Научная статья на тему 'Философия информационной безопасности'

Философия информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5089
925
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧАСТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИИ / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ / INFORMATION / SECURITY / PHILOSOPHY / PRIVATE INFORMATION / PHILOSOPHY OF INFORMATION / PRIVACY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Журавлев Максим Сергеевич

Посвящается рассмотрению весьма актуального вопроса современной информационной этики. Рассмотрены вопросы нравственного и исторического характера, относящиеся к проблеме информационной безопасности. Проведен философский анализ проблемы неприкосновенности личной жизни человека. Личная информация о человеке приобретает особую ценность в связи с ее открытостью и широким использованием. Несмотря на актуальность вопроса в наши дни, показана эволюция вопросов неприкосновенности частной информации о человеке. Осуществлен исторический и ретроспективный анализ основных идей сохранности и неприкосновенности личной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFORMATION SECURITY PHILOSOPHY

The article is devoted to the topical issues of the modern information ethics. The author considers the moral and historical issues related to the information security problem. There was carried out a philosophical analysis of the privacy issues. Private information becomes valuable due to its transparency and wide use. The author analyzes the evolution of privacy right and the basic ideas of information inviolability and integrity in historical and retrospective perspectives.

Текст научной работы на тему «Философия информационной безопасности»

УДК 1(091) + (316.6)

ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

М.С. Журавлев

Посвящается рассмотрению весьма актуального вопроса современной информационной этики. Рассмотрены вопросы нравственного и исторического характера, относящиеся к проблеме информационной безопасности. Проведен философский анализ проблемы неприкосновенности личной жизни человека. Личная информация о человеке приобретает особую ценность в связи с ее открытостью и широким использованием. Несмотря на актуальность вопроса в наши дни, показана эволюция вопросов неприкосновенности частной информации о человеке. Осуществлен исторический и ретроспективный анализ основных идей сохранности и неприкосновенности личной информации.

Ключевые слова: информация, безопасность, частная информация, философия информации, неприкосновенность частной жизни.

Источники нравственной проблемы неприкосновенности личной жизни человека обнаруживаются уже в глубокой древности, прежде всего в рамках латентных и сакральных традиций жрецов. Следовательно, данные этические дилеммы, конечно же, не представляют собой чего-то нового. В дальнейшем в IV веке до н. э. группа древнегреческих врачей, руководимая Гиппократом, подписалась под нравственным кодексом, который молодые врачи клянутся соблюдать и по настоящее время. Если традиционная этика была и остается отраслью философии, то биомедицинская этика считается составной частью биоэтики, которая применяется в медицинской и научной практике.

Таким образом, компилирование информации, составляющей личную тайну человека, оказывается существенно ограниченным этическими аспектами, даже в клятве Гиппократа, прописано подобное обязательство: «Что бы при лечении - а также без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, о чем не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной».

При этом все древнегреческие философы: Сократ, Платон, Аристотель - выясняли общие диалектические законы человека в единстве сакрального, нравственного, эстетического отношения. Однако «этика как учение о морали и нравственности», зародившаяся в эпоху Античности в недрах философии была весьма непростой и очень противоречивой.

Значительно позже этические принципы тайны личной жизни нашли свое отражение и в религиозных контекстах, в частности в Библии, в форме тайны исповеди и иных подобных запретов. Здесь уже более четко просматриваются этические идеи неприкосновенности личной и духовной жизни человека, выраженные преимущественно образным аллегорическим языком. Естественно, основное содержание этих запретов является по сути 40

своей религиозным, однако в некоторые из них носят явный этический характер и можно даже обнаружить если не прямо научные, то, по крайней мере, наукообразные элементы.

Исследования информации в семантическом, прагматическом, аксиологическом, фитологическом и диалектиком отношениях продолжили философы, социологи, экономисты и специалисты самых разнообразных наук. Тем самым информация ассимилируется с явно выраженными чертами общенаучной категории и это верифицируется [1].

Представители марксистской философии анализируют информацию с позиций теории отражения. Они считают, что информация - это особый вид отражения, имманентный материи.

В современной России также заняты исследованием информационного социума и изучением феномена информации, этическими вопросами информационной защиты, а также вопросами информационных тайн и деятельностного постижения феноменологических характеристик информации [1].

В наше время современное общество вступило в информационную эпоху своего развития. Эта реорганизация немедленно выявила этический коллапс в информационной сфере в рамках дефиниции моральноинституциональных границ дозволенности информационной неприкосновенности человека в условиях развития глобальной информационной цивилизации.

Естественно, самое широкое развитие правовые и этические проблемы сохранности личной информации приобрели именно в период становления информационного общества [3]. При этом не стоит забывать, что на протяжении многих веков вопросам сохранности информации (тайнам) в том числе и личной, уделялось огромное значение. Тем не менее интерес представляли не только защитные методы и способы, но и сама и ее сущность. Конструктивные исследования феномена информации продолжаются.

Учеными, философами, общественными деятелями было предложено множество гетерогенных концепций, в которых тем или иным образом планируются пути преодоления данного этического коллапса [2]. Вместе с тем в сфере органичного сосуществования в информационном социуме сформировались вопросы, требующие немедленного решения как с точки зренияутилитарного воззрения, так и в абстрактно-мысленном плане.

Бурно развивающиеся информационные процессы не остались без внимания дифференцированных авторов, которые внесли свою квинтэссенцию в разработку вопросов информационной защиты. Большое значение проблеме информационной защиты уделено и репрезентировано в рамках дифференцированных работ. При этом информация о личной или частной жизни переходит в категорию «приватной». А «приватное» - это дом и семья, а также все то, что сокрыто от посторонних, принадлежит

частному лицу. Частная жизнь - это часть жизни семейной и вся внутренняя жизнь человека, а также сфера межличностных отношений. Личная жизнь является лишь аспектом жизни частной - это самое потаенное, это любые формы крайнего уединения, ухода в свой собственный внутренний мир. Этическим объектом защиты в данном случае выступают как мысли, так и чувства человека, его внутренний мир, который неосуществимо оценить и измерить всесторонним образом. Поэтому именно этика не столько защищает от физических посягательств и насилия, сколько оберегает душевное и нравственное спокойствие, создавая «зону психологической безопасности».

На этапе стремительного развития информационного социума существенный характер приобретают проблемы обеспечения информационной неприкосновенности границ личной, семейной, частной жизни как некого неотъемлемого элемента свободы каждого человека. С учетом сложившихся тенденций в переломные моменты истории сильно возрастает интерес к этическим человеческим ценностям, так как при лавинообразно растущем объеме информации в современной цивилизации происходит сужение рамок личных свобод и прав человека, что отрицательно сказывается на моральности общества и нравственности каждого сингулярного человека [1].

Как бы то ни было, продуктивный поиск новых этических ориентиров развития человеческой информационной цивилизации действительно невозможен без выяснения взаимоотношений двух ключевых составляющих современной философской этики - морали и нравственности.

Многие психологи утверждают, что стремление человека скрыть от посторонних глаз свою частную жизнь детерминировано желанием обеспечить себе некую зону психологической безопасности. Лишение его такой возможности может привести к тяжелым психологическим последствиям, вплоть до неврозов и серьезных психических заболеваний.

Как пишут антропологи и психологи, чувство приватности, чувство неприкосновенности определенной, «своей» сферы жизни - это биопсихи-ческое свойство, имманентное человеческой особи. Возможность обособиться от других, от общества в какие-то моменты для него чрезвычайно важна. Она создает для человека некую зону безопасности, которая позволяет ему адаптироваться к окружающей человеческой среде и защититься от того напора, который несет с собой очень мобильная, очень интенсивная современная жизнь.

Процессы становления и развития новых информационных реалий сопровождаются появлением новых регулятивов и новейшими нравственно-духовными границами дозволенности. Амплитуда потенциальных путей выхода из сложившейся этической ситуации весьма широка - от призывов к реставрации традиционных моральных норм до разного рода нравственных инновационных построений. Происходящие информационные

трансформации в социуме оказывают сильное комплексное воздействие на всю диалектику бытия и приводят к существенным переменам нравственно-имманентной жизни людей. При утилитарной значимости этих процессов в решении самых разных проблем современности следует отметить, что в индустриальную эпоху они уже претерпевали значительную трансформацию, модифицировались их морально-социальные функции, хотя в целом и этика, и наука сохранили свою субстанциальную основу в сложившейся ситуации. Особую актуальность приобретает выявление этого взаимоотношения при решении задач возрождения и развития морали самого человека как главного носителя и субъекта сложившейся информационной составляющей. В данном контексте существенным является изучение взаимодействия информации и морали на гетерогенных структурнофункциональных уровнях социума, исследование основных направлений и форм их дальнейшего сотрудничества, в том числе в процессе совершенствования «информационного» человека и преодоления этического коллапса информационной неприкосновенности его жизни.

Все происходящее в рамках теоретических и утилитарных интерпретаций воздействует на бытие людей, видоизменяет природу информационного социума и его приоритеты. Именно поэтому так актуально проведение исследований в рамках постоянно растущих информационных потоков и создание морально-нравственных границ дозволенности при распространении информации, носящей сугубо личный характер, деятельностное постижение существующих этико-правовых регулятивов в проекции происходящих социальных перемен и оказание тривиальной поддержки каждому человеку в ходе модификации обстоятельств информационной среды [3].

Не разрешена дилемма информации в философии как атрибута материи, диспут между атрибутивистами и функционалистами не завершен. Приверженцы атрибутивного подхода в сущности информации стремятся проиллюстрировать ее общенаучный характер и даже придать статус общефилософской категории с точки зрения воззрения субъективноидеалистической трактовки [2].

Бесспорно, не менее значимым и актуальным является вопрос о путях эволюции этики информационного будущего, о том, какие формы эта эволюция примет, произойдет подъем моральных и нравственных ориентиров? В связи с этим возникает необходимость с позиций этики исследовать информацию не только под углом зрения сущностной составляющей, но и с позиций возможно-вероятных негативных последствий ее проникновения во все сферы жизни.

Центральным вопросом этического исследования информации является вопрос информационного совершенствования современного человека, в том числе и его информационная уязвимость. В современной этике, философии, науке имеются гетерогенные трактовки совершенствования

нравственности современного «информационного» человека, нередко взаимоисключающие одна другую. Это детерминировано недостаточной проработанностью критериев морального совершенства информационного социума, отвечающих нравственной подоплеке личной неприкосновенности жизни каждого человека в информационной сфере.

Утилитарное значение этической проблемы информационного социума в совершенствовании морального поведения людей. При этом личная информационная неприкосновенность каждого человека выступает нравственным базисом для построения общей информационной морали.

Вместе с тем некоторые аспекты остаются недостаточно изученными. Прежде всего это этическая проблема взаимоотношений в информационном социуме в рамках информационной вседозволенности и всеоткры-тости. Недостаточно исследованы моральные рамки и нравственные ограничения при обращении с информацией носящей характер личной, частной, семейной тайны в аспекте обозначенных проблем. При этом следует учесть, что динамика развития современного информационного мира постоянно привносит новые моменты в содержание рассматриваемых проблем, что делает особенно актуальными исследования, посвященные анализу современной этической и информационной ситуации.

Развитие информационного социума является одним из существенных регулятивов современного генезисного процесса, сингулярные признаки этого процесса можно наблюдать в дифференцированных социальных сферах. Информационный социум породил огромное количество этических вопросов, которые нашли свое отражение как в морали социума, так и в нравственности каждого человека, участвующего в информационных взаимоотношениях.

На этапе своего становления информационный социум не заложил никаких моральных составляющих будущих противоречий, которые, с одной стороны, способствуют формированию информационных взаимоотношений, а с другой - порождают проблемы для человека как для социальной единицы. И это в абстрактно-мысленном плане акцентирует образ информационной неприкосновенности личной жизни каждого человека.

Проблема совершенствования и трансформации социума в конкретных исторических условиях традиционно занимает одно из самых существенных мест в системе философских знаний. Формирующийся информационный социум является некой идеальной моделью социального устройства, в которой каждый человек получает дефинированную информационную свободу и возможность для самовыражения и самореализации, но при этом диаметрально противоположно происходит сокращение личного «неприкосновенного» объема информации человека, что, в свою очередь, приводит к нравственной ущемленности. Следовательно, рано или поздно в условиях информационного социума перед каждым человеком остро встают вопросы защиты личной информации от посягательств «из

вне», и этот фактуальный характер во многом предопределяет общую идею саморазвития на этапе детерминации методологических парадигм. Эта проблематика синкретична, она резко не выделяется из общеэтического контекста, вследствие чего наиболее четко прослеживается ее моральносоциальная ориентация.

Специфика квинтэссенции понятийного аппарата частной тайны во многом определяет ее фундаментальное значение для каждого человека в рамках информационного бытия. Личная информация человека является очень сложным многогранным явлением, а совокупность проектирования философско-методологических аспектов позволяет раскрыть всю сущность понятийных границ, выявить этические особенности в каждом конкретном случае.

Исследования сферы правовых основ детерминированной тематики позволяет выявить стремление мирового сообщества юридически призвать сложившийся информационный социум к морально-нравственным взаимоотношениям. Однако действующее законодательство в сфере информационной защиты личной информации далеко не конструктивно и зачастую расходится с этическими принципами, которые позволяют корректно оценить моральные и нравственные масштабы нанесенного человеку вреда при разглашении его личной информации.

Исследование морально-нравственных аспектов совершенствования информационного социума на основе базовых этических элементов позволяет осмыслить данную проблему универсально, с разных методологических позиций, оставаясь при этом в рамках основополагающей точки зрения о том, что полноценную модель совершенствования возможно сконструировать только при условии активного дискурса этики и науки, который становится настоятельной необходимостью современного универсума. Методологическая ассимиляция дедуктивных процедур науки и этики как логических операций позволяет выделить аспекты, дающие возможность проводить сопоставление сущностных стереотипов о началах информационного бытия как такового, о природе человека в нем, одной из существенных черт которого является стремление к моральному равновесию.

Совершенствование этических принципов неприкосновенности личной жизни человека подразумевает, прежде всего, моральнонравственное совершенствование взаимоотношений в условиях всепроникающей информационной составляющей. При всей важности теоретического аспекта проблемы этического совершенствования информационного социума утилитарный ее аспект значительно важнее, поскольку в нем сосредоточен личный жизненный мир каждого человека, именно от него зависит то, каким будет человек в своей нравственно-социальной практике.

Этика - неотчуждаемый признак современного информационного прогресса, именно она в контексте познания заложила базис деятельностного состояния современной человеческой общности - социума, получив-

шего название «информационный».

Появившаяся информационная составляющая универсума опосредовано отразилась на неприкосновенности личной жизни каждого человека в контексте субъект-объектных границ, переорганизовала предшествующую гносеологическую личностную структуру индивида посредством детерминированной закладки в системе потребностей личности потребность этическую. А так как субъектом познания, «центром» всей гносеологии является человек, то она в настоящее время в рамках информационного универсума все больше прибегает к данным этики.

Деятельностное постижение информационной неприкосновенности частной жизни человека выявляет взаимосвязь с некоторыми видами профессиональных тайн специалистов, взаимодействие с которыми происходит на протяжении всей жизни. Происходит научное познание роли этической составляющей в неприкосновенности частной жизни с дефинирова-нием ценностно-целевых ориентиров, учет относительности информационной неприкосновенности средствам, операциям и методам когнитивной деятельности индивида..

Аморальность современной жизни можно считать крайностью, естественно возникшей в результате предыдущих исторических эксцессов. На самом деле личная жизнь каждого человека в ее нормальных проявлениях была и остается фундаментом этических достижений общества, необходимой их предпосылкой. Один из парадоксов человеческого бытия как раз и состоит в том, что все общественно полезные деяния имеют своим источником сингулярного, частного человека, в то время как действия людей, вдохновляемых, казалось бы, идеалами социального блага и приносящих на алтарь этого блага, оказываются на поверку бесплодными или деструктивными.

Ведь личная жизнь человека, будучи частью личных прав, охватывает разные аспекты личных, и в том числе этических, свобод. Для соблюдения свободы совести необходимо всего два фактора: светский характер государства и отсутствие навязанной гражданам государством официальной идеологии.

Этическое право на соблюдение личной жизни, будучи юридическим воплощением принципа невмешательства в личные дела каждого, то есть выражением суверенитета человека, представляет собой очень хрупкое общественное завоевание, которому стабильно угрожают общественные и политические катаклизмы, а также огромные возможности контроля и управления, появившиеся в ходе информационного прогресса.

Нравственные люди в поворотные моменты истории ищут наиболее стабильные общечеловеческие ценности в прошлом. Приемлемость, универсальность и общедоступность моральных и нравственных построений в этике обеспечивают их актуальность, известность и особую социальную привлекательность. Этические учения на протяжении всей истории чело-

вечества обогащали и развивали моральный опыт.

В современной информационной цивилизации при обширном внедрении информационных технологий обнаружен детерминированный идейный вакуум в сфере информационной неприкосновенности личной жизни. И это несмотря на то, что современный мировой социум вошел в совершено новую спираль самоформирования, результатом которой явилось появление совершенно новой информационной парадигмы. И именно она стала побудителем квинтэссенционных информационных отношений и политик.

В истории формирования и становления человеческой цивилизации генезис института неприкосновенности личной жизни каждого человека возник на очень ранних стадиях развития социума. Опосредованно экскурсы в генезис позволили конкретизировать, что развитие данного института на ранних этапах формирования человечества происходило чрезвычайно малоэффективно и утилитарно инертно, так как опредмечивалось рамками врачебной тайны. Результатом дальнейшего когнитивного анализа детерминировано, что впоследствии в человеческом универсуме устойчиво проявлялась необходимость этико-правовой оценки информационной неприкосновенности личной жизни. Изначально для этого компилировались международные нормативные документы, в основе своей содержащие именно этические стандарты.

Очевидно то, что формирование принципов информационной неприкосновенности личной жизни происходит очень разрозненно. Утилитарно любая социальная культура имеет свой, имманентный только ей путь этического, информационного и правого развития, и этот путь во многом детерминирует общую идею того или иного социокультурного пространства. Как известно, проблема совершенствования человечества традиционно занимала и занимает значительное место в системе философских знаний.

С генезисом философии появилась этика, которая опосредовалась как один из разделов с собственными этапами развития и формирования, что послужило первоосновой для зарождения и развития моральных и нравственных принципов общества. Так и в настоящее время, в период становления информационного общества, она продолжает развиваться, внося свои принципы в новые типы информационных взаимоотношений, не забывая при этом о нравственных проблемах каждого сингулярного человека. Попутно определяя при этом моральные и нравственные границы информационной неприкосновенности личной жизни человека, именно этика явилась некой скрытой первопричиной появления деонтологии.

Информационная ситуация, в которой оказался на сегодняшний день сингулярный человек и его личная жизнь, вызывает серьезные опасения, как с философской, так и с этической точек зрения. Качественные изменения, произошедшие в науке, медицине, сознании человека, вызвали необходимость осмысления алгоритмов, которые должны базироваться на

проведении моральной экспертизы научного прогресса.

Существенную роль при анализе опосредованной тематики играет отсутствие единого понятийного аппарата и закрепленной систематизированной терминологии, что подталкивает автора к предложению ряда собственных дефиниций и к проведению их саморефлексийного анализа.

При анализе субъективно-идеалистической трактовки обеспечения необходимого уровня информационной неприкосновенности личной жизни автор стремился аргументировать, что для адекватного понимания проблемы совершенствования необходима выработка универсальной и конструктивной концепции, охватывающей все возможные грани защиты.

Проведенный анализ наиболее характерных концепций проиллюстрировал, что построение самых высокоэффективных этических норм информационной неприкосновенности личности возможно только на основе системного подхода путем решения проблем синтеза, который, в свою очередь, должен сводиться к оптимальному обоснованию качественных требований к системе этико-правовой защиты, носящей сугубо личный характер.

Каждое вмешательство в личную жизнь, каждая операция по обработке личных данных человека должны быть обязательно расценены как связанные с ним в целом и должны уважаться в его как физической, так и психической неприкосновенности. Это - новая всесторонняя концепция личности, и ее интерпретация в современный информационный мир определяет полное право на уважение к телу, которое является в настоящее время как физическим, так и электронным. В этом новом информационном мире защита информации, носящей личный характер, выполняет некую задачу обеспечения этической и правовой легитимности доступа к личным данным, становящегося неотделимым компонентом информационной цивилизации, что ранее не имело места в истории человечества.

Признание аморальности посягательства на личную тайну человека стало итогом развития в этике стереотипов о нарушении прав неприкосновенности личности и нашло свое нормативное закрепление в этикоправовых источниках информационного общества. Именно этические предпосылки легли в основу правовых норм информационного типа общества и подтолкнули к пересмотру ранее существовавших понятий и принципов.

Любое информационное демократическое общество должно признавать и уважать право распоряжаться своей личной жизнью, иметь свои ценности и преследовать свои цели и задачи. Оно должно стремиться поддерживать тенденции к увеличению личной информационной свободы, совместимой с социальным порядком и общими информационными благами. Необходимой предпосылкой свободной диспозиции является право на частную жизнь. Лучшим являет общество, стремящееся культивировать автономию свободной диспозиции. Такое общество предполагает, что его

члены суть ответственные моральные агенты, что они в состоянии вести себя морально и что они способны признавать и уважать права других. Нет гарантии существования такого порядка вещей, поскольку этические действия совершаются не в вакууме. Врагами свободного общества являются люди, бесчувственные к нуждам других, индивиды, сосредоточенные исключительно на своих собственных удовольствиях и наслаждениях и стремящиеся к власти и славе за счет других. Поэтому жизненно необходимо, чтобы гуманное общество делало все возможное для воспитания в своих гражданах добродетелей и моральных качеств для последующей достойной и ответственной жизни.

Бесспорно, успешное решение данной проблемы является весьма сложной и не менее важной задачей, которая может быть по силам лишь профессионалам, включающим не только философов и юристов, но и социологов, медиков, психологов и обществоведов. Только консолидация усилий специалистов, направляемых на успешное решение опосредованной проблемы, рано или поздно приведет к позитивному финалу. Данная этическая проблема будет решена, так как это напрямую связано со степенью жизнеспособности информационной человеческой цивилизации.

Список литературы

1. Бормотов И.В. Обоснование формирования механизма ценностей современной российской молодежи // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 9-13.

2. Журавлев М.С. Религиозно-технократическая конфронтация в идеях русского космизма // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 14-20.

3. Назырова Е.А. История трансформации правозащитного движения в России на современном этапе // Сборник научных трудов SWorld: материалы междунар. науч.-практ. конф. «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития ’2012». Вып. 3. Т. 29. Одесса: Изд-во «КУПРИЕНКО», 2012. С. 42-47.

Журавлев Максим Сергеевич, канд. филос. наук, доц., maxzhur@mail.ru Россия, Тула, Филиал финансового университета при Правительстве РФ.

THE INFORMATION SECURITY PHILOSOPHY M.S. Zhuravlev

The article is devoted to the topical issues of the modern information ethics. The author considers the moral and historical issues related to the information security problem. There was carried out a philosophical analysis of the privacy issues. Private information becomes valuable due to its transparency and wide use. The author analyzes the evolution of

49

privacy right and the basic ideas of information inviolability and integrity in historical and retrospective perspectives.

Key words: information, security, philosophy, private information, philosophy of information, privacy.

Zhuravlev Maxim Sergeevich, PhD (Philosophy), Associate Professor, maxzhur@mai.ru, Russia, Tula, Tula Branch of Financial University of the Russian Federation Government.

УДК: 130:3

ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ МИФОЛОГИИ И РЕЛИГИИ В РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ

Р.И. Кузнецов

Посвящается исследованию проблем происхождения и функционирования мифа, религии, философии и науки в системе социального сознания.

Ключевые слова: миф, мифология, религия, религиозная культура, социальное сознание, культ, философия.

Рассмотрение проблемы соотношения мифологии и религии имеет важное мировоззренческое значение, так как ее решение тесно связано с вопросами генезиса и трансформации религии и религиозной культуры. «Родственность» мифологии и религии очень часто приводит либо к их отождествлению, либо подмене одного понятия другим. Вместе с тем мифология родственна эпосу. Будучи «вплетен» в эпос, миф лишается сакральных оттенков и здесь он более удален от религии. Другое дело, когда мы сталкиваемся с мифом в составе зрелой религиозной системы, где он выступает структурной составляющей идеологии и культа, который, в свою очередь, можно подразделить на культовый текст (миф) и ритуал. В этом случая миф несет совершенно иные функциональные нагрузки: он са-крализован, воплощен в ритуал, составляя его неотъемлемую часть, и выполняет функцию иллюзорного замещения действительности.

Многие исследователи считают мифологию генетическим основанием философии, пытаются выявить предпосылки гетерогенеза форм знания, приведшие человечество от мифа к логосу, т.е. в итоге к науке.

В традиции, идущей от Гегеля, проводится мысль о родственности и совпадении религии и философии. У них, по мнению Гегеля, «общее содержание, общие потребности и интересы» [1, с. 219], так как и той и у другой общий предмет - «вечная истина в ее обыкновенности», т.е. Бог, и «ничто, кроме Бога и объяснения Бога». И в религии, и в философии, по Гегелю, осуществляется познавательная деятельность, конечный результат

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.