Научная статья на тему 'Феномен «Приморских партизан» как результат экстремистских и ксенофобных установок в отношении сотрудников правоохранительных органов'

Феномен «Приморских партизан» как результат экстремистских и ксенофобных установок в отношении сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
260
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / КСЕНОФОБИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кубякин Евгений Олегович

В статье представлен анализ причин и социальных последствий одного из самых резонансных проявлений молодежного экстремизма в России 2010 г. феномена «приморских партизан». Автор рассматривает взаимосвязь ксенофобии в отношении сотрудников правоохранительных органов и экстремистских действий, совершенных представителями группировки в феврале-июне 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен «Приморских партизан» как результат экстремистских и ксенофобных установок в отношении сотрудников правоохранительных органов»

УДК 343.301 К883

Кубякин Евгений Олегович

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России тел.: (961) 524-22-67

ФЕНОМЕН «ПРИМОРСКИХ ПАРТИЗАН»

КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭКСТРЕМИСТСКИХ И КСЕНОФОБНЫХ УСТАНОВОК В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Аннотация:

В статье представлен анализ причин и социальных последствий одного из самых резонансных проявлений молодежного экстремизма в России 2010 г. - феномена «приморских партизан». Автор рассматривает взаимосвязь ксенофобии в отношении сотрудников правоохранительных органов и экстремистских действий, совершенных представителями группировки в феврале-июне 2010 г.

Ключевые слова: экстремизм, ксенофобия, молодежь, дисфункциональность социализации, Интернет.

К сожалению, прошедший 2010 г. стал тем рубежом, переломным моментом, когда копившиеся годами ксенофобия, интолерантность, агрессия нашли свое выражение в ряде «резонансных» экстремистских действий российской молодежи. В связи с этим особенно стоит выделить такое проявление молодежного экстремизма, как деятельность «приморских партизан» (февраль-июнь 2010 г.).

«Приморские партизаны» (также «Охотники на милиционеров», «Приморская банда») - неофициальное название группы из 6 лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений в Приморском крае, в частности, в отношении сотрудников органов МВД. Поскольку группа скрывалась от сотрудников силовых структур в тайге, ее членов в Приморском крае стали именовать «партизанами» [1]. Члены группы подозреваются в совершении ряда тяжких преступлений.

Например, 8 июня 2010 г. недалеко от села Хвалынка Спасского района Приморского края пятеро молодых людей захватили автомобиль «Москвич», а его водителя, пожилого местного жителя, связали и затолкали в багажник. Далее банда двинулась в сторону города Спас-ска-Дальнего. На одном из постов ДПС на пути следования машины сотрудники милиции попытались ее остановить, а когда «Москвич» не остановился - бросились в погоню. На служебной Toyota Crown сотрудники милиции догнали подозрительный «Москвич» и перегородили ему дорогу. Не вступая в переговоры, бандиты расстреляли милицейский автомобиль. Двое сотрудников милиции, преследовавшие преступников, успели выбраться из машины и скрыться в лесу. Сообщается, что они получили многочисленные огнестрельные ранения. Бандиты также скрылись в лесу, бросив автомобиль [2].

Операция по ликвидации «приморских партизан» приобрела неслыханный для региона масштаб - за несколькими молодыми парнями по приморским лесам и населенным пунктам гонялись, по разным данным, от 300 до 1,5 тысячи сотрудников МВД и ФСБ. При этом информации о происходящем из официальных источников поступало крайне мало. А вот в местных СМИ и на интернет-форумах операция обсуждалась очень активно - и здесь предполагаемые убийцы предстали, чуть ли не как «борцы с милицейским беспределом» [3].

Д.С. Глухарев справедливо указывает, что деятельность «приморских партизан», до момента их освещения в сети Интернет, была деятельностью маргиналов-подростков, не имеющих под собой какой-либо идеологии. В настоящее время под их действия подведены теоретические основы, сами личности героизированы, а в ближайшее время в разных районах страны появятся их последователи [4, с. 52-54].

Именно так и произошло: после событий в Приморском крае в России имели место несколько случаев нападения на сотрудников милиции. В частности, 12 июня 2010 г. в 2.40 на 155 километре автодороги Пермь-Екатеринбург неподалеку от поселка Суксун произошло нападение на пост ДПС. В этот же день, 12 июня, в Маревском районе Новгородской области двое сотрудников милиции получили тяжелые ранения в результате вооруженного нападения на пост ДПС [5].

Известно, что в середине июня 2010 г. группировка была полностью обезврежена: двое участников группы были убиты милиционерами, а остальные четверо задержаны. В июле 2010 г. всем выжившим членам группы было предъявлено обвинение в убийствах, бандитизме, незаконном обороте и хищении оружия, кражах и разбоях.

Действия группы и реакция на них граждан вызвали широкий общественный резонанс и дискуссию в России. Уже после разгрома банды, в октябре 2010 г. в Интернете появилось видеообращение «приморских партизан», в котором молодые люди, обвиняя сотрудников МВД Российской Федерации в преступлениях, утверждают, что действуют осознанно. В видеообращении подчеркивается, что в стране «народ беззащитный и безропотный, но есть и те, кто не боится». Фигуранты ролика также передают «привет участникам сопротивления на Северном Кавказе и другим достойным, честным и благородным людям» [1].

Стоит также отметить, что в глобальной сети Интернет на начало 2011 г. успешно функционирует сайт «www.partizany.org» «Приморская герилья». Здесь осуществляется: сбор денежных средств для поддержки задержанных молодых людей и членов их семей; размещены фотографии и видеоматериалы, создающие позитивный образ участников группы; выложено уже процитированное нами обращение (воззвание) «партизан», открыто призывающее к вооруженной борьбе с нынешней властью в России. Кроме того, идет общение в блогах, где могут высказываться, вести пропаганду экстремистских идей духовные «коллеги» «приморских партизан» [3].

Стоит отметить, что преступления «приморских партизан» вызвали широкий общественный резонанс и неоднозначную реакцию в России. Исследователи, занимающиеся эмпирическим анализом общественного мнения по данному вопросу, летом 2010 г. предоставляли противоречивые сведения. Например, в июне 2010 г. некоторые СМИ утверждали, что население Приморского края в большинстве морально поддерживает «приморских партизан» и осуждает сотрудников милиции [6].

Согласно телефонному опросу радиостанции «Эхо Москвы», и голосованию на сайте этой радиостанции, проведенным 9 и 10 июня 2010 г., около 60-75 % проголосовавших готовы были помочь «приморским партизанам»; около 60-70 % проголосовавших назвали их действия «ро-бингудством» [7].

18-22 июня 2010 г. сотрудниками «Левада-Центра» был проведен социологический опрос о реакции россиян на происшедшие события. Согласно результатам опроса, 57 % россиян слышали о данных событиях. Из них 52 % осуждают действия нападавших, 11 % выражают страх, 22 % сочувствуют и 3 % одобряют. При этом 37 % опрошенных считают, что такие «народные мстители» в России сегодня представляют большую опасность для простого человека, чем милиция, обратную точку зрения выразили 34 %, 29 % затруднились ответить [8].

Ситуация с «приморскими партизанами» обнажила ряд давно существовавших, глубоко укоренившихся проблем современной российской действительности, в частности - негативное отношение значительной части населения к сотрудникам правоохранительных органов, зачастую превращающееся в ксенофобию. Как справедливо отмечает А.В. Зубарева, после развала СССР и крушения советской идеологии образ «внутреннего вредителя» прочно закрепился за сотрудниками ОВД. Массовое сознание, которое еще в середине XX в. с пренебрежением, если не с презрением относилось к интеллигенции, к концу того же столетия уже восприняло интеллигентские ксенофобские идеи о «плохом государстве» и его слугах, которые во всем ущемляют «хороших людей». Исторически в русском самосознании присутствует идея страха перед органами реализации государственной власти, особенно перед теми, которые занимаются поимкой и наказанием преступников. Эта неприязнь, оформляясь в самосознании наиболее демократичного и свободолюбивого социального слоя - интеллигенции, которая вечно ощущает свою ущемленность, транслируется в массовое сознание через СМИ и произведения искусства, и там, получая положительное подкрепление, прочно оседает, вызывая стойкую неприязнь к власти, и, естественно, персонализируясь в ее представителях. При этом работа сотрудников ОВД подвергается постоянной критике и негативной оценке... Конечно, ношение погон рождает и особую ответственность, но необходимо учитывать и факторы риска - сотрудники ОВД каждый день работают с преступниками и преступлениями, сталкиваясь с острой неприязнью со стороны тех, чью жизнь и безопасность они защищают. Естественно, профессиональная деформация неизбежна и она приводит к срывам [9, с. 86-87].

Таким образом, ситуация с «приморскими партизанами» представляет собой яркий пример молодежного экстремизма в современной России. В причинах совершенных преступлений еще предстоит разобраться следствию, но очевидно одно: в последние годы происходит рост ксенофобии по отношению к сотрудникам правоохранительных органов. На фоне очевидных проблем российской действительности (коррупции, теневой экономики, злоупотреблений государственных служащих служебным положением, резкого расслоения общества на богатых

и бедных), дисфункциональности процессов социализации молодежи возникает благодатная почва для молодежного экстремизма, аналогичного феномену «приморских партизан». Существование разнообразных интернет-ресурсов, фондов, счетов поддержки «приморских партизан» убеждает нас в том, что налицо тенденция развития российского общества, заключающаяся в наличии значительного числа граждан, не просто не доверяющих правоохранительным органом, а ненавидящих эти социальные институты и их сотрудников. Это очень опасная ситуация для нашего общества.

Ссылки:

1. и^: ИНр://т^^ре^а.огд^к^Приморские_партизаны 2.01.2011

2. иРЬ: http://www.ruskline.ru/news_rl/2010/06/09/partizanskaya_vojna_v_primore/

3. иРЬ: http://www.partizany.org

4. Глухарев Д.С. Борьба с экстремизмом в современном медиа пространстве // Материалы конференции: «Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия 9-10 декабря 2010»: редкол.: Л.В. Карнаушенко (отв. ред.), Е.О. Кубякин, Е.М. Куликов, В.Н. Ракачев. Краснодар: Краснодар, 2010.

5. и^: http://www.gzt.ru/topnews/accidents/-primorskih-partizan-naznachili-osnovatelyami-/310083.html

6. иРЬ: http://dv.kp.ru/online/news/682486 2.01.2011

7. и^: http://www.echo.msk.ru/polls/686254-echo/result.html 2.01.2011

8. и^: http://txt.newsru.com/russia/29jun2010/oprospartizan.html 2.01.2011

9. Зубарева А.В. Ксенофобия по отношению к сотрудникам ОВД: опыт культурологического исследования // Материалы конференции: «Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России: факторы генезиса, пути и способы противодействия 9-10 декабря 2010»: редкол.: Л.В. Карнаушенко (отв. ред.), Е.О. Кубякин, Е.М. Куликов, В.Н. Ракачев. Краснодар, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.