Научная статья на тему 'Феномен здоровья в рамках философских интерпретаций'

Феномен здоровья в рамках философских интерпретаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
581
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ / МЕДИЦИНА ЗДОРОВЬЯ / PHILOSOPHY OF HEALTH / MEDICINE OF HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Мария Владимировна

Рассматривается проблема определения философии здоровья как специфического поля философского исследования и его границ на историческом материале с выходом на современные интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health as phenomenon in the framework of philosophical reflexion

The article deals with the definition of philosophy of health as a specific field of philosophical investigation. The issue is considered in historical key with modern interpretations included.

Текст научной работы на тему «Феномен здоровья в рамках философских интерпретаций»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

35

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2012. Вып. 3

УДК 37.013 М.В. Петрова

ФЕНОМЕН ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ФИЛОСОФСКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ

Рассматривается проблема определения философии здоровья как специфического поля философского исследования и его границ на историческом материале с выходом на современные интерпретации.

Ключевые слова: философия здоровья, медицина здоровья.

В обширной литературе по данному вопросу в первую очередь подчеркивается комплексный характер исследования. Здоровье является объектом изучения медицины, биологии, экологии, психологии, социологии, политологии, истории, экономики и других научных направлений и дисциплин. Выделение Институтом философии РАН такого направления исследования, как философия здоровья, было инициировано в 2001 г. Центром био- и экофилософии под руководством профессора И.К. Лисеева.

Однако приходится констатировать, что философская рефлексия порой подменяется суммированием имеющихся походов, что представляется неверным, либо имеет место редукция - подмена философской интерпретации феномена здоровья частным подходом, медицинским, социологическим или каким-либо другим.

Целью данной работы является определение специфики философской рефлексии в процессе осмыслении феномена здоровья.

В связи с этим можно провести параллель. В настоящее время в качестве учебной дисциплины в университетах читается курс философии техники. Техника как феномен существует с того времени, как появился человек. Однако философская рефлексия по поводу техники появилась поздно, и только во второй половине ХХ в. оформилось предметное поле философии техники. Возможно, ситуация с «философией здоровья» аналогична.

Во-первых, задумаемся: являлось ли здоровье предметом философской рефлексии, умозрения? Посмотрим на классическую Грецию. По Платону, предметом философии, умозрения являются эйдо-сы, например, такие как благо, истина, добро, красота, любовь. Однако здоровье в этом ряду не упоминалось, как, впрочем, и свобода, а также иные ипостаси современных философских исканий.

Очень важно иметь в виду, что осмысление здоровья осуществлялось в рамках медицины намного раньше, чем это случилось в философии. Медицинские знания были обширны в пределах храмовой медицины, еще ранее - в магии. Здоровье рассматривается как естественное состояние человека, природное, изначальное. Нарушение здоровья - это результат деятельности злых духов, позднее богов, которые насылают болезни на человека, лишая его здоровья. В рамках восточной преднауки такие представления были распространены во всех древних цивилизациях.

Промежуточным звеном между философской и медицинской рефлексиями является деятельность пифагорейского союза. Пифагорейцы, которые стояли у истоков философии, и Пифагор, который, возможно, был автором слова «философия» веком ранее, до Платона, рассматривали здоровье как атрибут жизни, направленной к совершенству. Они декларировали необходимость сохранения здоровья как необходимого условия совершенства. Совершенство рассматривалось, в первую очередь, как духовное совершенство. Как известно, на первое место пифагорейцы ставили прекрасное и благопристойное, на второе - полезное и выгодное, на третье - приятное. Они полагали, что нездоровье «портит» душу, поэтому необходимо здоровье. Не может же, в самом деле, какая-то несовершенная душа появиться в мире божественном, мире чистоты и красоты. В этом смысле здоровье трактуется как ценность-средство, а не ценность сама по себе. Фрагмент из «Золотых стихов Пифагора» иллюстрирует данный тезис:

«Ты же будь твёрдым: божественный род присутствует в смертных,

Им, возвещая, священная всё открывает природа.

Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь,

Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь.

Яства, сказал я, оставь те, что я указал в очищеньях,

И руководствуйся подлинным знанием - лучшим возничим.

Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесёшься,

Станешь нетленным, и вечным, и смерти не знающим богом» [1].

36

М.В. Петрова

2012. Вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Именно пифагорейцы в своем стремлении достичь духовного совершенства провозглашают необходимым не какой-то отдельный культ или набор действий, а образ жизни. Частью этого образа жизни является здоровье, отсутствие телесных и душевных недугов.

Рецепт здоровья, по мнению пифагорейцев, следующий: «Должно оставить беспечность, коль дело пойдет о здоровье. Меру важно во всем соблюдать - в еде и напитках, и в упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость». «Изнурять своё тело ты не должен, но старайся пищи, питья и упражнений давать ему в меру - дабы тело твоё укрепилось, не зная ни излишеств, ни лени!». «И воздержись от питания плотью: это противно природе твоей и будет мешать при очищении твоём!». Здесь речь идет о телесном здоровье, но для чистоты души этого явно не достаточно. Далее говорится о «душевном» здоровье: «Страсти свои побороть - свыше дана тебе возможность. Так обуздай же в себе мощным усилием воли - и жадность, и лень, и сексуальные страсти, и гнев безрассудный!». Затем пифагорейцы говорят о нравственном здоровье: «И будучи один, и при людях - бойся свершения тобой дурного поступка! Храни честь свою! Будь всегда справедлив и в словах, и в поступках своих, следуя в них непреклонно велениям и ума, и закона».

И, наконец, торжественный финал: «Так излечи душу! Откроет это тебе Путь к Освобождению!

И после того, как преобразишь ты полностью душу, — сможешь стать ты Богом Бессмертным, смерть раздавившим стопою» [2].

Таким образом, в пифагореизме здоровье, здоровый образ жизни - средство достижения бессмертия.

Посмотрим другой пример. Алкмеон Кротонский, представитель пифагорейской школы, блестящий врач, очень интересно объясняет, что такое болезнь и что такое здоровье, опираясь на учение Анаксимена о воздухе как первоматерии. «Сохраняет здоровье равновесие (изономия) сил влажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и прочих; господство же (монархия) из них одного есть причина болезни, ибо господство одной противоположности действует гибельно».

Очевидно, что данное определение здоровья реализует философскую рефлексию в рамках определенной онтологии. Однако врача интересует не здоровье как таковое, а болезнь и способы ее преодоления, так как задача врача - исцеление, борьба с болезнями. Можем ли мы назвать это «философией здоровья»? Да, но это, скорее, «медицина здоровья». «Философия здоровья» врача - это философия борьбы с болезнью, так как здоровье - это результат такой борьбы. Будем считать это «медицинским походом» в интерпретации феномена здоровья.

Таким образом, в период античности здоровье рассматривается как некий результат усилий врача либо как изначальное, естественное состояние человека до болезни. Получается, что здоровье -это некое естество человека. Подчеркнем, что явно эта мысль не высказывается.

В рамках пифагореизма здоровье рассматривается как средство достижения совершенства, Однако здоровье может утрачиваться, и для его сохранения необходимы специальные усилия, «практики». Здоровье становится элементом культа, назовем это «религиозным подходом».

Возникает вопрос, где же чистый философский поход, чистая философская рефлексия по поводу здоровья? Ее нет. Фактически «философии здоровья» в античности нет. И это закономерно. Попробуем это объяснить.

Обратимся к классическому периоду философии античности. Сократ, Платон вслед за пифагорейцами не рассматривают здоровье как таковое в качестве предмета философии. Они озабочены совершенствованием души: стройный, логически выстроенный интеллект, нравственное совершенство, человек, как носитель этих атрибутов - вот предметы их философской рефлексии.

Аристотель, который создает свою знаменитую классификацию научного знания, как известно, выделяет теоретическую философию, практическую философию и пойетическую философию. Для технического знания и медицинского знания места в этой классификации нет. Почему? Потому что предмет философии, метафизики, усматривающей сверхчувственные начала и причины бытия, не может быть столь приземленным. Техника - занятие ремесленника, медицина - тоже ремесло, в лучшем случае - искусство, но не наука, не философия.

В период эллинизма, когда оформляются различные этические программы, определяющие смысл и принципы человеческой жизни: гедонизм, кинизм, стоицизм, эпикуреизм, тема здоровья поднимается, но не самостоятельно. Здоровье рассматривается как атрибут счастья, счастливой жизни, но нигде не доминирует как самостоятельная тема. Совершенство все более отождествляется со спокойным, безмятежным духом, с бесстрастием, подчеркивается нравственная сторона жизни, которая должна обеспечить эту безмятежность.

Феномен здоровья в рамках философских интерпретаций

37

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2012. Вып. 3

Интересен в этой связи Эпикур, который рассматривал философию как искусство врачевания, он говорил: «Пусты Слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души» [3].

Эпикур утверждал, что величайший враг человека - это страх, причем самый сильный страх - это страх смерти, и только философия способна избавить человека от этого страха, то есть излечить его душу. В итоге «конечная цель блаженной жизни - телесное здоровье и душевная безмятежность» [4].

Таким образом, в период античности - исторически первый период развития западной философии - имеют место три подхода в интерпретации феномена здоровья. Первый подход - «философия здоровья» в рамках медицины, рассматривающая здоровье как состояние организма, в котором внутренние элементы находятся в гармонии. «Философия здоровья» здесь - это философия борьбы с болезнями различными средствами, искусство врача. Второй подход - это «философия здоровья как средства», средства достижения совершенства, бессмертия (пифагореизм, платонизм). Третий, «прагматический подход», когда здоровье (телесное, нравственное) рассматривается как элемент счастья, благополучия отдельной человеческой жизни (стоицизм, эпикуреизм). В целом, на наш взгляд, «философии здоровья» как таковой нет.

Для полноты картины обратимся к материалам древней восточной философии, китайской и индийской. На Востоке, как и на Западе, осмысление феномена здоровья пришло раньше в медицине, поскольку медицина старше философии.

Один из наиболее знаменитых классических трудов древней китайской медицины - «Хуанди Нэй-цзин» («Трактат о внутреннем») написан за 2 тысячи лет до нашей эры, состоит из 18 томов. Он долгие века служил руководством ко всему комплексу теоретических и практических вопросов медицины.

Китайская традиционная медицина рассматривает все физиологические и патологические явления, происходящие в организме человека, в теснейшей взаимосвязи с жизнью окружающей среды. Наряду с самим заболеванием, время года, атмосферные условия, жилище, одежда, диета, эмоциональные особенности, привычки, настроение составляют предмет пристального внимания и изучения китайского врачевателя. В этом, без сомнения, сходство древней китайской медицины с медициной древнегреческого врача Гиппократа.

Представления о болезнях и их лечении в древнем Китае имели натурфилософскую основу. Здоровье «понималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий у син (огня, воды, земли, дерева и металла), а болезнь - как нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка - ян и синдром недостатка - инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма.

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь - иглоукалывание; лат. acupunctшa^; кит. цзю - прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Целители полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие инь-ян. Начало ян выходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает.

Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэй цзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых». Такими лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика у син (кит. - игра пяти зверей), основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

Специфическим для китайской медицины в интерпретации здоровья был энергетический подход. Так, излечение приходило через обращение человека к космической энергии «ци». Контакт с этой энергией обеспечивал здоровье и силу человека.

Таким образом, мы видим, что в китайской медицине, как и в античной, имеются четкие натурфилософские основания, предпринимается попытка выделить практику укрепления здоровья, но философии здоровья в чистом виде нет.

В Древней Индии жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды, носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь. Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного

38_____________

2012. Вып. 3

М.В. Петрова

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий, времени года, климата, плохой пищи или воды. Болезни подразделяли на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами, например, проказа, венерические и другие заразные болезни, понять причины которых в то время было еще невозможно.

Оригинальным в индийской философии является учение йоги. Патанджали выделил в йоге восемь частей. Его учение охватывает три самостоятельных направления развития человека. Во-первых, это нравственная сфера (яма и нияма), во-вторых, это физическое развитие, совершенствование тела (асана и пранаяма) и, в-третьих, это развитие психических сил человека (пратьяхара, дхара-на, дхьяна, самадхи).

Эта целостная система духовно-физических практик ведет человека к достижению идеального здоровья, «здоровья как состояния полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствия болезней и физических недостатков». Именно так в настоящее время определяет здоровье Всемирная организация здравоохранения.

Если представить себе восьмеричный путь в виде лестницы, то ее фундаментом будут служить духовные внутренние ценности - твердые моральные устои, принципы и нормы межличностных отношений. От них путь индивидуального развития ведет через совершенствование физического тела к достижению удивительных способностей и особых состояний сознания.

Философия йоги в полной мере сопоставима с пифагореизмом в Древней Греции. Здесь также здоровье понимается как средство достижения совершенного состояния, которое обеспечивает слияние с божественным. Медицина имеет натурфилософские основания, но философии здоровья в чистом виде нет.

Таким образом, в целом, в период истории Древнего мира философии здоровья как таковой не было. Возникает вопрос: когда же она возникает или может возникнуть? На наш взгляд, для этого необходимо выделение здоровья в качестве онтологической сущности или сверхценности в рамках философской рефлексии, по аналогии с философией любви, философией свободы.

Представляется, что в настоящее время большой интерес к теме здоровья продиктован в основном коммерческим, экономическим содержанием социальной жизни. Человек с его ресурсами является товаром, лучше «продается» здоровый человек, и люди начинают интенсивно заниматься здоровьем, причем, в первую очередь, физическим. Можно сказать, что люди современной цивилизации «помешаны» на здоровом образе жизни. Здоровье в западных странах превратилось в социальный миф, современный культ, иногда - в манию. Философия здорового образа жизни в глубоко нездоровом обществе - это замечательный парадокс.

Основной вывод следующий: философия здоровья должна в всей полноте осмысливать этот феномен, раскрывать его противоречия и парадоксы, а такой философии здоровья пока нет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Золотые стихи» пифагорейцев. URL: http://amklib113.ru/bbl/pifagor/index.html

2. Пифагор - золотые стихи. URL: http://ru.philosophy-of-religion.org.ua/golden_verses_of_pythagoras.html

3. Фрагменты ранних греческих философов. Эпикур. URL: http://philosophy.ru/library/antiq/index.html

4. Эпикур. URL: ( http://philosophy.ru/library/antiq/atomizm/epicur.html

Поступила в редакцию 02.10.12

M. V. Petrova

Health as phenomenon in the framework of philosophical reflexion

The article deals with the definition of philosophy of health as a specific field of philosophical investigation. The issue is considered in historical key with modern interpretations included.

Keywords: philosophy of health, medicine of health.

Петрова Мария Владимировна, доктор политических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова» 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7 E-mail: ssilver@udm.ru

Petrova M.V., doctor of political sciences, associate professor

Izhevsk State Technical University 426069, Izhevsk, Studencheskaya st., 7 E-mail: ssilver@udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.