Научная статья на тему 'Феномен «Праздный класс» как фактор развития туристической сферы в постиндустриальную эпоху'

Феномен «Праздный класс» как фактор развития туристической сферы в постиндустриальную эпоху Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
236
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Ключевые слова
«ПРАЗДНЫЙ КЛАСС» / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ИНДУСТРИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ / «IDLE CLASS» / FREE TIME / RELAXATION INDUSTRY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фальковская Татьяна Юрьевна

В статье исследуется феномен современного «праздного класса», выявляются его сущностные характеристики. «Праздный класс» рассматривается как фактор развития постиндустриальной экономики, в частности, как фактор развития туристической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of modern «idle class» is examined in the article, its main characteristics are clarified. «Idle class» is considered as a factor of postindustrial economy development and of tourist branch in particular.

Текст научной работы на тему «Феномен «Праздный класс» как фактор развития туристической сферы в постиндустриальную эпоху»

Фальковская Татьяна Юрьевна

Кандидат философских наук, директор Байкальского регионального туристско-информационного центра, доцент кафедры китаеведения ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия

УДК 338.2 ББК 60.80 [65.050]

ФЕНОМЕН «ПРАЗДНЫЙ КЛАСС» КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ

В статье исследуется феномен современного «праздного класса», выявляются его сущностные характеристики. «Праздный класс» рассматривается как фактор развития постиндустриальной экономики, в частности, как фактор развития туристической отрасли.

Ключевые слова: «праздный класс»; свободное время; индустрия свободного времени.

THE PHENOMENON OF «IDLE CLASS» AS A FACTOR OF TOURIST BRANCH DEVELOPMENT IN POSTINDUSTRIAL PERIOD

The phenomenon of modern «idle class» is examined in the article, its main characteristics are clarified. «Idle class» is considered as a factor of postindustrial economy development and of tourist branch in particular.

Key words: «idle class»; free time; relaxation industry.

Вектором и императивом развития человечества является поиск эффективных технологий и экономия ресурсов. Мы находимся в состоянии постоянного поиска ответа на вопрос: как сэкономить усилия физические и интеллектуальные, финансовые и материальные ресурсы, ресурс времени. В этот поиск вовлечены все без исключения. Вторым естественно и логично следующим за этим вопросом задается гораздо меньшая часть населения планеты: как использовать сэкономленные ресурсы? Особенно остро стоит этот вопрос перед обладателями резерва свободных финансовых ресурсов и ресурса времени - перед «праздным классом».

Беремся утверждать, что термин «праздный класс» в постиндустриальную эпоху наполняется новым смыслом и начинает обозначать качественно и сущ-ностно иную социальную группу в отличие от «праздного класса» Торстейна Веблена.

У Тростейна Веблена существует правило: «верхние страты социума не могут заниматься производственной деятельностью. Одновременно в этом содержится и экономическое выражение их более высокого, чем у остальных, положения. Непроизводственные виды деятельности, которыми разрешается заниматься высшим стратам, можно разделить на следующие области: управление,

военное дело, служение религии, спорт и разнообразные развлечения... Производственная трудовая деятельность постепенно становилась показателем более низкого положения в обществе. Она воспринималась как унижающая личное достоинство индивида. Для того чтобы завоевать и сохранить авторитет среди других людей, только обладания властных полномочий и состоятельности недостаточно. Для этого богатство и власть необходимо сделать самоочевидным, потому что почтение будет оказываться только лишь после предъявления соответствующих доказательств. Праздное существование представляет собой максимально наглядное, веское и убедительное подтверждение наличия денежных средств, а следовательно, и превосходства силы в целом. Квазимиролюбивая стадия производства может быть охарактеризована учреждением налаженной системы рабского труда. С этого момента отличительной особенностью в жизни «праздного класса» становится демонстративное избавление от всяческой полезной деятельности. Воздержание от труда является свидетельством обеспеченности, состоятельности, а также представляют собой доказательство общественного положения» [Веблен, 1984, с. 56, 67].

Современный «праздный класс» эволюционирует в сторону абсолютной праздности; он представлен фрилансерами, наемными работниками с частичной занятостью, рантье, работниками непроизводственной сферы, творческими работниками, представителями сферы образования и т.д. Ресурс свободного времени у современного «праздного класса» появляется по различным причинам, в том числе по причине невостребованности на рынке труда либо достаточной платежеспособности. Однако если у Веблена «праздный класс» - это элита, страта, обладающая властью, т.е. легитимизирующая дискриминацию по имущественному признаку, устанавливающая режим доминирования в отношениях с другими стратами, то современный «праздный класс» - это средний класс, достаточно многочисленный, не склонный доминировать или узурпировать власть.

При всех различиях подходов определяющим квалифицирующим критерием отнесения к «праздному классу» здесь является «свободное время». Оппозиция «свободное время» - «время, занятое полезной деятельностью» или «трудом» тоже не так прозрачна и очевидна, как может показаться. Ханна Арендт [Арендт, 2000] и Карл Маркс [Маркс, 1978] предлагают различные трактовки и наполнение этих терминов. Но в большинстве случаев под «свободным временем» понимают время, свободное от оплаченного труда и непреложных обязанностей (ухода за собой и окружающими).

Для современного «праздного класса» важна структура свободного времени. Второй значимой характеристикой современного «праздного класса» является баланс свободного времени и уровень платежеспособности, достаточный для поддержания достойного качества жизни и заполнения свободного времени. Качество жизни в данном случае мы рассматриваем в достаточно узком аспекте, пренебрегая критериями социальных гарантий, возможностей для обучения, безопасности и т.д., но избежать это понятие невозможно поскольку они взаимосвязаны: наличие свободного времени есть, с одной стороны, показатель качества жизни, с другой, качество наполнения свободного времени, структу-

ра свободного времени отличает свободное время «праздного класса» от свободного невостребованного времени социально заброшенных групп населения. Даже временно ресурс свободного времени, полученный в результате невостребованности на рынке труда, не является гуманитарной ценностью, обладая, несомненно, этим потенциалом ценности, будучи абсолютно уникальным невосполнимым невозобновляемым ресурсом, возможностью проживания индивидуального времени здесь и сейчас, оно тем не менее не воспринимается ценностью, превращаясь в ожидание благоприятных конъюнктурных перемен на рынке труда. Таким образом, ресурс свободного времени может обрести позитивное значение в индивидуальном измерении и быть использованным по прямому назначению только в совокупности с гарантией социальной востребованности и достаточным уровнем платежеспособности.

Возвращаясь к термину «праздный класс» и обращаясь к этимологии слова «праздный», приходим к очевидному выводу, что «праздный» подразумевает элемент праздника как выхода из рутинного проживания времени, интенсивного проживания и интенсивного использования накопленных ресурсов, выхода из режима экономии. Как использовать эту накопленную совокупность ресурса свободного времени и финансовых средств, как их структурировать, зависит как от индивидуальной системы ценностей и приоритетов, так и от ценностных ориентаций и установок в обществе.

Индивидуальные попытки представителей «праздного класса» структурировать свободное время, использовать его создают спрос на специфические продукты, точнее, услуги в сфере культуры, образования, культуротворчества, туризма: возрастающий в постиндустриальном обществе ресурс свободного времени становится фактором увеличения спроса в вышеобозначенных секторах; даже будучи склонным к самоорганизации и стремясь проживать свое свободное время индивидуально и самостоятельно, человек не в состоянии структурировать его самостоятельно - этим занята целая индустрия, индустрия развлечений.

Коммерческий успех индустрии развлечений строится на охоте за свободным временем; в силу высокой конкуренции в секторе выигрывает тот, кто понимает органические потребности и сущность своей целевой аудитории, обладающей свободным временем и платежеспособностью, т.е. «праздного класса». Существенную долю в этом секторе занимает туризм, который получил интенсивный толчок в своем развитии во второй половине двадцатого века: объективные факторы, такие как технический и социально-экономический прогресс, увеличение совокупного ресурса свободного времени, существенно повысили мобильность населения и спрос на туристические продукты.

Россия совершила стремительный скачок от общества труда к обществу праздности: сырьевой уклад экономики не требует максимальной вовлеченности населения в экономические процессы, поскольку базовым фактором экономики является земля; накопленные ресурсы позволяют аккумулировать средства для интенсивного праздного проживания какого-либо периода жизни значительной части населения. Очевидно, что в связи с этим доля туризма в индуст-

рии развлечений будет возрастать, и роль туризма в российской экономике будет увеличиваться.

Необходимо определиться с ответами на следующие вопросы: туризм как форма организации свободного времени «праздного класса» атрибут принадлежности к обозначенной страте, символ достатка? Либо туризм - это неотъемлемый элемент новой структуры свободного времени современного человека, объективная необходимость - потребность в обновлении, обретении новых знаний и опыта, саморазвитии, прерывании рутинного течения замкнутого локального существования. Эти вопросы носят отнюдь не праздный характер, ответы на них имеют значение как на макроэкономическом, так и микроэкономическом уровнях: от определения сущностных потребностей «праздного класса» полностью зависит структура частных и государственных инвестиций в туристический сектор, виды туризма: внутренний или внешний, направления путешествий, виды организуемого отдыха: активный туризм, приключенческий, познавательный, пляжный отдых; востребованный уровень комфорта и сервиса.

Библиографический список

1. Арендт, Х. Vita activa, или О деятельной жизни [Текст] / Х. Арендт. - СПб. : Алетейя, 2000. - 437 с.

2. Веблен, Т. Теория праздного класса [Текст] / Т. Веблен. - М. : Прогресс, 1984. - 366 с.

3. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии [Текст]. В 2 т. Т. 1. Кн. 1. Капитал. Критика политической экономии / К. Маркс. - М. : Политиздат, 1978. - 907 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.