9. Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия. М. : Флинта. Наука, 2006. С. 75-76.
10. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса : моногр. Волгоград : Перемена, 2004. 368 с.
11. Dijk van T. A. Cognitive and conversational strategies in the expression of ethnic prejudice. Amsterdam: Mouton Publishers, 1983. P. 375-404.
12. Duranty W. Trade Equilibrium is New Soviet Goal // The New York Times. 20 June 1931.
13. Duranty W. The Russian Looks at the World // The New York Times. 29 March 1931.
14. Duranty W. Stalinism Smashes Foes in Marx's Name // The New York Times. 24 June 1931.
15. Duranty W. Industrial Success Emboldens Soviet in New World Policy // The New York Times. 19 June 1931.
16. Duranty W. Stalinism's mark is party discipline // The New York Times. 27 June 1931.
УДК 070.00
ББК 76.0
С. В. Плевако
Феномен креативности в современном коммуникативном пространстве
Статья исследует специфику феномена креативности в современном коммуникативном пространстве, с точки зрения пракгматического аспекта. Креативность противопоставляется творчеству, её отличия от собственно творчества отражены в статье, и также доказывается приемственность принципов и приёмов между ними. Креативность представляет собой прагматический аналог стихийного творческого процесса и вырабатывает принципы, технологии и механизмы создания нового. Проанализированы некоторые приемы креативности.
Ключевые слова: креативность, творчество, остранение, прагматика.
S. V. Plevako
The phenomenon of creativeness in the mdern communicative contest
The article is devoted to the specific of creativeness in the modern communicative contest; and its difference from creativity. Creativeness represents a pragmatical analogue of spontaneous creative process and develops principles, technologies and mechanisms of creation. The author is answering the question why creativeness is so popular now, and researching the specifics of creative and system, public and individual, stable and spontaneous.
Key words: creativeness, creativity, distancing, pragmatics.
Осмысляя феномен креативности, его парадоксальность и актуальность в контексте современной ситуации, сложно пройти мимо одного из актуальных вопросов - разграничения креативности и творчества.
Множественностьи разнородностьтолко-ваний креативности ставит необходимость прояснить собственную позицию, обозначить основные актуальные для нашего исследования черты данного феномена. Под креативностью мы понимаем способность создавать новое, то есть «впервые мыслимое или делаемое данным субъектом, ранее неизвестное ему» [2, с. 92]. В таком толковании понятия «креативное» и «творческое» синонимичны. Однако «креативность» функционирует в специфических контекстах, вследствие чего обрастает коннотаци-
ями. Оставляя в стороне психологическую специфику толкования феномена креативности, углубимся в другой, чрезвычайно актуальный, контекст употребления слова «креативный». Данное понятие востребовано в прикладных областях (маркетинг, менеджмент, реклама, РИ, эффективные бизнес-технологии и проч.). Креативность (как неотъемлемая часть современных технологий) - использование творческих возможностей создания нового для увеличения эффективности какой-либо деятельности.
Появление прагматического аспекта креативности порождает противоречие. Парадоксальность современного положения креативности состоит в том, что, с одной стороны, креативность, как и всякое творчество, основана на творческом инсайте.
Идеальный вариант креативного поведения - это проявление самодостаточности бытия личности: креативный (творческий) акт не детерминирован никакими внешними факторами (созидание ради созидания). Но с другой стороны, креативность - творчество, помещенное в рамки: творчество по заданным параметрам, в соответствии с конкретными целями. Последнее разрушает саму идею творческого. В результате возникает эффект псевдокреативности: создаются новые формы, оболочки, а содержание остается прежним, а затем и вовсе становится незначимым. Такая игра на внешнем тенденциозна для последних десятилетий. Как следствие - кризис, заключающийся в отсутствии новых смыслов.
Истинно творческое чаще не принимается обществом, поскольку по сути своей (иррационально, неуправляемо, непредсказуемо, стихийно) противоречит необходимой стабильности общественного существования. Д. В. Реут объясняет это через функцию сохранения и развития: «...общество небезразлично к креативному потенциалу своих членов. Ребенка ожидает школьная система, подавляющая его первичный креативный потенциал, снижающая общий креативный фон до уровня, безопасного для существования и функционирования социума. Превышение критического уровня креативности взрывает социум <...>. Однако, после того, как проблема сохранения успешно решена, оказывается, что перед социумом стоит также и проблема развития, причем, развития не только в заданных известных направлениях и рамках, но и развития как поиска и реализации новых направлений движения социума» [2, с. 98].
Нынешняя востребованность теории креативности, на наш взгляд, обусловлена критичностью ситуации: все известное себя исчерпало. Для дальнейшего развития системе (экономической, образовательной, коммуникативно-технологической и проч.) чрезвычайно необходимы креативные ресурсы, причем креативное здесь - в исконном понимании, как собственно творческое.
Специфика креативности определяется несколькими особенностями развития современного культурного, информационного, маркетингового пространства. Во-первых, креативность помещена в рамки современных прагматических и прикладных
отраслей. О творчестве как самодостаточном и не преопределенном процессе в такой ситуации речи не идет; креативность -совокупность приемов и технологий. Задача прикладных креативных направлений -разрабатывать новое, продуцировать идеи в контексте заданных целей и направлений. Задача теории креативности - выявлять принципы, которые могут быть положены в основу конкретных механизмов по созданию таких идей.
Собственно коммуникативное пространство, изначально - средство достижения прагматической цели - на современном этапе становится целью. Слово превращается в товар: «Язык и его отдельные единицы в статусе товарных знаков, брендов, слоганов, доменов, никнеймов и т. п. очевидным и эффективным способом участвуют в создании прибыли. <...>. При этом «потребительская стоимость» <...> определяется не объемом затраченного для их производства лингвистического труда, а положением имени бренда в сознании потребителя в сравнении с другими именами той же товарной категории, которое обусловливает определенное покупательское поведение в отношении именуемого товара» [1].
Соотношение креативности и собственно творчества выражено также преемственностью принципов и приемов. Способы создания нового и оригинального, вырабатываемые иррациональным, стихийным творчеством, превращаются в целесообразные прагматические принципы. К примеру, один из самых распространенных приемов современных креативных технологий -остранение - прием литературного происхождения. «Остранение - термин, введенный русскими формалистами. В. Шкловский в статье «Искусство как прием». <...>. Прием остранения имеет своей целью «вывод вещи из автоматизма восприятия». «Целью искусства, - говорит Шкловский, - является дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание; приемом искусства является прием „остранения" вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринима-тельный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен» [3, с. 347].
Таким образом, в современности, в преддверии необозримых бытийственных гори-
зонтов, человечество столкнулось с необходимостью созидать. Креативность формируется как практическое и прагматическое направление, использующее достижения, способы и приемы творчества, выработан-
ные стихийно и осмысленные, возведенные в теорию. Именно такой принцип позволяет выработать механизм, стратегию креативного действия в условиях современной коммуникации.
Список литературы
1. Голев Н. Д., Яковлева О. Е. Язык как собственность (к основаниям лингвомаркетологической концепции языка) // Сибирская ассоциация лингвистов-экспертов: сайт. URL : http:// siberia-expert.com/publ/jazyk_kak_sobstvennost_k_osnovanijam_lingvomarketologicheskoj_ koncepcii_jazyka_n_d_golev_o_e_jakovleva/3-1-0-60 (дата обращения - 15 мая 2010).
2. Реут Д. В. Сладкое проклятие креативности // Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2001) : труды 1-й междунар. конф. Москва, 11-12 октября 2001 г. Т. 3. М. : Институт проблем управления РАН. С. 91-12З.
3. Шор Р. Остранение // Литературная энциклопедия : в 11 т. М. : ОГИЗ РСФСР, Сов. Эн-цикл., 1934. Т. 8. Стб. 347-348.