Научная статья на тему 'Феоктистова О. С. Процесс воспитания певцов-солистов на занятиях вокальным ансамблем'

Феоктистова О. С. Процесс воспитания певцов-солистов на занятиях вокальным ансамблем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Феоктистова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феоктистова О. С. Процесс воспитания певцов-солистов на занятиях вокальным ансамблем»

О.С. Феоктистова ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ПЕВЦОВ-СОЛИСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ

« ■ ■% окальный ансамбль» является одним г^С из главных профилирующих предме-Д- * тов в процессе подготовки будущих профессиональных исполнителей народных песен. Практический характер данной учебной дисциплины, связанный прежде всего с певческой исполнительской деятельностью, тем не менее играет существенную роль в сложнейшем процессе формирования певческого мышления как базиса всего исполнительского творчества. Таким образом, практическая по своему характеру направленность занятий вбирает в себя целую иерархию аспектов, формирующих целостный «профессиональный портрет» народного певца, в чьем внешне проявленном певческом звуке выражается и его внутренний мир: накопленные наблюдения, уровень осознанности по отношению к песенному материалу, и, как результат, стремление к подлинному творческому самовыражению.

Коллективная форма певческого процесса на занятиях вокальным ансамблем направлена на приобретение важнейших специального практических профессиональных навыков. В первую очередь это воспитание исполнительских ансамблевых качеств, что предполагает овладение основными исполнительскими приемами ансамблевого пения, расширение репертуарных возможностей в процессе освоения разножанровых аутентичных образцов, авторских песен и оригинальных обработок, развитие навыков импровизации в различных видах народного многоголосия и различных видов музыкального слуха (интонационного, ладового, тембрового). Это также и умение включать различные формы аутентичного творчества в его синкретическом виде: соединение пения с хореографией, игрой на народных инструментах, театрализацией, воплощение бытующих аутентичных обрядов и их фрагментов. Результатом может быть создание в творческой обстановке занятий целых музыкально-театральных композиций, спектаклей и т. д.

Следующую «ступень» в процессе совершенствования профессиональной подготовки будущих певцов можно определить как формирование и совершенствование навыков коллективного творческого общения. Высшая степень творческого

единения в ансамблевом пении аутентичных певцов ярко описана этнопсихологом А. Андреевым, потрясенным слитностью и удивительной внутренней гармонией, установившейся между исполнителями: «Впервые за шесть лет я услышал, как они поют... Какое-то время их совместное звучание осознавалось мною как слившиеся голоса, но произошел еще один переход, и общее звучание-голос словно отделилось от них и зазвучало само по себе, будто над столом, вокруг которого они сидели, появилось самостоятельно поющее пространство!.. А Поханя сказал: - Вот, совместились... -и велел подавать чаю» [2, с. 35].

Подобный феномен внутреннего единства, ансамблевого сотворчества возможен лишь при общности духовно-мыслительного настроя, который изначально присутствует в аутентичном творчестве, и для достижения которого необходимо длительное воспитание студентов в учебных условиях. Это в свою очередь возможно при глубоком целенаправленном стремлении к важнейшей профессиональной цели будущих профессиональных исполнителей народных песен -к овладению особым народно-певческим мышлением. Формирование и дальнейшее развития подобного специфического мышления возможно при развитии подлинного художественного вкуса, профессиональном изучении народнопевческой культуры в целом, практическом освоении особенностей национальной певческой культуры в её жанровом и стилевом многообразии и воспитании любви к народному певческому искусству.

Занятия вокальным ансамблем в колледже проводятся на основе малых групповых объединений, таких как дуэты, трио, квартеты. На начальном этапе работы с ансамблем задачей преподавателя является формирование на занятиях творческой обстановки, способствующей психологическому сближению учащихся для «припевания» и тембровой слитности голосов. В целом ансамблевая работа строится в трёх основных направлениях: развитие вокального исполнительского уровня каждого из участников ансамбля, формирование единой певческой манеры студентов, и, наконец, обучение, развитие и профессиональ-

70

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

© О.С. Феоктистова, 2008

но-творческое совершенствование певческого коллектива как единого целого.

Особенно важным становится репертуарная направленность формирующегося коллектива. Основными требованиями к репертуару являются: разнообразие по жанровому, стилевому, динамическому, тембровому и прочим признакам, соответствие уровню общемузыкальной и вокальной подготовки учащихся, их природным голосовым особенностям, а также исполнительской специфике и творческим возможностям данного коллектива. Кроме того, сам репертуар призван способствовать формированию единой певческой манеры участников ансамбля, активизировать народно-ансамблевый песнетворческий процесс. Желательно, чтобы в результате лучшие ансамблевые работы обучающихся находили исполнительское воплощение не только в текущих контрольных мероприятиях, но также, по возможности, и в концертных выступлениях.

В работе со студенческим ансамблем преподавателю необходимо руководствоваться следующими положениями: тщательно изучить вокальные особенности, возможности и ограничения голосов участников ансамбля; распределять ансамблевые партии, исходя из темброво-тесситур-ных особенностей каждого учащегося; способствовать развитию творческой активности каждого из них; точно, лаконично, в доступной для учащихся форме формулировать вокально-технические и художественно-образные задачи; побуждать развитие навыка одновременного слышания своего голоса и общего ансамблевого звучания; выстраивать учебный репертуар в целостные концертные программы, объединяя песни по различным признакам (образно-тематическим, жанровым, стилевым и т.д.); не допускать в процессе занятий переутомления голосовых аппаратов, чередуя индивидуальные формы работы (над сольными запевами и отдельными ансамблевыми партиями) с групповыми (от первоначального соединения партий до генеральной репетиции выступления).

Спецификой коллективного творчества в условиях профессиональной исполнительской подготовки является постоянное сочетание ансамблево-художественной и вокально-технической работы, в процессе которой развиваются навыки ансамблевого пения (достижение слитности тембров голосов, единой динамической, артикуляционной, драматургической и прочих составля-

ющих исполнение). При этом воспитывается умение импровизации в заданном типе многоголосия (начиная с наиболее простых его видов), оттачиваются навыки чистого интонирования, тембровой перестройки при исполнении разнохарактерного репертуара, полноценного объёмного резонирования, регулирования певческого дыхания (нижнерёберного и, характерного для народных песен, «цепного», «спорадического»), владения различными типами артикуляции в условиях использования региональных диалектов, равно как и общерусским вокальным произношением. Итогом становится достижение выразительного осмысленного высокохудожественного коллективного пения.

В процессе ансамблевой подготовки находят свое непосредственное воплощение межпредметные связи с такими дисциплинами, как сольное пение, хореография, игра на народных инструментах, актёрское мастерство.

Репертуарная направленность занятий должна осуществляется в соответствии с основными дидактическими принципами: движение от простого к сложному, доступность осваиваемого материала, сочетание групповых и индивидуальных форм работы. На более позднем этапе занятий ансамблевым творчеством укрепляется и оттачивается гармонический слух, развивается свобода в освоении сложных видов народного многоголосия, таких как вариантная гетерофония, подголосочная полифония (выделение самостоятельных пластов-подголосков, например, «дишканта»). Своего подхода требует, конечно, и строго фиксированное авторское песенное творчество для народных голосов, исполнение которого предполагает (как правило) использование общерусского (литературного) произношения, обязательного следования творческому замыслу композитора и художественной интерпретации. Со временем студенты должны быть способны осваивать всё более сложное композиторское творчество для народных голосов, а также авторские обработки народных песен.

В результате ансамблевой работы студенты исполняют концертную программу, свободно ориентируясь в ансамблевой партитуре, не только уверенно «держа» свою партию, но и создавая варианты ансамблевых партий в заданном певческом стиле (в процессе исполнения песен строго фольклорного происхождения) и создавая коллективный художественно-исполнительский образ.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

71

Занятия вокальным ансамблем позволяют студентам совершенствовать не только вокальные способности в условиях совместного творчества, но и способствуют формированию особых лидерских качеств (в частности, в сольных запевах, концентрирующих в себе все дальнейшее музыкальное развитие), которые столь необходимы для будущих профессиональных певцов-солистов, исполнителей народных песен.

При этом техническое качество исполнения студентами должно сочетаться с овладением ими художественно-образными средствами, с полной творческой отдачей. Только тогда каждый участник ансамблевого коллектива может максимально развить свои исполнительские способности в процессе овладения народно-певческим репертуаром, только тогда можно будет приблизиться к пониманию народного песенного творчества,

выразить и донести до слушателя «.главное... в душевном богатстве и глубинности чувства песни у народа, чьи раздумья о жизни могли вызвать напевы столь убедительной внутренней силы, столь сдержанно раскрываемой энергии» [3, с. 29].

Библиографический список

1. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни. - М.: Сов. композитор, 1988.

2. Андреев А. Мир тропы: Очерки русской этнопсихологии. - СПб.: «Тропа Троянова», 1998.

3. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. - Л.: Музыка, 1987.

4. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост., коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л.: Музыка, 1980.

И.Х. Хамизова АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОДУКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Выявляются уровни продуктивности профессиональной деятельности молодых специалистов (выпускников одних и тех же факультетов) методом рейтинга. На основании сравнительного анализа личностных и профессиональных качеств молодых специалистов разных уровней продуктивности деятельности выявляются и анализируются акмеологические факторы, приводящие к тому или иному уровню продуктивности.

Современный этап развития общества предъявляет к работе молодых специалистов, а значит и к высшим учебным заведениям, занятых их подготовкой, принципиально новые требования. Однако связь между вузами и сферой профессиональной деятельности выпускников не всегда надежна.

Выпускнику вуза, молодому специалисту после окончания высшего учебного заведения требуется, как правило, еще немало времени и усилий, чтобы трудоустроиться по специальности и адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Выпускник вуза может адаптироваться в профессиональной среде, обладая определенными личностными и поведенческими навыками, такими как активность, энергичность, ответственность, профессионализм, компетентность и готовность к творческому решению различных классов профессиональных задач. Внедрение рыночных механизмов экономики выдвигает на первый план такие качества работника, как деловая инициатива, конкуренто-

способность, предприимчивость, компетентность, ответственность, творческий подход к делу. При подготовке специалистов вуз должен ориентироваться не только на формирование знаний и навыков, но и на развитие выделенных качеств.

Условием продуктивной созидательной деятельности современного человека является образование и формируемый на его основе профессионализм личности, деятельности, индивидуальности в решении практических и теоретических, специальных и профессиональных задач, обеспечивающих продуктивность деятельности [3].

По Н.В. Кузьминой критерием качества подготовки специалистов является творческая готовность молодых специалистов - выпускников вуза к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности [4]. Показателем готовности выпускника к профессиональной деятельности является собственно продуктивность деятельности. Таким образом, продуктивность деятельности молодых специалистов - выпускников вуза мы можем рассматривать в роли основного кри-

72

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

© И.Х. Хамизова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.