Научная статья на тему 'Феномен благотворительности в России: социально-философский анализ'

Феномен благотворительности в России: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3430
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / CHARITY / CHARITY FORMS / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / SOCIAL PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Штрейс Виктор Александрович

Рассмотрена и оценена благотворительность как социально-культурный феномен, а также показаны функции этого феномена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of charity in modern Russia: the social and philosophical analysis

The article regards charity as a socio-cultural phenomenon and describes its functions

Текст научной работы на тему «Феномен благотворительности в России: социально-философский анализ»

В. А. Штрейс

ФЕНОМЕН БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Рассмотрена и оценена благотворительность как социально-культурный феномен, а также показаны функции этого феномена.

Ключевые слова: благотворительность, формы благотворительности, Русская Православная церковь, социальная философия.

V Shtreys

THE PHENOMENON OF CHARITY IN MODERN RUSSIA:

THE SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The article regards charity as a socio-cultural phenomenon and describes its functions.

Keywords: charity, charity forms, Russian Orthodox Church, social philosophy.

Российское общество в конце ХХ столетия вступило в полосу системного кризиса. В первую очередь, кризисное состояние коснулось социально-экономической сферы, затем наступил политический хаос, вызванный распадом Советского Союза как сверхдержавы. Во-вторую очередь, кризисные явления настигли сферу духовно-нравственную, что выразилось в процессе всеобщей трансформации социокультурных ценностей. На смену советской системе ценностей пришла система ценностей и ценностных ориентаций постсоветского общества. Известный петербургский философ-аксио-лог пишет: «Ценность представляет собой объективную значимость явления (вещей, идей, процессов, отношений) в качестве ориентиров человеческой деятельности, содержание которых обусловлено общественными потребностями и интересами субъектов» [5, с. 11]. Одним из таких «ориентиров человеческой деятельности» сегодня становится социокультурный феномен благотворительности.

Благотворительность — оказание материальной и духовно-нравственной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена на поощрение и раз-

витие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры); она распространяется и на духовную сферу как средство психологической помощи, нравственной поддержки и соучастия

[7, с. 38].

В современном социокультурном контексте благотворительность можно рассматривать как нравственный принцип формирования системы социальной политики. Законы государства должны стоять на защите интересов граждан России. В 1995 году был принят федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [6]. Этот закон дал основу возрождению и развитию российской благотворительности, обозначив и законодательно закрепив рамки этого феномена российского общества.

С точки зрения содержания благотворительности, выделяют три ее формы: частная (меценатство), общественная и церковная. Все эти формы благотворительности преследуют, тем не менее, единую общественно значимую цель — помощь нуждающимся. А различаются они между собой происхождением, образом действия и способами благотворения.

Частная благотворительность, именуемая меценатством, во всех отношениях обусловлена действиями частных лиц или частной компании. Со стороны граждан практикуется:

- перечисление денег на определенные счета для конкретных людей — современная форма пускания «шапки по кругу», которая используется и в странах Запада;

- сбор книг, подержанных вещей для детских учреждений;

- концерты, лекции и т. п. для клиентов социальных служб (интернатов, домов ребенка, домов престарелых и т. д.) на благотворительных началах;

- волонтерство (от репетиторства в школах, когда учителя-пенсионеры помогают детям из малообеспеченных семей, до ухода за пожилыми на дому, сиделок-волонтеров, ухаживающих за больными прихожанами церквей);

- соседская помощь в рамках дома, двора или «вертикальной деревни» — подъезда [2, с. 174].

Многие крупные компании и корпорации в современной России выделяют деньги на благотворительность. Например, ООО «Г аз-пром», который проводит большую работу по реализации целевой программы «Газпром — детям». У детей возникает возможность для занятий спортом. В Управлении спортивных сооружений «Факел», например, проводятся учебно-тренировочные занятия среди детей по 16 видам спорта. Ребята достигают значительных результатов. Есть чемпионы и призеры первенств России, Уральского федерального округа, Тюменской области, автономных округов. Ежегодно организовываются более 60 спортивно-массовых мероприятий и соревнований среди детей разного возраста. Одна из основных задач программы — вырастить здоровое поколение, развить творческий и духовный потенциал подростков, что будет способствовать воспитанию сильной и сплоченной нации.

Председатель совета директоров ЗАО «Ренова» Виктор Вексельберг в 2004 году создал два благотворительных фонда. Один из них — «Связь времен» — занимается возвращением в Россию исторически значимых произведений искусства, находящихся за рубежом. Самым известным проектом стало приобретение коллекции яиц Фаберже: сделка оценивалась в 100 млн долларов. Фонд планирует создать в здании Шуваловского дворца в Петербурге первый в России частный музей, где будет выставлена коллекция самого фонда, а также будут проводиться выставки и других коллекционеров. Музеи для выставок частных коллекций планируется создать еще в нескольких городах России. Другой фонд — «Добрый век», учрежденный Вексельбергом совместно с женой Мариной, оказывает поддержку людям с психическими заболеваниями и занимается реформой системы психиатрической помощи.

В том же 2004 году Михаил Дмитриевич Прохоров, генеральный директор и председатель правления ОАО ГМК «Норильский никель» создал «Фонд культурных инициатив» для поддержки проектов в сфере науки, образования и просвещения, спорта и здоровья, а также художественных инициатив и театральных проектов. Изначально деятельность фонда охватывала лишь район Большого Норильска, однако теперь он работает также в Красноярском крае, в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, на федеральном и международном уровнях. На момент создания фонда его годовой бюджет составлял 1 млн долларов [8].

Несмотря на то, что благотворительность может осуществляться разными способами, она как социокультурный феномен несет в себе общие социальные функции:

- экономическую — обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;

- социальную — снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;

- рыночную — восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов — прежде всего, за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, что повышает ее эффективность;

- общественную — восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно — воздействие на общественное мнение;

- политическую — реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;

- маркетинговую — удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно — культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе [4].

Последняя функция благотворительности в социуме непосредственно охватывает сферу общественных отношений и духовной культуры. Общественная благотворительность осуществляется на основе добровольных или обязательных вкладов многих или всех членов благотворительных обществ — не только материального характера, но и культурного значения. Например, в Санкт-Петербурге организация «Родительский мост», решая вопросы межпоколенной культурной коммуникации и демографии, развесила по городу плакаты «Построил дом, посадил дерево — вырасти приемного

ребенка». Эта программа пользуется полной поддержкой городских властей.

Сегодня благотворительность в России делится не только на государственную, общественную и частную, но и на сектора — государственный сектор, сектор бизнеса и общественный сектор. Со стороны государства, т. е. первого сектора, важны устойчивость норм взаимодействия всех субъектов, внесения изменений в уже действующие законы, что и обеспечивает гарантии получения определенных благ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, признавая социальную значимость благотворительной деятельности, могут оказывать ее участникам поддержку в следующих формах:

- предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей и других льгот в соответствии с федеральными законами;

- предоставление налоговых и иных льгот органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции;

- материально-техническое обеспечение и субсидирование благотворительных организаций (включая полное или частичное освобождение от оплаты услуг, оказываемых государственными и муниципальными организациями, от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом) по решению соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- финансирование на конкурсной основе благотворительных программ, разрабатываемых благотворительными организациями;

- размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;

- передача в собственность благотворительных организаций на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества в процессе его

разгосударствления и приватизации, осуществляемая в порядке, предусмотренном законодательством.

Второй сектор, т. е. бизнес или предприятия, могут помогать деньгами общественным организациям, в том числе «третьему сектору», или оплачивать социально значимые мероприятия. Естественно их желание получать от этого выгоду, как минимум, в виде выстраивания положительного имиджа или расширения продаж.

Третий сектор, сектор общественной благотворительности, необходимо развивать во всех направлениях, особенно путем создания групп взаимопомощи и других мелких добровольных ассоциаций, которые успешно помогают нуждающимся, но зачастую не имеют денег даже на регистрацию в качестве НГО (некоммерческой государственной организации). Формы благотворительности в российском обществе могут быть любыми:

- приходская помощь (Церковь сегодня имеет по факту статус НГО), которую развивают через сестричества некоторые церкви для ухода за тяжело больными/умирающими на дому;

- монастырская помощь в проживании, особенно немолодым людям без определенного места жительства (бомжам) через «трудничество»;

- РR-поддержка гуманитарных благотворительных действий;

- организация и активизация представительства интересов и гражданского участия, в том числе через создание и регистрацию НГО/ГКО (государственной коммерческой организации) и т. д. [1, с. 205].

Социально-философский анализ современной российской благотворительности помогает выявить цели и принципы благотворительной деятельности. Цель благотворительности состоит в обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права.

Эта стратегическая цель благотворительной деятельности осуществляется через решение определенных конкретных задач, главными из которых являются следующие:

- социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;

- содействие населению в преодолении последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

- содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, региональных, национальных, религиозных конфликтов;

- содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

- деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

- охрана окружающей среды и защита животных;

- охрана, должное содержание и использование зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранительное значение, и мест захоронения [3, с. 167].

В качестве вывода отметим, что благотворительность необходима для того, чтобы снизить социальное напряжение в обществе

и смягчить назревшие социальные проблемы. Однако она играет и большую роль в деле духовно-нравственного воспитания россиян, особенно молодежи. Поэтому в настоящее время важно теоретическое осмысление основ благотворительности как формы общественнозначимой деятельности. Возрождение государственной благотворительной помощи, развитие благотворительности частных организаций, а также

отдельных юридических лиц может способствовать не только оказанию более эффективной помощи нуждающимся людям, но и развитию общества в целом в соответствии с принципом гуманизма. Социальнофилософский анализ феномена благотворительной деятельности способен прояснить ее современные аспекты, выявить цель и задачи благотворительности в трансформирующейся России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России. М.: Центрполиграф, 2001. 445 с.

2. Воронова Е. А. Благотворительность в социальной политике // Благотворительность как нравственный ресурс гражданского общества России. СПб.: Петерб. гос. ун-т, 2007. 280 с.

3. Горбунова Е. Ю. Благотворительность в России и её роль в общественно-культурной жизни: научно-аналитический обзор. М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 1991. 300 с.

4. Задорин И. В. Доверие общества к институту благотворительности в России в цифрах и фактах // http://www.zircon.ru/russian/publication/5_4.htm

5. Стельмашук Г. В. Культура и ценности // Ученые записки. Т. V. Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии. Вып. 2. СПб.: Ленинградский государственный областной университет им. А. С. Пушкина, 2000. 250 с.

6. Федеральный закон // http://base.garant.ru/104232

7. Философский словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 562 с.

8. Частная благотворительность в России: особенности, проблемы и перспективы // http://www. kapital-rus.ru/articles/article/174076

REFERENCES

1. Vlasov P. V. Blagotvoritel'nost' i miloserdie v Rossii. M.: Tsentrpoligraf, 2001. 445 s.

2. Voronova E. A. Blagotvoritel'nost' v sotsial'noj politike // Blagotvoritel'nost' kak nravstvennyj resurs grazhdanskogo obwestva Rossii. SPb.: Peterb. gos. un-t, 2007. 280 s.

3. Gorbunova E. Ju. Blagotvoritel'nost' v Rossii i ejo rol' v obshchestvenno-kul'turnoj zhizni: nauchno-analiticheskij obzor. M.: MGU im. M. V. Lomonosova, 1991. 300 s.

4. Zadorin I. V. Doverie obshchestva k institutu blagotvoritel'nosti v Rossii v tsifrah i faktah. // http://www.zircon.ru/russian/publication/5_4.htm

5. Stel'mashuk G V. Kul'tura i tsennosti // Uchenye zapiski. T. V. Aktual'nye problemy filosofii, sotsiologii i kul'turologii. Vyp.2. SPb: Leningradskij gosudarstvennyj oblastnoj universitet im. A. S. Pushkina, 2000. 250 s.

6. Federal'nyj zakon // http://base.garant.ru/104232

7. Filosofskij slovar'. Rostov n/D: Feniks, 2010. 562 s.

8. Chastnaja blagotvoritel'nost' v Rossii: osobennosti, problemy i perspektivy // http://www.kapital-rus.ru/articles/article/174076

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.