166
Ойкумена. 2010. № 4
Кондратенко Г.В.
Фестиваль науки во Владивостоке
Science Festival in Vladivostok
16 октября 2010 г. в Институте Биологии Моря ДВО РАН (ИБМ) прошёл IV фестиваль науки "Окно в науку". Это мероприятие, объединяющее все Институты Дальневосточного отделения РАН, нацелено на популяризацию науки. С одной стороны, школьники и их родители в открытой и познавательной форме знакомятся с достижениями, открытиями дальневосточной науки, и могут не только увидеть, но и, что называется, потрогать руками, с другой - учёные чувствуют интерес общества, особенно со стороны юного поколения, ведь Фестиваль науки предназначен именно для школьников всех возрастов.
Фестивали науки — интереснейшие формы взаимодействия науки и общества, в Европе такие мероприятия проводятся уже 175 лет. Первый в России фестиваль науки прошел в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова в октябре 2006 года. Ректор МГУ выразил надежду, что этот фестиваль не только поможет познакомить всех интересующихся с прекрасным миром науки, но и привлечет в науку молодежь, которой предстоит сделать жизненный выбор, а также что эта традиция будет поддержана и другими научными и образовательными центрами нашей страны. Пожелание ректора МГУ было услышано в регионах - например, во Владивостоке проводятся ежегодно два фестиваля - на базе ДВГУ и на базе ДВО РАН, причём последний привлекает школьников со всего Приморского края.
В фестивале "Окно в науку" приняло участие 670 посетителей и 130 участников-организаторов этого праздника. Больше всего было школьников средних и начальных классов. Это связано тем, что в программе появилось больше мероприятий, рассчитанных на эту аудиторию. А выставки с демонстрациями и активным вовлечением зрителей были понятны и интересны разным возрастам. Чтобы наука была открыта для всех, аспирантами Академии экологии, морской биологии и биотехнологии (АЭМББТ) ДВГУ и ИБМ специально была организована площадка для малышей-дошкольников, которые могли посмотреть спектакли, демонстрации некоторых экспериментов, а также порисовать.
Для школьников старших классов было прочитано несколько лекций - "Что может рассказать история Дальнего Востока о его будущем", "Восток — дело тонкое: проблемы и перспективы Тихоокеанской России", лекции о спутниковом радиолокационном исследовании Мирового океана, о синергетике и математических методах исследований.
Школьникам средних классов было показано несколько фильмов об особенностях климата Приморского края в разные времена года, рас-
Кондратенко Г.В. Фестиваль науки во Владивостоке
167
сказано о геологических характеристиках Приморья и о роли Океана в жизни планеты и человека1 [2].
Все лекции и фильмы дополнялись великолепными выставками и демонстрациями. Больше всего внимание школьников привлекали две демонстрации - "Химический иллюзион" и "Биомедицинский конвейер". Каждый час в течение 20 минут сотрудники Института химии проводили опыты с металлами — горение металлов, их испарение и окрашивание. "Искусственный вулкан", "Сад кристаллов", "Черная змея", а также "Крио-представление". Каждый опыт вызывал бурный восторг у юных зрителей и просьбы повторить опыт ещё раз. На выставке "Биомедицинский конвейер" Малой академии морской биологии можно было проследить путь разработки лекарства на основе полезных веществ из морских животных: от идеи, какое вещество можно использовать и из какого животного, через разработку методов получения этого вещества и изготовления из него лекарства до испытания лекарства на лабораторных животных, которым огромное количество людей обязано здоровьем и даже жизнью. Кроме того, можно было покормить улитку кусочком огурца, потрогать живого морского ежа и подержать в руках маленького белого мышонка. А напротив этой выставки можно было рассмотреть водоросли, медуз и другие морские организмы под микроскопом.
Среди необычных мероприятий можно отметить несколько мини-спектаклей - "Кушай травку" - зрители познакомились с лекарственными и пищевыми дикорастущими растениями Приморского края, узнали об их особенностях и о том, как их использовать; "Клетка как она есть" - игровой спектакль - зарисовка о жизнедеятельности клетки.
В холле первого этажа ИБМ и в Музее ИБМ проходило множество мастер-классов, на которых дети знакомились с декоративно-прикладным искусством народов Дальнего Востока, учились изготавливать орнаменты и вырезать ритуальные фигурки из дерева, а также писать иероглифы кисточками и тушью (Институт Истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока). Слушали, как ботаники изучают растения и делали поделки из листьев (Ботанический сад-институт). Школьники слушали, как пагубно влияет на морские организмы загрязнение бытовыми органическими веществами и нефтепродуктами и какие существуют способы очищать море от этих вредных веществ, узнавали, как работает Геммологическая лаборатория Института геологии и как проверяется качество и подлинность драгоценных камней (Дальневосточный геологический институт). В Музее ИБМ школьникам рассказывали, как стать биологом и какими разными бывают биологические специальности (АЭМББТ ДВГУ). Им раскрывали секреты решения задач прикладной математики и показывали, как математика помогает экономике (Институт прикладной математики), знакомили с методами химических исследований морской воды (Тихоокеанский океанологический институт), объясняли, чем киты отличаются от рыб и что такое синергетика, фракталы и аттракторы (ИБМ). Показывали Музей и рассказывали о морских исследованиях, морских животных и о том, как строились отношения человека и моря тысячелетия назад и как строятся сейчас2.
Фестиваль науки для молодёжи - безусловно нужное и важное дело, остаётся только пожелать слияния разных фестивалей и привлечения сюда большего числа научных и образовательных учреждений. _ ♦
1 См. Фестиваль Дальневосточной науки — 2010 "Окно в науку" [Электронный документ]. [Электронный ресурс]. URL: http://museumimb.ru/fest2010.html
2 См. Очень научный праздник [Электронный документ]. [Электронный ресурс]. URL: http://museumimb.ru/festival2010.html