УДК 372.41: 372.45
ББК Ч426.80-243+Ч410.241.3 ГСНТИ 14.23.09, 14.25.09 Код ВАК 13.00.02, 10.02.01
Кусова Маргарита Львовна,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
Плотникова Светлана Владимировна,
кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ДЕТСТВА: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И НАУКИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научная школа, концепция филологического образования в период детства, основные направления исследований, основные результаты исследований, новые направления в деятельности научной школы.
АННОТАЦИЯ. В статье представлены основные результаты деятельности научной школы «Содержание филологического образования в период детства». Изложены основные позиции концепции филологического образования в период детства, выделены направления исследований представителей научной школы, связанные с развитием языковой личности ребенка дошкольного, младшего школьного возраста и младших подростков, разработкой лингводидактического обеспечения данного процесса. Представлено теоретико-методологическое обоснование данных исследований, описаны некоторые результаты: обучение аудированию на разных уровнях образования, формирование концепта «Язык» у младших подростков и т.д. Описывается новое направление в деятельности научной школы - формирование информационной грамотности младших школьников в процессе языкового образования как формирование информационных действий у младших школьников в процессе работы со словарем и с учебно-научным текстом на уроках русского языка.
Kusova Margarita L'vovna,
Doctor of Philology, Professor, Head of Department of Russian and Methods of its Teaching in Primary School, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Plotnikova Svetlana Vladimirovna,
Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Russian and Methods of its Teaching in Primary School, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
PHILOLOGICAL EDUCATION IN THE PERIOD OF CHILDHOOD: VECTORS OF DEVELOPMENT OF CHILD AND SCIENCE
KEYWORDS: scientific school, conception of philological education in the period of childhood, main areas of research, basic research results, new areas of activity of the scientific school.
ABSTRACT. The article presents the main results of the scientific school "The content of literary education in the period of childhood". The article lays out the basic positions of the concept of literary education in the period of childhood, singles out areas of research of the representatives of the scientific school connected with the development of linguistic identity of children of pre-school, primary school age and younger teenagers and development of ting linguo-didactic support of the given process. The authors present a theoretical and methodological basis of these studies and describe some results: training listening comprehension at various stages of education, formation of the concept of "language" in younger teens, etc. The article also describes a new area of work of the scientific school - the formation of information literacy of younger schoolchildren in the course of linguistic education as training of informative actions in younger schoolchildren in the course of work with dictionaries and educational and scientific texts at Russian lessons.
Мир детства является источником бесконечных открытий не только для ребенка, но и для исследователей, которые обращены к этому миру. Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах Института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» в течение двадцати лет занимается проблемой филологического образования в период детства, выделив в рамках этой гло-
© Кусова М.Л., Плотникова С. В., 2015
бальной проблемы направление, связанное с развитием языковой личности. Данное направление сегодня становится особенно актуальным, т.к. современные образовательные стандарты обращены именно к личности: в ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что «содержание Программы должно обеспечить развитие личности...» [19, с. 11], в ФГОС начального общего образования речь идет о личностных результатах освоения основной образовательной про-
граммы, личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования выделяются и в ФГОС основного общего образования.
Ориентация на языковую личность определяет содержание деятельности представляемой научной школы «Содержание филологического образования в период детства»: создана концепция филологического образования в период детства (об этом подробнее в [8]), выявляется специфика языковой личности ребенка и разрабатывается лингводидактическое обеспечение развития языковой личности в период детства, определяются существенные особенности речевой деятельности ребенка и разрабатывается методическое обеспечение совершенствования видов речевой деятельности ребенка, коммуникативных качеств речи.
Остановимся подробнее на основных положениях концепции филологического образования в период детства. Это положение о преемственности и непрерывности филологического образования в период детства, взаимосвязи и взаимообусловленности речевого и литературного развития ребенка, языкового и литературного образования, о специфике языковой личности ребенка. Важнейшей составляющей данной концепции является учет современных тенденций в образовании периода детства.
Положение о преемственности и непрерывности филологического образования определило обращение к проблеме формирования умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников [18], формирования познавательной мобильности у старших дошкольников и младших школьников в лингвистическом образовании [11]. Используя терминологию современных нормативных документов, можно сказать, что в рамках данных исследований на языковом материале решается проблема формирования предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста и учета этих предпосылок во взаимодействии с младшими школьниками. А. А. Соколова, определив учебный диалог как речевое взаимодействие субъектов образовательного процесса с целью решения учебной задачи, доказывает, что и для старших дошкольников, и для младших школьников значимы умения: ориентироваться в ситуации общения, ставить при освоении учебного материала коммуникативные задачи, планировать речевые действия с учетом учебной задачи. Исследователь предлагает поэтапное формирование умений учебного диалога в различных ситуациях общения, описывает компоненты методики обучения учебному диалогу с учетом особенностей организации
образовательного процесса в ДОУ и начальной школе [18].
Ю. В. Нестерова при разработке методики формирования познавательной мобильности у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников опирается на компоненты речевого развития и лингвистического образования: историко-культурный (развитие ребенка с учетом историко-культурного, творческого контекста), познавательный (активизация познавательной деятельности детей, формирование познавательного интереса к языку и речи), коммуникативно-речевой (обеспечение коммуникативно-речевой активности ребенка). В качестве одного из условий познавательной мобильности ребенка автор выделяет овладение им системой действий, позволяющих ориентироваться и успешно действовать в нестандартных ситуациях за счет включения полученных лингвистических знаний в другие виды деятельности и использовать в других видах деятельности имеющиеся способы получения лингвистической информации. Новизна данного исследования заключается в определении самого феномена «познавательная мобильность детей старшего дошкольного возраста и младших школьников», в предложенной автором методике формирования познавательной мобильности, в выявлении содержания речевого развития детей дошкольного возраста и лингвистического образования младших школьников, актуализирующих у детей познавательный интерес к языку и речи [11].
Выделив основные направления в исследованиях научной школы «Содержание филологического образования в период детства», обращаем внимание на некоторую условность в их разграничении. В большинстве своем исследования выполнены с одновременным учетом нескольких направлений. Так, совершенствование умений речевой деятельности детей рассматривается с учетом непрерывности и преемственности в содержании филологического образования. Е. К. Ибакаева решает проблему обучения младших школьников аудированию как виду речевой и учебной деятельности [6], ту же проблему, обратившись к учащимся старших классов, решает Н. В. Нефедова [12]. Новизна исследования Е. К. Ибакаевой заключается в том, что определены этапы обучения аудированию младших школьников: первоначально приоритетно обучение аудированию как виду учебной деятельности, затем - обучение аудированию как виду речевой деятельности. Автор определяет принципы обучения аудированию младших школьников, разрабатывает методику обучения аудированию как виду речевой и учебной деятельности с учетом содержания и механизмов аудирования [6].
Н. В. Нефедовой предлагается иная логика обучения слушанию учащихся старших классов, что объясняется их возрастными особенностями. Н. В. Нефедова доказывает, что «только специально организованное обучение слушанию как виду речевой деятельности приведет к продуктивному обмену информацией в учебной деятельности старшеклассников» [12, с. 7]. Предложенная логика находит отражение в методике обучения слушанию учащихся старших классов, где компоненты методики соотносятся с обучением различным видам слушания.
Как уже сказано ранее, научная школа отличается прежде всего вниманием к языковой личности ребенка. Рассматривается развитие языковой личности в процессе языкового образования [5], определяются принципы формирования лексикона как базового компонента языковой личности [14], на примере концепта «Язык» описывается динамика формирования концепта у младших подростков [1]. Обращение к языковой личности определяется антропоцен-тричностью современной науки, перспективностью связи когнитивных методов и методов семасиологии. В основу исследований, выполняемых членами научного коллектива, положены современные концепции развития языковой личности (Г. И. Бо-гин, Ю. Н. Караулов), языковой способности человека (А. А. Леонтьев, И. В. Румянцева, Т. Н. Ушакова), психолингвистические концепции лексикона человека (А. А. Залев-ская, Е. С. Кубрякова, И. Г. Овчинникова), положения об онтогенезе речи (Т. А. Гри-дина, К. Ф. Седов, С. Н. Цейтлин), современные разработки теории лексических множеств, теории пространства в представлении лексических единиц (Л. Г. Бабенко, Ю. Н. Караулов, В. В. Морковкин, Н. Ю. Шведова), лингвокультурологические концепции, в соответствии с которыми изучение языка должно производиться в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурной и духовной жизнью (Ю. Н. Караулов, Д. С. Лихачев, Ю. С. Степанов, Н. И. Толстой).
При этом под языковой личностью понимается человек как носитель языка, взятый со стороны его способности к речевой деятельности, т.е. комплекс психофизических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения (Г. И. Богин, Ю. Н. Караулов). Языковая личность рассматривается также как закрепленный преимущественно в лексической системе базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, складывающийся на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и пове-
денческих реакций, отраженных в словаре, как личность, выраженная в языке и через язык, личность, реконструированная в основных ее чертах на базе языковых средств (С. Г. Воркачев, В. И. Кара-сик). На примере фрагмента языковой картины мира «Человек как социальное существо» описано развитие языковой личности младшего школьника в процессе языкового образования, разработана диагностика языковой личности младшего школьника [5].
Основой для построения системы филологического образования является изучение закономерностей становления языковой личности в онтогенезе, и в частности лексикона как базовой ее составляющей. Исследование лексикона ребенка - носителя русского языка в когнитивном, системно-языковом, функциональном и коммуникативном аспектах - позволило выявить особенности представления концепта в языковом сознании детей младшего школьного возраста (на примере концепта 'поступательное движение субъекта'), установить факторы, обусловливающие динамические процессы в соответствующем фрагменте детского лексикона от 3-летнего до 11-летнего возраста [13; 16].
При разработке диагностики развития языковой личности считаем целесообразным опираться на методики, позволяющие увидеть специфику проявления языковой личности детей разных возрастных групп на разных уровнях (вербально-семантическом, тезау-русном, коммуникативно-прагматическом -по Ю. Н. Караулову), с учетом такого ментального образования, как концепт. Поэтому разрабатывается и реализуется методика описания концептов в языковом сознании детей, в частности младших подростков [1]. Выделение концепта как ментального образования - это закономерный шаг в становлении антропоцентрической парадигмы современного образования. Язык является одним из путей формирования концептов в человеческом сознании. Образование концептов возникает благодаря тому, что человек вынужден адекватно отражать факты действительности в своем сознании, без чего невозможна реальная ориентация человека в мире и познание им этого мира. Концепты как проекции явлений окружающей действительности в сознании человека не могут существовать обособленно от других подобных единиц. Так же, как запечатленные в них феномены, концепты образуют целостную систему, компоненты которой, взаимодействуя между собой, устанавливают постоянные связи, переплетаются. Аналогом концептуальных связей в языковой системе служит
общая системность лексики в языковом сознании носителей языка.
Каждая концептуальная система посредством естественного языка опирается на специфические, значимые, принятые в обществе социальные, культурные и другие ценности, на социально значимую картину мира. Ни один концепт не может рассматриваться как нечто фиксированное, сформированное. Он находится в постоянном изменении, что необходимо отразить в описании различных концепто-сфер в языковом сознании ребенка.
При определении основных закономерностей в развитии языковой личности И. А. Абрамовой проанализирована педагогическая практика, выявлен потенциал языкового образования в развитии языковой личности младшего подростка. При анализе педагогической практики также учитывалось, насколько она учитывает специфику представления языка в языковом сознании школьника, опирается на познавательно-речевые процессы, имеющие место в его деятельности. И. А. Абрамова предлагает методику формирования концепта «Язык» у учащихся 5-6-х классов общеобразовательной школы на уроках русского языка. Методика основывается на триединстве «язык - культура - личность», опирается на трехчастную структуру концепта (значимостная, понятийная, образная составляющие) и на уровни развития языковой личности [1]. Данное исследование позволяет расширить существующие представления о языковой личности, о динамике концепта в языковом сознании носителя языка, о возможности опоры на концептуальный подход при определении методики развития языковой личности, позволяет расширить существующие методики описания концепта и концептосферы с учетом содержания современного языкового образования, содержательно уточнить лин-гвометодические компетенции педагога ДОУ и начальной школы.
Рассматриваются вопросы, связанные с лингводидактическим обеспечением развития языковой личности в поликультурной среде [4], формированием у школьника умений, обеспечивающих развитие языковой личности, в частности исследовательских умений [3].
Предлагаемая научной школой методика развития языковой личности в процессе языкового образования нацелена на преодоление противоречий между антро-поцентричностью современной лингвистики и непоследовательным отражением этой антропоцентричности в методике языкового образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, учащихся основной школы; между потребностью личности
в развитии и познании окружающей действительности и ориентацией языкового образования преимущественно на изучение системы языка; между методическим обеспечением процесса языкового образования и речевого развития ребенка дошкольного возраста и младшего школьника как процесса социализации и отсутствием в методическом обеспечении подходов, связанных с развитием языковой личности в рамках концептуализации действительности; осознанной обществом и наукой необходимостью изучать язык и фиксированные в нем ценности в контексте культуры ее носителей (нации) и недостаточной реализацией этого подхода в содержании образования.
Развитию языковой личности в контексте культуры посвящено исследование И. А. Чиликовой [20], формированию коммуникативных качеств речи - исследование И. В. Чуйковой [21]. В рамках исследования И. В. Чуйковой показано также, как речевое развитие ребенка связано с его литературным развитием. Говоря о факторах, способствующих формированию действенности речи у детей старшего дошкольного возраста, И. В. Чуйкова выделяет организацию развивающей речевой среды в ДОУ, включая в эту среду литературу и фольклор, «акцентирование внимания детей на имеющихся в тексте коммуникативных задачах и активизацию коммуникативной деятельности дошкольников в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы» [21, с. 5].
Обобщая основные результаты исследований в данном направлении, можно отметить следующее: выявлены лингводидак-тические подходы к процессу развития языковой личности в языковом образовании, определена специфика языковой личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, выделены базовые концепты в языковом сознании дошкольников и младших школьников и определена специфика их наполнения, определены критерии, показатели и уровни сформированности концепта как одного из показателей развития личности; разработан диагностический инструментарий для оценки развития языковой личности ребенка и его языкового сознания, осуществлено моделирование кон-цептосфер в языковом сознании ребенка и моделирование процесса языкового образования как процесса развития языковой личности, разработана методическая модель развития личности, основанная на концептуальном подходе. Описан лексикон ребенка как репрезентация в языковом сознании ребенка определенных семантических областей и ментальных образований, при описании лексикона ребенка одновре-
менно реализуются когнитивный, системно-языковой, функциональный и коммуникативный подходы, что также определяет новизну исследований, осуществляемых данной научной школой.
Новые тенденции в современном образовании предполагают изучение новых проблем и решение новых задач. Это реализация новых технологий в процессе языкового образования, в частности модульной технологии [2], совершенствование профессиональной компетентности педагогов, связанной с языком и речью [17]. Еще одно новое направление в исследованиях научной школы связано с формированием информационной грамотности обучающихся в процессе языкового образования [9]. Появление этого направления обусловлено процессами, происходящими в современном обществе и современном образовании: современное общество является информационным и объем информации в нем постоянно растет, современное образование требует развития у младших школьников информационной грамотности, что нашло отражение в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Формирование информационной грамотности предполагает наличие специальных средств и способов обучения, в качестве такого средства предложен учебный словарь трудностей русского языка для младших школьников с методическими рекомендациями для учителя по использованию данного словаря в образовательном процессе [10]. Новизна заключается в том, что впервые предлагается методика формирования информационных умений у учащихся начальной школы на базе учебного словаря трудностей, который отражает типичные трудности в овладении языком и речью на данном этапе развития языковой личности и составлен с учетом содержания школьных учебников по всем основных учебным дисциплинам, изучаемым в начальной школе.
Опираясь на принципы лексикографии: строгий практицизм, теоретическую и практическую многоплановость лексикографических произведений, нормативность в отборе и подаче лексики, представители научной школы аргументируют, что на предметном содержании дисциплин филологического цикла информационная компетентность
формируется как компетентность лексикографическая. В отличие от традиционных подходов к формированию информационной культуры и лексикографической компетентности, представители научной школы, определяя концептуальные основы словаря, синтезировали идеи разных подходов: на общенаучном уровне - аксиологического (В. А. Сластенин), на конкретно-научном уровне - системного (В. П. Беспалько), дея-тельностного (И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев), компетентностного (А. В. Хуторской), лично-стно ориентированного (И. С. Якиманская) и лингводидактического (Ю. Н. Караулов) (об этом подробнее в [9]), а также принципы учебно-методической целесообразности, комплексности, междисциплинарности, вариативности в представлении материала, «дозирования» материала.
Формирование информационной грамотности младших школьников представители научной школы рассматривают в двух направлениях: это ранее описанное направление - формирование у младших школьников информационных учебных действий с лингвистическими словарями, второе - формирование информационных учебных действий с научным текстом. Уточнен состав информационных учебных действий, осваиваемых младшими школьниками в процессе языкового образования, определено содержание и планируемые результаты работы по их формированию, разработаны методические подходы к обучению младших школьников информационной деятельности с лингвистическими словарями и научными текстами учебника русского языка [7; 10; 15].
Перспективы научной школы связаны с содержательным уточнением лингвомето-дических компетенций педагога ДОУ и начальной школы, с определением оптимального содержания филологического образования в начальной школе с учетом требований ФГОС, определением обусловленности процесса развития личностных качеств ребенка и содержания лингвистического образования, в определении содержания коммуникативно ориентированного лингвистического образования, разработке содержания лингвистического образования в условиях полиэтнического состава обучающихся в российской школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова И. А. Формирование концепта «Язык» у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы на уроках русского языка : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2011. 250 с.
2. Буркова Е. М., Кусова М. Л. Проектирование модульной технологии при обучении русскому языку в основной общеобразовательной школе / / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 5. С. 114-127.
3. Воробьева Т. В. Использование исследовательских методов в лексической работе на уроках русского языка в основной школе : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 259 с.
4. Воробьева Т. И. Обучение иностранному языку младших школьников в условиях поликультурной среды : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 217 с.
5. Демышева А. С. Развитие языковой личности младшего школьника в процессе лингвистического образования : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 169 с.
6. Ибакаева Е. К. Обучение младших школьников слушанию как виду речевой и учебной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010. 261 с.
7. Кусова М. Л. Учебно-научный текст как средство формирования информационных умений у младших школьников / / Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 118-124.
8. Кусова М. Л. Филологическое образование в период детства: к проблеме подготовки педагогов и языкового образования детей / / Педагогическое образование и наука. 2013. № 6. С. 119-124.
9. Кусова М. Л., Плотникова С. В. Учебный словарь трудностей русского языка как средство формирования лексикографической компетенции младших школьников / / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 9. С. 72-81.
10. Кусова М. Л., Плотникова С. В., Абрамова И. А., Демышева А. С. Комплексный словарь трудностей русского языка для младших школьников: проспект. Екатеринбург : Издательский дом Литур, 2011. 220 с.
11. Нестерова Ю. В. Формирование познавательной мобильности у старших дошкольников и младших школьников в лингвистическом образовании : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 164 с.
12. Нефедова Н. В. Обучение слушанию как виду речевой и учебной деятельности учащихся старших классов : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 171 с.
13. Плотникова С. В. Описание фрагмента детского лексикона на основе анализа ассоциативного поля глаголов движения / / Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011. Вып. 9. С. 35-44.
14. Плотникова С. В. Принципы лексико-семантической работы в школе в свете психолингвистической концепции лексикона человека // Педагогическое образование в России. 2009. № 2. С. 84-92.
15. Плотникова С. В. Формирование информационной компетентности младших школьников на материале словарей русского языка // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 128-133.
16. Плотникова С. В. Экспериментальное исследование процессов номинации у детей дошкольного возраста / / Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. Вып. 6. С. 72-80.
17. Позолотина Е. В., Кусова М. Л. Проблема методической поддержки коммуникативной компетенции в профессиональной деятельности педагогов дошкольных учреждений / / Путь науки. 2015. № 10 (20). С. 125-128. URL: http://scienceway.ru/d/706321/d/thewayofscienceno10(20)october.pdf (дата обращения: 09.11.2015).
18. Соколова А. А. Методика обучения диалогу детей шести-семи лет : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 209 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. : УЦ «Перспектива», 2014. 32 с.
20. Чиликова И. А Методика формирования культуроведческой компетенции младших школьников в процессе обучения русскому языку // European Social Science Journal. 2014. № 5-2 (44). С. 166-170.
21. Чуйкова И. В. Формирование действенности речи у детей старшего дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 193 с.
REFERENCES
1. Abramova I. A. Formirovanie koncepta «Jazyk» u uchashhihsja 5-6 klassov obshheobrazovatel'noj shkoly na urokah russkogo jazyka : dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2011. 250 s.
2. Burkova E. M., Kusova M. L. Proektirovanie modul'noj tehnologii pri obuchenii russkomu jazyku v osnovnoj obshheobrazovatel'noj shkole // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. № 5. S. 114-127.
3. Vorob'eva T. V. Ispol'zovanie issledovatel'skih metodov v leksicheskoj rabote na urokah russkogo jazyka v osnovnoj shkole : dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2007. 259 s.
4. Vorob'eva T. I. Obuchenie inostrannomu jazyku mladshih shkol'nikov v uslovijah polikul'turnoj sredy : dis. . kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2009. 217 s.
5. Demysheva A. S. Razvitie jazykovoj lichnosti mladshego shkol'nika v processe lingvisticheskogo obrazovanija : dis. . kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2007. 169 s.
6. Ibakaeva E. K. Obuchenie mladshih shkol'nikov slushaniju kak vidu rechevoj i uchebnoj dejatel'nosti : dis. . kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2010. 261 s.
7. Kusova M. L. Uchebno-nauchnyj tekst kak sredstvo formirovanija informacionnyh umenij u mladshih shkol'nikov / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 3. S. 118-124.
8. Kusova M. L. Filologicheskoe obrazovanie v period detstva: k probleme podgotovki pedagogov i jazykovogo obrazovanija detej // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2013. № 6. S. 119-124.
9. Kusova M. L., Plotnikova S. V. Uchebnyj slovar' trudnostej russkogo jazyka kak sredstvo formirovanija leksikograficheskoj kompetencii mladshih shkol'nikov // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogiche-skogo universiteta. 2011. № 9. S. 72-81.
10. Kusova M. L., Plotnikova S. V., Abramova I. A., Demysheva A. S. Kompleksnyj slovar' trudnostej russkogo jazyka dlja mladshih shkol'nikov: prospekt. Ekaterinburg : Izdatel'skij dom Litur, 2011. 220 s.
11. Nesterova Ju. V. Formirovanie poznavatel'noj mobil'nosti u starshih doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov v lingvisticheskom obrazovanii : dis. . kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2006. 164 s.
12. Nefedova N. V. Obuchenie slushaniju kak vidu rechevoj i uchebnoj dejatel'nosti uchashhihsja starshih klassov : dis. . kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2004. 171 s.
13. Plotnikova S. V. Opisanie fragmenta detskogo leksikona na osnove analiza associativnogo polja glagolov dvizhenija // Psiholingvisticheskie aspekty izuchenija rechevoj dejatel'nosti / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2011. Vyp. 9. S. 35-44.
14. Plotnikova S. V. Principy leksiko-semanticheskoj raboty v shkole v svete psiholingvisticheskoj koncepcii leksikona cheloveka / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2009. № 2. S. 84-92.
15. Plotnikova S. V. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti mladshih shkol'nikov na materiale slovarej russkogo jazyka / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 3. S. 128-133.
16. Plotnikova S. V. Jeksperimental'noe issledovanie processov nominacii u detej doshkol'nogo vozrasta / / Psiholingvisticheskie acpekty izuchenija rechevoj dejatel'nosti / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2008. Vyp. 6. S. 72-80.
17. Pozolotina E. V., Kusova M. L. Problema metodicheskoj podderzhki kommunikativnoj kompetencii v professional'noj dejatel'nosti pedagogov doshkol'nyh uchrezhdenij / / Put' nauki. 2015. № 10 (20). S. 125-128. URL: http://scienceway.ru/d/706321/d/thewayofscienceno10(20)october.pdf (data obrashhenija: 09.11.2015).
18. Sokolova A. A. Metodika obuchenija dialogu detej shesti-semi let : dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2006. 209 s.
19. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija. M. : UC «Perspektiva», 2014. 32 s.
20. Chilikova I. A Metodika formirovanija kul'turovedcheskoj kompetencii mladshih shkol'nikov v processe obuchenija russkomu jazyku / / European Social Science Journal. 2014. № 5-2 (44). S. 166-170.
21. Chujkova I. V. Formirovanie dejstvennosti rechi u detej starshego doshkol'nogo vozrasta : dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2009. 193 s.
Статью рекомендует канд. филос. наук, доц. Л. И. Забара.