Научная статья на тему 'Фет в эпистолярном наследии А. Блока 1890-1900-х годов'

Фет в эпистолярном наследии А. Блока 1890-1900-х годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
190
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ПРЕДТЕЧА / ЭПИСТОЛЯРИЙ / ПРИРОДА ТВОРЧЕСТВА / МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скрипкина Вера Алексеевна

В статье речь идет о преемственности поэтической традиции А. Фета «младшими» символистами. Материалом исследования проблемы служат письма А. Блока к разным адресатам периода 1890-1900-х годов, содержащие цитаты из произведений Фета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fet in A. Block's letters (1890-1900)

The article deals with the question of influence of Fet's poetic tradition on the «younger» symbolists. As a material of research serve the letters with the citations from Fet written ву Blok in the period of 1890-1900 to different addressees.

Текст научной работы на тему «Фет в эпистолярном наследии А. Блока 1890-1900-х годов»

В.А. Скрипкина

ФЕТ В ЭПИСТОЛЯРНОМ НАСЛЕДИИ А. БЛОКА 1890-1900-х ГОДОВ

Аннотация

В статье речь идет о преемственности поэтической традиции А. Фета «младшими» символистами. Материалом исследования проблемы служат письма А. Блока к разным адресатам периода 1890-1900-х годов, содержащие цитаты из произведений Фета.

Ключевые слова: традиция, предтеча, эпистолярий, природа творчества, метафизический смысл.

Skripkina V.A. Fet in A. Block's letters (1890-1900)

Summary. The article deals with the question of influence of Fet's poetic tradition on the «younger» symbolists. As a material of research serve the letters with the citations from Fet written ву Blok in the period of 1890-1900 to different addressees.

Проблема традиций классической литературы в русской поэзии Серебряного века, несмотря на большое количество исследований в этой области, продолжает оставаться актуальной.

Поэтическое наследие А. А. Фета исторически (как известно, умер писавший до последнего дня представитель «чистой лирики» (термин В.С. Соловьёва)1 в конце ноября 1892 г.) соприкасается со временем становления символизма. Безусловно, поэзия Фета принадлежит веку «золотому», неслучайно Я.П. Полонский, поэт, друг и современник, сравнивал его стихи с золотыми слитками2. И все же в непрерывном потоке развития литературного процесса создателя «Вечерних огней» можно считать «предшественником», «предтечей» (Л. А. Смирнова) новейшей поэзии рубежа веков3.

Александр Блок в предисловии к сборнику юношеских стихов, изданных в 1920 г. и названных строкой из Фета «За гранью прошлых дней», утверждал, что стихи старшего «некогда были для меня путеводной звездой»4. В воспоминаниях Л.Д. Менделеевой-Блок «И быль и небылицы о Блоке и о себе» отмечена и еще одна важная сторона отношения к творчеству знаменитого предшественника: «Фет был через каждые два слова (...)»5 Разумеется, потребность цитировать его строки, невольно подсказываемые памятью, была вызвана не «модой» на Фета, а осознанием внутренней близости, пониманием, что так тонко и точно обозначить волнующую мысль еще надо научиться. В связи с этим представляется важным рассмотреть цитаты из стихотворений А.А. Фета, которые молодой Блок включал в свои письма 90-х - начала 900-х годов, их контекст, адресатов эпистолярия, частотность и идейно-эстетическую значимость использования этих лирических вкраплений. Для анализа избраны письма указанного периода, включенные в восьмитомное собрание сочинений А. Блока (М.; Л., 19601963; цитаты из Блока приводятся в тексте по этому изданию с указанием тома и страницы - латинскими и арабскими цифрами соответственно), «Письма к жене» (Литературное наследство, Т. 89, М., 1978); часть переписки с С.М. Соловьёвым и А.В. Гиппиусом (Литературное наследство, Т. 92, кн. I, М., 1980). Переписка завершается 1903 г., поэтому том переписки с А. Белым, этим годом открывающийся, мы посчитали возможным не включать, как и письма к В.Я. Брюсову и некоторым другим.

Письма, в которых юный А. Блок цитирует стихи А. А. Фета, обращены к нескольким адресатам: А.В. Гиппиусу, С.М. Соловьёву, Л.Д. Менделеевой, З.Н. Гиппиус, К.М. Садовской. В некоторых письмах цитируются несколько стихотворений, некоторые цитаты повторяются.

Интересным представляется одно «литературное» выражение из письма М.С. Соловьёву, отправленного 23 декабря 1902 г.: «действительно страшно до содрогания "цветет сердце" Андрея Белого»6. В примечаниях М. И. Дикман к восьмому тому Собрания сочинений Блока под ред. В.Н. Орлова и А.В. Лаврова к переписке с С.М. и М.С. Соловьёвыми выражение «цветет сердце» поясняется как цитата из стихотворения В.С. Соловьёва «Белые колокольчики» (1899), где строчка звучит так: «Наше сердце цветет и взды-

хает»7. Для В. Соловьёва, в свою очередь, это выражение может быть реминисценцией из стихотворения А. Фета «Я тебе ничего не скажу» (1885), ставшего популярным романсом:

Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет. (Выделено мной. - В.С.)8

Этот романс, как и стихотворение, был, конечно, знаком А. Блоку, который свободно цитировал и другие стихи из «Вечерних огней». Возможно, что оба источника в художественном сознании Блока соединились, так как сочетание «цветет сердце» он повторял неоднократно. (Например, в первом письме к А. Белому от 3 января 1903 г.: «И будет легче, когда будет слышнее цветение Вашего сердца» (VIII, 54)).

Хронологически первая и весьма объемная цитата из стихотворения А. Фета приводится Блоком в письме Ксении Михайловне Садовской, отправленном весной 1898 г., без указания даты. «Чудные строки» (VIII, 9) этой лирической миниатюры, по словам автора письма, «постоянно звучат в сердце», и молодой человек использует их для характеристики своего эмоционального состояния, когда он в разлуке с предметом своих чувств.

Не здесь ли Ты легкою тенью, Мой гений, мой ангел, мой друг, Беседуешь тихо со мною И тихо летаешь вокруг? И робким даришь вдохновеньем, И сладкий врачуешь недуг, И тихим даришь сновиденьем, Мой гений, мой ангел, мой друг...

Блок, в отличие от Фета, не разделил стихотворение на два катрена. Кроме того, слово «Ты», как и во всем тексте письма, написано с заглавной буквы, а у Фета - строчная. Думается, что в такой манере обращения к возлюбленной проявляется характерное для младшего рыцарское, коленопреклоненное отношение к красивой женщине, которое в дальнейшем позволило называть героиню его первых публикаций Прекрасной Дамой.

Сближает младшего со старшим вера в возможность близкого таинственного присутствия чужой души, осознание утонченных духовных контактов двух любящих, способных пробудить творческое воображение и интуицию.

Второе (по времени) упомянутое в переписке стихотворение Фета - «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер» (1859) - было послано Блоку С.М. Соловьёвым 2 августа 1899 г. по его просьбе, как до той поры неизвестное9. Никаких комментариев по этому поводу мы в переписке не встречаем. Тем не менее можно утверждать, что это создание Фета не только дошло до адресата, но было им творчески переосмыслено и через много лет след этого стихотворения заметен в известном блоковском «Дым от костра струею сизою» (август 1909), включенном в лирический цикл «Родина». Образы костра, елей, дыма, зари, тумана по-своему используются Блоком. Источником же их появления в лирике поэта ХХ в. вполне возможно было фетовское стихотворение, запомнившееся в юности.

В.С. Соловьёв в статье «О лирической поэзии» (1890) точно и убедительно охарактеризовал особенную черту лирики Фета, которая роднит ее с одной из сторон творческих исканий представителей словесного искусства порубежной эпохи: пристальный интерес к подсознанию, его влиянию на поведение человека. Исследователь писал: «В последнее время даже ученые-материалисты начинают неожиданно для самих себя подходить к истине, давно известной мистикам и натурфилософам, именно, что жизнь бодрствующего сознания, связанная с головным мозгом, есть только часть нашей душевной жизни, имеющей другую, более глубокую и коренную область (...), проявляющуюся у нормальных людей только в редких случаях знаменательных сновидений, предчувствий и т.п. (...), при нарушении внутреннего равновесия в организме (...) образует то, что не совсем точно называется двойною, тройною личностью (...). Иногда чувствуется не только существование другой стороны душевного бытия, но и ее влияние на нашу явную сознательную жизнь. Это чувство прекрасно выражено у Фета»10.

Для Ал. Блока близки поэтически тонко выраженные у Фета мысли о двойственности человека, тайнах бытия и природе творчества. Об этом мы можем судить по стихотворениям особенно

часто цитируемым поэтом-младосимволистом. Одно из таких, посвященное теме творчества, - «Одним толчком согнать ладью живую» (1887). Интересно, что Блок и в письме к З.Н. Гиппиус (14 июня 1902 г.) и в письме к А.В. Гиппиусу (от 23 июня 1902 г.) цитирует одну и ту же строчку «учуять ветр с цветущих берегов»; во втором случае заменив «учуять» на «чуять». Смысл, который видит Блок в этой строке, - религиозный: «цветущие берега» им, безусловно, связываются с фетовским призывом «подняться в жизнь иную», т.е. с Божьим даром поэту - возможностью в порыве творческого вдохновения прикоснуться к высшим сферам бытия. Замена вида глагола в письме к А. В. Гиппиусу не ошибочна, а указывает на желание молодого поэта обладать привилегией на неоднократность такого контакта. Как и в предыдущем стихотворении образ Фета позднее преобразовался в известную строку из «Незнакомки» (1906) - «И вижу берег очарованный / И очарованную даль» (II, 186). Позднее, в 1913 г., эта трансформированная реминисценция выльется в расширенный образ божественного дара вдохновения, «ключей» творчества в стихотворении «Художник»:

С моря ли вихрь? Или сирины райские В листьях поют? Или время стоит? Или осыпали яблони майские Снежный свой цвет? Или ангел летит?

(III, 145)

Таким образом, фетовское стремление «учуять ветр с цветущих берегов» Эдема преобразилось в лирике Блока в самостоятельную картину являющихся поэту откровений.

Дважды повторены строки из стихотворения «День проснется - и речи людские» (1890) из «Вечерних огней»: в письме от 23 декабря 1902 г. к Л.Д. Менделеевой и 8 октября 1903 г. к С.М. Соловьёву (VIII, 64). В первом случае «только сердца напрасная дрожь»11 - характеристика душевного состояния Блока, переживавшего невозможность из-за болезни встретиться с любимой. Во втором письме обсуждаются стихи, и речь идет о секретах творчества, в котором выявляется сущность незаурядной личности, непонятой людской толпой, но прозревающей «нездешнее». Обсуждается тот же мотив, что и в стихотворении Фета «Одним толчком...»

В письмах, адресованных Александру Васильевичу Гиппиусу, в цитатах чаще всего звучит тема любви или природы в связи с горячим переживанием романтического чувства. В.С. Соловьёв писал о лирике А. Фета: «Общий смысл вселенной открывается в душе поэта двояко: с внешней своей стороны, как красота природы, и с внутренней, как любовь (,..)»12 Перечислим упоминания стихотворений Фета: «Я плачу сладостно, как первый Иудей на рубеже страны обетованной» («Когда мои мечты за гранью прошлых дней» (1844) (28 июля 1901 г.); «Знать, в последний встречаю весну и тебя на земле уж не встречу» («Чем тоске я не знаю помочь», 1862) (то же письмо); «Переселяться заране учится душа» («Бал», 1857) (23 июня 1901 г.); «Любить есть действие - не состоянье» («Странное чувство какое-то в несколько дней овладело», 1847) (23 июля 1902 г.); «Горящих осень ищет взоров» («Осень», 1883) (28 августа 1902 г.). Каждая из процитированных строк емко определяет эмоциональное состояние пишущего. Даже в июньском письме (23 числа 1901 г.) искажение смысла (у Фета было «в чужой восторг (выделено мной. - В.С.) переселяться / заране учится душа»13) помогает передать мистическое настроение Блока, когда он был полон предчувствий, мечтаний, видений (Записные книжки. М., 1965. С. 21). Отчаянное состояние звучит в цитате из стихотворения «Чем тоске я не знаю помочь», связанное с холодностью предмета чувств. Романтические переживания были близки и важны обоим молодым людям, поэтому они и обсуждаются в письмах этих лет. Важно отметить, что большинство цитируемых стихотворений А. Фета входили в ранние сборники, только во второй половине 1902 г. появляются цитаты из «Вечерних огней».

В переписке с Л. Д. Менделеевой цитаты из Фета появляются после 8 ноября 1902 г. (дня решительного объяснения с возлюбленной). Все упомянутые в переписке стихи входят в разные выпуски «Вечерних огней». Цитаты чаще всего имеют метафизический смысл, глубокий подтекст. В письмо от 12 ноября 1902 г. включена микроцитата из стихотворения «Среди звезд» (1876) -«беззакатный день»14. Целиком четверостишие звучит так:

Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной Ты думы вечной догоняешь тень; Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный К тебе просился беззакатный день.

Любовь в трактовке Блока приобретает космический, мисте-риальный характер, и в этом ему созвучно данное стихотворение Фета. В письме от 17 ноября 1902 г. поэт воспевает «неизмеримость Величайшей Красоты». Для него возлюбленная «Святая, Великая, Недостижимая»15, поэтому первая строчка стихотворения Фета «Людские так грубы слова - их даже нашептывать стыдно» (1889) использована в том смысле, что невозможно найти слов, которыми можно достойно восхвалить неземное совершенство любимой. В письме от 23 ноября 1902 г. процитировано программное стихотворение из «Вечерних огней» - «Измучен жизнью, коварством надежды» (1864), правда, снова в форме микроцитаты - «сон мимолетный». Это выражение завершает важную строфу:

И все, что мчится по безднам эфира, И каждый луч, плотской и бесплотный, Твой только отблеск, о солнце мира, И только сон, только сон мимолетный16.

Блок не только усиливает подобными краткими цитатами свое «бытийное» событий личной жизни, но и утверждает единомыслие с поэтом золотого века в вопросах метафизических. В дневнике А. Блока сохранился черновой вариант статьи о новейшей поэзии (декабрь 1901 г.), где он разъясняет свое понимание творчества Фета, который «покинул "родимые пределы" и "покорный глаголам Уст" Божиих двинулся "в даль туманно-голубую" (...) И шел "первый Иудей" и терял свою цель и снова находил ее (...)».

«Идея Вечной Женственности уже так громадна и так прочно установлена у Фета, что о ней нельзя (курсив Блока) говорить мало» (VII, 36-37). В этой идее видит Блок причину связи Фета (Соловьёва, Полонского) с современной мистической поэзией: «(...) пути к самопоглощению в Боге - пути философии, музыки и любви. Громадность философии Соловьёва и Фета - вне сомнений; их музыку слушаем мы, а любви их нет границ (...) мы познаем ее лишь в личном творчестве» (VII, 38). Несмотря на импрес-сионистичность стиля этой статьи, вывод автора однозначен: Фет отразил (особенно в позднем творчестве) веру в абсолютную истину Бога («солнце мира»), правду благостной любви Иисуса Хри-

ста. Многие современники, не понимая Фета, называли его язычником, атеистом17. Для следующего поколения открытие этим мастером «чистой лирики» подлинных ценностей бытия было бесспорным. Очень верно охарактеризовала поэта Л. А. Смирнова: «Фет, с трепетной верой в Создателя, не касаясь словом Его "святых таинств" обратился к человеческому переживанию рожденных этой верой идеалов. (...) Ясновидцем изменчивых душевных состояний, неожиданных прорывов за пределы земных впечатлений (выделено мной. - В.С.) был Фет»18. Письма, дневники, записные книжки Александра Блока утверждают верность такого понимания мировидения замечательного поэта-классика.

Соловьёв В. С. О лирической поэзии // Соловьёв В. С. Чтения о богочеловечест-ве. Статьи. Стихотворения и поэма. - СПб.: Художественная литература, 1994. - С. 264.

Полонский Я.П. Сочинения: В 2 т. Т. I. - М.: Художественная литература, 1986. - С. 28.

Смирнова Л.А. Золотой сон души. О русской поэзии рубежа Х1Х-ХХ вв. М.: Водолей, 2009. - С. 43. Кроме указанной монографии, о традициях А.А. Фета в творчестве символистов и в частности А. Блока писали: Горелов П.П. А. Блок, его предшественники и современники. - Л.: Сов. писатель, 1986; ЛагуновА.И. Афанасий Фет и поэзия русского символизма. - Харьков: Основа, 1999; Аторина О.Г. Фет и русский символизм: К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый. - Смоленск, 2005; др.

Блок А.А. Собрание сочинений в 8 т. - М.-Л.: Государственное издательство художественная литература, 1960-1963 / Под ред. В.Н. Орлова. Далее ссылки на это издание после цитаты в скобках с указанием тома и стр. Менделеева-Блок Л.Д. И быль и небылицы о Блоке и о себе // Воспоминания об Александре Блоке: В 2 т. Т. I. - М.: Художественная литература, 1980. -С. 139.

Александр Блок. Новые материалы и исследования. Литературное наследство, 92 т., кн. I. - М.: Наука, 1980. - С. 412.

Соловьёв В.С. Чтения о богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. -

СПб.: Художественная литература, 1994. - С. 412.

Фет А.А. Вечерние огни. Выпуск второй. - М.: Эксмо, 2006. - С. 215.

«Вот тебе стихотворение Фета, которое ты желал знать». Далее приведен

текст стихотворения // Александр Блок. Новые материалы и исследования.

Литературное наследство, 92 т., кн. I. - М.: Наука, 1980. - С. 324.

2

3

4

5

6

7

Соловьёв В. С. О лирической поэзии // Соловьёв В.С. Чтения о богочеловечест-ве. Статьи. Стихотворения и поэма. - СПб.: Художественная литература, 1994. - С. 275.

Александр Блок. Письма к жене. Литературное наследство, 89 т. - М.: Наука, 1978. - С. 70.

Соловьёв В.С. О лирической поэзии // Соловьёв В.С. Чтения о богочеловечест-ве. Статьи. Стихотворения и поэма. - СПб.: Художественная литература, 1994. - С. 276.

Фет А.А. Воздушный город. Стихотворения 1840-1892. - М.: Центр-100, 1996. - С. 13.

14 Фет А.А. Вечерние огни. Выпуск первый. - М.: Эксмо, 2006. - С. 13.

Александр Блок. Письма к жене. Литературное наследство, 89 т. - М.: Наука, 1978. - С. 62.

Фет А.А. Вечерние огни. Выпуск первый. - М.: Эксмо, 2006. - С. 15. Например, Н.Н. Страхов, С. Л. Толстой, др. См.: Современники о Фете. - М.: Правда, 1988.

Смирнова Л.А. Золотой сон души. О русской поэзии рубежа ХК-ХХ вв. - М.: Водолей, 2009. - С. 53.

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.