Научная статья на тему 'Феминистский подход в практике социальной работы Канады'

Феминистский подход в практике социальной работы Канады Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1380
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕМИНИЗМ / ПОДХОД / ПРАКТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / FEMINISM / APPROACH / PRACTICE / SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Станкова Марина Васильевна

В статье анализируются основные идеи, принципы, методы и проблемы феминистского подхода к социальной работе. Новизна работы обусловлена недостаточной изученностью зарубежных моделей социальной работы в нашей стране. Выводы статьи рекомендуется использовать в общей практике социальной работы, особенно в приютах стационарах и кризисных центрах для женщин, в том числе в Омском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A feminist approach in practice to social work of Canada

This article analyzes the basic ideas, principles, methods and problems of the feminist approach to social work. The novelty of work is caused by an insufficient level of scrutiny of foreign models of social work in our country. The article recommends the general practice of social work, especially in shelters hospitals and the crisis centers for women, including one in Omsk region.

Текст научной работы на тему «Феминистский подход в практике социальной работы Канады»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

странять и преобразовывать информацию (библиотечные каталоги, информационные системы, Интернет, электронная почта и др.)

Профессиональный:

— обеспечивающий адекватность выполнения профессиональной деятельности. В соответствии с этим блоком выпускник должен уметь решать профессиональные задачи по специальности, предназначению. Эти задачи, согласно, например, СВ. Коршунову, могут быть инвариантными в области деятельности и специальными, например, производственно-технические, расчетно-проектные, экспериментальноисследовательские, эксплуатационные.

Таким образом, социально-профессиональная компетентность — это, с одной стороны, интегральная личностная характеристика человека, получившего квалификацию и характеризующегося профессионализмом; с другой — это совокупное, формируемое на базе интеллектуальных (в частности, мыслительных) способностей и личностных свойств, личностное качество человека, позволяющее определить его как компетентного в своей области.

Библиографический список

1. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001. — С. 14.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 5 мая.

3. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — № 11. 2004. — С. 28.

4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. —

УДК 364.2 (71)

Особенностью современного этапа в развитии практической социальной работы является отсутствие единой теоретической основы для этого вида деятельности. В связи с этим изучение зарубежного опыта в данной сфере обладает несомненной ценностью.

2003. - № 10.

5. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. — М., 2002. — С. 253.

6. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. Гл. III, § 5. Ключевые компетенции. — М. : МГУ, 2003.

7. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. — 2005. — № 8. — С. 56.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — С. 112.

9. Коршунов С.В. Подходы к проектированию образовательных стандартов в системе многоуровневого инженерного образования // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — С. 112.

10. Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетен-тностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — С. 112.

КАРИЦКАЯ Ирина Михайловна, старший преподаватель кафедры сервиса и организации коммерческой деятельности.

Дата поступления статьи в редакцию: 21.11.2008 г.

© Карицкая И.М.

М. В. СТАНКОВА

Омский государственный технический университет

Определенный интерес представляет феминистский подход к социальной работе, в последнее время достаточно популярный в Канаде.

До середины 1980-х годов практическая социальная работа Канады формировалась под влиянием

ФЕМИНИСТСКИМ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАНАДЫ________________________________

В статье анализируются основные идеи, принципы, методы и проблемы феминистского подхода к социальной работе. Новизна работы обусловлена недостаточной изученностью зарубежных моделей социальной работы в нашей стране. Выводы статьи рекомендуется использовать в общей практике социальной работы, особенно в приютах — стационарах и кризисных центрах для женщин, в том числе в Омском регионе.

Ключевые слова: феминизм, подход, практика, социальная работа.

теоретических школ социальной работы США. Феминистский подход к социальной работе относится к одним из немногих, самостоятельно возникших в Канаде.

Современные формы феминизма появились в Северной Америке в 60-е годы XX века одновременно с радикальным студенческим движением и движением за гражданские права, но, как относительно новая идеология, феминизм продолжает видоизменяться и в настоящее время.

В 1970-е и 1980-е годы канадские ученые Мэри Валентин, Элен Левайн и американские ученые Мэри Брикер-Дженкинс, Нэн Ван Дэн Берг и Линн Купер стали рассматривать возможность использования идей феминизма для критического анализа и расширения возможностей социальной работы. Исследования этих ученых положили начало феминистскому подходу к социальной работе и уже несколько десятилетий многие принципы, ценности и методы практической социальной работы Канады основываются на феминистской идеологии и продолжают развиваются в этом направлении. Феминизм сыграл важную роль в признании необходимости создания приютов для женщин, альтернативных программ здоровья и выработке рекомендаций для агентств социальной работы относительно потребностей женщин [1].

В настоящее время доминируют три направления в феминистском подходе к социальной работе: либеральное, радикальное и социалистическое. Принадлежность социального работника к тому или иному направлению влияет на идентификацию и оценку проблем клиента [1].

Либеральные феминистки подчеркивают потребность женщин в том, чтобы иметь равные права с мужчинами. Они указывают на неравенство возможностей женщин и мужчин, и обращаются к женщинам с призывом становиться более конкурентоспособными и настойчивыми в достижении своих целей. Цель либеральных феминисток состоит не в том, чтобы изменить природу общества, а удалить препятствия, которые стоят на пути женщин. Социальная работа с этой точки зрения должна обеспечить для женщин равный с мужчинами доступ к социальным программам и услугам, социальному обеспечению, работе и образованию. Либеральные феминистки утверждают, что существующие правила, институты и учреждения общества, созданные мужчинами согласно их мировоззрению и интересам, не могут быть легко приспособлены для женщин. Без широкомасштабных изменений женское социальное неравенство сохранится, поддержанное существующим законодательством, практикой трудоустройства и программами социального обеспечения, которые неадекватно оценивают женские интересы и потребности.

Радикальный феминизм рассматривает само общество, которое, по его мнению, в значительной степени создано и управляется мужчинами, как первопричину женского притеснения, всегда присутствовавшую в человеческой истории. Социальные институты трактуются им как находящиеся во власти мужских сте реотипов, в том числе в таких сферах как юридическая система, политика и экономика.

Радикальные феминистки полагают, что женщины должны сопротивляться мужскому контролю и стремиться к тому, чтобы «двигаться к полному утверждению созданных женщинами ценностей, к самостоятельной и самоценной женской культуре». Роль социального работника с точки зрения радикальных феминисток должна состоять в способствовании устранению патриархата и его отрицательного влияния

на людей. Выбранные методы вмешательства — подъем самосознания женщин и создание женских групп. Цель состоит в том, чтобы донести до сознания женщин, что их личные проблемы являются следствием патриархальной природы общества, и преобразовать людей и общество таким образом, чтобы в нем стало больше присущей женщинам заботы о людях.

Социалистический феминизм обладает определенной спецификой по сравнению с радикальным. Сторонники социалистического феминизма признают, что капитализм угнетает оба пола, однако мужчины извлекают пользу из женского труда через переложение на женщин забот о детях, домашнем хозяйстве и т.д. Этот домашний труд не оплачивается и он не включен в вычисления валового национального продукта. В то же самое время, женщины рассматриваются обществом как запасной трудовой ресурс, который можно использовать за низкую заработную плату при частичной занятости. Даже когда женщины заняты полный рабочий день на работе, они несут ответственность за домашнее хозяйство и детей, поэтому феминистки социалистической ориентации считают, что необходимо рассматривать эти обязанности как экономически производительный труд. Феминистки-социалистки подчеркивают необходимость действий, повышающих самосознание женщин и создания коалиций с целью уничтоже ния всех форм притеснения в обществе.

Некоторые канадские теоретики социальной работы выступают против унификации женского социального подчинения в феминистской идеологии, аргументируя свою позицию тем, что феминизм основан на опыте белых женщин высшего и среднего классов, в то время как дискриминация по цвету кожи, этнической принадлежности, ограничениям здоровья и сексуальной ориентации угнетает женщин гораздо в большей степени [2].

Недостаточное знание языка и другие препятствия, существующие для женщин-иммигранток, имеют следствием для них безработицу, стресс, проблемы с поиском жилья, здравоохранением и т.д. Все это может сделать недоступным для них социальное обслуживание. Поэтому в работе с такими женщинами гораздо важнее понимание социальными работниками этнокультурных особенностей и проблем устройства иммигрантов.

Североамериканское феминистское движение критикуется за игнорирование неблагоприятного влияния европейской колонизации на жизнь жен-щин-аборигенок. Индейские женщины подвергают сомнению соответствие идеологии феминизма их жизненному укладу и проблемам. Поэтому социальные работники, имеющие дело с женщинами-абори-генками, должны учитывать специфику проблем этой социальной группы при использовании феминистских принципов в практике социальной работы.

Женщины с ограниченными возможностями считают, что их интересы не были соответственно отражены в идеологии феминизма, и организовали собственную организацию (DisAbled Women's Network-DAWN), чтобы защитить себя и углубить понимание влияния различных форм притеснения на их жизнь.

Проблемы лесбиянок также постепенно становятся объектом социальной работы в Канаде (например, существуют журналы — «Лесбийское социальное обслуживание» и «Журнал геев»). Лесбиянки считают, что агентства социальной работы рассматривают их проблемы с двух точек зрения: либо специфические потребности женщины как лесбиянки остаются не-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

признанными и игнорируются, либо ее сексуальная ориентация становится центральной проблемой, призмой, через которую интерпретируются каждое ее слово и действие, а поэтому необходимо бороться за признание прав лесбиянок в данной сфере.

До недавнего времени в феминистской литературе уделялось незначительное внимание пожилым женщинам. В ней в основном рассматривались проблемы женщин молодого и среднего возраста. Однако растущее число пожилых и старых женщин требует большего внимания защите их здоровья и благосостояния. Проблемы, с которыми женщины сталкиваются с возрастом, часто являются следствием дискриминации, испытанной в более ранние годы. Низкие пенсии, например, прямое следствие низкой заработной платы и отсутствия программ пенсионного обеспечения для женщин, выполняющих неоплачиваемую работу по ведению домашнего хозяйства [3].

Таким образом, очевидно, что формы притеснения женщин, не основанные на тендере, также должны рассматриваться социальными работниками как нуждающиеся в разрешении.

Канадские ученые включают в феминистские методы, социальной работы: экспертизу проблем женщин; контроль за точностью фактов, используемых в исследованиях; борьбу с сексизмом в деятельности социальных институтов; повышение квалификации практических социальных работников; привлечение внимания общественности к игнорированию интересов женщин в социальной политике и практике; использование внутреннего потенциала женщин для помощи им.

Основные феминистские принципы, социальной работы: соединение личного с политическим через подъем сознания клиенток, утверждение женских сил и опыта, сокращение различий власти, помощь в самореализации и соучастие клиенток в исследовании, создание благоприятной для клиентки среды.

Феминистки поставили под сомнение исследовательские традиции в социальной работе, указав, что социальное исследование не нейтральный процесс. Исследование, которое проводится женщиной-ис-следователем, по их мнению, может отличаться от исследования, которое выполняется мужчиной. Методы исследования, основанные на феминистских теориях, часто предусматривают активную роль опрашиваемых в процессе исследования, когда они выступают не как пассивные объекты, отвечающие на вопросы исследователя, а участвуют в анализе и описании полученных данных исследования, что сокращает разницу во власти между исследователем и исследуемыми.

Феминистский подход к социальной работе базируется на исключении доминирования, субординации, эксплуатации и угнетения в отношении женщинам, вере во врожденную способность женщин мобилизовать присущие им способности к личностному росту, индивидуальным и политическим изменениям. Необходимо сократить разницу во власти между клиентами и социальными работниками, считают сторонники этого подхода. Методы установления более равных отношений с клиентками включают: совместное обсуждение практической деятельности, совместное написание отчетов о работе с клиенткой, когда это возможно, внедрение неиерархических межличностных отношений, поощрение личностного развития и самореализации женщины.

Среди практических принципов феминистского подхода к социальной работе важное место занимает принцип утверждения (validation): женщины нужда-

ются в признании их чувств, в том, чтобы им верили и их выслушивали. Это позволяет женщинам понять смысл того, что с ними случилось. Значение событий становится более ясным самой клиентке, когда она рассказывает свою историю социальному работнику. Процесс выслушивания и утверждения, может быть намного более важным, чем действия, предпринятые с целью решения определенной проблемы, и может стать началом процесса повышения сознания и восстановления, что особенно актуально, когда клиентки раскрывают травмирующие их события.

Другим принципом является повышение сознания (consciousness-raising), состоящим в разъяснении клиенткам того, что проблемы людей часто коренятся в неравном доступе к ресурсам, улучшающим качество их жизни в обществе. Понимание того, что ее проблемы имеют социальные причины, может освободить клиентку от чувства личной вины за неблагополучие своей жизненной ситуации.

Преобразующее действие (transformative action) — другой принцип. Движение от повышения сознания до действия вне индивидуального уровня — ключевая цель феминистского подхода к социальной работе. Его центральный принцип — признание, что индивидуальные проблемы часто связаны с более широкими социальными ограничениями. Поэтому для защиты личных интересов необходимо объединяться в группы и коллективно добиваться своих целей.

Принцип утверждения (affirmation) означает необходимость утверждения ценностей традиционно женского труда. Речь идет в первую очередь о домашней работе: заботе о детях, приготовлении пищи, уборке жилища.

Принцип развития целостной личности (development of the Whole Person) в феминистском подходе к социальной работе рассматривается как необходимость гарантировать в первую очередь удовлетворение главных потребностей клиента (пищи и безопасности). Клиентку, которая не ела два дня, нужно покормить; а клиентка, которая боится, что муж может убить ее, должна оказаться в безопасности, прежде чем этим женщинам начнут оказывать другие виды помощи.

Особое внимание феминистский подход к социальной работе уделяет понятию власти (power). Власть в феминизме рассматривается как гибкий ресурс. Она во внутренних возможностях самого человека и во взаимоотношениях с другими, а не в подчинении окружающих. То, каким образом социальные работники осуществляют их деятельность и строят отношения с другими людьми в ходе работы, требует столько же внимания сколько и результат их усилий. Такая трактовка данного понятия отрицает определение власти как способа или результата доминирования и контроля [1].

Предметом обсуждения социальных работников Канады на сегодняшний день является вопрос, могут ли мужчины разделять феминистские идеалы и применять феминистские принципы в работе. Многие женщины, являющиеся сторонницами феминистского подхода к социальной работе, оставляют это право только за представительницами своего пола: феминистский подход к социальной работе должен быть развит женщинами, считают они, так как именно женщины привносят в него свой жизненный опыт. Однако Мэри Валентич указала, что существует потребность в мужчинах — социальных работниках, сторонниках феминистского подхода [1].

В работе с мужчинами, которые оскорбляют женщин, или с женщинами матерями-одиночками, муж-

чины — практические социальные работники могут использовать идеологические ресурсы феминизма. Некоторые мужчины — социальные работники используют феминистские идеи в социальной работе с мужчинами, которые сталкиваются с проблемами в воспитании детей и т.д. Есть, однако, обстоятельства, при которых мужчина — социальный работник не может работать с женщинами. Большинство клиенток — женщин, переживших сексуальное насилие, или ставших жертвой мужчины — преступника, желают, чтобы с ними работал социальный работник женского пола. В результате, все или почти все социальные работники убежищ и кризисных центров для женщин Канады — женщины.

Сами феминистки заявляют, что идеология феминизма преследует цель облегчить жизнь не только женщинам, но и мужчинам, семьям, группам, сообществам. Сторонники феминистского подхода к социальной работе считают, что мужчинам необходимо помочь понять выгоды внедрения эгалитарных тендерных отношений.

Это прежде всего относится к семейной терапии. Если ранее феминистки, наблюдая неравенство между мужчинами и женщинами в семьях, приходили к выводу, что идеализированные семейные роли заманивают женщин в ловушку, то в настоящее время происходит изменение традиционных тендерных ролей в семье: все чаще социальные работники сталкиваются с ситуациями, когда мужчины — клиенты хотят оставить высокооплачиваемую работу, чтобы сосредоточиться на заботе о детях. Человек, сделавший такой выбор, должен быть поддержан. Ослабление твердых тендерных ожиданий в обществе помогает создать более гуманную и динамичную социальную среду.

Представления о жизни клиента и социального работника могут быть очень далеки. Социальный работник не должен стремиться убедить клиента следовать феминистским принципам, когда клиент их не разделяет. Клиенты должны быть свободными в принятии собственных решений. Если социальный работник — сторонник феминистского подхода не может работать с клиентом, в убеждениях которого он видит препятствие к изменению ситуации в лучшую сторону, лучше перенаправить клиента к специалисту, придерживающемуся других взглядов.

В целом отметить, что феминистский подход к социальной работе ставит в центр внимания и критически оценивает индивидуальный и коллективный выбор, формирующий женскую жизнь. Он направлен на устранение препятствий, которые мешают женщинам раскрыть их личностный потенциал. Подде-

ржка внутренних сил и возможностей женщины, а не акцент на ее слабости или патологии, важна в работе с клиентками с точки зрения этого подхода. Социальный работник должен быть готов анализировать жизненный опыт женщин, создавать для них безопасную и благоприятную окружающую среду, бороться с дискриминацией по половому принципу, когда речь идет о социальной политике и оплате труда. Различные формы феминизма по-разному трактуют причины женских проблем, потребности женщин и методы практической социальной работы. Кроме главных направлений в феминистском подходе к социальной работе — либерального, радикального и социалистического, есть множество мнений об уместности использования принципов феминизма в работе со специфическими группами женщин. По существу, феминистский подход должен признать и рассматривать проблемы разнообразных групп женщин: женщин старшего возраста, аборигенок, женщин с ограничениями здоровья, лесбиянок и женщин из недоминирующих этнокультурных групп.

Исследователи отмечают, что даже в современной Канаде с ее высоким уровнем демократии, следуя феминистским принципам, социальные работники могут встретить непонимание. Степень поддержки феминистского подхода зависит от традиций и коллектива социального агентства, в котором они осуществляет свою деятельность. Но даже если агентство не препятствует использованию феминистского подхода, возможно дальнейшее усовершенствование данных методов.

Библиографический список

1. Heinonen, T.Social work practice: Problem Solving and Beyond / T. Hei-nonen, L. Spearman. — 2nd ed. — Toronto: Nelson, 2006. — 366 p.

2. Mullaly, R. Structural social work: ideology, theory, and practice / R. Mul-laly.- 2nd ed. — Oxford : Oxford University Press, 1997. — 228 p.

3. Social work with groups: social justice through personal, community, and sociental change: 22 nd International Simposium Oktober 2000. — Toronto, 2000. — 246 p.

СТАНКОВА Марина Васильевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, социальной работы и политологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 30.12.2008 г.

© Станкова М.В.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.