Научная статья на тему 'Феномен духовности в философии Владимира Соловьева и его значение для современности'

Феномен духовности в философии Владимира Соловьева и его значение для современности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2180
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СОФИЯ / СОБОРНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / СВОБОДА / ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА / БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО / ДУХОВНЫЙ ОПЫТ / SPIRITUALITY / PERSONALITY / SOFIA / SOBORNOST(COLLEGIALITY) / CREATIVITY / FREEDOM / PHILOSOPHY OF PANUNITY / GODMANHOOD / SPIRITUAL EXPERIENCE / SENSE OF LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гутова Светлана Георгиевна

В статье на примере философии Владимира Соловьева анализируется понятие духовности и его значение для современной отечественной культуры Предметом исследования является феномен духовности, представляющий собой особую реальность, указывающую на причастность к высшим ценностям культуры Показано, что духовность в отечественной философии рассматривается в социальном плане как стремление личности к свободе Отмечается, что духовность в философии В Соловьева непосредственно связана с решением нравственных вопросов, затрагивающих духовную эволюцию человечества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF SPIRITUALITY IN VLADIMIR SOLOVIEV’S PHILOSOPHY AND ITS SIGNIFICANCE FOR MODERNITY

The article analyzes the concept of spirituality and its importance for the modern Russian culture on the example of the Vladimir Solovyov’s philosophy. It is noted that spirituality is a specific reality, pointing to the involvement of the highest values of culture The problem of overcoming of the human being duality and the formation of the personal wholeness is considered in the teaching of Russian philosopher as the goal and meaning of human existence. The work carries out historical and philosophical analysis of the concept of spirituality as an example of the ideas of Vladimir Soloviev and other Russian philosophers. The concept of spirituality in the Solovyov’s teachings is analyzedfrom the viewpointof the human capacity for true love and creativity It is shown that spirituality in Russian philosophy is seen in social terms as a desire for freedom, it is noted that the individual is capable of self-realization only in the spiritual unity with other people on the basis of universal human values. On the example of the philosophy of pan-unity a spiritual unity is seen as the desire for inner transformation of reality through the unity of truth, goodness and beauty. It is noted that spirituality in the philosophy of V.l. Solovyov is directly connected with the decision of the moral issues that affect the spiritual evolution of humanity towards Godmanhood. The conclusion is that the representatives of Russian philosophy of spirituality gave an expression of the human spirit, which includes the formation and development of both the individual and the entire history of the spiritual traditions of humanity

Текст научной работы на тему «Феномен духовности в философии Владимира Соловьева и его значение для современности»

ИСТОРИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

С.Г. Гутова

УДК (1091) . 130 . 122

Феномен духовности в философии Владимира Соловьева и его значение для современности

В статье на примере философии Владимира Соловьева анализируется понятие духовности и его значение для современной отечественной культуры. Предметом исследования является феномен духовности, представляющий собой особую реальность, указывающую на причастность к высшим ценностям культуры . Показано, что духовность в отечественной философии рассматривается в социальном плане как стремление личности к свободе. Отмечается, что духовность в философии В . Соловьева непосредственно связана с решением нравственных вопросов, затрагивающих духовную эволюцию человечества

Ключевые слова: духовность, личность, София, соборность, творчество, свобода, философия всеединства, бого-человечество, духовный опыт

Русская культура во всем ее богатстве и многообразии часто ассоциируется у современного исследователя с феноменом духовности, смысл и содержание которого не всегда удается истолковать однозначно даже на философском уровне. Такой интерес к проблеме духовности представители западной культуры, как правило, истолковывают как главную загадку «таинственной русской души», особенность менталь-ности нашего народа . Понять тягу русского человека к духовности — означает раскрыть самые важные и сокровенные глубины отечественной культуры Принято считать, что русский народ интуитивно, естественным образом живет в духовном пространстве, русский интеллигент мечется, ищет, стремится ощутить границы этой духовности . Возрождение духовной культуры, ее сохранение и дальнейшее развитие имеет для современной России огромное значение, поскольку в мире, где глобализация идет ускоренными темпами, создавая новые синтетические, универсальные культурные ценности, только таким образом можно отстоять свою национальную и культурную идентичность . Опасность забвения духовного насле-

© Гутова С . Г. , 2016

дия прошлого чревата не только потерей преемственности между поколениями, но и вырождением многих значимых качеств культуры, формирующих целостную личность. Воссоздание духовности и обязательность ее трансляции на государственном уровне в раках воспитательной функции редуцирует культуру к уровню административного принуждения, превращая ее в массовые мероприятия, делая ее частью массовой культуры, как следствие это приводит феномен духовности к самоуничтожению. Однако можно предположить, что духовность не может существовать вне свободы выбора и определенных условий, способствующих развитию полноценной личности, при этом она никак не связана с показателями экономической стабильности или уровнем потребления в обществе

Открытым остается вопрос о том, нужна ли современной России новая духовная парадигма или все усилия должны быть направлены на сохранение традиций духовной культуры, представляющей наше историческое наследие Особенностью отечественной духовной традиции представляется единство жизненных устремлений и нравственности, устремленность к идее свободы и цельной духовной личности, ориентированной на коллективное благо и единение с абсолютом . По мнению Н.А. Бердяева: «Дух и духовность перерабатывают, преображают, просветляют природный и исторический мир, вносят в него свободу и смысл» [1, с. 461]. Слова русского мыслителя во многом отражают взгляды наиболее выдающихся представителей отечественной философии на духовное начало человеческого существования и указывают современному человеку на отсутствие ценности и смысла вне приоритетов духовного развития личности и общества Таким образом, можно сделать вывод, что в современном российском обществе проблема становления духовности не просто актуальна, более того, она нуждается сегодня в переосмыслении самого феномена духовности и даже, возможно, в создании новой духовной парадигмы, основанной на идеях, уходящих корнями в отечественную традицию

Феномен духовности пронизывает всю историю русской культуры . С .С . Хоружий в работе «Опыты из русской духовной традиции» высказывает мнение, что история отечественной мысли сопровождалась с переменным успехом периодами доминирования то духовной, то культурной традиции, а иногда и их противостоянием, что и обусловило специфику не только философских, религиозных идей, но и в целом русского менталитета [12]. Важнейшей отличительной чертой отечественной религиозной философии является духовный синтез . Как отмечает С. С. Хоружий, духовные традиции в русской культуре имеют самые разные корни: это идеи неоплатоников и мистическое богословие (Дионисий Ареопагит и св . Григорий Палама), феномен имяславия, исихастские традиции, иконопись, старчество и это далеко не полный перечень органично представленных источников, составивших синкретическую основу духовных исканий отечественных мыслителей [13] .

Особое место в истории русской духовной культуры занимает творчество выдающегося мыслителя, поэта, философа, родоначальника школы всеединства Владимира Сергеевича Соловьева (1853—1900) . В философии всеединства В Соловьева феномен духовности имеет личностный характер Согласно концепции русского философа духовная личность как целостное образование ориентирована на творчество, свободу, самосовершенствование, постижение смысла жизни . Философский и этический смысл феномена духовности состоит в его нравственном устремлении и связан с понятием свободы воли . В тоже время Соловьев подчеркивает объективное присутствие духовности в мире, ее онтологическую укорененность в структуре мироздания . По словам философа, духовность имеет диалектическую природу, в которой, прежде всего, выделяется ее становящийся характер Так Соловьев указывает на существование и взаимопроникновение трех основных сфер духовного бытия: истины, добра и красоты . Рассуждая о возможности цельного знания, он пишет: «...истинным в настоящем смысле этого слова, то есть самою истиной, может быть только то, что вместе с тем есть благо и красота [9, с. 191] . Так, в учении Соловьева прослеживается органическая связь между основными видами человеческой деятельности: познания, творчества отношения к другим людям . Мир духовных ценностей выступает связующим звеном между идеальным и материальным существованием, он представлен как на метафизическом, так и на практическом, нравственном уровне, реализуясь в человеческих поступках

Диалектика всеединства устанавливает всеобщую взаимосвязь в мире, в центре которого — устремленность к духовному бытию В свою очередь духовный мир объемлет все существующее бытие, наделяя его смыслом и высшими нравственными ценностями Познание, руководствуясь принципом всеединства, должно быть соотнесено с ценностями, стремится к благу и красоте. Человек, осуществляя свое истинное предназначение, выполняет главную миссию, объединяя в себе мир и Бога — воплощение в Богочело-вечестве Всякая личность — это прежде всего становящаяся духовная реальность, человек, применяющий усилие, волю для того, чтобы преобразовать мир и самого себя . Этот акт должен совершаться человеком осознанно и совершенно свободно, только так возможно добро Вл Соловьев справедливо утверждает, что мир не может быть спасен насильно, поскольку насилие — это уход от цели и, как следствие, распад духовности

Духовность для русского философа — это процесс, который разворачивается как историческое творчество человека, в котором происходит преобразование (спасение) не только мира, но и самого человека . Личность, по словам Соловьева, всегда обладает возможностью быть чем-то большим, она изначально имеет характеристику бесконечного совершенства и способность «все понимать своим разумом и все обнимать сердцем, или входить в живое единство со всем» [6, с . 285] . Согласно учению Соловьева, личность как духовная реальность призвана историческим действием осуществлять собира-

ние добра во вселенной, так как смысл и цель человеческого существования состоит в совершении и приумножении добра Однако в собирании добра человек не может быть лишь средством, он представлен как свободное творческое начало, для которого свершение добра не может быть навязано извне, а является осознанной необходимостью. Именно поэтому, говорит Соловьев, «нравственное добро по самому существу своему есть способ действительного достижения настоящего блага, или блаженства, то есть такого, которое может дать человеку устойчивое и окончательное удовлетворение» [6, с. 237] .

Идея об эволюционном процессе одухотворения мира через творчество человека реализуется у Соловьева в учении о нравственности, о ее безусловных началах: стыде, жалости и благоговении . Раскрывая их содержание и развитие, мыслитель связывает духовно-нравственную сущность человека с его отношением к низшей природе и к высшему миру Именно в ходе развития этих начал наполняется нравственным содержанием природа, космос, общество, история . Элементы такого понимания одухотворения мира через духовно-нравственную деятельность можно найти и в учениях других философов (В . И . Вернадский, П . Тейяр де Шарден) . Однако у Соловьева акцент делается на том, что в личности изначально уже присутствует нравственное содержание, некая божественная основа ее бытия, позволяющая человеку не просто эволюционировать, а скорее двигаться к познанию своей истинной природы, богочеловеческой сущности . Поэтому человеческая жизнь обладает величайшей тайной, которую он должен сам для себя обнаружить, а затем осознать и воплотить, и смыслом, ценность которого в стремлении раскрыть свою сущность, став целостным, совершенным существом воссоединившись с Богом . Таким образом, признавая вообще существование нашего духа, мы должны признать, что он имеет первоначальное субстанциальное бытие независимо от своего частного обнаружения или проявления в ряде раздельных актов и состояний, что он существует глубже всей той внутренней действительности, которая составляет нашу текущую, наличную жизнь . Духовность в человеке и человечестве для Соловьева — это не просто «божья искра» и не абсолют, на который человек должен равняться, а его собственное творчество, позволяющее ему совершенствоваться и творить культуру, развертывание себя как человека, как личности в природе, обществе и космосе

В этом движении человек не может быть один, спасение возможно как осознание им коллективного начала, в добровольном единении с другими личностями . В философии всеединства важным истоком духовности представляется соборность как условие становления всеобщего добра В отечественной философии на важность идеи соборности обращали внимание П .Я . Чаадаев, славянофилы, Н .А. Бердяев, П .А. Флоренский: соблюдение принципа соборности помогает преодолению индивидуального в человеке, обеспечивает живое общение, единство сознаний, мышлений, объединенных любовью С точки зрения П А Флоренского, идеи соборности могут

считаться основными и характерными для всей истории русской мысли и духовной культуры, когда отношение человека к миру выступает как живое нравственное общение личностей, из которых каждая для каждой служит и объектом, и субъектом

Развивая идею соборности, Вл Соловьев видел высшую цель человеческого существования в образовании всецелой организации, «положительного всеединства», включающего в себя достижение высшей степени единения со свободным индивидуальным развитием каждого человека Однако эта идея характеризует не только гносеологический принцип как основу познания, но и онтологический как способ существования человека в мире, а именно того, что достойно существования Достойное бытие или положительное всеединство, по мнению русского философа, должно стать целью и нормой духовной жизни . К этой идее устремляется воля, как к высшему благу, ею определяется мышление как абсолютной истиной, она ощущается как красота . Идея всеединства, требует чтобы «Я» определялось через «Ты», чтобы во внутреннем опыте любви и вселенского сочувствия каждый человек стремился не к самоутверждению, а к соборному единению душ Так, к примеру, через Ф М Достоевского, по Соловьеву, русская культура осознает свою идею всечеловечности, через жизненное служение людям, их соединение [8, с. 302].

В социальном плане такое общение с миром и воплощается через принцип «соборности», включающий в себя «хоровое» согласие и творческий рост личности Соловьев рассматривает общение как универсальное свойство человеческого сознания и рассматривает его как определенный элемент развития, расширяющий духовный опыт личности до уровня всеобщности Основанием такого опыта служит единение человека с Богом и универсумом в целом Следует отметить, что сам термин «соборность» отсутствует у Вл. Соловьева, но в основе его концепции положительного всеединства лежит такое явление как творчество, позже названное «соборным общением» или «откровением идеи богочеловечества», основанное на внутреннем духовном единстве. Главное условие такого единства — это преображение личности, которое может быть достигнуто только при наличии свободного нравственного выбора Эта идея взаимосвязи свободы воли, нравственного выбора и обретения человеком своей духовной сущности, является одной из самых значимых для отечественной религиозной философии конца XIX — начала XX века .

Мысль о противостоянии духовной личности внешнему давлению материального мира была впоследствии высказана Н . А. Бердяевым: «Духовность, которая всегда связана с Богом, есть обретение внутренней силы, сопротивляемость власти мира и общества над человеком» [2, с . 460—461] . Николай Бердяев, развивая мысль Соловьева, обозначил завоевание духовности как главную задачу человечества, резюмируя поиски человеческой сущности в тождестве: «Дух есть свобода» [1, с . 23].

Продолжая традицию всеединства, С .Л . Франк также говорит о духовной основе человеческого существования: «Под духовной жизнью разумеется именно та область бытия, в которой объективная, надъиндиви-дуальная реальность дана нам не в форме предметной действительности извне как объект, предстоящей нам и противостоящей как трансцендентная реальность нам самим, "субъекту" и его внутреннему миру, а в форме реальности, присутствующей в нас самих, изнутри с нами сращенной и нам раскрывающейся» [11, с . 142]. Франк, оставаясь в соловьевском контексте, утверждает, что именно в нравственном сознании на практике реализуется духовная природа человека, ибо «человек, испытывая чувство должного, сознавая абсолютный идеал своей жизни, возвышается над своей эмпирической природой; и это возвышение и есть самое подлинное существо человека . Человек есть человек именно потому, что он есть больше, чем эмпирически-природное существо; признаком человека является именно его сверхчеловеческая, богочеловеческая природа» [8, с. 150] . Человек, по Франку, не только интуитивно знает о присутствии божественого в нем, но и ощущает эту связь с Богом, он как бы смотрит «на себя глазами Бога» и это задает главные параметры, специфику человеческого бытия [11, с 151]

Таким образом, для отечественной религиозной философии в самом широком значении главная задача становления духовности состоит в том, чтобы просветлять природный мир, вносить в него смысл То же самое происходит и в социальной жизни — по Бердяеву, «духовность несет с собой освобождение, оно несет с собой человечность» [2, с . 467] .

Владимир Соловьев и Николай Бердяев убеждены, что духовность — это и есть богочеловеческое состояние как результат эволюции мира и человека . Однако что делает возможным достижение этой высшей цели? Каков путь человека к совершенству и целостности бытия? Что бы ответить на эти вопросы необходимо определить еще один элемент, связующий мир телесный и духовный, земной и божественный В соответствии с концепцией всеединства таким звеном становится София — душа мира, «материя божества», воплощение божественной идеи

Феномен духовности в учении Соловьева тесно связан с идеей Бого-человечества и учением о Софии Духовность, по Соловьеву, — это особое качество мирового процесса, неотъемлемая сторона космоэволюционного движения мира к богочеловечеству Своеобразной субстанцией этого качества выступает София — Премудрость Божия . Заметим, что понимание Софии в концепции всеединства Соловьева многопланово . Ее главными атрибутами являются истина, благо и красота. София, в понимании Соловьева, утверждает божественное начало во всем: в космосе, в живом мире, человеке и человечестве

Особенно важно для понимания феномена духовности в учении Соловьев то, что, по его убеждению, человек не способен достичь полноты духовной жизни на индивидуальном уровне как личность и социальной

гармонии, общественного идеала на коллективном уровне как человечество Венец исторического развития — Богочеловечество, которое возможно только благодаря преодолению изолированности и ориентированности человека на себя В то же время, объединяясь со всем человечеством, личность обретает свою законченность, совершенство и становится частью одухотворенного космоса Эволюция человека видится Соловьеву как «...космический процесс в природе материальной, оканчивающийся рождением натурального человека, и следующий за ним исторический процесс, подготовляющий рождение человека духовного» [10, с . 186] . Рождение нового духовного человека, второго Адама, по мысли Соловьева, не менее непонятно обычному индивиду, чем появление человека на земле Это то, к чему стремилась вся прежняя жизнь, история человечества, природа, а именно — конечной целью должно стать Богочеловечество [10, с. 187].

В учении Соловьева о Софии как всеединстве жизни и творчества раскрывается особое предназначение человека — его умение открыть в явлении его высший смысл, опредмеченную сущность его творца Обращение к образу Софии — идеальной женственной сути мира — с одной стороны, созвучно софийным представлениям древнерусской культуры, с другой стороны, имеет неоплатонические корни Элементы мистицизма и платонизма в философии всеединства тесно переплетаются между собой Так, Соловьев в своем учении стремится объединить лежащее в основе цельного знания сверхчувственное начало, иррациональное, интуитивное принятие идеи цельности мира и одновременно задает объективно-идеалистической основу понимания специфики ценностного отношения человека к миру София освещает путь к духовному миру, это путь творчества и вдохновения, но в тоже время любое движение в этом направлении неизбежно сопровождается осознанным нравственным выбором человека Со-фийность как стремление к духовному возрождению, феномен бытийного восхождения в мир высших жизненных ценностей является одной из важнейших категорий, определяющих русскую религиозно-философскую традицию (Е . Н . Трубецкой, С. Н . Трубецкой, С . Н . Булгаков, П .А. Флоренский, Н .О. Лосский, С .Л . Франк и др.) .

Вл Соловьев полагал, что именно в личности достигается бесконечная творческая мощь развития и именно через личность проходит путь усовершенствования бытия Тогда, по его мнению, возвышенное одухотворенное человечество может стать со-творцом Бога, его союзником в решении грандиозных задач преобразования общества и Вселенной Размышляя о сущности любви, которая, безусловно, играет в жизни человека роль духовного проводника и прямо указывает на его высшее духовное предназначение, Соловьев замечает, что: «.исключительно духовная любовь есть, очевидно, такая же аномалия, как и любовь исключительно физическая и исключительно житейский союз Абсолютная норма есть восстановление целости человеческого существа.» [7, с. 529]. В его понимании, ложная

любовь, лишенная духовной основы, ведет к торжеству смерти и напротив: «Истинная же духовная любовь не есть слабое подражание и предварение смерти, а торжество над смертью, не отделение бессмертного от смертного, вечного от временного, а превращение смертного в бессмертное, восприятие временного в вечное Ложная духовность есть отрицание плоти, истинная духовность есть ее перерождение, спасение, воскресение» [7, с . 529]. Чувство любви, таким образом, позволяет человеку преодолеть мысли о неизбежности смерти и пустоте, бессмысленности нашей жизни Именно в чувстве любви, говорит философ, человек способен утверждать безусловное значение другой индивидуальности, и это дает ему право на воссоздание целостности собственного существования Таким образом, любовь «действительно избавляет нас от неизбежности смерти и наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь» [7, с . 521] .

Размышляя о значении духовности в становлении богочеловеческой личности, следует указать на влияние мистической традиции в философии Вл Соловьева, включая платонизм и неоплатонизм, раннее христианство, немецких романтиков и т д Не вдаваясь в подробный анализ, отметим, что в отличие от классической метафизики, выдержанной в рационально-логической форме, мистические учения христианства, начиная с Ареопа-гитик, смещают акцент на целостность и неразрывность духовного и телесного в человеке как залог осуществления вселенского единства Развивая эти идеи, Вл Соловьев видит в мистицизме важнейший элемент, составляющий часть нашего полноценно представления о человеческой природе, в которой мужское и женское, Логос и София, не просто дополняют друг друга, но образуют подлинное синкретическое единство — андрогинную сущность целостной человеческой личности

Другой важный момент, указывающий на духовное предназначение человека в философии всеединства, связан с творчеством Соловьев создает универсальную эстетико-космическую утопию Большие надежды он возлагает на искусство, которое должно продолжить художественное дело начатое природой, разрешить проблему окончательного воплощения всеединства в жизнь, объединения и самосохранения человечества Процесс художественного творчества, обеспечивая совершенствование красоты, становится критерием эволюционных процессов вселенной . Согласно Соловьеву, художественное творчество включается в процесс образования духовной сферы земли, а нравственно-эстетическое развитие человека начинает играть центральную роль во вселенной Одна из задач искусства, по Соловьеву, — одухотворение природной красоты, это процесс, в котором осуществляется воплощение идеи, обнаруживается собственное Откровение, происходит освобождение от власти материального мира и, наконец, превращение физической жизни в духовную Это цель и результат развития всего мирового процесса В статье «Общий смысл искусства» философ утверждает: «Совершенное воплощение этой духовной полноты в нашей

действительности, осуществление в ней абсолютной красоты или создание вселенского духовного организма есть высшая задача искусства» [5, с . 255] . Рассуждая об эстетике внешнего материального мира, Соловьев замечает, что его основная проблема состоит в том, что природная красота иллюзорна, представлена лишь поверхностно, она не способна отражать полноту жизни, поскольку лишена главного — нравственного качества [5]. Красота вне добра и истины лишена своего смысла, она не может быть одухотворенной, и только человек в своем творчестве способен раскрыть ее подлинное предназначение В результате процесс творчества духовно обогащает как преобразуемый мир, так и самого человека

Для отечественной философии и духовной культуры, таким образом, можно выделить некоторые общие черты в понимании духовности Во-первых, человек в своей сущности есть существо духовное, находящееся в постоянной глубокой, мистической связи с Богом . Во-вторых, человек постоянно самосовершенствуется, он обретает смысл существования, и свою сущность через нравственное самовоспитание, преодоление своей греховной природы и стремление к высшему идеалу В-третьих, личность является высшей ценностью, в органичном единстве с другими личностями В-четвертых, осознание человеком истинной свободы возможно только на основе нравственности и через его приобщение к духовному миру

В заключение отметим, что одна из основных проблем, занимающих Вл Соловьева, — проблема взаимосвязи с окружающим миром, духовного общения с внешним миром природы, имеющая огромное значение для современного человека Соловьев ценен для современности прежде всего своими гуманистическими идеями, тем потенциалом, который он заложил и развил в своем учении В современном мире особенно остро встает вопрос осознания необходимости внутреннего единства духовности и телесности человечества, открытого диалога в глобализирующимся мире Это мнение в последние годы настойчиво высказывается многими отечественными исследователями русской культуры и философии Особенно актуальным видится рассмотрение данного вопроса в свете современной философской антропологии, поскольку человек, отказываясь от своей духовной сущности, все более погружается в состояние кризиса самоидентификации . Обращение к проблемам духовности поможет осознать опасность, стоящую перед человечеством, опасность, которую в литературе называют антропологической катастрофой [3, с . 108] .

Для современного человека экологические, политические, социальные кризисы уже стали обыденной частью жизни, а потребительский подход к окружающему миру становится нормой Возможно, человечеству потребовалось пройти данный этап противостояния между телом и духом именно для того чтобы вновь оказаться, но уже совершенно осознанно, на пути к своей цельности, гармонии, внутреннему единству, то что Соловьев называл Богочеловечеством О значении идей великого русского философа в одной из статей очень точно высказался Л А Коган, заметив, что «идея

всеединства призвана предостеречь человечество от грозящей ему деградации, — разобщения, отчуждения, одичания . Деструктивной, распадной, энтропийной тенденции противопоставляется созидательно-конструктивная, интеграционная, объединительная, направленная в первую очередь к собиранию, просветлению и возрождению человека на религиозно-христианской основе» [4, c . 102].

В современном мире вместе с нарастанием культа потребления и властью рыночных отношений назревает проблема гуманитаризации знания, а вместе с этим и гуманизации всех сфер жизни, где достойное место занимает искусство, философия, религия, творчество в самых разнообразных своих проявлениях . Владимир Соловьев неоднократно подчеркивал возрастающую роль философии и искусства как средства формирования высших духовных ценностей в художественно-эстетической и нравственной деятельности людей, способствующей общению человека с миром, осознанию им себя частью человеческого рода

Литература

1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа . М . : Республика: Полиграфиздат, 1994. 480 с .

2. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого . М . : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011 . С. 352—521 .

3. Еремина Е.Б. Понятие духовности в философии В . С. Соловьева // Соловь-евские исследования . 2009. № 2 (22). С. 107—112 .

4. Коган Л.А. В. С . Соловьев и проблема свободы // История философии . 2006 . № 6 . С. 85—105 .

5. Соловьев B.C. Общий смысл искусства // Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе. СПб . : Худ. лит. , 1994. 528 с .

6. Соловьев В.С. Оправдание Добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Соч. : В 2 т. М . : Мысль, 1990 . Т. 1 . 892 с.

7. Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В .С . Соч . : В 2 т. М . : Мысль . 1990. Т. 2 . С. 493—547.

8. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В С Соч : В 2 т М . , Мысль, 1990. Т. 2 . С. 290—323 .

9. Соловьев В.С Философские начала цельного знания // Соловьев В С Соч : В 2 т. М . : Мысль, 1990 . Т. 2 . С. 139—288.

10. Соловьев В.С Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе. СПб. : Худ. лит. , 1994 528 с

11. Франк С.Л. Непостижимое // Франк С. Л. Сочинения . М . , 1990. С. 556 .

12. Хоружий С.С. После перерыва . Пути русской философии . СПб. : Алетейя, 1994 448 с

13. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции М : Парад, 2005 445 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.