Научная статья на тему 'Феномен юродства в прозе г. Петрова'

Феномен юродства в прозе г. Петрова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
147
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ПРАВЕДНОСТЬ / ЖИТИЕ / СВЯТОСТЬ / ORTHODOXY / RIGHTEOUSNESS / HAGIOGRAPHY / HOLINESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хомяков В. И., Винская О. В.

Исследуется развитие житийного жанра в отечественной прозе XX-XXI вв., что дает возможность проследить традиции древнерусской литературы в современном литературном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of foolishness in G. Petrova prose

The article is devoted to development of hagiographical genre in the Russian prose of the XX-XXI centuries that traces the traditions of ancient literature in the contemporary literary process.

Текст научной работы на тему «Феномен юродства в прозе г. Петрова»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 1. С. 230-231.

УДК 82.09

В. И. Хомяков, О. В. Винская

ФЕНОМЕН ЮРОДСТВА В ПРОЗЕ Г. ПЕТРОВА

Исследуется развитие житийного жанра в отечественной прозе ХХ-ХХ1 вв., что дает возможность проследить традиции древнерусской литературы в современном литературном процессе.

Ключевые слова: православие, праведность, житие, святость.

Агиографический образ юродивого достаточно широко представлен в древнерусской литературе, в частности, в летописях, житиях и других памятниках письменности. Обращались к нему и русские писатели Х1Х в. - от А.С. Пушкина до Н.С. Лескова и Ф.М. Достоевского. Особое значение тема юродства приобретает в литературе ХХ в. и в новейшей прозе. Исследователи, затрагивающие тему юродства, отмечают такие черты феномена, как одиночество героя, странничество, маргинальность, сочетание высокой и низкой культуры, путь юродства как христианского подвига.

Работая в русле малой прозы, Г. Петров создает рассказы, легко прочитываемые в контексте житийной традиции, поскольку именно древнерусское житие как литературная форма позволяет ему максимально приблизиться к осуществлению замысла. Наложение житийного плана повествования на современную действительность обеспечивает произведению поистине универсальное онтологическое звучание. Авторский замысел, заключающийся в воссоздании типа современного героя-праведника, реализуется посредством аллюзий и реминисценций, имеющих явную отсылку к Священному Писанию и памятникам древнерусской словесности. Главным образом, эта художественная задача решается за счет введения в сюжет героев-маргиналов

- убогих и Христа ради юродивых, столь характерных для агиографических произведений и относящихся к наиболее распространенному чину святых. Г.П. Федотов, исследуя феноменологию святости, отмечает обилие блаженных в святцах русской церкви и высокое народное почитание юродства, что, по его мнению, говорит об особой роли этой формы христианского подвижничества, отражающей особенности национального русского характера [1].

В рассказах Г. Петрова перед читателем предстает галерея героев-маргиналов: незлобивый Арсений («Терпеливый Арсений»), бездомный Гашка, побирушки Прося и Палаша («Страстная седьмица»), блаженный Коля Барон («Крестный ход»), юродивая Устинька-монастырская («Житие мирянки Миронии»), привокзальные бомжи («Люди одиннадцатого часа») и др. Используя прием антитезы, автор придает образам убогих духовное содержание в противовес всем «остальным» - бездуховным - героям, составляющим своего рода некую оппозицию.

Так, в рассказе «Терпеливый Арсений» главному герою, кроткому безропотному Арсению, противопоставляется жена-тиран. Немногочисленные, но явные детали (безработица, финансовый кризис, челночная торговля, спекуляция и т. п.) позволяют предположительно определить время повествования - Россия начала 90-х. Действие разворачивается вокруг рядовой бывшей советской семьи, вынужденной как-то выживать в непростых экономических условиях. Арсений, уво-© В.И. Хомяков, О.В. Винская, 2012

Феномен юродства в прозе Г. Петрова

231

ленный с мебельной фабрики, уже с месяц сидит на шее у жены, которая не скупится на эпитеты непредприимчивому супругу (бездельник, голодранец, дармоед, босяк, голь перекатная), на что тот реагирует смиренно и кротко, с добродушной улыбкой, чем вызывает еще больший ее гнев. Он выполняет всю женскую работу по дому, и в глазах Васены Власьевны и гостей, вхожих в дом, выглядит блаженным. Жена, не стесняясь, зовет его чучелом, дураком и простофилей, шутом гороховым, заставляя забавлять соседей. Окружающие обращают внимание на непохожесть Арсения на других, отмечая его особую непричастность миру земному:

- Вот какой у тебя муж, Васена... Прямо Божий человек.

- Божий-то Божий, - отвечает Васена Власьевна. - Только вот нищий и босой. Дома-то ни копейки! Вон Зинюхины живут! Вертятся круглый год! То шапки к зиме шьют, то игрушки детские. Перед Пасхой всегда веночки могильные мастерят А этому всё нипочем, всем доволен, и всё ему хорошо! [2].

Многочисленные попытки жены пристроить Арсения к работе, которая приносила бы хоть какой-то заработок, не увенчались успехом, и в конце концов она выгоняет его из дома, а через некоторое время узнает о его гибели. Кульминацией становится сцена в Храме Всех Скорбящих, где Васене Власьевне чудятся призраки у гроба Арсения. Вложенная в уста одного из них фраза «Терпение и есть путь любви. И у апостола Павла: любовь все переносит и долготерпит» [2] раскрывает суть подвижнического подвига Арсения, отсылая читателя к Первому посланию к Коринфянам Святого Апостола Павла: «Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не

ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит [покрываетъ], всему веру емлет, вся уповает, вся терпит» (13: 4-7) [3].

Подчеркнутое смирение, кротость и незлобивость главного героя, с одной стороны, роднит его первыми русскими мучениками - безвинно убиенными святыми князьями Борисом и Глебом. Вместе с тем неумение приспособиться к современной действительности приводит его к статусу блаженного, отверженного миром, по современным меркам - маргинала, и в этом плане история терпеливого Арсения имеет явные параллели к юродческим житиям. Являясь носителем некоего идеального начала, которое, однако, окружающие инстинктивно в нем чувствуют, он не находит ни в ком участия и поддержки, вызывая острое неприятие своей отрешенностью от дел земных, суетных, что и приводит к одиночеству и физической гибели героя. Трагический финал призван воплотить главную идею рассказа о вселенском зле, невозможности гармонии и изначальной обреченности героя как носителя высоких нравственных ценностей. С одной стороны, жизнь и житие Арсения, в соответствии с агиографическим каноном, призваны возвеличить подвиг святого подвижника, а с другой стороны, являются приговором миру, погрязшему в бездуховности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1991. URL: http://www. vehi.net/fedotov/svyatye/13.html)

[2] Петров Г. Рассказы [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rin.ru/doc/i/4565p1.html. (Электронная библиотека RIN.RU.).

[3] Первое послание Коринфянам Апостола Павла [Электронный ресурс]. URL: http://slav-biblia. narod.ru/64.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.