Научная статья на тему 'Феномен человеческого капитала в контексте глобализации образования'

Феномен человеческого капитала в контексте глобализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершова Ирина Владимировна

В статье рассматривается феномен человеческого капитала как один из важнейших компонентов общества, основанного на знаниях в контексте глобализации. Феномен человеческого капитала представляет собой как материальную, так и интеллектуальную составляющую жизнедеятельности людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL PHENOMENON IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL GLOBALIZATION

Human capital phenomenon as one of the major society components based on the knowledge in the context of globalization is considered in the article. The phenomenon of human capital represents both material and intellectual components of human activity.

Текст научной работы на тему «Феномен человеческого капитала в контексте глобализации образования»

УДК [(37:005.44)+005.336.4+316.42] (045)

ЕРШОВА Ирина Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 17 научных публикаций, в т.ч. двух учебно-методических пособий

ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается феномен человеческого капитала как один из важнейших компонентов общества, основанного на знаниях в контексте глобализации. Феномен человеческого капитала представляет собой как материальную, так и интеллектуальную составляющую жизнедеятельности людей.

Глобализация образования, человеческий капитал

Ответом на вызовы глобализации явилось появление новой категории - глобализация образования, сущность которой заключается в комплексном влиянии глобализационных процессов на все уровни жизнедеятельности человека, результатом чего стало формирование единого мирового образовательного пространства. Трансформация сферы высшего образования обусловила появление таких характеристик системы, как гибкость, способность к адаптации в новых условиях. «Научить учиться, выработать привычку и желание учиться»1, - по мнению П. Гречко, является основным качеством современного специалиста. Учитывая императивы, выдвигаемые глобализационными процессами, возникает потребность в постоянном обучении. Новое информационное общество, в котором мы живем, по сути - «обучающееся общество», поэтому актуальным представляется тезис об обучении в течение всей жизни.

В условиях информатизации общества формируется новый образ специалиста, основны-

ми качествами которого являются профессионализм, восприимчивость к инновациям, флексибельность и способность к адаптации в меняющихся условиях и рефлексии, а также потребность постоянно повышать свою квалификацию. Отсюда вытекает следующий тезис: «...чем развитие личность, тем эффективнее работает экономика»2. М.М. Акулич связывает информатизацию общества с тремя основными аспектами развития - ускоренным накоплением информации, созданием новых технологий и развитием средств информации и вычислительной техники, инноваций на уровне общества и личности3. Анализ этих составляющих информатизации показывает, что эффективно развивающееся государство вкладывает средства на образование, стремится к максимальному развитию и использованию человеческого потенциала. Информатизация общества детерминировала преобразования в сфере высшего образования. Просматривается определенная зависимость ученых от Интернета как в плане проведения исследований, так и в плане

распространения результатов своей работы. Интернет становится движущей силой глобализации в области знания и коммуникаций.

А.И. Смирнов подчеркивает, что в процессе формирования информационного общества, или общества знаний, постепенно стираются границы между странами и людьми, радикально меняется структура мировой экономики, значительно более динамичным и конкурентным становится рынок. При этом доминируют информация и знания, являющиеся одним из стратегических ресурсов государства, доступ к которым является одним из основных факторов социально-экономического развития4. Таким образом выводится одна из основных задач государства, а именно: формирование и развитие информационной инфраструктуры и интеграция в глобальное информационное общество.

Глобализационные процессы, затрагивающие все сферы жизнедеятельности человека, детерминируют экономико-политикосоциологическую составляющую требований к университетам. Растущая роль знаний и информации в социально-экономическом развитии и превращение их в один из ключевых факторов экономического благосостояния и конкурентоспособности, бурный рост информационно-телекоммуникационных технологий, позволяющий с большой скоростью распространять новые знания, изменения на рынке труда, обусловленные тем, что наукоемкие технологии требуют высококвалифицированных работников и снижают спрос на малоквалифицированный труд. Все это побуждает университеты к трансформации своей деятельности в соответствии с требованиями времени. Современный университет, отвечающий вызовам глобализации, конкурентоспособен; он становится не только организацией, торгующей образовательными услугами и результатами исследований, но и главным поставщиком квалифицированного человеческого капитала. Университет становится доминантой инновационной системы в формирующейся экономике, основанной на знаниях. Мы можем говорить о триаде «об-

разование - наука - производство», в которой участникам экономических процессов необходимо постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, повышать квалификацию. В связи с этим, появляется необходимость в высококвалифицированных работниках, обладающих разносторонними навыками и способностями к обучению и адаптации к предъявленным временем требованиям. По мнению

В.Л. Макарова: «.особое внимание начинает уделяться человеческому капиталу, созданию той инфраструктуры, которая позволила бы использовать накопленный опыт и знания в производстве и потреблении»5.

В контексте глобализации образования, общества, построенного на экономике знаний, интересным представляется анализ фактора человеческого капитала. Разработкой теории человеческого капитала занимались Т. Шульц, Г Беккер, Э. Денисон, Д. Минцер, М. Блауг, Р Лэйард, И.В. Ильинский, С.Г Струмилин и др.

Основателем концепции человеческого капитала является Г. Беккер. В соответствии с трактовкой Г. Беккера, человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации6.

В основу анализа он положил представления о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя понятия «редкость», «цена», «альтернативные издержки» и т.д.

Ф. Махлуп, основатель концепции экономики знаний, полагает, что «...неусовершенствованный труд нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования составляют человеческий капитал»7.

Понятие человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводства потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы»8.

Отмечается также, что человеческий капитал - это «мастерство, приобретенное работником в процессе образования и трудовой деятельности, которое ведет к росту производительности труда и доходов»9.

По мнению И.В. Ильинского, человеческий капитал является важнейшим ресурсом постиндустриального общества. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества10.

На основании приведенных выше дефиниций можно сделать вывод о многоаспектно-сти феномена человеческого капитала. Человеческий капитал - это комплексное понятие, включающее в себя не только имеющиеся и приобретенные знания работника, но также умения самосовершенствоваться, систематически обновлять свои знания. Как подчеркивает Н.Н. Анисцына, «субъект, генерирующий свои знания... развивает их»11. Акцентируется необходимость капиталовложений в интеллектуальный труд, что будет способствовать росту финансового благополучия работника. Таким образом подчеркивается не только материальная, финансовая, но также и интеллектуальная составляющая жизнедеятельности людей.

Благодаря теории человеческого капитала изменилось и отношение политиков к затратам на образование. Образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста не менее важный, чем обычные капиталовложения. Представляется необходимым как сохранение государственных инвестиций в сфере высшего образования, так и рост частных инвестиций в сферу образования, обучение для взрослых и профессиональное обучение в течение всей жизни. Подчеркивается, что обучение в течение всей жизни должно стать реальностью для всех. Данное положение

определяет то, что населению всех возрастов должны быть предоставлены равные и открытые возможности для высококачественного обучения, приобретения разнообразного образовательного опыта. Таким образом, сущность человеческого капитала состоит в инвестициях в человеческие ресурсы с целью повышения их производительности.

Можно выделить следующие объекты человеческого капитала: знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт. В состав человеческого капитала также включается: здоровье экономического субъекта, расходы на поиск информации на рынке труда и связанные с мобильностью работников.

Концепция человеческого капитала применяется в области инвестиций в среднее и высшее образования, обучении без отрыва от производства, а также к инвестициям в дошкольное воспитание в семье, приобретение хорошего здоровья и получение информации о рынке труда в процессе поиска работы12.

Итак, под человеческим капиталом в экономике понимается имеющий у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Знания, составляющие феномен человеческого капитала применимы в конкретной сфере деятельности человека, они способствуют повышению производительности труда работника и увеличению его заработков; возникает определенная мотивация работника вкладывать средства в свое дальнейшее самообразование, повышение квалификации; осознание ценности приобретенных знаний, компетенций. Человеческий капитал включает в себя расходы на образование, повышение квалификации и переподготовку специалиста, здравоохранение, профессиональную мобильность. С помощью своих интеллектуальных способностей, комплекса знаний и навыков, приобретенных в практической и теоретической деятельности, специалист увеличивает свой человеческий капитал.

Резюмируя вышеизложенные положения, мы приходим к следующим выводам. Происходит переход от технических навыков обу-

чаемого к интеллектуальным. На базе университета происходит изменение традиционной концепции обучения, заключающейся в передаче знаний, умений, навыков, на новую, в основе которой лежит самостоятельная работа обучающихся и императив к обучению в течение всей жизни. Это обусловлено требованиями рынка труда, т.к. знания специалиста в новом информационном обществе должны обновляться по мере внедрения новых технологий, т.е. как минимум каждые 4-5 лет. Глобализация является фактором внедрения в университеты элементов рыночной экономики. Развитию рыночных отношений способствует постоянно растущая студенческая и профессорско-преподавательская мобильность, проведение фундаментальных исследований, внедрение новых информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс, увеличение количества платных услуг и другие аспекты.

Образование становится фактором конкурентоспособности национальных экономик, что требует от системы образования флексибель-ности, способности к трансформации. В контексте глобализации мы можем говорить о формировании общества, основанного на знаниях. Составляющей комплексного понятия общества, основанного на знаниях, является феномен человеческого капитала. В ходе анализа выявлено, что это многоаспектное явление, складывающееся из: интеллектуального потенциала специалиста, комплекса приобретенных умений, знаний и навыков в процессе образования, а также определенных материальных вложений в образовательный процесс. Феномен человеческого капитала актуален при рассмотрении таких тем, как экономика знаний, общество, основанное на экономике знаний, глобализация и интернационализация образования.

Примечания

1 Гречко П. Глобализация: образовательные горизонты // Высшее образование в России. 2005. № 11. С. 105.

2 Овчинников О.В. Инновационная стратегия российской экономики: предпосылки, характер, прогноз. Архангельск, 2008. С. 112.

3Акулич М.М. Образование в условиях глобализации // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 5. С. 52.

4 Смирнов А.И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М., 2005. С. 18.

5Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестн. РАН. URL: http://nauka.relis.ru.

6 Беккер Г. Человеческий капитал. URL: http://www.libertarium.ru/libertarium/cms_preferences.

1Machlup F. Knowledge: Its Creation, Distribution, and Economic Significance. Vol. II: The Economics of Information and Human Capital. Princeton, 1984. P. 419.

8 Экономическая энциклопедия / гл. ред. Л.И. Абалкин. М., 1999. С. 276.

9Доунс Дж., Гудман Дж. Финансово-инвестиционный словарь. М., 1997. С. 217.

10 Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб., 1996.

С. 394.

11 Анисцына Н.Н. Инновационный подход к определению новой парадигмы образованияв постиндустриальный период развития общества // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2008. № 1. С. 85.

12 Словарь современной экономической теории Макмиллана. М., 2003. С. 224.

Ershova Irina

HUMAN CAPITAL PHENOMENON IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL GLOBALIZATION

Human capital phenomenon as one of the major society components based on the knowledge in the context of globalization is considered in the article. The phenomenon of human capital represents both material and intellectual components of human activity.

Контактная информация: e-mail\ ierchova@atnet.ru

Рецензент - Дружинина М.В, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Овчинников О.В., доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга филиала Всеросийского заочного финансово-экономического института в г. Архангельске

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.