Н.Н. КИСЕЛЁВ
ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ В ЗДОРОВЬЕ ИНДИВИДА
Значение и актуальность феномена сознания уже потому велики, что благодаря его появлению человек стал человеком. Однако даже то многое, что известно сегодня благодаря разным отраслям науки, не даёт оснований сказать, что о сознании известно всё. Одним из важных направлений в познании сознания, особенно в современном мире и России, является исследование взаимосвязи сознания и здоровья. Головной мозг, сознание, самосознание, ум, интеллект, мышление, рассудок, разум - всё это разные звенья, составляющие одну упорядоченность «Я». Пространство «Я», материальное и виртуальное, представляет идентифицированную, упорядоченную и осмысленную часть живой материи в онтологическом единстве экзогенных и эндогенных факторов. Появление и развитие разума с неизбежным проявлением и развитием самосознания разрушили гармонию животного существования, обусловленного природой. По сути неуловимая, неосязаемая, внеэмпирическая виртуальность сознания свела в точку движение, пространство и время, создав идентичную реальность в системе «пустых символов»-симулякров. Отмечая свойства и особенности виртуальной реальности сознания, Э.З. Феизов отмечает: «Психическое, будучи нематериальным, расположено в мозгу, хотя само по себе оно лишено всего того, чем характеризуется мозг: в нем нет ни клеток, ни молекул, ни электрических импульсов. Оно не имеет веса, объёма, никогда не потребляет пищи. Существуя в мозгу, оно не сводится к процессам, протекающим в нем и не сливается, не отождествляется с ним» [7]. Анализ литературы показывает преобладание определений понятия «сознания» более в профессиональных, узкоспециализированных аспектах, акцентирующихся на психической стороне явления. Отечественные философы и психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.Л. Буева, Г.Л. Смирнов, А.Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин и др. сосредоточились на социальной составляющей сознания и добились в этом направлении значительных результатов. Современные исследователи отмечают важную роль сознания в регуляции устойчивого развития жизнедеятельности отдельного индивида и социума в целом. Самосознание проявляется как осознание своей единственности и отдельности, индивидуальности и сходства, в основе которых лежит, прежде всего, способность к ассимиляции и идентификации экзогенного и эндогенного факторов существования «Я» как диалектического единства. Э. Фромм употребляет термин «тождественность», но здесь нужно уточнить, что это не полное соответствие, обозначаемое знаком равенства, это динамическая интерпретация индивидуальности, похожая и неодинаковая одновременно. «... потребность в чувстве тождественности настолько важна и настоятельна, что человек не мог бы сохранить своё душевное здоровье, если бы не нашёл способа удовлетворить её» [8]. Однако, нужно отметить, что процесс жизнедеятельности - это не только адаптация, ассимиляция это ещё и не менее важная способность оставаться самим собой.
Способность сознания к регуляции и саморегуляции на разных уровнях -итог очень сложных и очень длительных взаимодействий и взаимовлияний. «Человеческое сознание, надо полагать, произошло не путём чистого самозарождения, а развивалось постепенно из других более низших форм, так как шла история становления человека от животного состояния к человеческому.
Способность и склонность организма занять в среде более выгодное для его жизни положение составляет, по-видимому, ту начальную естественно-историческую (биологическую) основу, из которой развивались различные формы сознания» [4]. Сознанию отводится роль как трансформирующего центра, так и центра творческого, оптимизирующего и управляющего реальностью, способного выстроить новую упорядоченность природно-социальных событий. Первый акт сознания начинается с познания себя как противоположности прочему миру предметов, своей особенности и похожести. Чем самостоятельнее и сильнее сознания индивида, тем сильнее эмоциональная противопоставленность экзогенному фактору. Осознав своё «Я» как нечто отдельное от всего прочего, человек неизбежно приходит к пониманию того, что он имеет право жить и действовать сам по себе, самостоятельной и самодостаточной жизнью. Параллельно происходит эмпирическое освоение многочисленных связей, отражающих многогранность истины в разных аспектах. Наиболее существенным фактором в становлении самосознания «Я» следует назвать свободу как познанную необходимость, основанную на понимании объективности и целесообразности законов природы, соблюдение которых является важнейшей составляющей устойчивого развития здоровья. Именно осознанное ощущение права на свободу выбора является важнейшей составляющей устойчивого здоровья. Представляется важным отметить, что здоровье в связи с вышеизложенным - есть отражение степени свободы и зависимости системы от внешних и внутренних факторов равновесного существования этой системы. Следует отметить, что сознание и самосознание - это ещё и способность целенаправленно изменять и изменяться исходя из нового опыта и знаний. Понять -значит измениться, определить, осознать пределы необходимости и достаточности своей свободы, ограничивающим фактором которой служат энтропия, деструкция, дисгармония, смерть. С прекращением жизни исчезают любые потребности, а у больного человека они прежде всего сводятся к восстановлению здоровья. Индивид, как и всё живое, активно противостоит энтропии (рассеиванию), деструкции за счёт организационных усложнений и появившихся в связи с этим потребностей и поведения. «Поведение активно направлено на удовлетворение потребностей. Благодаря этому все окружающие их факторы начинают оцениваться в плане возможного удовлетворения этих потребностей» [6]. Мотивация потребностей и желаний человека выстраивается в соответствии с дихотомией его существования, основанной на неразрывности материального тела и виртуальности сознания. В результате ему приходится реагировать и приспосабливаться всеми процессами жизнедеятельности, «в том числе чувствами и поступками» [8]. Следует особо отметить, что становление самосознания «Я» вместе с несомненными достоинствами привело к появлению серьёзной проблемы под названием «нарциссизм». По древнегреческой легенде, самовлюбленность Нарцисса стала причиной его гибели. Проблемой «нарциссизма» занимался З. Фрейд, давший ей это название в 1910 г. Существенный вклад в позитивный сдвиг проблемы внесли К. Абрахам, К. Юнг, Г. Кохут, Э. Фромм [2]. Все проблемы «нарциссизма» замыкаются на сознании индивида, а уже через него распространяются и реализуются на разные сферы человеческой жизни. Патологические отклонения индивидуального «Я» проявляются в виде действия принципа удовольствия, повышенной самовлюбленности, обострённого чувства самолюбия, которые приводят к неустойчивому состоянию -психозу, наиболее характерными чертами которого являются разрыв связей личности с внешней реальностью и сосредоточенностью на своём «Я». Э.
Фромм указывал на недостаток объективности и способности к разумному суждению как на частый и очевидный симптом общественного «нарциссизма». Давно известно, что устойчивые (маниакальные) идеи, фанатизм каких-то положений становятся причиной тяжёлых депрессий, невротических состояний, ведущих к суициду или хроническим заболеваниям, т.е. к нарастанию энтропии, разрушению организма как системы. Манипуляция сознанием индивида и социума, как проблема «нарциссизма» встречается у многих классиков философии и литературы. В частности, известный фрагмент «Легенда о Великом инквизиторе» из «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского, в своем роде - история болезни в художественной интерпретации. Можно согласиться с Ю.П. Демаковым, утверждающим, что «история человечества, таким образом, не творческий процесс народных масс, а череда массовых заблуждений или, правильнее сказать, массовых психозов, психических "эпидемий"» [1]. При внимательном рассмотрении оказывается, что умение манипулировать сознанием и общественным мнением имеет возраст такой же почтительный, как и само человечество. В любой культуре существуют всевозможные способы воздействия на сознание и психику индивида, ограничивающие его самость и поэтому на определенном этапе ставшие факторами, стабилизирующими общество. В условиях массового «нарциссизма» потребительского общества, в его многообразных проявлениях и формах стабилизирующими факторами остаются культура и традиция, наука и образование, но на качественно новом уровне.
Явления эгоизма и эгоцентризма являются отражением искажённой истины, смещением ценностей в интересах «Я» или кучки людей, что также неизбежно ведёт к разрушению. Функция ради функции есть патология, ведущая к деструкции системы, нарастанию энтропии, смерти индивида. Поэт Ювенал, предрекая гибель Римской империи, писал: «Роскошь хуже, чем война». Потребительство как образ жизни - та же война с природой, с объективностью её законов. Жизнь в роскоши, в излишествах, как показал опыт Римской империи, через девальвацию ценностей в сознании ведёт к деградации индивида, а затем к вырождению социума. Об этом свидетельствует и биологический эксперимент «крысы в раю» [5]. Данный эксперимент был проведён в лаборатории американского учёного Дельгадо с крысами, в участок головного мозга которых, отвечающий за удовольствие, вживлялись электроды. Научить крыс нажимать на кнопку для получения удовольствия не составило труда. Как ни парадоксально, но крысы буквально истязали себя удовольствием, постоянно нажимая на кнопку, доходили до полного изнеможения, падали от усталости, а придя в себя, немедленно нажимали на кнопку. Факт примечателен отсутствием в приведённой цепочке сознания. Общеизвестная жизнестойкость и приспособляемость крыс, базирующаяся на инстинктах, в приведённом случае не спасает. В конечном итоге наступала смерть. Результат вполне логичный с точки зрения диалектического закона качественно-количественных соотношений, который невозможно обойти или обмануть. Для выхода из подобной ситуации живой организм должен обладать высоким уровнем сознания, чтобы осознать в полной мере угрозу своему существованию. Индивид, живой организм не заболевает, если существует в рамках меры, определённой природными закономерностями. Любой акт потребления должен отражать конкретность индивидуального «Я», его бытия, которое осуществляется с участием чувств, физических потребностей, целостности всех ощущений, воспринимаемых как творческое переживание. В современной культуре это присутствует лишь в малой степени, чаще это погоня за видимостью, удовлетворение искусственно подогреваемой
игры воображения. О значительной роли сознания свидетельствуют «медицинские исследования, которые показывают, что образованию камней в почках, желчном пузыре и т.д. обыкновенно предшествует долгий период забот и печалей. Неожиданный страх вызывает понос. Длительные страхи и беспокойства вызывают хронические катары кишечника. Частые возбуждения прокладывают путь к болезням сердца и варикозному расширению вен. Рухнувшие надежды и неудовлетворенные желания повышают кислотность и вызывают язву желудка. Постоянный страх смерти подавляет деятельность половых желез» [3]. Страх смерти, постоянный дистресс снижают уровень половой функции как у мужчин, так и у женщин, а избыточная чувственность вызывает предрасположенность к туберкулёзу, поэтому чаще всего встречается в период полового созревания. В российской действительности отмечается связь эмерджентного роста численности больных туберкулёзом в постперестроечное время с распространением порнографических фильмов и большим количеством осуждённых. Тело и разум здоровы, когда в равновесном соотношении находятся все функции, связанные с жизнедеятельностью индивида, когда жизнь это радость, а радость - жизнь. Значительная роль в этом принадлежит сознанию и самосознанию, тесно связанным со смыслом жизни, мировоззрением, традициями и культурой, которые влияют на уровень здоровья и долголетия. Осознание бессмысленности, бесполезности ведет к унынию, депрессии, снижению активности, деградации -нарастанию энтропии, поэтому в традиции русского православия уныние считается одним из самых больших грехов. Многое из того, что имеет современный человек, направлено на поддержание зачастую мнимого «статуса». Не осознав и не соизмерив материальность внешнего и внутреннего мира общества и самого себя, человек попадает в зависимость от эмоций и желаний, часто мнимых, и вынужден имитировать - выдавать желаемое за действительное. Многие потребности навязываются производителями именно как поднимающие значимость болезненно обострённого самолюбия. «Дорогой обеденный сервиз или хрустальная ваза, которыми мы никогда не пользуемся из опасения разбить их, большой особняк со множеством неиспользуемых комнат, ненужные машины и слуги, как и безобразные безделушки в семействе из нижних слоёв среднего класса, - таковы многочисленные примеры удовольствия, находимого не в использовании, а в обладании» [8]. Однобокая направленность сознания современного человечества плодит всё новые и новые потребности, диктуемые «нарциссизмом». И нет другого пути изменить ситуацию, кроме как понять сущность этого явления и измениться. Ясное представление и понимание о вещах и явлениях, осмысленность и структуризация укрепляют устойчивость системы, усиливают нэгэнтропию. Без соответствующих корректив в сознании Земная цивилизация имеет все шансы стать цивилизацией-нарциссом, в которой важнее кажущаяся видимость, имитация, а не сам процесс жизни социума. «Мы фактически «поглощаем» плод нашего воображения, утратив связь с реальным продуктом, потребляемым нами. Наш вкус, наше тело исключены из акта потребления, хотя они изначально связаны друг с другом. Мы «пьем» ярлыки. С бутылкой «кока-колы» мы выпиваем рекламное изображение пьющих этот напиток симпатичных мальчика и девочку, выпиваем девиз «короткий освежающий перерыв», выпиваем знаменитую американскую привычку. Меньше всего участвует в этом наш вкус. Такое положение усугубляется ещё больше, когда дело доходит до потребления вещей, всё содержание которых заключается главным образом в созданном рекламой вымысле типа «здорового» мыла или «здоровой» зубной пасты» [8]. Осмысление причин болезней и здоровья дают новый мощный импульс
как к совершенствованию отдельного индивида, так и для развития социума, к пониманию, что здоровье - это взаимная обязанность индивида и общества.
Литература
1. Демаков Ю.П. История человечества как череда массовых психозов? / Ю.П. Демаков // Социальная синергетика и актуальная наука. Потенциал России в глобальном мире: проблема адаптации и развития. Йошкар-Ола, 2007. С. 56-69.
2. Всемирная энциклопедия Философия: ХХ век / гл науч. ред. и сост. А.А. Грицианов. М.: АСТ; Минск: Харвест, Совр. литератор, 2002. С. 492-494.
3. Есудиан С., Хейч Э. Йога и здоровье в современном мире / С. Есудиан, Э. Хейч. СПб.: Экслибрис, 2004. 192 с.
4. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления / К.Р. Мегрелидзе. Тбилиси: Мецниереба, 1973. 438 с.
5. Мантатов В.В. Экологическое образование для устойчивого развития / В.В. Мантатов // Вестник РФО. 2006. № 4. С. 136-140.
6. Судаков К.В. Информационный обмен жизнедеятельности / К.В. Судаков. М., 1999. С. 15.
7. Феизов Э.З. Философский анализ психофизической проблемы / Э.З. Феизов. Чебоксары: Виктор М, 2001. 411 с.
8. Фромм Э. Здоровое общество / Э. Фромм. М.: АСТ, Транзиткнига, 2005. 571 с.
КИСЕЛЁВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ родился в 1956 г. Окончил Марийский государственный университет. Старший преподаватель кафедры философии Марийского государственного технического университета. Область научных интересов - социальная философия, педагогика. Автор 8 научных работ.