Научная статья на тему 'Феномен правового нигилизма в российском обществе и готовность граждан к внесудебным способам разрешения криминальных конфликтов'

Феномен правового нигилизма в российском обществе и готовность граждан к внесудебным способам разрешения криминальных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1412
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ / ВНЕСУДЕБНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КРИМИНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ / ПРЕСТУПНОСТЬ / КРИМИНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / САМОСУД / РЕЛИГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Александр Михайлович

Излагается научная дискуссия о феномене правового нигилизма в России как фактора, детерминирующего внесудебные способы разрешения гражданами криминальных конфликтов, лидирующее место среди которых занимает самосуд. Согласно рамок исследования причинами правового нигилизма для России являются: низкий уровень правосознания граждан и его деформация; правовая безграмотность; практически традиционные пренебрежение и злоупотребление правом не только среди обычных граждан, но и представителей власти; желание самостоятельно расправляться с причинителем вреда; фанатичная религиозность. Обосновывается опасность распространения самосуда в России для построения в нём цивилизованного правового государства с развитым гражданским обществом. В силу этого предлагаются меры профилактики данного явления, главными из которых являются: воспитание неукоснительного соблюдения правовых предписаний при любых жизненных обстоятельствах, вырабатывание привычки обращаться за помощью в разрешении криминальных конфликтов в правоохранительные органы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON LEGAL NIHILISM IN RUSSIAN SOCIETY AND CITIZENS'' READINESS TO EXTRA METHOD OF RESOLVING CRIMINAL CONFLICT

Presents a scientific discussion about the phenomenon of legal nihilism in Russia as factors determining the non-judicial means of resolving conflicts criminal citizens, leading among which is mob justice. According to the research framework reasons of legal nihilism in Russia are: low level of legal citizens and its deformation; legal illiteracy; almost traditional neglect and abuse of the right of not only ordinary citizens, but also representatives of the authorities; own desire to deal with the tortfeasor; fanatical religiosity. Substantiates the danger of the spread of vigilante justice in Russia to build it in a civilized legal state with a developed civil society. In view of this proposed prevention of this phenomenon, the most important of which are: education strict compliance with the legal requirements in all circumstances of life, habits runningaway seek help in the resolution of conflicts in criminal law enforcement.

Текст научной работы на тему «Феномен правового нигилизма в российском обществе и готовность граждан к внесудебным способам разрешения криминальных конфликтов»

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Смирнов А.М.

5.9. ФЕНОМЕН ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ГОТОВНОСТЬ ГРАЖДАН К ВНЕСУДЕБНЫМ СПОСОБАМ РАЗРЕШЕНИЯ КРИМИНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Смирнов Александр Михайлович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: ведущий научный сотрудник. Место работы: Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России. Е-mail: vipnauka@list.ru;

Аннотация: Излагается научная дискуссия о феномене правового нигилизма в России как фактора, детерминирующего внесудебные способы разрешения гражданами криминальных конфликтов, лидирующее место среди которых занимает самосуд. Согласно рамок исследования причинами правового нигилизма для России являются: низкий уровень правосознания граждан и его деформация; правовая безграмотность; практически традиционные пренебрежение и злоупотребление правом не только среди обычных граждан, но и представителей власти; желание самостоятельно расправляться с причинителем вреда; фанатичная религиозность. Обосновывается опасность распространения самосуда в России для построения в нём цивилизованного правового государства с развитым гражданским обществом. В силу этого предлагаются меры профилактики данного явления, главными из которых являются: воспитание неукоснительного соблюдения правовых предписаний при любых жизненных обстоятельствах, вырабатывание привычки обращаться за помощью в разрешении криминальных конфликтов в правоохранительные органы.

Ключевые слова: правовой нигилизм, правосознание, злоупотребление правом, внесудебные способы разрешения криминальных конфликтов, преступность, криминальный конфликт, самосуд, религия.

PHENOMENON LEGAL NIHILISM IN RUSSIAN SOCIETY AND CITIZENS' READINESS TO EXTRA METHOD OF RESOLVING CRIMINAL CONFLICT

Smirnov Alexander Mikhailovich, PhD at Law, associate professor. Position: Leading Researcher. Place of employment: Research Institute of Federal Penitentiary Service. E-mail: vipnauka@list.ru;

Annotation: Presents a scientific discussion about the phenomenon of legal nihilism in Russia as factors determining the non-judicial means of resolving conflicts criminal citizens, leading among which is mob justice. According to the research framework reasons of legal nihilism in Russia are: low level of legal citizens and its deformation; legal illiteracy; almost traditional neglect and abuse of the right of not only ordinary citizens, but also representatives of the authorities; own desire to deal with the tortfeasor; fanatical religiosity. Substantiates the danger of the spread of vigilante justice in Russia to build it in a civilized legal state with a developed civil society. In view of this proposed prevention of this phenomenon, the most important of which are: education strict compliance with the legal requirements in all circumstances of life, habits runningaway seek help in the resolution of conflicts in criminal law enforcement.

Keywords: legal nihilism of justice, abuse of rights, extrajudicial means of resolving criminal conflicts, crime, criminal conflict, mob justice (mob rule, lynching), religion.

B настоящее время в России наибольшую популярность в направлении противодействия преступности и антисоциальному образу жизни приобретают внесудебные насильственные способы, коими являются самочинные расправы граждан над причинителями вреда без обращения к официальному правосудию.

Обоснованных причин для распространения самосудов на территории нашей страны накопилось достаточное количество, доминирующее положение среди которых занимает правовой нигилизм.

Впервые дал определение понятию «нигилизм» Ф. Ницше. «Что означает нигилизм?» - спрашивал он сам себя и сам же отвечаел: «То, что высшие ценности теряют свою ценность: нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?» [14, с. 9].

Согласно мнению О.Р. Гулиной, глубокая идея заложена в этом определении понятия «нигилизм» - нигилизм возникает там, где жизнь обесценивается, где потеряна цель и нет ответа на вопрос о смысле жизни, о смысле существования самого мира [7].

Правовой нигилизм (от лат. nihil - ничего) в энциклопедическом понимании - это одна из форм правосознания и социального поведения (личности, группы), характеризующаяся отрицательным (скептическим) отношением к закону и ценностям права. Выражается в пренебрежении, сознательном игнорировании правовых предписаний на практике (в повседневной жизни), выступает одной из причин противоправного поведения, преступности [22].

С точки зрения Н.А. Бердяева нигилизм есть характерно русское явление, в такой форме неизвестное Западной Европе. Русский нигилизм, по его мнению, отрицает Бога, дух, душу, нормы и высшие ценности [1, с. 280].

Корни правового нигилизма крепки в правосознании русского народа, десятилетия правового отчуждения, отторжения права сделали свое дело - сегодня мы пожинаем плоды этого застарелого порока, не искореняя, а порою даже обогащая его новым содержанием [7].

Совершенно справедливо в этой связи отметил А. Балицкий, что праву в России не повезло. В России право отвергалось «по самым разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства» [4, с. 25].

Как справедливо отмечает О.Р. Гулина самое большое препятствие на пути России к правовому государству - это уходящая в глубь веков традиция пренебрежительного отношения к праву. Русское искание правды жизни всегда принимало нигилистический характер [7].

Русский историк В. Ключевский в этой связи писал: «Не я виноват, что в русской истории мало обращают внимание на право: меня принудила к тому русская жизнь, не признававшая никакого права. Свойственные европейским народам идеи права, свободы, справедливости в России всегда были роскошью ума, доступной немногим головам, как дорогой французский кафтан или парик был доступен немногим карманам» [12, с. 424].

По мнению Н.А. Бердяева, право имеет значение в человеческом общении лишь как средство помешать проявлению низменных свойств и пороков людей и га-

143

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

рантировать тем самым «минимум человеческой свободы. Право не обладает потенциалом для серьезных преобразований и совершенствования общества».

Видный русский юрист И.А. Покровский писал о правовом нигилизме в родном отечестве: «Мы свысока и с презрением относимся к праву. Мы целиком в высших областях этики, в мире абсолютного, и нам нет никакого дела до того в высокой степени относительного и несовершенного порядка человеческого общения, которым является право» [21, с. 56].

А.С. Хомяков в свою очередь делает различие между обычаем и законом для русских людей, считая, что «закон является для него чем-то внешним, случайно примешивающимся к жизни», а обычай является «силой внутреннего, проникающего во всю жизнь народа, в совесть и мысль всех его членов» [10, с. 9].

Даже для русской интеллигенции право было и есть чем-то необязательным и второстепенным. В.А. Кистя-ковский в этой связи писал, что «притупленность правосознания русской интеллигенции, и отсутствие интереса к правовым идеям являются результатом нашего застарелого зла - отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа» [11, с. 372].

Л.Н. Толстой называл науку о праве «величайшей чепухой, придуманной и распространяемой с очень определенной и очень нехорошей целью - оправдать дурные поступки, постоянно совершаемые людьми», само право окрестил «гадким утенком», «грубым оправданием тех насилий, которые совершаются одними людьми над другими», ненавидел и презирал его.

Как отмечал П.И. Новгородцев, отрицательное отношение Л.Н. Толстого к праву есть характерный признак времени. Это учение о пагубном влиянии права на развитие нравственности отражает в преувеличенном виде современные сомнения в отношении к правовой идее. Для Толстого перед огромной задачей нравственного совершенствования стушевывается скромная по виду роль правовой организации; право представляется ему скорее помехой, чем залогом нравственного прогресса. Это крайность, которая является, однако, одним из проявлений общего движения в сторону критики существующих правовых основ [15, с. 20].

В чем же причина столь тотального правового нигилизма у русских людей? - задает вопрос Т.Б. Сазонова и пытается на него ответить, анализируя учение известного юриста дореволюционной эпохи И.А. Ильин.

Согласно его мнению, кризис правосознания начался в Европе еще в XIX в. и ко второй четверти XX в. прошел три этапа. Однако для России последствия этого кризиса оказались наиболее губительны, так как в результате революционных событий 1917 г. народ лишился монархического правосознания, а черты республиканского правосознания были восприняты в негативных, гипертрофированных формах.

Как отмечает указанный ученый, у российского общества всегда были предпосылки для деформации правосознания:

Размеры территории. Чем больше территория государства, тем острее ощущается потребность в сильной централизованной власти, поддерживаемой основной массой населения. Стабильность в государстве с большой территорией определяется лояльным отношением народа к власти (чем больше государство, тем труднее поддерживать порядок репрессивными методами).

Плотность населения. Как говорил один афинянин, государство - это не стены и короли, государство - это люди. Большая плотность населения требует (даже на бытовом уровне) умения учитывать не только свои интересы, но и интересы соседа.

Державные задачи государства. Чем грандиознее державные задачи государства, тем меньше понятны они для основной массы граждан этого государства, тем сильнее проявляется равнодушие и формализм при их исполнении.

Хозяйственные задачи страны. Чем примитивнее хозяйственные задачи страны, тем меньшие требования предъявляются к уровню правосознания, и наоборот, чем сложнее задачи страны, тем развитее правосознание. К примеру, Япония.

Национальный состав страны. Однородность национального состава страны, общность культурных ценностей создают благоприятную почву для развития правосознания и наоборот.

Религиозный состав страны. Религиозная однородность облегчает коммутативные связи в обществе, выработки принципов, ориентиров, решений, удовлетворяющих и понятных большинству населения. Обилие же исповеданий и сект - опасность для общественного порядка и государственной власти.

Социальный состав. Однородный социальный состав способствует консолидации общества, которое, имея общие ценности, лояльно относится к власти [18, с. 42, 93-98].

Как следствие, отмечает А.И. Герцен, жить в России и не нарушать законов нельзя. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство. Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины законов научила его ненавидеть другую, он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем полное уважение к законности [6, с. 231, 251].

С ним солидарен А. Ослунд, утверждающий, что российское право не укоренилось достаточно прочным образом несмотря на то, что было принято множество законов и все правовые учреждения подверглись существенному переустройству, так как всегда существовал конфликт интересов - реально необходимых на тот момент группе с доминирующим экономическим интересом (в момент перестройки - номенклатуре) и провозглашаемым (идея правового государства противоречила самой сути деятельности номенклатуры) [16, с. 80].

Еще одной глобальной причиной правового нигилизма среди русских, предпочтение вести себя как «Бог на руку положит» является специфика традиционного для России религиозного верования - православия [2, с. 50-52].

Ка следствие указанных нравственно-

культурологических особенностей русского народа относительно его отношения к праву, правовой нигилизм хорошо сохранился в российском обществе и имеет тенденции к своему развитию.

К сожалению, как отмечают многие ученые и признают представители власти, для современной в России отмечается недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм ее граждан, что является серьезной проблемой обеспечения реализации на ее территории принципов верховенства права [17].

144

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Смирнов А.М.

Доказательством тому - выступление Д. Медведева в статусе кандидата в Президенты Российской Федерации на Общем гражданском форуме 22 января 2008 г., который с горечью заметил, что «Россия - это страна правового нигилизма, невиданного нигде в мире» [5, с. 110].

И это не случайно. Почему? Потому что, как отмечает А. В. Гыскэ, в современной России массовые формы принял конституционный и правовой нигилизм не только среди обычных граждан, но и представителей власти [8, с. 66].

По этому поводу весьма справедливо замечание Д.А. Ли, что если в праве провозглашаются прогрессивные принципы, декларируются права человека, а практика их игнорирует, такое право и практика его применения психологически опасны и безнравственны [13].

К сожалению, среди российских граждан традиционно господствует обыденное правосознание, что и предопределяет его оценочное отношение к правовым предписаниям (особенно запретам) преимущественно с точки зрения бытовой логики. Поэтому и нарушае-мость закона у нас столь высока.

В результате вышеизложенного в России до сих пор остаётся достаточно актуальной проблема поиска различных «образов врагов», различной «охоты на ведьм», обусловленные пренебрежением к идеям гуманизма и правовым предписаниям универсального характера [20, с. 103].

Особую опасность для государства правовой нигилизм общества приобретает в сфере борьбы с преступностью, главным образом потому, что не способствует желанию граждан обращаться за помощью к официальному правосудию, обуславливает среди них желание решать свои проблемы самостоятельно, самочинно расправляясь с причинителями вреда.

Анализ практики самосудных расправ, проведенный нами [18, с. 71-72], доказывает, что «народный суд», в отличие от государственного, сточки зрения обычных граждан, более скорый, справедливый и не подвержен коррупции, что делает его столь популярным среди граждан России. Однако мы должны критично относиться к увлечению российских граждан внесудебными средствами реагирования на преступность. В противном случае это породит анархию и произвол.

В связи с вышеизложенным, работа по профилактике правового нигилизма в настоящее время приобретает для России особое значение в направлении становления ее как правового цивилизованного государства с развитым гражданским обществом.

В этой связи интересны предложения А.Н. Зрячкина, следующие основные пути преодоления правового нигилизма в зависимости от его причин и форм проявления. Нигилизм государственно-правовой природы может быть преодолен, по его мнению, политическими мерами (эффективная юридическая политика государства, борьба с преступностью, коррупцией и т.д.). Социально-правовой нигилизм следует преодолевать экономическим путем (повышение уровня жизни народа, снижение бедности, безработицы, расслоения общества на сверхбогатых и малоимущих). Наконец, снижению нравственно-правового нигилизма могут способствовать мероприятия культурного, духовного, морального плана (последовательное правовое воспитание и просвещение, активная правовая пропаганда, введение правового всеобуча и т.д.). Кроме того, указанный автор высказывает совершенно справедливую мысль о том, что с правовым нигилизмом должны

бороться не только государственные структуры, но и общественные организации и объединения, пресса, иные средства массовой информации [9].

С нашей точки зрения в рамках данной деятельности главной задачей является работа по повышению уровня правосознания и правовой культуры российских граждан, формирование среди них уважительного отношения к праву, закону и государственным институтам, в первую очередь предназначенных для борьбы с преступностью. Данное отношение должно базироваться на воспитании у граждан неукоснительного соблюдения правовых предписаний при любых жизненных обстоятельствах, вырабатывании у них желания своевременно и бескомпромиссно обращаться за помощью по защите нарушенных преступным деянием своих прав исключительно к правоохранительным органам. Российских граждан необходимо с детского возраста учить сдерживать свои чувства и эмоции, контролировать их в экстремальных ситуация криминального характера.

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1997.

2. Бердяев Н.А. Новое средневековье. М., 1990.

3. Букпова З.К. Правосознание в современном информационном обществе: особенности формирования и развития // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2010. № 5.

4. Балицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX вв. // Вопросы философии, 1991. № 8.

5. Власов А.А. Решения в уголовном судопроизводстве. Проблемы правового нигилизма и коррупции. Вологда, 2011.

6. Герцен А.И. Собрание сочинений. Т. 7. М., 1956.

7. Гулина О.Р Феномен нигилизма в правосознании русского народа // URL: http://www.irex.ru/press/pub/ polemika/10/gul, (дата обращения 21.05.2014).

8. Гыскэ А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М., 2000.

9. Зрячкин А.Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления: автореф. дисс. ... кан. юрид. наук. Саратов, 2007.

10. Кашапов У.А. Правовые взгляды П.Я. Чаадаева и видных представителей славянофильства // Вестник ВЭГУ, 1999. № 9.

11. Кистяковский Б.А. В защиту права // Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. М., 1998.

12. Ключевский В.О. Сочинения в 9-ти тт. Т.9. М., 1990.

13. Ли Д.А. Преступность как социальное явление. Системный анализ. М., 1997.

14. Ницше Ф. Собрание сочинений. Т. 9. М., 1969.

15. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996.

16. Ослунд А. Право в России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. № 1.

17. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // Российская газета. 2011. № 151.

18. Сазонова Т.Б. Право и правосознание в учении И.А. Ильина: дис. ... канд. юрид. наук. Благовещенск, 1998.

145

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

19. Смирнов А.М. Уголовно-правовая характеристика самосудных расправ на территории России // Библиотека криминалиста. 2013. № 4.

20. Смирнов А.М. Характеристика уголовно-правовой защиты лиц с сексуальными инверсиями от криминальных дискриминационных практик в зарубежных странах // Пробелы в российском законодательстве.

2011. № 4.

21. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историкоидеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 3.

22. Юридический словарь. 2000 // URL: http://dic.aca-demic.ru/dic.nsf/lower/17391, (дата обращения 21.05.14)

Literature list:

1. Berdyaev N.A. Origin of Russian Communism. M.,

1997.

2. Berdyaev N.A. The New Middle Ages. M., 1990.

3. Buklova Z.K. Consciousness in the modern information society: peculiarities of formation and development // «Black holes» in the Russian legislation. 2010. № 5.

4. Walicki A. Morality and Law in theories of Russian liberals the late XIX - early XX centuries // Problems of Philosophy, 1991. № 8.

5. Vlasov A.A. Decisions in criminal proceedings. Problems of legal nihilism and corruption. Vologda, 2011.

6. AI Herzen Works. T. 7. M., 1956.

7. Gulin O.R. phenomenon of nihilism in the sense of justice of the Russian people // URL: http://www.irex.ru/ press/pub/polemika/10/gul, (date accessed 21.05.2014).

8. Gyske A.V. Modern Russian crime and security problems of society ( political analysis ). M., 2000.

9. Zryachkin A.N. Legal nihilism: the causes and ways to overcome them: Author. diss.... kan. jurid. Sciences. Saratov, 2007.

10. Kashapov W.A. Legal views PY Chaadaeva and prominent representatives of the Slavophile // Herald VEGU, 1999. № 9.

11. Kistyakovsky B.A. In defense of the right // Khropanyuk V.N. Theory of State and Law. Readings. M.,

1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Klyuchevskii V.O. Works in 9 vols. V.9. M., 1990.

13. Lee D. Crime as a social phenomenon. System analysis. M., 1997.

14. Nietzsche F. Collected Works. T. 9. M., 1969.

15. Novgorodtsev P.I. Introduction to the philosophy of law. Crisis of modern justice. M., 1996.

16. Aslund A. Right in Russia // Constitutional Law East European Review. 2000. № 1.

17. Principles of State Policy of the Russian Federation in the sphere of legal literacy and legal awareness of citizens // Rossiyskaya Gazeta. 2011. № 151.

18. Sazonov T.B. Law and justice of the doctrine I.A.

Ilyin: dis_cand. jurid. sciences. Blagoveshchensk, 1998.

19. Smirnov A.M. Criminally-legal characteristic samosudnyh killings in Russia // Library criminalist. 2013. № 4.

20. Smirnov A.M. Characteristics of the criminal law protection of persons with criminal sexual inversions from discriminatory practices in foreign countries // Gaps in Russian legislation. 2011. № 4.

21. Tumanov V.A. Legal nihilism in the historical and ideological perspective // State and Law. 1993. №3.

22. Law Dictionary. 2000 // URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/lower/17391, (date accessed 05.21.2014).

Рецензия

на научную статью ведущего научного сотрудника Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России кандидата юридических наук, доцента Смирнова Александра Михайловича «Феномен правового нигилизма в российском обществе и готовность граждан к внесудебным способам разрешения криминальных конфликтов»

Представленная на рецензирование статья А.М. Смирнова написана на актуальную для построения в России цивилизованного правового государства с развитым гражданским обществом тему.

Целью рецензируемой работы является формирование среди российских граждан уважительного отношения к праву и выработка среди них предрасположенности решения криминальных конфликтов правовыми способами, т.е. посредством обращения в правоохранительные органы.

Новизна настоящего исследования отражена в его формулировке и заключается в исследовании феномена правового нигилизма в российском обществе, как фактора, детерминирующего готовность граждан к внесудебным способам разрешения криминальных конфликтов, наибольшее распространение среди которых получил так называемый самосуд.

В рамках обозначенной проблематики в статье излагается научная дискуссия о феномене правового нигилизма в российском обществе и предлагаются некоторые меры по его профилактике.

Статья написана грамотным научным языком. Изложенная в ней информация понятна для читателя.

Вывод: научная статья ведущего научного сотрудника Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, кандидата юридических наук, доцента А.М. Смирнова «Феномен правового нигилизма в российском обществе и готовность граждан к внесудебным способам разрешения криминальных конфликтов», соответствует требованиям, предъявляемым для данного вида работ, заслуживает положительной оценки. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Доктор юридических наук, профессор

Б.А.Спасенников

146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.