Научная статья на тему 'Философия бережливого производства в банковской сфере'

Философия бережливого производства в банковской сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1086
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / LEAN PRODUCTION / ИНСТРУМЕНТЫ ЛИН / LEAN TOOLS / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ORGANIZATIONAL CULTURE / ФИЛОСОФИЯ БЕРЕЖЛИВОГО МЕНЕДЖМЕНТА / THE PHILOSOPHY OF LEAN MANAGEMENT / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННЫЙ БАНКИНГ / CUSTOMER-ORIENTED BANKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова Валентина Николаевна, Боева Марина Евгеньевна

В данной статье рассмотрена сущность бережливого производства и возможности его адаптации и использования в банковском секторе. Уточнено понятие lean-менеджмент применительно к банковской деятельности и перечислены первостепенные направления деятельности банка для оптимизации. Освещены главные принципы бережливого менеджмента, на которых следует акцентировать внимание при непосредственном внедрении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHY OF LEAN MANUFACTURING IN BANKING

This article describes the essence of lean production and its adaptability and usage in the banking sector. The notion of lean management as applied to banking and listed primary activities of the Bank for optimization. Lit the main principles of lean management, which should focus in direct implementation

Текст научной работы на тему «Философия бережливого производства в банковской сфере»

ФИЛОСОФИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В БАНКОВСКОЙ

СФЕРЕ

В.Н. Родионова, д-р. экон. наук, профессор, М. Е. Боева, магистрант

Воронежский государственный технический университет

В данной статье рассмотрена сущность бережливого производства и возможности его адаптации и использования в банковском секторе. Уточнено понятие ит-менеджмент применительно к банковской деятельности и перечислены первостепенные направления деятельности банка для оптимизации. Освещены главные принципы бережливого менеджмента, на которых следует акцентировать внимание при непосредственном внедрении

Компании, занимающие лидирующие позиции в своем секторе, уделяют максимальное внимание анализу параметров своей деятельности, таких как прибыльность, производительность, эффективность, клиентоориентированность. Продуманная система управления и наличие корпоративной культуры являются залогом успеха любой компании, поэтому философия бережливого производства стала так популярна и практикуется современными и крупными, и малыми компаниями в Европе, США и Азии. Lean Manufacturing появилось в японской компании Toyota в 1949 году и помогло компании открыть путь к повышению производительности труда и снижению издержек производства. В России передовые отечественные компании тоже стремятся использовать технологии бережливого производственного менеджмента и сервиса. Английское слово "lean" дословно переводится как постный, стройный, соответственно "Lean Production" можно обозначить как стройное производство. В России понятие «бережливое производство» появилось в 2003 году одновременно с появлением книги Джима Вумека "Lean Thinking", перевод которой звучал скорее как «Бережливое мышление». Основные догмы ЛИН-мышления состоят в систематическом выявлении и устранении потерь и совершенствовании бизнес-процессов в соответствии с потребностями клиента.

Лин-трансформация широко обсуждается во всем деловом мире и является одной из самых популярных методик повышения эффективности организаций. ЛИН строится на выполнении своих обязанностей перед потребителем, так как ответственность за работу порождает стремление к повышению качества и развитию как работников, так и процессов. Тайити Оно, основатель производственной системы Тойота, определяет успех своей системы в повышении эффективности производства путём последовательного исключения потерь, а также создания условий уважения к работнику. Масааки Имаи делает акцент на «кайдзен» - процессе непрерывного, постоянного совершенствования. Обобщает определение Д. Седдон, определяя «лин» как термин «производства, стремящегося к экономии усилий, минимизации потерь и работе

рука об руку с поставщиками при управлении потоками, в результате чего удается снизить затраты, сократить запасы и обеспечить соответствие продукции ее назначении» [10]. Д. Шук отмечает, что «Производственная система Тойоты (TPS) была проработана для производственной организации, но ее философия будет полезной и в любой другой сфере, так как суть ее в человеческих взаимоотношениях и ориентации на потребителя» [9]. На сегодняшний день основы бережливого производства используют практически в любых сферах. Однако в банковской деятельности чаще применяют специально адаптированные методики бережливого сервиса, бережливого офиса или бережливого менеджмента [4]. Также важную роль играет для банков бережливое строительство (Lean construction), так называемый бережливый проектный менеджмент. Данная методология включает в себя сокращение сроков создания и введения на рынок новых продуктов, сокращение сроков и бюджета реконструкции.

Четкое разграничение между бережливым производством и сервисом отсутствует. Важный отличительный момент между ними заключается в следующем: в производстве стараются усилить ритм, а в сервисе, наоборот, максимально сглаживают вариативность и колебания спроса. Технология бережливого сервиса по своему содержанию сложнее, возможностей экономии меньше, зато результат от его использования в компаниях, предоставляющих услуги, достигается значительно быстрее. Одной из проблем является сложность выявления потерь в сфере услуг, так как многие процессы не добавляют ценности для потребителя. Однако применение бережливого сервиса в банковской деятельности также дает очень хороший экономический эффект [3].

В целом понятие Lean применительно к банковской сфере можно уточнить следующим образом.

Бережливый сервис или lean-banking является комплексным подходом к управлению организацией, предусматривающим выявление и устранение процессов, не добавляющих ценности с точки зрения клиента; направленным на повышение скоро-

сти предоставления услуг, снижение сложности процесса и вариабельности результата, а также основанным на клиентоориентированном образе мышления и поведении сотрудников.

Применение бережливого производства в деловом мире способствовало стремительному росту производительности труда и продолжает оставаться главной системой управления во многих отраслях. Бережливость в любой сфере деятельности начинается с бережливого мышления, ключевым стержнем которого является удовлетворение потребностей клиента: от предвосхищения его желаний до предоставления ему готового продукта. В стандартном представлении корпоративная культура воспринимается как совокупность норм поведения и идеологических принципов, в системе ЛИН она представляет собой неизбежность, мировоззрение, определенное спецификой самого бизнеса.

Банковский бизнес базируется на иерархической структуре организации, состоящей из набора технологических цепочек. Организационная структура банка состоит из определенных элементов, поделенных по функциональным направлениям, исходя из выполняемых подразделением задач. Технологии и правила осуществления операций в банках неприкосновенны и строго регламентированы. Взаимодействие между подразделениями определяются инструкциями, все решения принимаются строго в рамках компетенций и полномочий. Всестороннее продвижение информации замедлено и затруднено. В этом состоит профессиональная специфика банков, административная культура, бюрократия составляет основу делопроизводства и предоставления услуг. Не каждому клиенту банка понятно, что определенная степень бюрократии служит мерой безопасности его денежных ресурсов. В связи с чем возникают проблемы и скрытые резервы повышения эффективности финансового учреждения. В Российском розничном банкинге в 2009 году по оценке международной консалтинговой компанией McKinsey & Company производительность труда составляла 23% от американского уровня. Это связано с тем, что в США lean production используют более 80% компаний. На российском рынке проявляют интерес к инструментам Лин лишь организации, которым приходится конкурировать с зарубежными производителями. С 2009 года ПАО «Сбербанк России» начал использовать базовые инструменты Лин, а с 2012 году начал вводить технологию Лин + 6 Сигма. В своем выступлении в Высшей школе экономики президент Сбербанка Г.О. Греф озвучил свое мнение о том, что главное для внедрения производственной системы Сбербанка - это изменение мышления людей, поскольку именно вовлечение в оптимизацию процессов каждого сотрудника мо-

22 ЭКОНОМИИ

жет дать максимальный эффект для потребителя и для всей компании [6].

Бережливый менеджмент ставит перед собой задачи оптимизации следующих аспектов деятельности компании:

1 организационная культура

2 стратегическое развитие

3 система планирования

4 организация рабочего процесса

5 управление маркетингом

6 кадровый менеджмент

Организация процессов в зависимости от потребностей клиента, пошаговое выявление, снижение, устранение потерь и постоянное совершенствование во всем - основные направления ЛИН-философии. Отправная точкой здесь является ценность для потребителя и деятельность организации можно поделить на процессы, добавляющие и не добавляющие ценность для потребителя. Услуга или продукт приобретают добавочную ценность только во время непосредственной их обработки или создания их элементов. В связи с чем центральную часть философии бережливого менеджмента занимает устранение потерь. Японский термин «муда» обозначает отходы или потери, то есть определенная деятельность, которая расходует ресурсы, но не добавляет ценности продукту. При устранении муда происходит снижение затрат, повышение качества предоставляемых услуг и сокращение длительности процессов [2]. В качестве потерь можно перечислить: лишние перемещения информации и документов; бесполезные передвижения работников; процесс ожидания людей, согласования и подписания; перепроизводство; дублирование функций и информации; дефекты и исправление ошибок; неиспользуемые способности сотрудников, то есть потеря творческого потенциала и многие другие.

Главной целью коммерческого банка является первоклассный банковский сервис, который основывается на клиентоориентированности. Следовательно, бережливому менеджменту и сервису должно предшествовать бережливое мышление. ЬБЛК-подход помогает в построении эффективной организации, а также предлагает к использованию инструменты, позволяющие управлять быстрее и эффективней. Но главное в бережливом подходе -это пример руководства и его стремление применять ЛИН на всех уровнях управления, что подразумевает культивирование системы взаимоотношений как с клиентами, посредниками, так и внутри организации между сотрудниками, между руководителем и сотрудниками. Без устранения противоречий, возникающих внутри Банка, невозможно построить эффективную систему управления. Чаще всего подобные барьеры возникают на стыках под-

3. 2015. № 24

разделений, где частично пересекаются сферы ответственности. Устранять эти негативные явления задача руководства, а помогает ему распространение ЛИН-культуры. Все изменения должны начинаться с руководства, а в лучшем случае — с собственника. Участие персонала в использовании инструментов бережливого подхода не должно быть формальным. Поскольку совокупность креативного потенциала всех работников позволяет увеличивать инновационные возможности кредитной организации, а в условиях изменчивости рынка, повышение творческого потенциала значительно поднимает конкурентоспособность Банка.

Концепция Бережливого производства стала известной миру более шестидесяти лет назад. Но с развитием человечества, технологическим прогрессом и накоплением нового опыта, концепция также совершенствуется и претерпевает изменения. Как показывает статистика количество примеров неудачного внедрения ЛИН значительно больше, чем успешных. Проблемы развертывания бережливого производства могут быть разными: отсутствие системности, однобоко направленные изменения, не продуманная детально программа внедрения и формализм корпоративной культуры. Многие авторы разработали алгоритмы развертывания ЛИН с описанием конкретных шагов. Например, Джймс Вумек предполагал более эффективным производить внедрение от частного к общему, от одного участка ко всем отделам и всему персоналу. Но для некоторых руководителей оказывается трудным перейти с узкого участка на всю структуру, и процесс останавливается [5]. Компания McKinsey осуществляла на практике внедрение идей лин и Six Sigma в банковском секторе. Из своего многолетнего опыта они сделали выводы о том, что принципы лин главным образом должны делать упор на [8]:

1 улучшение операционных систем путем оптимизации и конфигурирования ресурсов с целью удовлетворения потребителей, сокращения ненужных затрат и повышения гибкости банковской системы;

2 оптимизацию инфраструктуры управления для достижения бизнес-целей, основанную на создании процессов и методов управления, стимулирующих вовлеченность и работу в полную силу;

3 воздействие на образ мыслей и действий работников, внедрение организационной культуры постоянного обучения и совершенствования.

Этап планирования и анализа, предшествующий самому развертыванию бережливого подхода очень важен. Процесс внедрения может занимать годы, а совершенствование не имеет предела, при этом результат все-таки необходимо оценивать на

каждом этапе, чтобы можно было иметь представление о соответствии действительной ситуации запланированной [7].

Литература

1 Академия менеджмента, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lean-academ y.ru/lean/

2 Вумек Джеймс П., Джонс Даниел Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. - М.,: «Альпина Паблишер» - 2012.

3 Глауберман А. Внедряем бережливый менеджмент в банке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/management/ practices/1046494-vnedryaem-berezhlivyi-menedzhment-v-banke

4 Грозовский, Б.В. Герман Греф о философии и развитии Сбербанка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://opec.ru/630960.html

5 Коляда, М.А. Инструменты и этапы внедрения 1еап-менеджмента в бизнес-процессах кредитной организации [Текст] / Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013.

6 Кунгурцева, В.С. Актуальность применения лин-менеджмента в банковской сфере [Текст] / Кунгурцева, В.С.// Экономические науки. - 2012. -с.129.

7 Lean: Практическое руководство по внедрению «Управление производством» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.up-pro.ru/shop/lean.html

8 МакКинзи и Компания, БАНКОВСКОЕ ДЕЛО В СТИЛЕ «ЛИН» [Электронный ресурс] Режим доступа: www.free-lancers.net/posted files/ N8C32ABBA1FE2.doc

9 Ротер М., Шук Д. Учитесь видеть бизнес-процессы: Практика построения карт потоков создания ценности. [Текст] / М. Ротер., Д. Шук М: Альпина Бизнес Букс - 2008 - 144с.

10 Седдон Д. Свобода от приказов и контроля. Путь к эффективному сервису. [Текст] / - М.:РИА «Стандарты и качество», 2009. - 232], с. 186.

® 89507600584

E-mail: Maevsha@yandex.ru

Ключевые слова: Бережливое производство, инструменты лин, организационная культура, философия бережливого менеджмента, клиентоори-ентированный банкинг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.