Научная статья на тему 'Феномен американской цивилизации в конце XVIII -первой половине XIX века'

Феномен американской цивилизации в конце XVIII -первой половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1864
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алентьева Т. В.

В статье рассматривается складывание своеобразной американской цивилизации, вобравшей в себя как европейский опыт, так и собственные достижения. В ней также анализируется проблема становления американской нации, складывание национального характера, формирование особой ментальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenon of the American Civilization in the late 18th and early 19th centuries

In the article the specific American civilization is studied, which is based on the European experience. But Americans had their own achievements. The author analyzes the problem of formation of the American nation with their national character and mentality.

Текст научной работы на тему «Феномен американской цивилизации в конце XVIII -первой половине XIX века»

УДК 94 (73)

ФЕНОМЕН АМЕРИКАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В КОНЦЕ XVIII -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

© 2007 Т. В. Алентьева

доктор исторических наук Курский государственный университет

В статье рассматривается складывание своеобразной американской цивилизации, вобравшей в себя как европейский опыт, так и собственные достижения. В ней также анализируется проблема становления американской нации, складывание национального характера, формирование особой ментальности.

Феномен цивилизации, как признают все историки, с трудом поддается определению, и в настоящее время их насчитывается не менее сотни1. Классические подходы к пониманию сущности цивилизации вырабатывались представителями западноевропейской и российской общественной мысли начиная с античности2. Критикуя господствующую прежде формационную теорию, академик Н. Н. Болховитинов совершенно справедливо отмечал, что в ней основное внимание уделялось «производству, развитию производительных сил и производственных отношений». Подчеркивая необходимость более пристального внимания к антропологическому фактору, он писал: «Между тем в центре истории всегда стоял человек. ...Степень прогресса цивилизации общества определяется, прежде всего, степенью развития демократии, правами и свободами чело-века»3.

А. Тойнби, выделяя ряд крупных современных цивилизаций, таких как западная, православная, мусульманская, индуистская, дальневосточная, не нашел особого места для Америки. На нее, как считает американский исследователь М. Лернер, он смотрел как на национальное государство, существующее на границе западной цивилизации. Лернер не согласен с этим. «Хорошо это или плохо, но Америка есть то, что она есть, -совершенно самостоятельная культура с множеством собственных характерных черт, со своим образом мыслей и схемой власти, культура, сопоставимая с Грецией или Римом, как одна из великих и независимых цивилизаций в мировой истории». Известный американский философ С. Хантингтон выделяет особую американскую национальную идентичность. Ее основными элементами в ХУШ-Х1Х вв. он считает «белый цвет кожи, британское происхождение, протестантизм, независимость», а также «американское кредо» с его принципами свободы, равенства, ценности отдельной личности, уважения прав граждан, репрезентативного правительства и частной собственности4.

«...Истинным показателем цивилизации является не ценз, не величина городов, не количество урожаев, - нет, не они, а род человека, который страна взращивает», -совершенно справедливо полагал американский философ XIX века Р.У. Эмерсон5.

1 См.: Барг М.А. О категории «цивилизация» // Новая и новейшая история. 1990. №5. С. 36

2 См.: Ионов И.Н., Хачатурян В.М. Теория цивилизаций от античности до конца XX в. СПб., 2002.

3 Болховитинов Н.Н. В поисках новой системы координат в мировой истории // Новая и новейшая история. 1994. №3. С. 89-90.

4 Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 223; Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня: В 2 т. М., 1992. Т. 1. С. 76, 77, 79; Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004. С. 72, 76-77.

5 Эмерсон Р.У. Сочинения: В 2 т. СПб., 1902. Т. 1. С. 56.

Представить любую страну со всеми ей присущими чертами и особенностями довольно непросто. Несмотря на очевидную сложность анализа феномена американской цивилизации, современная отечественная американистика накопила определенный опыт в этом направлении. Следует, однако, отметить, что исследование отдельных сторон американской цивилизации нельзя считать завершенным. По-прежнему недостаточно изученными являются культурно-антропологические проблемы, вопросы ментальности, общественного мнения.

Н.Н. Болховитинов совершенно справедливо указывал на Американскую революцию XVIII в., на принятые ею великие документы: Декларацию независимости, Конституцию, Билль о правах, как на определяющий фактор формирования американской цивилизации, «генетический код» ее развития на протяжении двух последних столетий, в том числе в XIX в.6 В то же время революция расчищала путь для формирования рыночной модели либеральной демократии, становления буржуазного общества и государства, в котором личности-индивидууму предоставлены самые широкие возможности для развития энергии, предпринимательства, реализации стремления к обогащению.

Революция XVIII в. дала мощный импульс развитию США. Ее идеология стала основой единства американской нации. Она строилась на европейских по происхождению ценностях Просвещения. Таково, в частности, представление о естественных и неотъемлемых правах каждого человека, вне зависимости от национальной принадлежности. Просветительская эпистема, сформировав важнейшие аспекты национального это-са и государственности, способствовала переходу в фазу национального становления, в которой американская цивилизация получала новое сущностное наполнение, пройдя процесс самоидентификации. Поиски новой, подлинно американской идентичности отразились на представлениях американцев о своем происхождении. Не случайно именно в период Войны за независимость происходит расцвет культа «отцов-пилигримов» -основателей американских колоний, прибывших в Новый свет, как полагали революционеры, в поисках не только религиозной, но и политической свободы, для того чтобы воздвигнуть «Град на холме», создать более совершенное государство, контуры которого прослеживались в соглашении на «Мэйфлауэре». Так рождалось представление о мессианизме американского народа, об «американской исключительности»7, возникала «американская мечта» об обетованной земле свободы, представление об Америке как убежище для угнетенных. «Мы - американцы, - писал Г. Мелвилл, - особые, избранные люди, мы - Израиль нашего времени, мы несем ковчег свобод миру. Бог предопределил, а человечество ожидает, что мы свершим нечто великое, и это великое мы ощущаем в своих душах»8. Впоследствии эти идеи станут питательной почвой для идей экспансионизма и теории «предопределения судьбы».

Становление американского национального самосознания являлось также важнейшим результатом Американской революции XVIII в. и на уровне общественной идеологии, и на уровне народной психологии, оно формировалось в определенной степени в парадигме «вызова-и-ответа» со стороны европейской, прежде всего английской, культурной традиции. Д. Бурстин полагал, что завершение формирования нацио-

6 Болховитинов Н.Н. Американская цивилизация как исторический феномен // Американская цивилизация как исторический феномен: Восприятие США в американской, западноевропейской и русской общественной мысли. М., 2001. С. 11-12.

7 Сиротинская М.М. «Мы - другие»? Современники об американской «исключительности», 1830- 1840-е годы // Проблема «Мы-Другие» в контексте исторического и культурного опыта США. М., 2002. С. 127-137.

8 Цит. по: Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М., 1992. С. 31.

нальной социокультурной модели происходит в период между Американской революцией и Гражданской войной9.

В основу национальной традиции американцев легли культ Декларации независимости, день принятия которой стал одним из первых общенациональных праздников, культ мифологизированных фигур «отцов-основателей», в особенности Дж. Вашингтона, Б. Франклина. Еще при жизни в их честь назывались города и графства, сочинялись поэмы. День рождения Вашингтона был объявлен национальным праздником. Русский путешественник П.П. Свиньин писал в начале XIX в.: «Надобно знать, что изображение Вашингтона всякий американский житель почитает священным долгом иметь в своем доме не менее как образа угодников Божиих! Он любит видеть перед собою образ того, кому обязан своею вольностию, счастьем и богатством»10. Именно революция создала общенациональные символы, использование которых стало частью национальной традиции, закрепившейся в общественном мнении. Такими символами, к которым позже охотно обращались в целях пропаганды и воздействия на общественное мнение, стали национальный флаг («звезды и полосы»), герб (орел), девиз («во множестве едины»), колокол свободы11.

Довольно распространенным становится обращение к образцам греческой и римской истории, что нашло свое отражение в названиях многих американских городов (Троя, Афины и т.д.). Эти идеальные образцы и романтические устремления чаще всего расходились с реальной действительностью, но идеология классического республиканизма на долгое время оставалась основой политической риторики и также оказывала влияние на пропагандистские приемы.

Важнейшей чертой любой цивилизации является наличие общих корней, обретение ею единой, часто мифологизированной истории. Многочисленные независимые исторические общества стали побочным продуктом формирования новой страны, они возникали во всех штатах, начиная с 1794 г. Помимо собирания архивных материалов и воссоздания местной истории, новой тенденцией в поисках символов общенационального характера, стало развитие жанра биографии. Огромная популярность «Джорджа Вашингтона» М. Уимса, «Патрика Генри» У. Уирта, «Джеймса Отиса» У. Тюдора привела к появлению «Библиотеки американской биографии» (1834-1838) Дж. Спаркса, состоявшей из 25 томов. Стоит подчеркнуть, что большинство этих биографий описывали не реальных людей, а создавали мифологизированных героев, которые должны были стать образцом для подражания, национальными символами и образами, к которым и апеллировали последующие поколения. Не случаен ошеломляющий успех Дж. Бэнкрофта, первым попытавшегося создать общенациональную возвышенную и романтизированную историю, призванную помочь американцам обрести так необходимое им историческое единство, чувство национальной гордости, осознать свои корни и проникнуться величием своих свершений12.

«Лекторы обыкновенно говорят о XIX веке, об американце последнего поколения с такой легкостью и с таким пафосом, превозносят его до небес, распространяя вести о его славных делах с помощью телеграфа или силы пара... Но кому не ясно, что по-

9 Бурстин Д. Американцы: Национальный опыт. М., 1993. С. 547; см. также: Beard C.A., Beard M.R. The Rise of American Civilization. Vol. I. N.Y., 1931; Rossiter C. The American Quest, 17901860. An Emerging Nation in Search of Identity. Unity and Modernity. N.Y., 1971.

10 Россия и США: становление отношений. 1765-1815: Документы и материалы / Под ред. С.Л. Тихвинского, Л.И. Панина, Н.Н. Болховитинова. М., 1980. С. 521.

11 Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М., 1990. С. 142149.

12 См.: North American Review. Vol. 16. N 1. July 1838. P. 253-255; Бурстин Д. Американцы. Национальный опыт. С. 458-465.

добные описания жизни человека или нации неискренни и неуместны... Я чувствую, что человек, который в разговоре со мной о жизни людей в Новой Англии делает упор на железные дороги, телеграф и тому подобное, видит лишь внешнюю сторону вещей. Он воспринимает преходящее и поверхностное так, будто это - нечто прочное и значи-

13

тельное» . Очевидно, что писатель Г.Д. Торо совершенно прав, так как внешние проявления материального прогресса более заметны и впечатляющи, чем те перемены, которые происходят с нацией в целом. Действительно, американская нация складывалась своеобразно, и не случайно уже современники, а теперь и большинство историков пишут о «плавильном котле», в котором переплавились национальные характеры и традиции множества рас, наций и народностей14. Еще в XVIII в. М. де Кревекер в «Письмах американского фермера» писал, что наблюдается такое смешение народов, какое нельзя найти ни в какой другой стране. «В Америке из представителей разных народов выплавляется новый народ, чьи труды и потомки когда-нибудь произведут в мире величайшие перемены»15. Кревекер выделяет европейскую цивилизацию, повлиявшую на США наиболее существенным образом. И все же общепризнанным в настоящее время считается огромный вклад в становление американской цивилизации афро-американцев16 и индейцев17, а также выходцев из азиатских стран.

Время между Войной США за независимость и Гражданской войной является чрезвычайно важным для молодого государства. В этот период происходят сложные социально-экономические, политические, демографические и этнокультурные процессы. Они не только влияли на состояние и содержание общественного мнения, но и находили в нем свое отражение, давая импульс к активной деятельности людей во всех сферах жизни социума. В это время совершается модернизация всех сфер жизни американцев, становление государственности, консолидация нации, формирование национальной идентичности, развитие новой ментальности.

Важнейшими факторами модернизации были территориальная экспансия и демографический рост. Если число восставших колоний равнялось 13, то в 1861 г. в состав Союза вступил 34-й штат, Канзас. Согласно первой переписи 1790 г., в стране проживало около 4 млн. чел. К 1860 г. численность населения достигла 31,5 млн. чел., такой прирост осуществлялся в том числе и за счет массовой иммиграции. В 1840-1860 гг. в США переселилось 4 442 000 чел18.

Довольно сложной проблемой для исследователя остается становление американской нации и формирование американского национального характера. Утвердившийся уже в конце XVIII в. в народных представлениях образ типичного американца -янки, жителя Новой Англии, дополняется в начале XIX в. образом дядюшки Сэма19.

13 Торо Г.Д. Дневники // Клумпьян Х.-Д., Клумпьян X. Генри Дэвид Торо, сам свидетельствующий о себе и своей жизни. Челябинск, 1999. С. 257-258.

14 См.: Чертина З.С. Плавильный котел? Парадигмы этнического развития США. М., 2000. С. 62-84.

15 Брэдфорд У. История поселения в Плимуте. Франклин Б. Автобиография. Памфлеты. Де Кревекер С.Д. Письма американского фермера. М., 1987. С. 560.

16 См.: Аптекер Г. История афро-американцев: современная эпоха. М., 1975; Дэвис А. Женщина. Раса. Класс. М., 1987 и др.

17 См.: Аверкиева Ю.П. Изучение истории индейцев в США // Основные проблемы истории США в американской историографии от колониального периода до Гражданской войны. М., 1971. С. 6-20.

18 Богина Ш.А. Этнокультурные процессы в США. Конец XVII - нач. XIX в. М., 1986. С. 5.

19 Polding J.K. Uncle Sam // The Annals of America: In 20 Vols. Chicago-L., 1976. Vol. VI. P. 166169.

Росла вера американской нации в свое особое предназначение. В одном из южных журналов в статье под названием «Американизм» безапелляционно утверждалось: «Мы - великий народ. Универсальная нация янки. Нет никаких сомнений в нашем величии». Отсюда патриотизм и национализм американцев, легко перерастающие в шовинизм, расизм и ксенофобию. А. де Токвиль отмечает: «Американцы в своих отношениях с иностранцами не выносят, по-видимому, ни малейшего осуждения, и в то же время ненасытны к похвалам»20. Очень ярко это иллюстрируется заявлениями американской печати. Вот что писал, например, «Democratic Review» в статье под названием «Американская цивилизация»: «Наша раса марширует вперед навстречу своей судьбе. Наше существование было очень коротким, но каким бы коротким оно ни было, этого достаточно, чтобы продемонстрировать высшую ценность республиканских установлений, развивающих и возвышающих человечество. Наша республика обеспечила составляющей ее расе такую степень культуры, в которой отказано другим народам. Впервые была решена проблема самоуправления, и американская раса в отношении свободы, цивилизации и политической философии никем не превзойдена»21.

В результате сложных и противоречивых процессов в первой половине XIX в. продолжается складывание своеобразной американской цивилизации, вбирающей в себя как европейский опыт, так и собственные достижения. Становление американской нации, ее специфических характеристик и ментальности, дальнейшее формирование национальных мифов, образов, стереотипов, традиций, обычаев оказывали определяющее влияние на формирование общественного мнения. «Нет другой страны, где общественное мнение было бы так же могущественно, как в Соединенных Штатах, - утверждал английский политик, историк и социолог XIX в. Джеймс Брайс. - Оно громко выражается повсюду. Это - всеобъемлющая и неосязаемая сила. Она связывает все части

22

сложной системы управления в одно целое» .

20 Токвиль А. де Демократия в Америке. М., 1994. С. 187-188.

21 Democratic Review. Vol. 42. N 1. June 1858. Р. 56.

22 Брайс Дж. Американская республика: В 3 ч. М., 1890. Ч. 3. С. 3, 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.