Научная статья на тему 'Феномен фасилитации в высшем образовании'

Феномен фасилитации в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФАСИЛИТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯФАСИЛИТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧСЕКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / МЕХАНИЗМ ФАСИЛИТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов Р.Р., Панченко О.Л., Гайсина А.Р., Хасанова Л.В.

В статье представленовидениефеноменафасилитации вразвитии высшегообразования XXIвека.Фасилитация в высшемобразованиирассматривается нами как «усиление», увеличениепродуктивности образования (обучения, воспитания, развития)студентов как субъектов учебно-профессиональной деятельности.В высшем образовании фасилитация рассматривается, прежде всего, как педагогическая фасилитацияилитехнология, в основу которой положено использованиепреподавателем вуза особого стиля общенияв контекстеличности педагога и студентана основеиспользования в учебной группе, каккоманде, новыхидейдлярешения определенной проблемы. Особую роль в этомпроцессе играют технологии «взращивания» субъектностистудента вузапутем использования технологий фасилитации(тренингов, консультаций, бесед, конференций и др.). Практическая значимость результатов заключается в возможности экстраполяции результатов статьи в профессиональную подготовкустудентов вуза на всех уровнях подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен фасилитации в высшем образовании»

УДК 378

ФЕНОМЕН ФАСИЛИТАЦИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ*

Мухаметзянова Ф.Г., д-р пед. наук, профессор, florans955@mail.ru

Хайрутдинов Р.Р., канд. ист.. наук, профессор, ramilh64@mail.ru Панченко О.Л., канд. социол. наук, доцент, kadri@bk.ru Гайсина А.Р., магистр Хасанова Л.В., студент

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт международных отношений, истории и востоковедения, Казань, Россия

В статье представленовидениефеноменафасилитации вразвитии высшегообразования XXIвека.Фасилитация в высшемобразованиирассматривается нами как «усиление», увеличениепродуктивности образования (обучения, воспитания, развития)студентов как субъектов учебно-профессиональной деятельности.В высшем образовании фасилитация рассматривается, прежде всего, как педагогическая фасилитацияилитехнология, в основу которой положено использованиепреподавателем вуза особого стиля общенияв контекстеличности педагога и студентана основеиспользования в учебной группе, каккоманде, новыхидейдлярешения определенной проблемы. Особую роль в этомпроцессе играют технологии «взращивания» субъектностистудента вузапутем использования технологий фасилитации (тренингов, консультаций, бесед, конференций и др.). Практическая значимость результатов заключается в возможности экстраполяции результатов статьи в профессиональную подготовкустудентов вуза на всех уровнях подготовки.

Ключевые слова: образование, фасилитация, психологическая фасилитация, педагогичсекая фасилитация, субъект, субъектность, механизм фасилитации.

"Статья подготовлена по теме ВНИК АНО «КОУТ 2.0», г. Казань, Россия

Актуальность работы обусловленатем, что социально -экономические условия развития общества вызывают в профессиональном образовании поиск новых методов, форм, технологий и механизмов обучения. В этом контексте представляет интерес открытие в психологии и педагогике феномена фасилитации как образовательного явления. Поэтому изучение возможностейиспользованияфасилитациипреподавателем вузасоздает

возможности для активизации деятельности какпедагоговвуза,так и самих студентов как субъектов учебно-профессиональной деятельности в условиях современного высшего образования [1-3].

Происхождение понятияфасилитация» имеет длительную предисторию и короткую историю. Термин «фасилитация» происходит от английского глагола «faciHtate»и переводится, как «облегчать, помогать, способствовать» [8]. Понятие фасилитация пришло из социальной психологии. Сегодня в научном обороте наряду с понятием фасилитация, используются понятия психологическая и педагогическая фасилитация.В контекстевысшего образования педагогическая фасилитациярассматривается нами какобразовательный процесс, ориентированный на это «усиление», повышение продуктивности образования (обучения, воспитания и развития) магистрантов каксубъектовучебно -профессиональной деятельности на основе субъектно-ориентированного стиля общения и «притягательных»

особенностей(харизмы) личности преподавателя вуза [3-5].Фасилитация в высшем образовании рассматривается О.И Райскак метод интеактивного обучения [5]. А.М. Рябков рассматривает методологию фасилитации в образовательной среде демократического общества [6].

Сегодня ввузе доминирующим методом обучениявузе становится интерактивное обучение, в контексте которого фасилитация выполняет роль индикатора развития субъектного потенциала будущего магистра [3-5]. При этом, субъектный потенциалстудента вуза - этовозможность и способность, использовать «формирующие силы человека стать субъектом учебно -профессиональной деятельности, т.е. творцом своего профессионального развития [3; 7]. Мы рассматриваем методпедагогической фасилитации в вузекак профессиональную организацию процесса групповой или командной работы студентов, направленную на достижение целей занятия, принятия командных решений в процессе обучения, решение группой студентов задач повышенной сложности и важности [5 -7].

При соблюдении ряда условий в педагогической деятельности можно рассматриватьпедагогическуюфасилитациюв вузекак технологию учебной деятельностистудентов впрофессиональной подготовкеикак механизм развития их субъектного потенциала. От классического методаобучения технологияпедагогической фасилитацииввузе отличается тем, чтопреподаватель не дает советов, рекомендаций, т.е. не выступает в роли ментора, а совместно с магистрантами «отыскивает» решения проблемных ситуаций, задач сообща с членами группы, объединенных общей целью. В широком смысле, педагогическая фасилитация на практикевуза реализуется как социально -педагогическая фасилитация, т.е. как интеграция или «синергия» деятельностивсех субъектов педагогического процесса (преподаватель и студенты) по повышению продуктивностидеятельности в ситуациях «затруднения» и решении проблемных ситуаций и задач. Студент вуза в процессе использования преподавателем вуза педагогической фасилитации начинает развиваться в ситуации «надситуативной активности» [1-2].

Различные методы «поддержки», инструкции, проекты со стороны преподавателя вузав процессепрофессиональной подготовкиприпроведении лекций исеминаров сделают этотпроцесс «фасилитирующим». В этом и заключается суть педагогическойфасилитациив вузе - не «поучать» а учить работать в команде. Педагогическая фасилитация в процессе подготовкив вузе - это помощь нейтральной стороны, задача которой, прежде всего, «облегчение» взаимодействия внутри группы как команды. Преподаватели -фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках и помогают точно выдерживать четкую повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают среду активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы. Опытный и успешныйпреподаватель -фасилитатор умеет сохранять беспристрастность, создавать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками. Он или она являются человеком со стороны и могут сохранять нейтралитет в течение всего времени встречи [9-11].

Цель применения «педагогической фасилитации» в образовательном процессе в развитии субъектного потенциаластудентов может сводиться так жек решению кейсов, конкретных бизнес -ситуаций, где требуется найти решения, проанализировать проблемы, собрать идеи, уточнить задачи,

спланировать действия и т.д. [1-З]. Организация занятий с применением метода «педагогической фасилитации» для развития субъектного потенциаластудентов вуза целесообразна в случаях, когда поднимаются «острые», проблемные темы, которые требуют конкретных решений. Педагогическая фасилитация уместна тогда, когда требуется организовать эффективное групповое обсуждение, где каждый участник может высказаться, поделитьсяидеями, опытом и предположениями.

В процессе подготовкив вузе можно использовать следующие технологии и методы фасилитации : технология открытого пространства ( Open Space Technology), технология «Мировое кафе» (World Café), конференция «Поиск» (Search Conference), динамическая фасилитация (Dynamic facilitation), «Развивающая фасилитация» (Developmental facilitation), «Технология участия» (Technology of Participation), стратегия Уолта Диснея, технология «идея-лог», «скампер», грейп-коктейли [8].

Педагогическая фасилитация в деятельностипреподавателя вуза как наставника рассматривается нами как «пусковой механизм» для проявления и развития субъектности личностистудентав контексте его индивидуализированной активности, самостоятельности, «санкционированной» самодеятельности, творческости [7-8]. Особую роль в этом играют технологии «взращивания» субъектности молодого человека на основе технологии фасилитации, как коучинговых технологий, тренингов, консультаций, бесед, конференций и пр.

Практическая значимость результатов заключается в возможности экстраполяции результатов статьи в профессиональную подготовку студентов вуза, ориентированной на совершенствование этого процесса.

Литература

1. Димухаметов Р. С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дис. ... капд. пед. паук: 13.00.08 Магнитогорск, 2003. 199 с.

2. Кейнер С. Руководство фасилитатора. Как привести группу к принятию совместного решения: М: Издательство Дмитрия Лазарева,2016. 344 с.

3. Мухаметзяпова Ф.Г., Хайрутдипов Р.Р. О фепомепе фасилитации в высшем образовании// Казанский педагогический журнал, 2017. N° 1. C. 45-51.

4. Пилюгипа Т.В. Реализация педагогических технологий профессионально-ориентированного обучения в преподавании дисциплин юридического профиля // Современный специалист и профессиональные компетенции: методический аспект подготовки / Материалы IV Международной паучпо-методической конференции 13 апреля 2015 г. Краснодар, 2015.

5. Райс О.И. Фасилитация, как метод интерактивного обучения// Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3 317

6. Рябков А.М. Методология фасилитации в образовательной среде демократиче отого общества. URL: http://vuzirossii.ru/publ/metodologija_fasilitaciiv_obrazovatelnoj_srede_ demokraticheskogo_ob shhestva/43 -1-0-3137

7. Muhametzyanova F.G., Krasnenkova N.S., Chukmarova L.F., Kazakov A.N., Kryukov S.A., Obukhova L.K. The Formation of Social-Psychological Competence In Professional Activity of Subjects Two Different Groups of Bank Workers, Asian Social Science, Vol. 11, No. 1, e-Version First. pp. 359-363, 2015.

8. Schwarz R. The Skilled Facilitator, Hardcover, P. 432, 2002.

THE PHENOMENON OF FASILITATION IN THE HIGHER EDUCATION Flera G. Mukhametzyanova, Dr. Sci. (Pedagogy), professor Ramil R. Khairutdinov, Cand. Sci. (History), professor Olga L. Panchenko, Cand. Sci. (Social Studies), assistant professor Alsu R. Gaysina, Master of Arts L.V. Khasanova, student Kazan Federal University, Institute of International Relations, History and Oriental Studies,

Kazan, Russia

The article presents the author's vision of facilitation in the development of higher education in the 21st century. In Russian Higher education a new phenomenon appeared, it is facilitation. Facilitation in Higher education is seen by us as "strengthening", increasing the productivity of education (training, education, development) of students as subjects of educational and professional activity. In higher education, facilitation is considered primarily as a pedagogical facilitation or technology, based on the use of a special style of communication by the teacher of the university in the context of the personality of the teacher and student, based on the use of new ideas in the training group as a team to solve a particular problem. A special role in this process is played by the technologies of "nurturing" the subjectivity of a university student by using coaching technologies, trainings, consultations, conversations, conferences, etc. The practical significance of the results lies in the possibility of extrapolating the results of the article to the vocational training of university students. Keywords: education, facilitation, psychological facilitation, teaching facilitation, facilitator, subject of activity, subjectivity, attribute ring of pedagogical facilitation.

Дата поступления 14.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.