Е.А. Бушковская
ФЕНОМЕН МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Рассматриваются различные точки зрения на понимание термина «междисциплинарность», представленные иностранными авторами ХХ-ХХІ вв., история возникновения данного понятия и описаны виды междисциплинарных исследований. Обусловлена необходимость использования терминов «междисциплинарный специалист» и «междисциплинарная команда» для решения современных глобальных задач междисциплинарного типа.
Ключевые слова: междисциплинарность; мездисциплинарные исследования; междисциплинарный специалист.
В иностранной научной литературе имеется множество определений «междисциплинарности», отличающихся в понимании содержания, которое авторы вкладывают в один и тот же термин. Большая группа авторов определяет и ограничивает междисциплинарные исследования как объект изучения, хотя в большинстве работ определения как таковые отсутствуют. В исследованиях междисциплинарности принимают участие философы, занимающиеся проблемами эпистемологии и методологии науки, истории философии, социологии разных направлений, истории науки, а также активные участники междисциплинарных исследований в различных областях естествознания и обществознания, накопившие опыт решения подобных проблем и в определенной форме обобщившие его и заинтересованные в сопоставлении своего опыта с опытом междисциплинарных исследований в других областях науки, а также в том, чтобы выразить его в более общих категориях. Хотя понятие «междисциплинарности» часто рассматривается как понятие ХХ в., идея уходит корнями в прошлое, например, Т. Аусбегр заявляет, что междисциплинарность возникла ещё в греческой философии [1]. Дж. Томпсон [2] подтверждает, что корни данного понятия лежат в некоторых идеях, которые распространяются через идеи унифицированного знания, общего знания, синтеза и интеграции знаний, в это же время Дж. Ганн [3] утверждает, что греческие историки и драматурги позаимствовали элементы таких областей, как медицина или философия для дальнейшего понимания их собственных данных. Иногда междисциплинарные программы основываются на убеждении, что традиционные дисциплины неспособны решать важные проблемы общества. В результате многие исследователи в области социальных наук объединили свои усилия в программах изучения технологии ведения курсов, разрабатываемых специалистами нескольких дисциплин и направленных на глобализацию и си-нергетичность явлений. С другой стороны, междисциплинарность - это средство против губительных последствий чрезмерной специализации. Имеются мнения, что междисциплинарность обязана тем, кто специализируется в одной сфере знания - без специалистов, у тех, кто занимается междисциплинарностью не было бы информации для консультирования. Другие исследователи сосредоточиваются на необходимости переступать пределы дисциплин, рассматривая чрезмерную специализацию как эпистемологическую и политическую проблему. Междисциплинарное сотрудничество или исследование получает в результате новые решения проблем, большое количество информации возвращается обратно в те дисциплины, которые были вовлечены в исследование. Таким образом, ис-
следователи одной сферы знания и занимающиеся междисциплинарностью находятся в дополняющей связи друг к другу.
Определим понятие «междисциплинарности» и различные точки зрения на междисциплинарность. В словаре Уэбстера [4] дается следующее определение: «междисциплинарность включает две или более академические, научные или художественные дисциплины». В словаре «Уорднет» Принстонского университета междисциплинарность - сотрудничество двух или более предметных областей [5]. Междисциплинарность определяется также как объединение двух или более академических дисциплин или разрабатываемых предметных областей, а также двух или более профессий, технологий и др. [6].
В словаре «Википедия» даётся следующее определение междисциплинарности: данный термин относится к образованию и обучению и является особенностью знаний, которые пересекают несколько установленных дисциплин или традиционные области знания [7]. Исследователи, ученики и учителя включены в проблему установления связи и интеграции двух или более академических дисциплин, профессий или технологий с их методами и ракурсами, преследуя общую цель. Междисциплинарные подходы сфокусированы на проблемах, которые кажутся сложными или широкомасштабными для исследователей, принадлежащих одной дисциплине. Прилагательное «междисциплинарный» часто используется в образовательной сфере, когда исследователи двух и более дисциплин объединяют в общий фонд свои подходы и трансформируют их так, чтобы они стали приемлемыми для решения определенных проблем, включая интегрированные курсы, проводимые группой преподавателей, когда ученикам требуется понять данный предмет в пределах множества традиционных дисциплин. Междисциплинарность включает рассмотрение предмета с разных сторон и разными методами, пронизывая дисциплины и образуя новый способ понимания предмета. Общая цель понимания объединяет различные методы и подтверждает общую проблему или предмет, даже если они распространяются на другие дисциплины.
Междисциплинарность, по мнению Х. Якобса, - это вид знания и подход к курсу обучения, которые сознательно включают методологию и язык более чем одной дисциплины для рассмотрения центральной темы, проблемы, события, факта и опыта. В отличие от традиционного взгляда на сумму знаний отдельной дисциплины, междисциплинарность не делает акцент на ограничения знания, а сосредоточивается на связях и взаимоотношениях между разными дисциплинами, изучающими свой предмет. Якобс определяет междисциплинарное обучение как вид знания и курс обучения, кото-
рые преднамеренно используют методологию и язык из более чем одной дисциплины для проверки центральной темы, события, тематики или опыта. Эта точка зрения поддерживается Эвереттом, определяющим междисциплинарную программу обучения как ту, которая «объединяет несколько школьных предметов в один активный проект» [8]. Ниссани Моти исследует понятие междисциплинарности, разлагая слово на составные части: приставку inter (между, в середине, соединяя) и слово disciplinarity (дисциплина) [9]. По мнению Ниссани Моти, междисциплинарность - соединение в единой форме компонентов двух или более дисциплин. При этом автор отмечает, что междисциплинарность обычно встречается в следующих ситуациях: междисцплинарное знание включает знание с аспектами двух или более дисциплин, междисцплинарное исследование соединяет компоненты двух или более дисциплин в поиске нового знания, а междисцплинарное обучение является сочетанием компонентов двух или более дисциплин в единой программе преподавания. Также ученым отмечено, что в сознании людей укрепилось понимание: каждая дисциплина обычно имеет своих специалистов и связана с одним предметом; такое «бытовое» представление о научных областях, безусловно, не способствует взаимопроникновению и синтезу различных предметных сфер. Д. Дэвид и Дж. Дже-ри определяют междисциплинарность как опыт, сообща переживаемый людьми; соглашения о знаниях [10]. По Г. Бергеру, междисциплинарный - прилагательное, обозначающее взаимодействие между двумя или несколькими различными дисциплинами. Это взаимодействие может варьироваться от простого обмена идеями до взаимной интеграции целых концепций, методологии, процедур, терминологии, данных, организации исследовательской и образовательной деятельности в некоторой весьма широкой области [11].
В настоящее время имеется несколько типов исследований, которые можно рассматривать как междисциплинарные. Известный немецкий социолог Р. Кёниг различает два типа междисциплинарности - «мягкий» и «жесткий». «Мягкий» тип подразумевает взаимодействие между дисциплинами на уровне «обобщающих» и «вспомогательных». «Жесткий» тип связан с такой интерпретацией объекта исследований, при которой он представляется как сумма аспектов, каждый из которых изучается соответствующей дисциплиной. Уязвимость такого рода попытки отмечается в науковедче-ской литературе и в ряде работ методологического характера: «мягкий» тип воспроизводит традиционное деление дисциплин по иерархическому принципу, где каждая из них, как «вспомогательная», так и «обобщающая», имеет свой предмет, метод и соприкасается с другими только в использовании и интерпретации накопленного знания»; в случае с «жестким» типом речь идет о наборе рядоположенных дисциплин, предмет которых затрагивает те или иные стороны, связанные с объектом явлений [12]. В ходе исторического развития меняются формы междисциплинарных связей, их структура. Некоторые из них, возникнув в XVIII-XIX вв., продолжают играть определенную роль и по сей день. Но, безусловно, наибольший теоретический и практический интерес представляют те формы меж-
дисциплинарности, с которыми связано возникновение и развитие современной науки.
Определение междисциплинарных исследований в виде цепочки дефиниций, фрагменты которой должны характеризовать их по степени интенсивности междисциплинарного взаимодействия, попыталась дать группа авторов, среди которых Г. Бергер, Р.Л. Акоф, Л. Апостель [11-14]. Одна из наиболее подробных цепочка Г. Бергера содержит следующие понятия: «дисциплина» - «мультидисциплинарный» - «плюрадисци-плинарный» - «междисциплинарный» - «трансдисциплинарный» [11]. «Дисциплина - специфический корпус приспособленного для преподавания знания, опирающийся на специальную систему образования, профессиональной подготовки, а также набор процедур, методов и содержательных представлений. Мультидисцип-линарный - сочетание различных дисциплин, иногда не имеющих явных связей между собой по содержанию, например музыка, математика и история. Плюридис-циплинарный - сочетание дисциплин, между которыми предполагаются определенные содержательные отношения, например французский язык, латынь и греческий язык. Трансдисциплинарный - создание общей системы аксиом для определенного набора дисциплин.
В аспекте связи процессов дифференциации и интеграции роль междисциплинарности глубоко противоречива. С одной стороны, она углубляет дифференциацию, ведет к образованию новых областей исследования и даже новых дисциплин на «стыке наук». С другой стороны, это ведущий фактор интеграции современной науки. Делая выводы, можно сказать, что современная история междисциплинарности в контексте истории понятий может быть условно описана как транзит: от «интердисциплинарности» через «поли-/плюри-/мультидисциплинарность» к «трансдисципли-нарности».
Различными учеными даются собственные формулировки отдельных понятий. Мииф и Пиаже рассматривают мультидисциплинарность как сопоставление нескольких дисциплин с центром на одной проблеме без прямой попытки интеграции, а трансдисциплинарность рассматривается учеными за границами дисциплин, что означает начинание с проблемы и перенос её на знания дисциплины, добавляя понятие кроссдисциплинарности, которая обозревает одну дисциплину с перспективой другой, например история математики [15]. С позиции Миифа, интердисциплинарность - поле знания и подход к курсу обучения, который сознательно применяет методологию и язык более одной дисциплины для изучения центральной темы, проблемы, события или опыта, делая акцент не на описании очертаний, а на связях.
В «Википедии» даются следующие определения: мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход стремится использовать обобщенную картину предмета исследования, по отношению к которой все дисциплинарные картины предстают в качестве ее частей. Поэтому в мультидисциплинарном (полидисцип-линарном) подходе переноса методов исследования из одной дисциплины в другую не происходит. Сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного (полидисциплинарного) подхода, удается найти новые сходства исследуемых
предметных областей, что позволяет специалистам организовать новые междисциплинарные исследования. Накопление результатов междисциплинарных исследований в сходных областях дисциплинарных знаний приводит к появлению новых мультидисциплинарных дисциплин.
Интердисциплинарность. В отношении к подходу организации интеллектуального запроса - развивающаяся сфера и стабильные выработанные общими усилиями определения еще не установлены для некоторых зависимых или близко связанных сфер. Изучение интердисцип-линарности - это академическая программа или процесс поиска синтеза общих, более широких перспектив, знаний, умений, взаимосвязей и эпистемологии в образовательной установке общества [7]. Интердисциплинарные программы могут облегчить изучение предметов, которые имеют некоторую связь, но которые не могут быть в достаточной мере осмыслены в ракурсе единичной дисциплины (например, изучение Средневековья). На более продвинутом уровне интердисциплинарность может сама стать центром изучения в критике установленных аспектов дисциплин расчлененного знания.
Кроссдисциплинарность - акт преодоления дисциплинарных границ для объяснения одного предмета понятиями другой. Общие примеры кроссдисциплинар-ных подходов являются изучения физики музыки или политика литературы.
Трансдисциплинарность. Целесообразность использования трансдисциплинарности позволила считать её одним из основных способов решения проблем ХХІ в. Об этом свидетельствует текст «Всемирной Декларации о Высшем образовании для ХХІ в.: подходы и практические меры», принятой участниками Международной конференции по Высшему образованию в 1998 г. в Париже. Статьи данной Декларации содержат рекомендации: поощрять трансдисциплинарность программ учебного процесса и учить будущих специалистов, используя трансдисциплинарный подход для решения сложных проблем природы и общества [16]. Первое определение трансдисциплинарности было предложено Ж. Пиаже в 1969 г. Активное обсуждение трансдисциплинарности в мировой науке началось с середины 80-х гг. ХХ в. Однако термин «трансдисцип-линарность» до сих пор не получил однозначного определения. Можно выделить несколько наиболее часто употребляемых значений этого термина. Во-первых, трансдисциплинарность понимается как «декларация», провозглашающая равные права известных и малоизвестных ученых, больших и малых научных дисциплин, культур и религий, в исследовании окружающего мира [17]. Во-вторых, трансдисциплинарный подход разрушает границы между дисциплинами. Большинство случаев использования термина предполагает обдуманный и преднамеренно не относящийся к делу или переходящий границу дисциплинарных правил с целью достижения нового понимания или расширения ресурсов дисциплины. Также трансдисциплинарность рассматривает акт заимствования идей, теорий, концепций и методов, которые существуют над разделением дисциплин и используют их для растворения предметных границ. Эта точка зрения основана на идее, что знание не может быть затребовано отдельно как принадлежа-
щее или берущее начало в другой дисциплине. Кроме того трансдисциплинарность трактуется как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности знаний конкретного человека. Еще «трансдисциплинарность» трактуется как «правило исследования окружающего мира». Предполагается, что транс-дисциплинарность будет реализована, если проблема исследуется сразу в нескольких уровнях [18]. Последняя позиция представляет «трансдисциплинарность» как принцип организации научного знания, открывающий широкие возможности взаимодействия многих дисциплин при решении комплексных проблем природы и общества, данная трактовка позволяет учёным официально выходить за рамки своей дисциплины. В зависимости от того, в каком количестве и в каком сочетании учёные будут использовать другие дисциплины в своём дисциплинарном исследовании, трансдис-циплинарность, в данном значении, будет называться мультидисциплинарностью, плюридисциплинарно-
стью, интердисциплинарностью. Согласно результатам исследований бельгийского ученого Э. Джаджа, в современной науке существует четыре вида трансдисци-плинарности. Исходная форма трансдисциплинарно-сти - трансдисциплинарность-0, а наиболее общим видом, является трансдисциплинарность-1, основывающаяся на формальной взаимосвязи пониманий отдельных дисциплин, их знания могут быть интегрированы на более высоком уровне абстракции, чем это происходит в междисциплинарности. Трансдисциплинарность-1 часто используется при работе различных экспертных систем, и экспертных групп. Примером развития тран-сдисциплинарности-1 являются Американская школа трансдисциплинарности и Швейцарская школа транс-дисциплинарности. Трансдисциплинарность-2 имеет более тесную внутреннюю связь с личным опытом исследователя. Трансдисциплинарность-3 связана с использованием фундаментального познавательного значение. Французская школа трансдисциплинарности отдаёт предпочтение более тесной внутренней связи с личным опытом исследователя (трансдисциплинар-ность-2,3). Трансдисциплинарность-4 - самостоятельное научное направление, обладающее своим подходом и языком, единицами измерения и моделями действительности, методом анализа информации и анализа риска принимаемых решений; оно позволит осуществить общенаучную классификацию и систематизацию дисциплинарных знаний.
Иностранные специалисты вводят термин «мульти-дисциплинарный исследователь» - понятие, необходимое при работе с междисциплинарными программами. Так называемый «мультидисциплинарный исследователь» - профессионал, имеющий степени по двум или более академическим дисциплинам, и, следовательно, в данном случае один человек может заменить двух или более человек в мультидисциплинарном сообществе или проектной команде. Со временем мультидисциплинар-ная работа не будет приводить ни к увеличению ни к уменьшению количества академических дисциплин. Мультидисциплинарное сообщество или проект состоит из специалистов разных дисциплин и профессий, которые вовлечены в процесс совместной работы как заинтересованные стороны, направляющие энергию на ре-
шение общей задачи. Вопрос заключается в том, насколько хорошо может быть разложен на отдельные составляющие проект и затем направлен через распределенные знания в общество или команду, работающую над данной программой. По Бергеру, междисциплинарная группа состоит из лиц, имеющих подготовку в разных областях знания (дисциплинах), с характерным для каждой понятиями и концепциями, методами, материалом и терминологией. Эти лица объединены для совместной работой над проблемой в условиях постоянной коммуникации между участниками, представляющими различные дисциплины [11].
Другой термин, введенный иностранными специалистами, - «междисциплинарное общество», или проект. Междисциплинарное общество состоит из людей, принадлежащих разным дисциплинам и профессионалов, которые включены в создание и применение нового знания, т.к. они работают вместе в качестве стабильных организаторов совместного дела в обращении к общей проблеме. Основной вопрос заключается в содержании нового знания. Аспекты проблемы не могут быть легко решены с помощью существующего разделенного знания, и новое знание становится важнейшей подцелью в решении общей проблемы. Сущность проблемы, её масштаб и сложность требуют от
многих людей проведения взаимной экспертизы для улучшения эффективности работы с множеством дисциплин также как и внутри новой междисциплинарной сферы. Трансдисциплинарное сообщество, или проект, состоит из трансдисциплинарных профессионалов -это идеал, к которому можно только приблизиться, но нельзя достичь. Трансдисциплинарный профессионал имеет степени во всех дисциплинах, также как и опыт во всех профессиях. На самом деле трансдисциплинарный профессионал содержит все разрозненные знания людей в сообществе или проекте в качестве индивидуального общего знания. Трансдисциплинарное сообщество - это та структура, в которой общее знание индивидов и разрозненное знание коллектива сливаются в одно с целью решения общей проблемы.
Реальной проблемой в научном сообществе является отсутствие единого словаря для специалистов и исследователей в области междисциплинарности. Поскольку в последние годы XXI в., в связи с интенсивной разработкой научных исследований в области междисциплинарности, будет развиваться и педагогическая наука, внедрятся в общеобразовательную практику школ и вузов междисциплинарные подходы, то вопрос педагогических кадров станет одной из важнейших проблем современного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ausburg T. Becoming Interdisciplinary: An Introduction to Interdisciplinary Studies. 2nd ed. N.Y.: Kendall/Hunt Publishing, 2006.
2. Thompson J.K. Interdisciplinarity: History, Theory, and Practice. Detroit: Wayne State Uni., 1990.
3. Gunn G. Interdisciplinary Studies. N.Y.: Modern Language Association, 1992. Р. 239-240.
4. Междисциплинарность. Режим доступа: Мериам-вебстер: http://www.merriam-webster.com
5. Междисциплинарность. Режим доступа: Дикшинри референс: http://dictionary.reference.com
6. Междисциплинарность. Режим доступа: Дикшинри: http://Dictionary.com
7. Междисциплинарность. Режим доступа: Википедия: http://en.wikipedia.org/wiki/Interdisciplinarity
8. Jacobs H.H., Borland J.H. The Interdisciplinary Concept Model. Design and Implementation. Gifted Child Quarterly, 1986.
9. Ниссани М. Междисциплинарность. Режим доступа: http://www.cll.wayne.edu/isp/mnissani/welcome.htm
10. Дэвид Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001.
11. Бергер Г. Opinions and Facts. In.: Interdisciplinary: Problems of Teaching and Research in Universities. P.: OECD, 1972. Р. 23-75.
12. Konig R. Interdisziplinare Forschung // Worterbuch der Soziologie. 2 Aufl. Stuttgart, 1968. S. 487-489.
13. Акоф Р.Л. Системы, организация и междисциплинарные исследования // Исследования по общей теории систем. М., 1969. С. 134-164.
14. Apostel L. Terminology and incept // Interdisciplinarity. Problems of Teaching and Research in Universities. P., 1972. P. 77-102.
15. MeethL.R. Interdisciplinary Studies: Integration of Knowledge and Experience. Change, 1978. Vol. 10. Р. 6-9.
16. UNESCO on the World Conference on Higher Education (1998). Higher Education in the Twenty-First Century: Vision and Action. URL:
http://www.unesco.org/cpp/uk/declarations/world.pdf
17. 1st World Congress of Trandisciplinarity (1994), Preamble. Convento da Arrabida, Portugal, November 2-6. URL: http://perso.club-internet.fr/nicol/ciret/english/charten.htm
18. DeMelloM. The School of the Future. University of Sao Paulo: CETRANS, 2001.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 10 сентября 2009 г.