Научная статья на тему 'Феномен духовных ценностей как концептуальное основание нравственного воспитания личности'

Феномен духовных ценностей как концептуальное основание нравственного воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / НОРМЫ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / MORAL VALUES / SPIRITUALITY / EDUCATION / NORMS / MORALITY / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербина Анна Ивановна

В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в современном образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF SPIRITUAL VALUES AS A CONCEPTUAL BASIS OF MORAL UPBRINGING OF A PERSON

The article covers the issues of moral and spiritual upbringing of a new generation in the modern educational area.

Текст научной работы на тему «Феномен духовных ценностей как концептуальное основание нравственного воспитания личности»

УДК 37.013

Чернышёв Илья Александрович

соискатель кафедры педагогики Курского государственного университета, программист вычислительного центра Курского государственного университета тел.: (904) 525-06-76

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Исследовано формирование межпредметных связей при обучении физике и их влияние на познавательную активность учащихся. Дана характеристика системы межпредметных связей. Проведён анализ теории и методики развития познавательной активности учащихся в процессе изучения физики.

Ключевые слова: познавательная активность, межсис-темные связи, система методологических знаний, содержание обучения, стержневая идея, систематизация, обучение.

Chernyshev Ilya Aleksandrovich

Competitor of the chair of Pedagogy Kursk State University, Programmer Computer Center of Kursk State University tel.: (904) 525-06-76

INTERSUBJECT COMMUNICATIONS AS MEANS OF PUPIL’S LEARNING ACTIVITY FORMATION AT THE LESSONS OF PHYSICS

Formation of intersubject communications while teaching physics and their influence onof pupil’s learning activity formation is investigated. The characteristic of intersubject communications system is given. The analysis of the theory and methods of pupil’s learning activity formationdevelopmentin the course of physics is carried out.

Key words: learning activity, intersubject communications, system of methodological knowledge, instructional content, rod idea, classification, learning.

Проблема формирования познавательной активности в силу своей практической значимости постоянно обращала на себя внимание великих ученых. В данной статье мы проанализируем состояние проблемы формирования познавательной активности, отраженное в педагогических исследованиях, выделим основные ориентиры для разработки методики формирования познавательной активности. Трудность данной задачи заключается в том, что указанная проблема требует обобщения решений многих смежных проблем, выдвинутых в педагогических исследованиях.

Формирование компонентов познавательной активности связано с развитием теоретического мышления, положительной мотивации учения, контрольно-оценочных умений, с усвоением учащимися методологических знаний.

В ряду показателей развития познавательной активности учащихся можно выделить: «уровень преобразования позиции учителя и ученика; динамику использования форм сотрудничества: от максимальной помощи, оказываемой учителем ученику, к нарастанию собственной активности до полной самозаинтересованности в обучении» [1, с. 12].

Всякое обучение сводится к образованию новых связей (ассоциаций). При этом, как полагает Ю.А. Самарин, умственная деятельность направлена на то, чтобы в этих системах выявить основные понятия, их общие и отличительные признаки, их причины и следствия. Ученый, в частности, пишет: «Каждая научная дисциплина, а отсюда и учебная дисциплина, имея свой особый предмет изучения, тем самым представляет собой особую систему понятий, вокруг которых и группируются изучаемые ею факты. Учащийся должен владеть знаниями и соотношениями, а также умениями и навыками внутри данной системы знаний» [2, с. 262]. Для образования внутрисистемных ассоциаций необходимо в процессе обучения проводить систематизацию изучаемых знаний, что требует специальной работы учителя. Ю.А. Самарин выделил локальные связи, образующие элементарные знания о предмете или явлении, частносистемные связи, образующиеся при изучении темы, межсистемные связи, являющиеся высшим этапом умственной деятельности учащихся и охватывающие разные системы знаний. Изучая работы ученого, мы поставили задачу определить основы межсистемных связей при изучении отдельных тем физики, которые могли бы стать ориентиром для формирования познавательной активности учащихся.

Одной из основ межсистемных связей мы считаем математические знания. Общеизвестно, что современные физические науки каждый свой шаг при движении вперед связывают с математикой. «Математика распространяется как вширь, так и вглубь, интенсивно проникая в “затаенные уголки” наук, помогая решать даже те проблемы, которые прежде казались недоступными» [3, с. 69]. Б.М. Кедров приходит к важному методологическому выводу: «Взаимное проникновение наук отражает... объективную диалектику природы, представляя собой единство в многообразии...» [4, с. 305].

Но в то же время содержание и смысл физических законов не сводится к математическим формулировкам. Математическое уравнение, описывающее физический закон, не содержит границ применимости этого закона, которые нередко устанавливаются экспериментальными методами.

Другой основой создания межсистемных связей, на наш взгляд, являются объекты физического знания, их взаимосвязи, а также знание о логических операциях и понятиях. Сами по себе знания как форма отражения действительности еще не обеспечивают умения ими пользоваться.

По мнению М.Д. Даммера «формирование системы предметных знаний невозможно без сообщения учащимся методологических знаний. Последние делятся на два типа - знание о методах научных исследований и знание о структуре научной системы знаний» [5, с. 11].

Н.В. Кочергина в систему методологических знаний включает следующие подсистемы:

— знания о диалектическом методе (принцип многоуровневой структуры мира, закон движения, закон: единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания и т.д.);

— методологию гносеологии; (уровни, этапы, методы научного дознания);

— методологию логики (понятие, суждение, умозаключение);

— общенаучной методологии (механистический, системный, кибернетический, вероятностный, синергетический подходы);

— методологию физики (фундаментальные физические идеи, понятия и принципы) [6, с. 17-19].

П.В. Базарова в педагогических исследованиях приходит к выводу о том, что учебный материал

должен быть объединен, сгруппирован и классифицирован таким образом, чтобы наиболее эффективно решать проблему развития познавательной активности и самостоятельности. В этом отношении важную роль играют обобщения теоретических знаний, укрупнение их единиц, обобщение способов оперирования ими [7, с. 9].

Содержание обучения физике и его структурирование строятся на основе принципа генерализации, который предполагает выделение одной или нескольких стержневых идей и объединение вокруг них учебного материала. Такими идеями могут быть принципы, понятия, законы, теории. Это прослеживается в курсах физики отечественного и зарубежного обучения.

Так, например, в американском вводном курсе физики стержневой является идея строения вещества, в соответствии с которой курс начинается с изучения количественных характеристик свойств вещества (объем, масса, плотность, тепловое расширение, агрегатные превращения и т.д.).

В одном из курсов физики в нашей стране стержневой идеей выступает концепция вещества и поля как двух видов материи.

В отечественной школе в качестве элемента знаний, вокруг которого группируется учебный материал, выбрана физическая теория [8, с. 98].

В другом курсе методики преподавания физики указано: «Объектами, подлежащими группировке, систематизации, в курсе физики являются: 1) структурные формы материи; 2) свойства тел (частиц); 3) явления, процессы, виды движения; 4) приборы, машины, установки; 5) методы исследования; 6) величины, характеризующие свойства тел и явления и т.д.

Классификация объектов осуществляется на основе какого-либо одного существенного признака классифицируемых объектов. Примерами классификации с помощью схем являются классификация двигателей по виду энергии, преобразуемой в механическую энергию, классификация электростанций по виду энергии, превращаемой в электрическую, и т.д.» [9, с. 220].

На наш взгляд, предложенные способы систематизации носят частносистемный характер, т.е. возможен вариант систематизации знаний по физике, который носит межсистемный характер.

При построении системы предметно-методологических знаний учащихся, а также при моделировании процесса формирования познавательной активности мы опираемся на дидактический принцип цикличности, но не можем согласиться с универсальностью его применения для управления учебным познанием через выделение последовательности его этапов: факты - проблема - гипотеза - модель -следствия - выводы - эксперимент - применение. Логику научного познания нельзя переносить механически на управление учебной деятельностью. Логика научного познания определяется на основании способов умственных действий учащихся, которые формируются при изучении других предметов до изучения физики, и должны осваиваться учащимися по специально построенной методике овладения предметно-методологическими знаниями, где центральным механизмом присвоения служит осознанное использование учащимися способов умственных действий.

С нашей точки зрения, ориентирами для разработки теории и методики формирования познавательной активности в процессе обучения физике могут стать идеи В.А. Краевского, И.Я. Лернера, Ю.А. Самарина, Ю.А. Саурова, А.В. Усовой, Н.Ф. Талызиной, Т.Н. Шамало о развертывании вспомогательных знаний (логических, методологических, философских, историко-научных, оценочных) [8, с. 32], которые, на наш взгляд, для учеников служат методической основой учебнопознавательной деятельности:

— тот факт, что, изучая физику, школьники знакомятся с формализованными теоретическими системами, в процессе обучения и в научном поиске необходимо использовать как содержательные,

так и формализованные методы, усиление последних методов связано с развитием методической мысли, повышением научности преподавания [10, с. 60];

— обучение учащихся основным операциям мышления: анализу, синтезу, абстрагированию, обобщению, сравнению, конкретизации, классификации и систематизации [11, с. 8-9];

— целостный подход: изучение темы как единой системы, в которой познаются не только все элементы, но и их связи и отношения [10, с. 47];

— управление внутренним миром учащихся через осознание закономерностей этого мира, через механизм рефлексии; человек, воспринимает любые объекты в поле значений, целей, т. е. субъективно, он строит свой предмет, свой факт [12, с. 37].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Довга Г.В. Проблемы инновационных технологий обучения на уроках физики в средней школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, 1999.

2. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

3. Чепиков М.Г. Интеграция науки. М., 1981.

4. Кедров Б.М. Обобщение как логическая операция // Вопросы философии. 1965. № 12.

5. Даммер М.Д. Приемы и средства систематизации знаний по физике учащихся 7-8 классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1990.

6. Кочергина И.В. Формирование системы методологических знаний при обучении физике в средней школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003.

7. Гладышев Н.К., Нурминский И.И. Физика 8 класс. М., 1997.

8. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. А.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983.

9. Основы преподавания физики в средней школе / под ред. В.Г. Разумовского, В.А. Фабриканта, А.В. Перышкина. М., 1984.

10. Шамало Т.Н. Теоретические основы использования физического эксперимента в развивающем обучении. Свердловск, 1990.

11. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

12. Сауров Ю.А. Основы методологии методики обучения физике: монография. Киров, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.