Научная статья на тему 'Феминизм и современная женская проза в Иране (критический взгляд на феминизм в творчестве Шахрнуш Парсипур)'

Феминизм и современная женская проза в Иране (критический взгляд на феминизм в творчестве Шахрнуш Парсипур) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
917
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСИДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / СОВРЕМЕННАЯ ЖЕНСКАЯ ПРОЗА / ФЕМИНИЗМ / ШАХРНУШ ПАРСИПУР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Норузи Махназ

Данная статья посвящена вопросу влияния феминизма на современную персидскую женскую прозу. В статье рассматриваются основные признаки феминизма в творчестве иранской писательницы Шахрнуш Парсипур, в центре произведений которой находится тема незащищённости женщины перед угнетением и несправедливостью патриархального общества. Анализируя произведения писательницы, автор сделал вывод о том, что она явно отражает свои собственные феминистские взгляды и часто призывает женщину к самоидентификации и индивидуализации, к бунту против устаревших традиций, к размышлению о том, кто есть она на самом деле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEMINISM AND THE MODERN FEMALE PROSE IN IRAN (A critical look at Feminism in the writing of Shahrnush Parsipur)

This article is devoted to the influence of feminism on the contemporary Persian female prose. The article examines the main features of feminism in the work of Iranian writer Shahnush Parsipur, whose focus is on the issue of women’s vulnerability to oppression and injustice of the patriarchal society. By analyzing the writer’s works, the author concluded that she clearly reflects her own feminist views and often encourages a woman to identify and individualize herself, to revolt against outdated traditions, to think about who she really is.

Текст научной работы на тему «Феминизм и современная женская проза в Иране (критический взгляд на феминизм в творчестве Шахрнуш Парсипур)»

УДК 82

DOI: 10.18384/2310-7278-2018-2-154-163

феминизм и современная женская проза в иране (критический взгляд на феминизм в творчестве шахрнуш парсипур)

Норузи М.

Государственный университет имени Алламе Табатабаи 1997967556, Тегеран, Бозорграх-е шахид Чамран, пол-е модириат, ул. Алламе джонуби, ул. шахид Хагталаб, Иран

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу влияния феминизма на современную персидскую женскую прозу. В статье рассматриваются основные признаки феминизма в творчестве иранской писательницы Шахрнуш Парсипур, в центре произведений которой находится тема незащищённости женщины перед угнетением и несправедливостью патриархального общества. Анализируя произведения писательницы, автор сделал вывод о том, что она явно отражает свои собственные феминистские взгляды и часто призывает женщину к самоидентификации и индивидуализации, к бунту против устаревших традиций, к размышлению о том, кто есть она на самом деле.

Ключевые слова: персидская литература, современная женская проза, феминизм, Шахр-нуш Парсипур.

FEMiNisM AND THE MoDERN FEMALE PRosE iN IRAN (a cRITIcAL LOOK

at feminism in the writing of shahrnush parsipur)

M. Norouzi

Allameh Tabataba'i University

Bozorgrahe shahid Chamran, pole Modiriat, str. Allame Gonoobi, str. shahid Haghtalab, Tehran, 1997967556, Iran,

Abstract. This article is devoted to the influence of feminism on the contemporary Persian female prose. The article examines the main features of feminism in the work of Iranian writer Shahnush Parsipur, whose focus is on the issue of women's vulnerability to oppression and injustice of the patriarchal society. By analyzing the writer's works, the author concluded that she clearly reflects her own feminist views and often encourages a woman to identify and individualize herself, to revolt against outdated traditions, to think about who she really is.

Key words: Persian literature, modern female prose, feminism, Shahrnush Parsipur.

Введение

В XX в. в результате политических, социальных и культурных перемен во многих странах мира появилась женская проза как новое течение в современной

© CC BY Норузи М., 2018.

литературе. Одной из главных перемен в этой сфере считается возникновение феминистских движений, на основе которых зарождались новые идеи об уравнении в правах женщин с мужчинами. В социальном пространстве феминизм как гуманитарное явление отыскал новые подходы к проблеме взаимодействия языка и пола. Такой подход бытовал в литературе и, главным образом, проявился в отборе новых возможностей всестороннего изображения образа женщины. В связи с этим постмодернизм как в литературе, так и в искусстве подготовил подходящую почву для осуществления феминистской деятельности в борьбе против мужского шовинизма.

Считается, что термин «феминизм» был изобретён Александром Дюма (сын) в конце XIX в., когда это общественно значимое явление уже давно заинтересовало критиков и общественных деятелей. В 1873 г. во Франции этот термин, считавшийся политическим, перешёл в культуру. Итак, феминистское движение как культурное явление постепенно формировалось и выступало за равноправие женщины с мужчинами. В ходе этого процесса появился целый ряд групп и течений под влиянием разных общественных отношений. В качестве примеров можем привести такие известные феминистские движения, как социалистическое, марксистское, либеральное, радикальное, постмодернистское и др.

В связи с возникновением феминизма в западноевропейских странах многие писательницы проявляли интерес к данной теме. Большое влияние на развитие этого движения оказала книга «Второй пол» (1948 г.), написан-

ная Симоной де Бовуар (1908-1986). Как известно, её зачисляют в ряды классиков феминистской литературы. Основным направлением в феминистских взглядах де Бовуар является тенденция к философскому течению экзистенциализма.

Борьба за социальные права женщины и её свободы была отражена в эссе «Своя комната» (1928 г.) Вирджинии Вулф (1882-1941). Это произведение является ярким примером стремления женщины к новым ощущениям, к самопознанию в начале XX в.

Другой представитель классиков феминистской литературы - это Дорис Мэй Лессинг (р. 1919 г.), являющаяся лауреатом Нобелевской премии по литературе 2007 г. Она написала роман «Золотая тетрадь» в 1962 г. По её собственному мнению, главная тема данного романа - «права личности в обществе», а не только изображение места и роли женщины в нём. Дорис Мэй Лессинг не собиралась писать «библию для феминисток», а лишь постаралась показать женщинам, как надо думать и жить в обществе, в котором отсутствует социальное равенство. Писательница в интервью журналу «Шпигель» в 2004 г. сказала: «Меня до сих пор поражает, что многие люди воспринимают это как попытку совершить революцию» [3]. По словам русской исследовательницы Н. Габриэ-лян, «в современном феминизме (то есть движении, направленном против дискриминации женщин по признаку пола) можно условно выделить две тенденции: эгалитарный феминизм, утверждающий, что никаких принципиальных отличий, кроме анатомических и физиологических, между мужчиной и женщиной не существует (то

visy

есть не существует половых отличий на уровне психики и менталитета), и так называемый феминизм отличий, утверждающий, что мужчина и женщина равноценны, но различны (психически и ментально)» [1, с. 37].

Феминизм в Иране и персидская женская проза

В Иране во время конституционного движения (1906-1911 гг.) появился феминизм с исламской ориентацией. Это движение заинтересовало всех, особенно женщин, требовавших уравнивания их в правах с мужчинами и прежде всего, освобождения от патриархального общества.

Эта новая идеология сначала была воспринята весьма негативно, но со временем относиться к ней стали более снисходительно и интеллигентно. Женщины, склонные к феминизму, искали способы быть более эффективной и динамичной силой в обществе наряду с мужчинами. И наиболее заметной деятельностью в этом отношении были труды писательниц в разных культурных областях.

Уже при правлении династии Кад-жаров (1795-1925) общественная и идеологическая мысль западных стран проникает в иранское общество. Путешествие Насер-ед-Дин-шаха в Европу было ещё одним фактором в ознакомлении иранской среды с западными идеями. Стиль жизни и поведения европейских женщин, приехавших в Иран, однозначно оказали влияние на мысли и поступки иранских женщин, в особенности на их манеру одеваться. Итак, во время династии Пехлеви, при Реза-хане, женщинам было запрещено появляться в хиджабе в обществе,

а затем началась пропаганда свободы женщины.

В течение нескольких лет в ходе разрешения «женского вопроса» в иранском обществе проводилось реформирование в области образования женщин и их общественной деятельности. Всё это закончилось тем, что женщины стали более осведомлёнными и лучше понимали роль своей личности в жизни общества.

Поворотным пунктом в самореализации и самоопределении иранских женщин считается как раз Исламская революция 1979 г. и не иначе. В дореволюционное время иранская поэтесса Форуг Фаррохзад (1935-1967), следовавшая феминистским взглядам, сочиняла прекрасные стихи о свободе и равноправии женщины.

В одном из своих стихотворений «Зелёный кошмар» («^ <^0») (из сборника стихотворений «Новое рождение» 1963) о неравноправии женщин с мужчинами она пишет о бесправии личности в целом:

«Целый день, целый день я плакала, глядя в зеркало.

Весна хлынула в мои окна зелёным кошмаром деревьев, и тело уже не умещается в коконе одиночества,

и пожухла моя бумажная корона в этой поверженной стране без солнца. <...>

Где мой приют? Неужели все дороги, как бы ни петляли они, всё равно приводят в пропасть?» [10]

В этом отрывке, как и в остальных стихотворениях Форуг Фаррохзад, читатель ощущает чувство безысходно-

сти и отчаяния. Она хотела бы родиться в другое время и в другом месте, где могла бы иметь личные права, но мечты её никак не сбылись. Она ищет свободу в другом, потустороннем мире. Поэтесса так и не успела в реальности устроить свою личную жизнь.

Весь народ, в том числе женщины, активно участвовали в ходе революции и событиях после неё, в частности в войне Ирана с Ираком. Сегодня в современном обществе Ирана взгляд на женщину имеет совсем иной статус и призвание. Многочисленные грамотные женщины участвуют в социальной, политической, общественной и экономической жизни общества и знают свои права. Очевидно, что современное общество создало новые возможности для социальной реализации женщины, но, тем не менее, в иранском обществе до сих пор существует дух патриархальности.

Данная тема вызывает большой интерес выдающихся авторов, в том числе писательниц. В современной персидской женской прозе тема беззащитности женщины и вопросы её положения в личной жизни и обществе нашли отражение в произведениях Симин Данешвар, Махшид Амиршахи, Газале Ализаде, Голи Тарраги, Шахрнуш Пар-сипур и др. В настоящее время в Иране женская проза действительно активно заявила о себе и завоевала у читателей огромную популярность, даже проложила дорогу для новых авторов.

Проблема поиска собственной личности женщиной впервые была отражена в романе «Савушун» (1969 г.) Симин Данешвар. Это произведение считается первым реалистическим романом, в котором и автор, и рассказчик, и главный герой - женщина.

В романе мужчины не дают возможности главной героине - Зари - проявить себя как члена общества в политической борьбе. Действие романа происходит при Реза-шахе во время второй мировой войны. Муж героини - Юсуф - старается держать свою жену подальше от политики и общественной деятельности. Зари в романе всегда думает о своей личности, о сущности женщины и приходит к выводу: «О, если бы мир был в руках женщины! Женщины сами рожают, т. е. создают ... если бы мир был в руках женщины, тогда не было бы войны!» [2, с. 193]. Юсуф погибает на пути своей борьбы, и Зари самоотверженно и решительно продолжает дело покойного мужа. Образ Зари становится символом женственности. В ней Данешвар рисует замечательный образ женщины-матери с сильным характером, которая думает также о месте человека в этом мире. В действительности образ Зари может считаться рассветом нового дня на пути к изображению цельной личности женщины в современной персидской литературе.

Следующие произведения Данеш-вар - «С кем поздороваюсь» («м ^^ 1980) и «Остров блуждания» 1993) - так и не смогли привлечь внимание критиков и читателей. В них через героев и героинь были выражены как её собственные феминистические мысли, так и показаны обычные проблемы женщин. Но, следует сказать, что феминизм в Иране, в отличие от Западных стран, не способен так повлиять на судьбу женщины, и имел несколько иное и понимание, и значение. Политические и социальные факторы оказали гораздо большее влияние на раз-

Vis;;

витие самоопределения женщины, чем феминизм.

Надо отметить, что 60-е гг. XX в. в персидской литературе являются периодом появления целого ряда женщин-писателей и их произведений, ориентированных на освещение женских проблем в патриархальном обществе.

Несмотря на то что можно наблюдать феминистские тенденции в современной персидской женской прозе, никого среди персидских писательниц невозможно назвать феминисткой. В этом отношении обычно лишь просматриваются феминистские рассуждения в их творчестве. Шахрнуш Пар-сипур является одной из популярных писательниц современной женской прозы и «феминизм» служит одной из тем, активно дискутируемых исследователями её произведений. Она говорит о женской судьбе с печалью и жалостью. Она, как любая женщина, в своих историях ищет «свою собственную личность» и мечтает ощущать себя ценным членом общества. Другими словами, «литература позволяет проследить, как этот феномен воспринимался современниками, и, очевидно, это восприятие оказывало влияние на темп и направленность этого процесса» [4, с. 503].

Шахрнуш Парсипур

и её литературная деятельность

Ш. Парсипур - одна из самых популярных современных писательниц в Иране. Она родилась 17 февраля 1946 г. в Тегеране. Её отец был адвокатом, а мать - домохозяйкой. Мать происходит из знаменитого тегеранского рода, и именно она развивала интерес

к чтению у маленькой Шахрнуш. Писательница в совсем юном возрасте, когда ей было только 13 лет, уже начала писать рассказы. В последующие годы она сотрудничала с разными журналами и газетами. В 1967 г. она вышла замуж за Насера Тагваи, известного иранского кинорежиссёра, и через год у них родился сын Али. Парсипур окончила тегеранский университет по специальности «социология» в 1973 г. и через некоторое время развелась с мужем. Успешно развивалась её профессиональная карьера, она вела собственную радиопрограмму «Сельские женщины» («Ои'и В то же

время она занималась литературой и опубликовала несколько сборников рассказов. Она была активной женщиной не только в литературной, но и в социальной, и политической деятельности. Нередко у неё возникали серьёзные конфликты с государством, как до Исламской революции, так и после. Четыре раза власти сажали её в тюрьму, но она не могла молчать, посвящая свои рассказы и романы вопросам протеста против мужского господства и подавления женской сексуальности. Итак, «в начале 1990-х гг., оказавшись на свободе после последнего ареста, Шахрнуш Парсипур покидает родину и через некоторое время получает статус беженца в США, где и проживает до сих пор. После переезда она много путешествует с лекциями и выступлениями, ведёт передачи на радио «Зама-не» в Амстердаме. Шахрнуш Парсипур является почётным доктором университета Брауна в городе Провиденс и лауреатом нескольких литературных премий» [11, с. 143].

Писательница создала замечательные произведения, такие как сборни-

ки рассказов «Хрустальные подвески» мЦ^», 1977) и «Свободные опыты» Ъ^», 1978), романы

«Собака и долгая зима» J м^о^», 1976) и «Туба и сущность ночи» («.Цм! J ^о^ ^м», 1989), сборники рассказов «Женщины без мужчин» («ОО'О м^о 1990) и «Чайная це-

ремония в присутствии волка» («Ым ^^^ ^ С^^ 1993), роман

«Разум голубого цвета» 'м^»,

1994), «Тюремные мемуары» ^й^'й», 1996), роман «Простые и короткие истории духа дерева» («^^о^ J JJС 1999), сбор-

ник рассказов «Шива» («<^^», 1999), роман «На крыльях ветра» («MJ мУ м^ й^^^о», 2002), «Жара в нулевом году» ^ ^^и», 2003), ро-

ман «Асийе между двух миров» ^о ^ ^1», 2009) и др. Парсипур также владеет китайским языком и перевела много книг с китайского, в том числе «Историю Китая» в 4-х томах.

Признаки феминизма в творчестве ШахрнушПарсипур

Магический реализм занимает ведущее место в творчестве Ш. Парсипур. Этот художественный метод помогает автору изображать в мире чудес и фантазий то, что она мечтает видеть в реальном мире. Стремление женщины к переменам не только в личной, но и в общественной жизни, присутствует почти во всех произведениях Ш. Парсипур. Женщины в творчестве Парсипур, бунтуя против отживших социальных традиций, выражают своё недовольство униженным положением в обществе с патриархальным строем. Героини Парсипур несчастливы. Это объясняется тем, что «счаст-

ливые женщины никогда не бунтуют». В романе «Туба и сущность ночи» ещё больше обостряется мотив бунтующей женщины. Мунес (^о^1) - это женщина прогрессивных взглядов, которая работает в каком-то учреждении, что значит «вне дома», выходит замуж два раза и делает аборт. По её мнению, женитьба является неприятным обычаем, который ставит женщину в определённые рамки.

В первом романе Парсипур «Собака и долгая зима» отражены жизнь и драматическая судьба девушки из среднего класса. Картины реальной жизни в сочетании с нереальными явлениями и сумбурными мыслями представлены в самом известном произведении писательницы «Туба и сущность ночи». В этом романе писательница смотрит на иранскую женщину сквозь другую призму.

Туба, главная героиня романа, - отверженная женщина, которая стремится к самосовершенствованию и самопознанию через мистическое воображение и в этом пути страдает меланхолической депрессией. В романе Ш. Парсипур бесчувственные и немилосердные мужчины не ценят любви женщины в своих отношениях. Они смотрят на женщину как на лишнее, бесполезное существо. Например, отец Тубы на самых первых страницах романа говорит об основной теме данного произведения. Он сильно ненавидит женщин и про себя думает, что «женщины мыслят и скоро потеряют свою чистоту, а это непоправимо» [9, с. 17]. Отец, как и остальные мужчины романа, является представителем патриархального общества и не уважает женщину как человека и считает её бессильным, беззащитным существом -

«заифе». Именно с этим прозвищем мужчины часто обращались к женщинам в иранском обществе того времени.

В творчестве Ш. Парсипур героини, непрестанно занимающиеся поисками личного счастья, являются одинокими женщинами. Они стремятся к раскрытию своей внутренней сущности, к эмансипации.

В сборнике рассказов «Женщины без мужчин» и романе «Туба и сущность ночи» писательница решила сосредоточить всё своё внимание на личности женщины и её душевных изменениях с точки зрения мифологического и мистического мышления. Женщины Ш. Парсипур способные, но беспомощные, как ребёнок, и потому в постоянном недоумении ищут своё место как в собственной жизни, так и в обществе. По мнению самого автора женщина «ищет свою современную личность» [6, с. 9]. Крупный критик современной персидской литературы, Хасан Мирабедини подтверждает, что «стремление женщин к самоидентификации является основным мотивом женской прозы» [5, с. 1110].

В произведениях Ш. Парсипур повествование чаще всего идёт от первого лица, являющегося преимущественно женщиной. Основная черта характера её героинь - это одиночество. Но одинокие женщины Парсипур одиноки по-особенному. Именно одиночество героинь подталкивает их к жестоким, а иногда циничным поступкам. Находящаяся в вечной борьбе с общественными нормами и религиозными традициями, женщина по-своему ищет свободу, свою индивидуальность.

Путь от традиции, которая всегда смотрит на женщину как на вещь, к обновлению нередко лежит через преодо-

ление догмы. Именно это мы явно видим в поступках и характерах героинь у Парсипур. Например, в её романах «Собака и долгая зима» или «Туба и сущность ночи» изображаются женщины, которые желают быть человеком и жить вне всяких традиционных условностей, т. е. жить «свободно». В романе «Мужчины против женщин» читаем: «ну, что ж, теперь настала очередь женщин. Проклятые, двигаются вперёд. Скоро, наверное, будут министром и адвокатом» [7, с. 87]. Женщины Ш. Парсипур считают себя узниками в железной патриархальной тюрьме. Интересно то, что такая ситуация часто подталкивает женщину к свободным отношениям, чаще всего жёстко запрещённым.

Ш. Парсипур в одной из своих статей «Зачем я пишу?» говорит: «Я пишу, ибо как будто выгляжу человеком, но кто я на самом деле? Хочу знать, как могу представить себе образ Бога? Хочу знать, до какой степени приближается ко мне Дьявол? Мне хотелось обдумать всё это самой, я не хочу, чтобы думали за меня» [6, с. 20]. Она хочет внушить своим читателям мысль, что зависит от тебя самой, какой становиться женщиной, как замечательно об этом сказала Симона де Бовуар: «Женщиной не рождаются, ею становятся».

Явными признаками феминизма в творчестве Шахрнуш Парсипур являются нарушение традиций и популярных общественных обычаев, протест против угнетения женщин патриархальным укладом и капиталистической системой, сражение с суевериями и необоснованными поверьями, критика господствующих законов в патриархальном обществе, борьба против осознанного принятия зла женщинами, изображение исторического унижения

женщины, отстаивание прав женщины, изображение женщин, продающих себя из-за их страха, незащищённости и опасного положения, побуждение женщин к образованию, мышлению и т. п.

Хури (с^^), одна из героинь романа «Собака и долгая зима», говорит, что «устала от того, чтобы быть только вещью, которая ждёт своего мужа. Хотелось мне быть человеком, личностью. Не понимаю, почему нельзя быть человеком. Должно избавиться от такого определения. Мне ..., мне хотелось, что опозорится. Уже давно сильно была утомлена этой честью. Потому что именно эта честь связала мои руки и ноги, как барана в стаде» [8, с. 246].

Самым феминистическим произведением Парсипур является роман «Женщины без мужчин». Как пропагандист феминизма, автор борется с традиционными поверьями. Она смело выражает мысли и тревоги свои и других женщин в образах героинь, желающих утверждать свою человеческую сущность и личность, стремящихся к самоидентификации и индивидуализации. Автор осуждает существующий негативный взгляд на гендерное равенство.

Заключение

Подводя итоги анализа произведений Шахрнуш Парсипур, следует отметить, что в её творчестве преобладает сосредоточенность на женских проблемах, бунт женщин против традиций и общественных порядков, призыв людей, и особенно женщин, к изменению в стиле жизни, призыв всех к равноправию, равенству и внегендер-ному взгляду. Она ставит перед женщиной важный вопрос: кто есть она на самом деле? С её точки зрения, женщина - это жертва деспотии мужчины и патриархального общества, а иногда женщина сама принимает зло осознанно. По мнению писательницы, переход от традиции к современности требует мыслить по-новому. Мыслить - это именно то, к чему призывает писательница своих героинь и женщин во всём мире. Наблюдая явные признаки феминизма в жизни и творчестве Шахрнуш Парсипур, допустимо сделать вывод о том, что, несмотря на незначительное место феминизма как социального явления в обществе и литературе Ирана, Ш. Парсипур возможно назвать писательницей-феминисткой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Габриэлян Н. Ева - это значит «жизнь»: проблема пространства в современной русской женской прозе // Вопросы литературы. 1996. Вып. 4. C. 31-71.

2. Данешвар С. Савушун. Тегеран: Харазми, 1970. 307 с.

3. Дорис Лессинг скончалась в возрасте 94-х лет [Электронный ресурс] // Циркуль: [сайт]. URL: http://cirkul.info/article/doris-lessing (дата обращения: 07.01.2017).

4. Маг А. Новая Ева и прежний Адам // История женщин на западе. Возникновение феминизма: от Великой Французской революции до мировой войны / под ред. Женевье-ва Фрассе. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2015. 503-522 с.

5. Мирабедини Х. Сто лет художественной прозы Ирана: в 4 ч. Тегеран: Чешме, 2016. Ч. 3. 1608 с.

6. Парсипур Ш. Зачем я пишу? // Мир слова (Донйайе сохан), 1998. № 17. С. 8-10.

7. Парсипур Ш. Мужчины против женщины. Тегеран: Ширин, 2004. 303 с.

8. Парсипур Ш. Собака и долгая зима. 3-ий выпуск. Тегеран: Эспарк, 1990. 240 с.

Vi6y

9. Парсипур Ш. Туба и сущность ночи. Тегеран: Алборз, 1993. 413 с.

10. Полищук В. Стихи из книги «Новое рождение» [Электронный ресурс] // Журнальный зал: [сайт]. URL: http://magazines.russ.ru/inostran/2002/8/farrro.html (дата обращения: 05.07.2017).

11. Сухоруков А.Н. Поэтика романа Шахрнуш Парсипур «На крыльях ветра» // Культура и текст. 2017. № 4. С. 142-150.

REFERENCES

1. Gabrielyan N. [Eve means "life": the problem of space in the modern Russian women's prose].

In: Voprosy literatury [Russian studies in literature], 1996, no. 4, pp. 31-71.

2. Daneshvar S. Savushun [Savushun]. Tehran, Kharazmi Publ., 1970. 307 p.

3. [Doris Lessing died at the age of 94 years]. In: Tsirkul' [Compass]. Available at: http://cirkul.

info/article/doris-lessing (accessed: 07.01.2017).

4. Mag A. [New Eve and old Adam]. In: Istoriyazhenshchin nazapade. Vozniknovenie feminizma:

ot Velikoi frantsuzskoi revolyutsii do Mirovoi voiny [The history of women in the West. The emergence of feminism: from the French revolution to World War II]. St. Petersburg, ALETHEIA Publ., 2015. pp. 503-522.

5. Mirabedini Kh. Sto let khudozhestvennoi prozy Irana [One hundred years of Iranian prose].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tehran, Cheshme, 2016. Vol. 3. 1608 p.

6. Parsipur Sh. [Why do I write?]. In: Mir slova (Doniaie sokhan) [The world of the word

(Donjaye Sohan)], 1998, no. 17, pp. 8-10.

7. Parsipur Sh. Muzhchiny protiv zhenshchiny [Men vs women]. Tehran, Shirin Publ., 2004.

303 p.

8. Parsipur Sh. Sobaka i dolgaya zima [The dog and the long winter]. Tehran, Espark Publ., 1990.

240 p.

9. Parsipur Sh. Tuba i sushchnost' nochi [Tuba and essence of the night]. Tehran, Alborz Publ.,

1993. 413 p.

10. Polishchuk V. [Poems from the book "the New birth"]. In: Zhurnal'nyi zal : [The magazine room]. Available at: http://magazines.russ.ru/inostran/2002/8/farrro.html (accessed: 05.07.2017).

11. Sukhorukov A.N. [Poetics of the novel Shahrnush Parsipur. "On the wings of the wind"]. In: Kul'tura i tekst [Culture and Text], 2017, no. 4, pp. 142-150.

БЛАГОДАРНОСТИ

Статья выполнена при финансовой поддержке государственного университета имени Алламе Табатабаи. Проект № 102/«Сравнительный анализ элементов композиции художественной прозы в творчестве русских и персидских писательниц (На основе художественных произведений Виктории Токаревой и Зои Пирзад, Людмилы Улицкой и Шахрнуш Парсипур)».

ACKNOWLEDGMENTS

The article was implemented with the financial support of the State University. Allama Tabatabai. Project No. 102 / ^ / "Comparative analysis of the elements of the composition of artistic prose in the works of Russian and Persian writers (Based on the works of Victoria Tokareva and Zoe Pirzad, Lyudmila Ulitskaya and Shahnush Parsipur)".

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Норузи Махназ - кандидат филологических наук, старший преподаватель факультета персидской литературы и иностранных языков, университета имени Алламе Табатабаи; e-mail: mah.norouzi@atu.ac.ir

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Mahnaz Norouzi - PhD in Philological sciences, assistant professor, Faculty of Persian Literature & Foreign Languages, Allameh Tabataba'i University; e-mail: mah.norouzi@atu.ac.ir

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Норузи М. Феминизм и современная женская проза в Иране (критический взгляд на феминизм в творчестве Шахрнуш Парсипур) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2018. № 2. С. 154-163

DOI: 10.18384/2310-7278-2018-2-154-163

FOR CITATION

Norouzi M. Feminism and the modern female prose in Iran (A critical look at Feminism in the writing of Shahrnush Parsipur). In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Russian philology, 2018, no. 2, pp. 154-163 DOI: 10.18384/2310-7278-2018-2-154-163

V163;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.