Научная статья на тему 'Феминизация российского образования: этапы становления'

Феминизация российского образования: этапы становления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
944
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕМИНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / FEMINIZATION OF EDUCATION / РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / DEVELOPMENT OF SOCIETY / СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / SOCIAL PHENOMENON / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / SOCIOCULTURAL FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Елена Юрьевна, Порш Людмила Александровна

В настоящее время феминизация образования, связанная с процессами обучения, воспитания, развития детей, молодёжи, жизненной и профессиональной социализацией людей, становится предметом научных исследований. Феминизация российского образования представляет одно из направлений социокультурного развития и отражает не только специфику реализации педагогической профессии в конкретных политических, социально-экономических и культурно-исторических условиях, но и её общественный статус. Нами была поставлена задача определения этапов феминизации российского образования, их социокультурных особенностей (вовлечённости государства в процесс феминизации образования, наличия женщин в структуре и уровнях образования, гендерных особенностей, функций образования в обществе, которые не оставались неизменными, детерминировались политикой государства в обеспечении стабильности и национальной безопасности страны). Были использованы системный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный подходы, позволившие рассматривать феминизацию образования как целостное социально-культурное явление, представляющее совокупность взаимосвязанных элементов (причин, факторов, условий), отражающего специфику социального процесса. Социально-философский анализ феминизации российского образования позволил выявить методологические основания определения этапов феминизации российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Feminization of Russian Education: Stages of Formation

At present, feminization of education connected with the processes of training, education, development of children, youth, vital and professional socialization of people is becoming a subject of scientific researches. Feminization of Russian education represents one of the directions of sociocultural development and reflects not only specifics of realization of a pedagogical profession in concrete political, social economic and cultural -historical conditions, but also its public status. Our main task was to determine the stages of feminization of Russian education, their socio-cultural characteristics (involvement of the state in the process of feminization of education, presence of women in the structure and levels of education, gender features, functions of education in society that were not constant, they were determined by politics of the state in providing the stability and national safety of the country). For this purpose, we used the system, comparative historical, structural-functional approaches that helped to analyze feminization of education as an integral sociocultural phenomenon presenting a complex of interconnected elements (reasons, factors, and terms) reflecting specificity of the social process. Social and philosophical analysis of feminization of education in Russia has allowed us to set necessary methodological bases of definition of the stages of feminization in Russian education.

Текст научной работы на тему «Феминизация российского образования: этапы становления»

УДК 122.129 ББК 6.8.87

Елена Юрьевна Захарова1,

доктор философских наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: aglena_72@mail.ru

Людмила Александровна Порш,

доцент кафедры образовательного менеджмента, Институт развития образования Забайкальского края (672007, Россия, г. Чита, ул. Фрунзе, 1), e-mail: porsh0609@mail.ru

Феминизация российского образования: этапы становления

2

В настоящее время феминизация образования, связанная с процессами обучения, воспитания, развития детей, молодёжи, жизненной и профессиональной социализацией людей, становится предметом научных исследований. Феминизация российского образования представляет одно из направлений социокультурного развития и отражает не только специфику реализации педагогической профессии в конкретных политических, социально-экономических и культурно-исторических условиях, но и её общественный статус. Нами была поставлена задача определения этапов феминизации российского образования, их социокультурных особенностей (вовлечённости государства в процесс феминизации образования, наличия женщин в структуре и уровнях образования, гендерных особенностей, функций образования в обществе, которые не оставались неизменными, детерминировались политикой государства в обеспечении стабильности и национальной безопасности страны). Были использованы системный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный подходы, позволившие рассматривать феминизацию образования как целостное социально-культурное явление, представляющее совокупность взаимосвязанных элементов (причин, факторов, условий), отражающего специфику социального процесса. Социально-философский анализ феминизации российского образования позволил выявить методологические основания определения этапов феминизации российского образования.

Ключевые слова: феминизация образования, развитие общества, социальное явление, социокультурные особенности.

At present, feminization of education connected with the processes of training, education, development of children, youth, vital and professional socialization of people is becoming a subject of scientific researches. Feminization of Russian education represents one of the directions of sociocultural development and reflects not only specifics of realization of a pedagogical profession in concrete political, social - economic and cultural -historical conditions, but also its public status. Our main task was to determine the stages of feminization of Russian education, their socio-cultural characteristics (involvement of the state in the process of feminization of education, presence of women in the structure and levels of education, gender features, functions of education in society

1 Е. Ю. Захарова- основной автор, является организатором исследования, формулирует выводы и обобщает итоги реализации коллективного проекта.

2 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Забайкальского государственного университета «Качество жизни как основа социальной безопасности в трансграничном регионе».

3 E. Yu. Zakharova is the main author, the organizer of research, she formulates conclusions and generalizes results of implementation of the collective project

4 Research is financially supported by a grant from Transbaikal State University "Quality of Life as a Basis of Social Safety in the Cross-border Region"

Elena Yurievna Zakharova3,

Doctor of Philosophy, Associate Professor, Transbaikal State University (ul. Aleksandro-Zavodskaya 30, Chita, 672039 Russia),

e-mail: aglena_72@mail.ru

Ludmila Aleksandrovna Porsh,

Associate Professor of the Department of Educational Management, Institute of Education Development of Trans-Baikal Territory (ul. Frunze 1, Chita, 672007 Russia), e-mail: porsh0609@mail.ru

Feminization of Russian Education: Stages of Formation4

58

© Захарова Е. Ю., Порш Л. А., 2016

Философия о проблемах современной России

that were not constant, they were determined by politics of the state in providing the stability and national safety of the country). For this purpose, we used the system, comparative historical, structural-functional approaches that helped to analyze feminization of education as an integral sociocultural phenomenon presenting a complex of interconnected elements (reasons, factors, and terms) reflecting specificity of the social process. Social and philosophical analysis of feminization of education in Russia has allowed us to set necessary methodological bases of definition of the stages of feminization in Russian education.

Keywords: feminization of education, development of society, social phenomenon, sociocultural features.

В современных условиях развития российского общества образование является социальным институтом, обеспечивающим воспроизводство определённого типа культуры, общественного опыта, социальных отношений. Характерной особенностью отечественного образования является феминизация, осмысливаемая в рамках социально-философского знания как явление социальной действительности, связанное с усилением роли женщин в образовании, имеющее функциональную определённость в социокультурной сфере общества, детерминированное системой материальных и духовных факторов, оказывающих влияние на все сферы жизнедеятельности общества.

Первые представления о педагогической профессии в массовом сознании российского населения на рубеже второй половины XVIII - первой половины XIX в. соотносились с образом учителя-мужчины. Л. В. Штылёва, анализируя историю образования для женщин в России, подчеркнула, что общественное женское образование началось в 1764 г. с основания, по проекту И. И. Бецкого, воспитательного общества благородных девиц, при котором в 1875 г. было создано мещанское отделение [10]. Женское образование этого исторического периода развивалось вне общественной системы образования, было представлено институтами благородных девиц для девушек-дворянок, небольшим числом приютов для девушек других сословий, пансионами с домашним образованием.

Феминизация российского образования началась в 60-е гг. XIX в., период реформы народного образования, в результате её осуществления были созданы системы педагогических классов, курсов при женских гимназиях. Лица, окончившие женскую гимназию, имели право преподавания в частных мужских и женских школах второго и третьего разряда.

Развитие системы высшего образования в России стало основой массового вступления женщин на путь выбора педагогической профессии. Организация Бестужевских курсов в Петербурге также способствовала увеличению числа женщин, избравших педагоги-

ческую специальность. В 1901 г. выпускники Высших женских курсов получили право преподавать в старших классах женских гимназий, а с 1906 г. - в младших классах. В 1911 г. женщины-учительницы были окончательно уравнены в правах с учителями-мужчинами. К этому времени число учительниц возросло в 20 раз, что составило 53,8 % от общего количества учителей. До 1911 г. число женщин-педагогов было значительно меньше и составляло не более 3 % [5]. Таким образом, предпосылкой возникновения феминизации педагогической профессии явились социально-исторические условия, вызвавшие необходимость реформирования системы образования. Особенность первого этапа феминизации российского образования (18601917 гг.) заключалась в том, что государство законодательно закрепило право женщин быть педагогами. Условия социально-экономического и культурно-политического развития России способствовали удовлетворению возрастающей потребности населения в образовании. Однако, анализируя первый этап феминизации образования, можно отметить некоторое противоречие, которое заключается в том, что развитие экономики не расширяло возможности и границы отечественного образования, скорее, наоборот, ставило народному образованию ограничительные барьеры. Приоритетное финансирование начального профессионального образования осуществлялось с учётом государственного планирования развития промышленности и сельского хозяйства. В 1886 г. были закрыты высшие женские курсы. Передовая общественность отстояла только Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге. Остальные были вновь открыты только в 1900 г., спустя 14 лет [2].

Установление советской власти послужило своеобразной предпосылкой развития второго этапа феминизации образования (1917 г. - 1940-е гг.). Смена политического строя, модели распределения государственной власти, принципов экономических отношений стала фундаментом масштабных изменений в образовании. Советское государство законодательно утвердило права женщин на образование, преподавание, научную

деятельность. В первые годы существования советской республики количество женщин, занятых педагогической деятельностью, составило половину от общего количества учителей. Особенность второго этапа феминизации заключалась в необходимости массового освоения педагогической профессии как основного ресурса ликвидации безграмотности населения. Так, в период до 1917 г. в женских учебных заведениях были введены программы подготовки учениц старших классов по педагогическим специальностям, что вызвало положительный отклик даже у самих учащихся. Зарождение женского движения, подъём активности женщин к участию в событиях, направленных на просвещение, культурное и личностное совершенствование, стали определяющими факторами начала освоения профессии педагога женщинами.

Другой причиной массового притока женщин в образование был недостаток числа педагогов в условиях быстрого роста количества отечественных школ. Одна часть педагогов-женщин выбирала профессию с целью личностной и социально значимой реализации, другая - делала профессиональный выбор в условиях ограниченности предложений на рынке труда, третья часть женщин связывала с профессией педагога возможность получения стабильной заработной платы для материального обеспечения собственных семей.

Среди разных представителей российского общества, особенно образованной его части, преобладала критика существующей в начале ХХ в. системы обучения как формальной, казарменной, жёсткой, не имеющей гуманистической и духовной составляющих. Участие женщин в педагогической деятельности должно было восполнить недостающие компоненты. Постепенно с приходом женщин в образование формировался взгляд на педагога-женщину как на специалиста, способного обновить педагогические подходы к обучению в условиях критикуемой образовательной системы, привнести в образование гуманистический смысл. В это же время поднимался вопрос о гуманизации российской медицины, важным фактором чего стало революционное для своего времени введение в неё «женского элемента» вопреки существовавшим в то время социальным стереотипам и предрассудкам [4].

Третий этап феминизации образования охватывает период 40-80-х гг. XX в. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) послужила основной причиной массовой мобилизации педагогов-мужчин в ряды воинов-за-

щитников Отечества и резкого сокращения численности мужского населения страны после войны. С 1946 г. учителя-женщины составляли 70 % от общей численности всех учителей [6]. Таким образом, женщины в этот период составляют большинство в педагогической профессии в разных уровнях образования и в его структуре.

Четвёртый этап феминизации образования начался в 80-х гг. ХХ в. (когда началась «перестройка», основной идеей которой стало обновление политики, экономики, социальной сферы) и продолжается в настоящее время. Появление частного сектора производства, предпринимательства как новой сферы деятельности способствовали вовлечению в них мужчин и их оттоку из сферы образования. Происходящие в последние десятилетия XX в. общественно-политические, социально-экономические, культурно-исторические изменения (распад СССР, переход к рыночной экономике, развитие среднего и малого бизнеса, свёртывание отдельных отраслей производства, безработица, сокращение армии, милиции, модернизация здравоохранения, образования) не способствовали приходу мужчин-учителей в сферу образования. В этот период усилилась гендерная асимметрия и гендерное неравенство в профессиональном образовании [10].

Феминизация российского образования в 80-е гг. ХХ в. неразрывно связана с позиционированием феминистской теории. Этот период назван исследователями «возрождением» феминизма, одной из предпосылок которого явилось приобщение женщин крупных советских городов к работе в организациях, занимающихся правозащитной деятельностью. В результате «перестройки» и либеральных советских реформ, проведённых в 80-е гг. XX в. у женщин появились потенциальные возможности для проявления и развития гражданских инициатив, активного включения в социокультурные процессы, актуализации проблематики прав человека, включая права женщин. Постепенно стало формироваться советское независимое женское движение. Первые независимые женские группы стали появляться на рубеже 1988-1989 гг. [8]. Основная цель деятельности заключалась в организации социальной, информационной, психологической, профессиональной поддержки женщин, трудно адаптирующихся к новым условиям.

Изменение устройства государственной власти 1980-2000-х гг., кризис социально-политической системы, общественно-полити-

Философия о проблемах современной России

ческих и социальных институтов привели к частичной утрате образованием качеств насущной необходимости и жизненной ценности как для отдельного человека, так и целых социальных групп [1]. Финансирование образования по остаточному принципу также способствовало оттоку немалого числа педагогов из сферы образования [3; 7]. Особенно заметным явлением стала смена профессии учителями-мужчинами. Эта тенденция сохраняется и по сей день.

Предпринятые в последние годы президентом и правительством Российской Федерации меры по модернизации образования, изменению структуры и содержания образования, внедрению новых финансово-экономических механизмов помогут сделать образование более привлекательной сферой для притока молодых педагогических кадров [8; 9]. Признание государством «особого» статуса педагогической профессии, а также государственные меры, направленные на повышение престижа профессии педагога в российском обществе будут способствовать изменению отношения разных категорий населения, родителей, общественности к образованию в целом, а также к проблеме его феминизации, в частности. Законодательное закрепление размера среднего уровня заработной платы позволит оплачивать работу педагогов в соответствии с современными требованиями к обеспечению высокого качества отечественного общего образования, что, в свою очередь, не может не повлиять на увеличение спроса педагогической профессии среди мужчин.

Таким образом, феминизация образования на первом этапе - результат осуществления государственных мер по развитию педагогического образования. На втором этапе - феминизация образования связана с деятельностью государства по уравнению прав женщин на образование, преподавание, научную деятельность. Третий этап феминизации, связанный с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.), послужившей основной причиной уменьшения педагогов-мужчин. Женщины в этот период составляют большинство в педагогической профессии в разных уровнях образования и в его структуре. На четвёртом этапе общественно-политические, социально-экономические, культурно-исторические изменения способствуют сокращению мужчин-учителей в сфере образования. Женщины-педагоги занимают лидирующие позиции в «горизонтальной» структуре системы образования. Становится ярко выраженным гендерный дисбаланс в образовании.

Феминизация образования на современном этапе оказывает влияние на развитие общества. Перспективными представляются исследования, направленные на изучение феминизации образования, имеющего определённые тенденции и вызывающего социальные риски. Заслуживает внимания исследование феминизации образования в контексте развития региональных систем образования, отношения и оценки этого явления представителями разных категорий населения, этнических групп, ментальности, мировоззренческих установок и морально-этических ценностей.

Список литературы

1. Абасов З. А. Проектирование студентами педвуза профессиональной стратегии // Социол. иссл. 2006. № 4. С. 105-110.

2. Днепров Э. Д. Самодержавие и народное образование в пореформенной России // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазных революций. М.: Изд-во АПН СССР, 1984. С. 49-96.

3. Ельникова Г. А. Гендерная асимметрия в современной социокультурной реальности // Науч. ведомости БелГУ. Философия. Социология. Право. 2012. № 19. С. 23-31.

4. Засухина В. Н. Аксиология жизни как основа биоэтики в России: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. Чита, 2012. 470 с.

5. Королева Е. Г. Социально-педагогический анализ процесса феминизации педагогических кадров: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1998. 182 с.

6. Мужчина в образовании: материалы круглого стола // Образовательный центр «Участие», 2011. СПб., 2012. 215 с.

7. Николаева Г. А. Гендерные отношения: история, современность, проблемы // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Молодая семья - настоящее и будущее России» / МОН РФ, Федеральное агентство по образованию, Междунар. центр семьи, молодёжи и детей. Улан-Удэ. 2007. С. 85-90.

8. Современные концепции феминизации образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:yandex.ru/yand-search?clid=1917057&lr=68&tex (дата обращения: 01.12.2015).

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. Зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 20.08.2013 г. Гл. 5, ст. 47, п.2; гл. 13, ст. 99, п. 3.

10. Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЕР СЭ, 2008. 316 с.

References

1. Abasov Z. A. Proektirovanie studentami pedvuza professional'noi strategii // Sotsiol. issl. 2006. № 4. S. 105-110.

2. Dneprov E. D. Samoderzhavie i narodnoe obrazovanie v poreformennoi Rossii // Shkola i pedagogicheskaya mysl' Rossii perioda dvukh burzhuaznykh revolyutsii. M.: Izd-vo APN SSSR, 1984. S. 49-96.

3. El'nikova G. A. Gendernaya asimmetriya v sovremennoi sotsiokul'turnoi real'nosti // Nauch. vedomosti BelGU. Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. 2012. № 19. S. 23-31.

4. Zasukhina V. N. Aksiologiya zhizni kak osnova bioetiki v Rossii: dis. ... d-ra filos. nauk: 09.00.11. Chita, 2012. 470 s.

5. Koroleva E. G. Sotsial'no-pedagogicheskii analiz protsessa feminizatsii pedagogicheskikh kadrov: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. SPb., 1998. 182 s.

6. Muzhchina v obrazovanii: materialy kruglogo stola // Obrazovatel'nyi tsentr «Uchastie», 2011. SPb., 2012. 215 s.

7. Nikolaeva G. A. Gendernye otnosheniya: istoriya, sovremennost', problemy // Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. «Molodaya sem'ya - nastoyashchee i budushchee Rossii» / MON RF, Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu, Mezhdunar. tsentr sem'i, molodezhi i detei. Ulan-Ude. 2007. S. 85-90.

8. Sovremennye kontseptsii feminizatsii obrazovaniya [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http:yandex.ru/yandsearch?-clid=1917057&lr=68&tex (data obrashcheniya: 01.12.2015).

9. Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» №273-FZ ot 29.12.2012 g. Zaregistrirovan v Minyuste Ros-siiskoi Federatsii 20.08.2013 g. Gl. 5, st.47, p.2; gl. 13, st. 99, p. 3.

10. Shtyleva L. V. Faktor pola v obrazovanii: gendernyi podkhod i analiz. M.: PER SE, 2008. 316 s.

Библиографическое описание статьи

Захарова Е. Ю., Порш Л. А. Феминизация российского образования: этапы становления // Гуманитарный вектор. Сер. Философия. Культурология. 2016. Т. 11, № 1. С. 58-62.

Статья поступила в редакцию 31.01.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.