоявшись в классическом варианте, все подчинила концепции Трансцендентального субъекта, дарующего свыше эмпирическим субъектам идеал истинного, доброго, прекрасного, справедливого, нравственного, Универсального Разума, вечным и неизменным законам которого следует человеческий разум. Однако это достижение классики и затем его постоянное переосмысление в философско-культурологических контекстах является первостепенно важным для философии культуры, и на современном этапе ее становления обладает особой философской ценностью. Человек, сознающий себя и Мир, Человек мыслящий, Человек, имеющий «мужество пользоваться собственным умом» - именно здесь исток Культуры, воспитания и совершенствования человека, именно так для человечества возможно создание Единой Мировой Культуры в соответствии с разумными законами.

Во-вторых, Кант рассмотрел Человека во всеобщности идеи, установил трансцендентальный идеал Человека подобно тому, как Платон полагал единственно подлинный мир идей над кажущимся многообразием действительности. Человек у Канта мыслится в проекте должного, в ракурсе целеполагания, для себя самого выступает в качестве высшей и последней цели. Человек, согласно своей - чисто человеческой - природе, устремлен к идеалу; в непрерывном совершенствовании, самовоспитании, самотворении - специфика человеческого бытия. «Идея означает, собственно говоря, некое понятие разума, а идеал - представление о единичной сущности, адекватной какой-либо идее... Только то, что имеет цель своего существования в себе самом, а именно человек, который разумом может сам определять себе свои цели. только человек, следовательно, может быть идеалом красоты, так же как среди всех предметов в мире только человечество в его лице

как мыслящее существо может быть идеалом совершенства» [10. Т. 5. С. 236-237]. Соответственно, Культура в контексте классической философской программы мыслится как способ не просто человеческого, но именно «чисто человеческого» бытия, средоточие Человечности в человеке, как трансцендентальная реальность общезначимых идеалов, этических норм, разумных законов, высших ценностей, прекрасных творений Человеческого Духа; покоится на незыблемых принципах всеобъемлющего и всеобщего Разума. «Приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще (значит, в его свободе) - это культура. Следовательно, только культура может быть последней целью, которую мы имеем основание приписать природе в отношении человеческого рода.» [10. Т. 5. С. 464]. Телеологическая направленность философии культуры, согласно которой в жизни постоянно пребывает трансцендентальный идеал, раскрывается некий подлинный смысл, к которому человек, народы, человечество, человеческий род в его едином историческом развитии стремятся как к Истине, является характерной для всех представителей классического трансцендентализма.

Философская ситуация «возврата к классике» («Назад к Канту!») возникает в интеллектуальной истории постоянно, в эпохи кризиса классическая метафизическая программа оказывается особенно действенной, потому вновь и вновь происходит обращение к философии Платона, Аристотеля, Декарта, Канта, Гегеля, осознается необходимость более внимательного «прочтения» авторитетных мыслителей. Все крупные философы культуры Х1Х-ХХ столетий являются и остаются кантианцами именно в смысле признания авторитета кантовского наследия, все они воспитаны на классической трансцендентальной философии, прошли серьезную школу философского мышления в немецких университетах, неокантианских центрах. Непревзойденный кантовский идеал системно-логического построения, гегелевский идеал энциклопедической системы философских наук никогда не отвергался философией культуры. В стремлении выстроить логику «наук о культуре и духе» философы изначально опирались на традиционную метафизическую концепцию классики (см., например, «Логику наук о культуре» Э. Кассирера [12], создававшуюся под одновременным влиянием философии Канта и Гегеля и философии жизнетворчества Гете).

Трансцендентальный идеализм всегда сохраняет непреходящее значение для философов и одновременно вызывает потребность переосмысления и поиска иных путей развития философской мысли, превратившись, по сути, в непрерывное течение трансцендентальной философии культуры. Современная философия культуры не просто «должна базироваться» на философско-антропологических достижениях

классики, но в корне исходит из традиции классической философии и трансцендентального идеализма в его классическом варианте, т.к. размышляет о ценности Культуры как таковой и помнит о глубинной потребности человека в осмысленности его бытия, в разумном обосновании его жизни, в совершенствовании как стремлении к идеалу Человечности, в творчестве как преображении Мира. При всей актуальности

толкований Культуры как динамично развивающегося универсума, Жизненного Мира Человечества правомерным остается убеждение, что и сегодня философия культуры должна начинаться с рассуждения о Человечности - именно так, как ее мыслили философы-классики Платон, Декарт, Кант и др., с бытия Человека в идеальном мире, мире Абсолютного, Единства Истины - Добра - Красоты. Значимость Человека в Мире - по такому серьезному акценту с антропологическим достижением классической трансцендентальной философии несравнима никакая другая философ-

ско-антропологическая концепция. Мир может быть только Человеческим миром, т.е. сознаваемым и мыслимым человеком, формируемым человеческим разумом. Человек упорядочивает природу, Человек устанавливает моральные законы общества, Человек творит Бога - согласно трансцендентальной философии Канта. Только Человек способен любоваться красотой звездного неба, осознавая свою всемирную, вселенскую сущность и бытийное предназначение. И Культура - Разума творение - самим своим явлением свидетельствует о величии и достоинстве Человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Визгин В.П. Жизнь как философская идея: Дильтей - Ницше - Бергсон. К постановке проблемы // Философские науки. 2010. № 4. С. 5-15.

2. Культурология как наука: за и против // Вопросы философии. 2008. № 11. С. 3-32.

3. Фундаментальные проблемы культурологи: В 4 т. СПб.: Алетейя, 2008. Т. 1. 432 с.

4. БурлакаД.К. Мышление и откровение. Систематическое введение в христианскую метафизику. СПб.: Изд-во РХГА, 2007. 448 с.

5. Ойзерман Т.И. Кант и Гегель. Опыт сравнительного исследования. М.: Канон +, 2008. 518 с.

6. ШуманА.Н. Трансцендентальная философия. Мн.: Экономпресс, 2002. 416 с.

7. Демидов Ф.Д. Трансцендентализм Канта: эволюция идеи в западноевропейской философии Х1Х-ХХ веков. М.: Изд-во РАГС, 2007. 391 с.

8. Семёнов В.Е. Трансцендентальные основы понимания (И. Кант и неокантианство). Владимир: Изд-во Владимир. гос. ун-та, 2008. 228 с.

9. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: ВЛАДОС; Русский Двор, 1997. 576 с.

10. Кант И. Собр. соч.: В 6 т. / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М.: Мысль, 1964-1966.

11. Зиммель Г. Кант. 16 лекций, прочитанных в Берлинском университете // Зиммель Г. Избранное. М.: Юрист, 1996. Т. 1. С. 7-157.

12. Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. С. 7-155.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 20 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.