Научная статья на тему 'Феминизация современной цивилизации: аксиологический аспект'

Феминизация современной цивилизации: аксиологический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
546
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ФЕМИНИЗАЦИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕАЛИИ / FEMINIZATION OF CIVILIZATION / GENDER APPROACH / VALUES / AXIOLOGICAL ASPECT / SOCIAL REALIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шаповалова Юлия Владимировна, Панкова Виктория Викторовна

В статье рассматриваются процесс и результат частичной феминизации человеческой цивилизации. Дается определение понятия «феминизация цивилизации». Поиск новых путей цивилизационного развития требует переосмысления и выработки оптимальных путей решения проблем современного мира. Представлен их обзор с позиций гендерного подхода, актуализируются общечеловеческие ценности, аксиологический аспект феминизма, идеалы и интересы. Особое внимание уделяется прогрессивности идей феминистской и гендерной мысли, которые становятся стабилизирующими и гуманизирующими факторами современной цивилизации. Определены негативные моменты феминизации в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEMINIZATION OF MODERN CIVILIZATION: AXIOLOGICAL ASPECT

The article discusses the process and outcome of partial feminization of human civilization. The definition of the concept “feminization of civilization” is given. The search for new ways of civilization development requires rethinking and working out optimal solutions to the modern world challenges. Their overview from the perspective of the gender approach is presented. Universal values, the axiological aspect of feminism, ideals and interests are actualized. Special attention is paid to the progressive nature of ideas of feminist and gender thought that become stabilizing and humanizing factors of the modern civilization. Negative aspects of feminization in Russia are identified.

Текст научной работы на тему «Феминизация современной цивилизации: аксиологический аспект»

Шаповалова Юлия Владимировна, Панкова Виктория Викторовна ФЕМИНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматриваются процесс и результат частичной феминизации человеческой цивилизации. Дается определение понятия "феминизация цивилизации". Поиск новых путей цивилизационного развития требует переосмысления и выработки оптимальных путей решения проблем современного мира. Представлен их обзор с позиций гендерного подхода, актуализируются общечеловеческие ценности, аксиологический аспект феминизма, идеалы и интересы. Особое внимание уделяется прогрессивности идей феминистской и гендерной мысли, которые становятся стабилизирующими и гуманизирующими факторами современной цивилизации. Определены негативные моменты феминизации в России. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2017/5/5£Шт1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 5(79) C. 207-209. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 101.1

Философские науки

В статье рассматриваются процесс и результат частичной феминизации человеческой цивилизации. Дается определение понятия «феминизация цивилизации». Поиск новых путей цивилизационного развития требует переосмысления и выработки оптимальных путей решения проблем современного мира. Представлен их обзор с позиций гендерного подхода, актуализируются общечеловеческие ценности, аксиологический аспект феминизма, идеалы и интересы. Особое внимание уделяется прогрессивности идей феминистской и гендерной мысли, которые становятся стабилизирующими и гуманизирующими факторами современной цивилизации. Определены негативные моменты феминизации в России.

Ключевые слова и фразы: феминизация цивилизации; тендерный подход; ценности; аксиологический аспект; социальные реалии.

Шаповалова Юлия Владимировна, к. филос. н., доцент Панкова Виктория Викторовна, к. филол. н., доцент

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону yulia-sha@yandex.ru; ntp_pk@mail.ru

ФЕМИНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Научно-техническая революция оказала стратегическое влияние на современную цивилизацию. Тем не менее следует подчеркнуть амбивалентность этого комплексного процесса. Подтверждается данная точка зрения тем, что в социум были встроены прогрессивные ценности, плоды интеллекта, деятельности человека-творца: информатизация, кибернетизация, компьютеризация и т.д. Однако сохранились или даже усугубились проблемы, которые не удалось устранить в рамках патриархатных подходов в ситуации глобализирующегося человеческого общества, его оформления в единое социальное целое. На этом фоне все более очевидной становится девальвация традиционной патриархатной парадигмы. Как следствие, в обществе появляются новые конфликты и противоречия, которые инициируют тенденцию переходить на новый уровень в их решении. Все это заложило основу для неуклонного роста внимания научной мысли к проблемам женщин, а также и к проблемам мужчин практически на всех континентах земного шара. Стало возможным плодотворное развитие женских, мужских и гендерных исследований во всем мире.

Особо следует отметить, что женскому социуму свойственны интересы, которые не следует всецело ассоциировать с интересами рода, семьи и детей, как это традиционно видится обыденным сознанием. Это обусловливает необходимость выхода женщин из приватной сферы в публичное пространство, усиление социальной мобильности женщин и привнесение женского опыта и ценностей в современное общество. Под феминизацией цивилизации мы понимаем возрастание престижа феминистских ценностей, тенденции их включения на равных условиях в базовую систему ценностей общества, формирования социально-культурного климата, толерантного к этим процессам. Создание механизмов для адаптации феминистских ценностей обеспечило паритетность активного участия женщин во всех сферах жизни общества. И если в XVIII в. эти процессы рассматривались как эпатаж, то в XX в. и в начале XXI в. они стали нормой жизни.

В рамках данной работы очень важен тот факт, что не следует смешивать понятия «феминизм» и «радикальный феминизм», а также «феминистские ценности» и «ценности радикального феминизма». Благодаря частичной феминизации цивилизации происходит изменение традиционной системы мировосприятия человека на более гуманные, толерантные позиции, когда собственная культура и ценности не трактуются как абсолютные. Процесс частичной феминизации человеческой цивилизации позволил женщинам получить доступ к образованию. Вопрос о домашнем насилии, который считался исключительно внутрисемейным делом и не рассматривался как актуальный для общества, поднят на уровень социально значимой и социально опасной проблемы. Появились и актуализируются гендерные исследования, отражающие не только проблемы женщин, но и проблемы мужчин. Мужские исследования активно популяризируются на Западе, однако в России они еще не получили должного внимания. Во всех явлениях культуры, как полагают многие ученые, прослеживается воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы, или, если они уже существовали, поняты и взрощены человеком. Ценности, являясь основополагающим элементом всякой культуры и цивилизации, обладают высоким интегративным потенциалом. Следует учитывать, что аксиологический аспект в предельно широком значении неизбежно возникал в кризисные моменты развития человеческой цивилизации, в эпохи девальваций культурных традиций. Он является фактором, стимулирующим потенциал женщин к выявлению феминистских ценностей, осознанию и легитимации значимости женского начала как субъекта истории и конструирования цивилизации. В этом контексте феминистские ценности ориентированы не просто на примитивный пересмотр соотношения власти между индивидами или построение женской социальной, культурной автономии, как это трактуется в обыденном сознании. Феминистские ценности инициируют стремление к гуманизирующей трансформации имеющихся ценностей и основ нашей цивилизации и, конечно, жизни каждого отдельного человека.

208

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

Различные нормы и ценности усваиваются каждым человеком в процессе его жизни. При этом формируются его представления об окружающей действительности. Социально-культурный климат, экстраполирующий определенные ценности, влияет на формирование каждого человека, осуществляя в процессе социализации его «программирование» в семье, школе через окружение, средства массовой информации, моду и т.д. В этом процессе «программирования» человека происходит корректировка общего направления стремлений и оформление его жизненных целей, что, в свою очередь, складывается в определенную, адекватную этим установкам и ценностям, общую социокультурную ситуацию, толерантную к одним и интолерантную к другим явлениям [4, а 131].

На смене веков во главу угла всей стратегии развития человеческого общества стали острейшие проблемы поиска новых путей цивилизационного развития и даже выживания. А здесь необходимо непредвзятое переосмысление и выработка оптимальных путей решения проблем современного мира. Благодаря поступательной реализации патриархатно ориентированной, агрессивной стратегии развития современная цивилизация столкнулась с обострением целого ряда глобальных проблем. Это и выживание человечества, экологический кризис, тоталитаризм, вспышки национализма, а также проблемы осуществления и гарантии социального прогресса для государств и народов всего мира. При этом актуализировались проблемы свободного выбора и способов его осуществления, бедности, беспризорности, торговли людьми и др. И все перечисленные проблемы накладываются на условия неоднозначного процесса становления целостного и многообразного мира. В сложившейся ситуации становятся приоритетными общечеловеческие ценности, идеалы и интересы.

В 1989 г. на Международном конгрессе ЮНЕСКО по проблемам мира была отмечена настоятельная необходимость содействия формированию нового видения мира, базирующегося на всеобщих ценностях уважения человеческой жизни, свободы, справедливости, солидарности, толерантности, прав человека, равенства между мужчинами и женщинами [2, с. 13-15]. Следовательно, цивилизация нуждается не столько в грубой силе, агрессивности, натиске, сколько в толерантности, интеллекте, сенситивности, интуиции, совершенствовании культурных навыков, в свободной личности, в ее предприимчивости, адаптивности, а в этом контексте идеалы демократии фиксируют и обозначают новые потребности общества в качестве новых ценностей, диктующих новые нормы поведения [1]. Ввиду этого феминистские ценности становятся все более адекватны запросам времени и следует обратить внимание на то, что у феминизма две цели:

- непреложное право любой женщины на достоинство, равенство, уважение и свободу выбора посредством возможности руководить своей жизнью и управлять своим телом внутри и за пределами дома;

- элиминация любых проявлений неравенства и дискриминации в обществе.

Квинтэссенция феминизма - это подход вне пола, расы, социального положения, который должен быть понят и реализован любым мужчиной, заинтересованным в принципиальных социальных изменениях. Решение любого социального вопроса, в том числе и женского, требует не узкого, жестко идеологизированного, а многоуровневого, общечеловеческого подхода. Становится все более очевидной необходимость использования феминистской теории и опыта, накопленных знаний о сексуальной политике для дальнейшего анализа и проявления коннектности «женских проблем» и других мировых вопросов не только потому, что они важны, но и потому, что они взаимосвязаны.

В современном мире женщины по-своему формируют уникальное социальное образование, а проблемы общественного статуса, зависимого положения женщин, имплицитной и эксплицитной дискриминации, эксплуатации репродуктивных функций женщин и др. все еще не потеряли своей актуальности и остаются предметом научных исследований. Зависимое положение женщин проявляется в сфере дистрибуции материальных благ и природных ресурсов, в области контроля над собственностью, участия в политической, экономической, культурной сферах общественной жизни. Женщины обладают высоким уровнем профессионализма, способностью к лидерству и руководству. Однако до сих пор этот потенциал не востребован должным образом на уровне принятия решений, а среди причин подобного положения вещей исследователи называют гендерные стереотипы, латентную дискриминацию и др. Появляется необходимость в пересмотре основ современной цивилизации, особенно ее аксиологического багажа. Многие ценности техногенной цивилизации, базирующиеся на патриархатной традиции и связанные с отношением к природе, человеку, его деятельности, ранее трактовались как неотъемлемое условие прогресса и гарант улучшения качества жизни. Но в настоящее время подобная интерпретация ставится под сомнение во многом благодаря развитию феминистской мысли, женского движения и росту востребованности феминистских ценностей в связи с их релевантностью запросам времени.

Начало 90-х гг. ХХ в. в России было ознаменовано началом оформления новой социокультурной ситуации на фоне острого общего кризиса. Это привело к осознанию того, что причины проистекают не только из сферы политики и экономики, а из патриархатно ориентированной современной культуры и ее российской трансформации. Освоение способов действия помогает движению за права женщин в России выстраивать свою работу на основе принципов социального партнерства и сотрудничества, на основе анализа и теоретической базы. Осуществляется поиск путей разрешения острых социальных проблем, таких как бедность, беспризорность, наркомания, семейное насилие, торговля женщинами и др. И среди приоритетных задач российского феминизма следует назвать гендерное просвещение общества, дистрибуцию знаний о правах человека, прав женщин.

В настоящее время становится очевидной необходимость применения феминистской теории и опыта, накопленных знаний о сексуальной политике для дальнейшего анализа мировых проблем в большей степени из-за их коннектности с «женскими проблемами». Благодаря феминизму и его нестандартным взглядам на социальные реалии был обозначен ряд фундаментальных проблем, скоординировавших определенный путь развития цивилизации, в котором общечеловеческие ценности, идеалы и интересы стали приоритетными.

Это имеет неоценимое значение в футуристическом контексте для перспектив развития всей цивилизации. Здесь речь идет о болевых точках современной цивилизации: демографические проблемы, проблемы феминизации бедности, насилия в семье, ставшие «болезнью современной цивилизации», проблемы беспризорности, наркомании, торговли женщинами, латентной дискриминации и др.

Именно критический, а не позитивистски-описательный потенциал феминистского подхода, который является его преимуществом перед традиционными подходами, дает возможность дистанцироваться от социально-политической контекстуальности и гендерно-специфичных мужских интересов в андроцентричной науке и цивилизации. Прогрессивность и коннектность идей феминистской и гендерной мысли выражены в том, что борьба против дискриминации, насилия и угнетения в любом из их проявлений, а не только в отношении женщин является их парадигматическим аспектом и мощнейшим стабилизирующим и гуманизирующим фактором, конструирующим современную цивилизацию.

Считаем необходимым привлечь внимание к очень тревожной тенденции в нынешнем российском обществе, о которой говорят российские феминистки. Тенденции, возникшей на «благодатной почве» затянувшегося экономического кризиса и аксиологического вакуума. Это серьезная тенденция к репатриархализации, девальвации эмансипации российских женщин в ее действительной феминистской трактовке и инфляции достижений феминизма. Все это создает интенцию своеобразного латентного «возврата женщины в семью», подводится под данный процесс соответствующий аксиологический базис через имплицитное возрождение патриархатных ценностей. Стремление к ренессансу патриархата ложно наделяется статусом гаранта стабильности и процветания общества [3, с. 17].

Действенное разрешение многоаспектных проблем современного поликультурного, полицивилизацион-ного мира актуализирует необходимость в принципиально новых подходах, в философских и социокультурных концепциях, определяющих научного познание и новые мировоззренческие горизонты. На наш взгляд, актуализируется принцип толерантности и сепарированности от интересов гендерных элит. Толерантность и гендерная толерантность приобретают статус гаранта выживания всего общества, в составе которого неотделимо находятся мужчины и женщины - две макросоциальные группы.

В результате представительницы женских исследований (women's studies) пришли к судьбоносному выводу. Сепарирование в решении «женского вопроса» приведет в тупик. А значит, наиболее продуктивной будет политика толерантности и «открытости» всем социально-теоретическим концепциям. В 1980-х г. ХХ в. произошло слияние женских и мужских исследований (men's studies), произошло смещение акцента с анализа патриархата и специфического женского опыта на анализ гендерной системы, чему способствовали определенные социальные и интеллектуальные предпосылки, вытекающие из всеобщих процессов феминизации и эмансипации, происходящих в социуме.

Феминистский потенциал как гармонизирующий и гуманизирующий современную цивилизацию инвестиционный капитал заключается именно в его «инакомыслии». Его толерантность, независимость от традиционных догматов, непредвзятость анализа социально-культурной реальности создают мощнейший аксиологический, культурный, эвристический, эмпирический потенциал. Футуристический аспект, детерминирующий новый, стратегически важный вектор социокультурного развития цивилизации, определяет аксиологическое значение феминизма в реорганизации современной цивилизации путем конструирования способов и путей преобразования современного социума в общество, релевантное возникающим потребностям.

Список источников

1. Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия [Электронный ресурс]. М., 1998. URL: http://www.owl.ru/ win/books/rw/ (дата обращения: 05.04.2017).

2. На пути к культуре мира (документы и материалы). М.: Мир, 1999. 56 с.

3. Шаповалова Ю. В. Актуализация феминистских ценностей в условиях современной цивилизации: автореф. дисс. ... к. филос. н. Ростов н/Д, 2006. 26 с.

4. Шаповалова Ю. В. Актуализация феминистских ценностей в условиях современной цивилизации: дисс. ... к. филос. н. Ростов н/Д, 2006. 163 с.

FEMINIZATION OF MODERN CIVILIZATION: AXIOLOGICAL ASPECT

Shapovalova Yuliya Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Pankova Viktoriya Viktorovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Don State Technical University in Rostov-on-Don yulia-sha@yandex.ru; ntp_pk@mail.ru

The article discusses the process and outcome of partial feminization of human civilization. The definition of the concept "feminization of civilization" is given. The search for new ways of civilization development requires rethinking and working out optimal solutions to the modern world challenges. Their overview from the perspective of the gender approach is presented. Universal values, the axiological aspect of feminism, ideals and interests are actualized. Special attention is paid to the progressive nature of ideas of feminist and gender thought that become stabilizing and humanizing factors of the modern civilization. Negative aspects of feminization in Russia are identified.

Key words and phrases: feminization of civilization; gender approach; values; axiological aspect; social realia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.