Научная статья на тему 'Феминистские концепции женщины'

Феминистские концепции женщины Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2970
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕМИНИЗМ / ФЕМИТЕИЗМОМ / ВИДЫ ФЕМИНИЗМА / ФЕМИНИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ / САКРАЛЬНЫЙ ФЕМИНИЗМ / FEMINISM / FEMINISM KINDS / FEMINISTIC CONCEPTS / SACRAL FEMINISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ворошилова Оксана Николаевна

Статья представляет собой несомненный интерес для широкой читательской аудитории, так как содержит историю и развитие феминистических концепций, опираясь на работы выдающихся философов. Ключевые слова: феминизм, фемитеизмом, виды феминизма, феминистские концепции, сакральный феминизм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Feministic concepts of the woman

Clause represents doubtless interest for a wide reader's audience as contains history and development of feminist concepts, leaning on works of outstanding philosophers.

Текст научной работы на тему «Феминистские концепции женщины»

Философские науки

Ворошилова Оксана Николаевна

старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики и психологии Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии г. Зерноград, ул. Колодина, д. 17, кв. 45

Феминистские концепции женщины

Рассматривая феминистские концепции, следует отметить отсутствие согласованного определения понятия «феминизм». В настоящее время исследователи этого явления выделяют пять основных значений феминизма [1].

Во-первых, под феминизмом понимается социально-политическая теория, анализирующая процесс угнетения женщин и главенства мужского начала в прошлом и настоящем, а также выявляющая пути преодоления превосходства мужчин над женщинами. Во-вторых, под ним имеется в виду массовое социальное движение, видящее своей целью достижение равенства женщин с мужчинами. В-третьих, феминизм воспринимается в качестве идеологии, направленной против всего женоненавистнического в теории и общественной практике. В-четвертых, феминизм - это и философская концепция социокультурного развития, предлагающая альтернативу господствующей европейской традиции, не учитывающей специфику природы женщин и женского социального опыта. В-пятых, феминизм представляет собой также методологию исследований мира и общества, основанную на сугубо женском взгляде на мир и женской системы ценностей.

«Новейший философский словарь» предлагает понимать под феминизмом общее название движения женщин против дискриминации по половому признаку. Кроме того, иногда феминизм определяется как течение философской мысли, предметом которого выступают вопросы о месте и роли женщины в обществе.

Е.В. Водопьянова полагает, что феминизм в самом широком смысле порожден активным стремлением женщин изменить свое положение в обществе.

Предыстория феминистских идей, по мнению некоторых историков феминизма, начинается в ХШ-Х1У вв. в странах Западной Европы, где группа женщин выдвинула ряд еретических идей в трактовке христианского учения. Речь идет, в частности об идее Юлианы Нориджской о том, что Христос - это божественная сущность, не имеющая пола, и скорее все-таки являющаяся женщиной, а никак не мужчиной.

Согласно другому, более распространенному мнению, истоки феминизма следует искать в эпохе Возрождения в творчестве таких итальянских писательниц, как Изотта Ногаролла, Лаура Черета и Кристина Пизанская (1364-1430). Последняя, будучи по рождению из Венеции, вместе с семьей в пятилетнем возрасте переезжает в Париж, куда ее отец был приглашен королем Карлом V в качестве его личного астролога, советника и врача. Это означает, что Кристина родом из знатной и образованной семьи; ее отец поощрял ее стремление к получению серьезного образования

Важной стороной ее обширного литературного творчества являются «Книга о Граде Женском» и «Книга о трех добродетелях, или Сокровища города женщин», вышедшие в 1405 г. В них она, во-первых, пишет о несправедливом отношении мужчин к женщинам как социальной группе, став первой женщиной, по серьезному вступившей в «спор о женщинах», продолжавшийся почти три века, последовательно развенчивая все предрассудки и предубеждения относительно приписываемых женщинам мужчинами качеств и свойств. При этом она творчески использует книгу Дж. Боккаччо о 104 знаменитых женщинах. Во-вторых, Кристина скрупулезно описывает все опасности, соблазны, поджидающие женщин в мужском мире, и дает практические рекомендации по выживанию. Одной из идей, высказанной и аргументированной Кристиной Пизанской, является неутратившая своей ценности идея об эмансипаторской роли образования [2].

Помимо указанного труда Дж. Боккаччо еще одним мужчиной, стоявшим у истоков феминизма, бесспорно, следует считать философа Корнелиуса Агриппу (1486-1535), который в «Декламации о благородстве и превосходстве женского пола над мужским» высказал ряд интересных положений. Главная из его идей четко выражена в самом названии труда. Отметим, что творчество неортодоксального и загадочного немецкого философа Я. Беме обычно не рассматривают наряду с Агриппой одним из предтеч феминизма. Между тем его творчество содержит немало профеминистских идей. Так, в частности, он последовательно проводит мысль о совершенстве женского начала и несовершенстве начала мужского.

Можно отметить еще одного мужчину - предтечу феминизма -французского автора Пулена де ля Бара, который в эссе «О равенстве обоих полов» (1763) доказал, что неравноправное положение женщины выступает результатом не «предписания природы», а вынужденного ее подчинения грубой силе мужчин. Аналогичный тезис высказывал и Агриппа, считавший, что «тирания мужчин лишает женщину свободы, полученной ею при рождении».

Так в кратком изложении выглядят идейные предпосылки феминизма. Его же история по общему признанию ведет свое начало с эпохи Просвещения, отличающейся новой метафизической картиной мира, в которой важное место принадлежит принципу равенства, а также вере в реализации различных утопических проектов человеческого разума. Такой ценностный сдвиг не мог не привести к изменению образа женщины.

Считается, что изначально феминистское движение опирается преимущественно на философию либерализма с ее акцентом на права человека и утопические идеи Ш. Фурье, А. Сен-Симона, Р. Оуэна. Последнему приписывается и сам термин «феминизм». Вообще можно вести речь о том, что в данной версии у истоков феминизма стояли совсем не женщины, а мужчины либеральных и левых взглядов.

Однако, согласно версии, принадлежащей А.Г. Дугину, современный феминизм включает в себя и иные идейные источники. Так, он выделяет две новые ветви феминистского движения. Первая (английская и французская) ветвь возникает внутри оккультных масонских организаций, вторая (немецкая) -в лоне националистических и национал-социалистских организациях. И, что крайне важно, инициаторами в этом случае выступают уже не мужчины, а женщины, и образ женщины (и, соответственно, мужчины), от которого отталкивается это направление феминизма, принципиально иной, как и цель и средства этого движения.

Рассмотрим вначале историю возникновения и развития первоначального феминизма.

По мнению Ф. Шелова-Коведяева, стоявшие у истоков феминизма мыслители-мужчины «изначально были движимы не более чем целью в массовом порядке выбросить тело женщины на рынок свободно обращающегося живого товара, завершая радикальный сдвиг, произведенный во всех пластах жизни Европы Французской революцией» [3]. Заметим, что именно на этот период приходится расцвет порнографической индустрии во Франции. Кроме того, дефицит рабочих (преимущественно мужских) рук стал препятствием на пути развития буржуазного производства и объективно требовал вовлечения женской рабочей силы.

Указанный автор следующим образом описывает истинные идейные основания феминизма. Такие мыслители, как Ш. Фурье, А. де Сен-Симон, О. Конт, Р. Оуэн и некоторые другие предложили женщинам ложный путь раскрепощения, проходящий через «реабилитацию плоти» и попытку реализации давней идеи социалистов об «общности жен». К сожалению, не все женщины, ставшие в тот период времени участниками феминистского движения, до конца понимали, какая цель уготована этому социальному порыву женщин.

Дело в том, что сами женщины изначально выступали всего лишь за обретение некоторых экономических и юридических прав, о чем свидетельствует содержание многочисленных манифестов в защиту прав женщин, принадлежащих перу английских и французских писательниц и публицисток, в частности «Декларации прав женщин и гражданок» (1792) Олимпии де Гуж, «О подчинении женщин» Мэри Уолстоун Крафт (1792), где впервые была провозглашена необходимость учета женского социального опыта, и др.

Первой волной феминистского движения, продолжавшегося примерно до 60-х гг. XX в., было обретение юридического равенства женщин с мужчинами. Начальной исторической формой феминизма было движение суфражисток, боровшихся за предоставление женщинам избирательных прав. Обретение последних должно было, по мысли феминисток, привести к массовому приходу женщин во властные структуры. Однако их ожидания не оправдались, так как получение равенства с мужчинами в этом вопросе никак не изменило ситуацию - мужское засилье во власти сохранилось.

В истории современного феминизма было еще одно направление, которое можно назвать ресакрализированным феминизмом. Понятно, что оно находилось на периферии интеллектуального и общественного внимания, так как противостояло мощному процессу всеобщей десакрализации. Оно опиралось на совершенные иные основания, чем предложил Сен-Симон и его единомышленники. Во-первых, это маргинальное направление было реакцией на онтологическую деградацию и десакрализацию мужского начала, произошедших после перехода от эпохи рыцарства к эпохе буржуа, а не на униженное положение женщины, как в профанном феминизме; во-вторых, у его истоков, что крайне важно, стояли высокодуховные женщины, входящие в различные оккультные организации. Среди них назовем, прежде всего Марию Дерэзм (1828-1894), впервые основавшую смешанную масонскую федерацию «Le droit human» («Права человека»), т.е. масонскую ложу с участием женщин, нашу соотечественницу Елену Петровну Блаватскую, основоположницу современной теософии, Анни Безант, известную участницу теософского

движения, Мод Гонн, вдохновительницу ирландского освободительного движения и музу поэта Йейтса, Алису Бейли, одну из основательниц движения «New Аде». Особо отметим, что представительницы данного направления в феминизме исходили из принципа взаимодополняемости полов, вытекающего из их естественных различий.

К концу 1960-х гг. многие исследователи относят вторую волну феминизма. Его отличительной чертой обычно считается переход от обретения юридического равенства с мужчинами к получению равенства фактического. Если первая волна этого движения являла собой весьма многоликое явление, то современный этап позволяет с большим основанием говорить не о феминизме как едином идейном, социальном, политическом и духовном движении, а о различных феминизмах.

Существуют различные классификации современного феминизма. В зависимости от понимания женской сущности выделяются два больших течения феминизма - феминизм «равных прав» и феминизм «радикальный». Сторонники первого не настаивают на важности различий между полами, представители второго исходят из особенности природы женщины, ее большей моральности и духовности в сравнении с мужчинами.

Согласно наиболее распространенной классификации, феминизм подразделяется на: либеральный, радикальный и марксистский (или

социалистический).

Либеральный феминизм нацелен на достижение равенства полов в рамках существующей социальной системы практически путем стирания существующих между мужчинами и женщинами различий, т.е. особенности женской природы здесь не учитываются. Женщина просто получает беспрепятственный доступ в мир, созданный мужчинами, и начинает на равных конкурировать с ними.

Радикальный феминизм исходит из необходимости переоценки женской сути, самостоятельной (без влияния патриархатных мыслительных конструкций) выработки понимания женской идентичности, места и роли женщин в обществе. Крайние представители этого течения выступают за строительство общественного порядка, не имеющего ничего общего с нынешними патриархатными структурами, и вообще за раздельное существование полов. Для достижения этой глобальной цели они намерены произвести радикальные изменения в общественном сознании, результатом которых станет иной образ женщины.

Социалистический (марксистский) феминизм рассматривает половую дискриминацию в качестве естественного следствия классового и расового господства, которые могут быть уничтожены практически одновременно. В рамках этого течения предлагается пропаганда полной сексуальной свободы, отказа от семьи и материнства и отмены всех социальных половых различий.

В последнее время принято выделять неофеминизм, сторонники которого настаивают на отказе женщин от материнства и полного стирания всех социальных различий между мужчинами и женщинами.

К указанным трех течениям (либеральному, радикальному и марксистскому) иногда добавляют также психоаналитический и экологический феминизмы. Для психоаналитического феминизма характерна установка на преобразование сознания самих женщин, закрепощение которых видится в подсознательных программах, «разработанных» мужчинами. Сторонники экологического феминизма усматривают прямую связь между возникновением

экологических проблем и дискриминацией женщин.

Исследователи современного американского феминизма полагают возможным к пяти приведенным прибавить еще десять феминизмов [4]. Выделим среди «новых» течений наиболее важные. Во-первых, это амазон-феминизм, нацеленный на создание и воплощение в жизнь образа женщины-героя и акцентирующий внимание на достижении физического равенства с мужчинами. Во многом он вдохновляется историческими сведениями о древних сообществах амазонок, женщин-воинов, бесстрашно и успешно сражающихся с мужчинами. Во-вторых, это лесбиянство, рассматриваемое в качестве политического средства отвержения мужчин. Исследователи предлагают различать «чистое» лесбиянство и лесбиянство, вписывающееся в борьбу женщин за изменение своего положения в обществе. В-третьих, сепаратистский феминизм, который можно рассматривать и просто как крайний вариант радикального феминизма. В данном случае предлагается либо частичное, либо полное отделение от мужчин с целью получения возможности видения себя в другом, не искаженном мужским влиянием, контексте.

Иногда выделяется «спиритуальный» или мистический феминизм, который в некоторых случаях, видимо, предпочтительнее называть фемитеизмом. В этом течении акцент делается на создании «женской спиритуальности», женской религии, основанной на поклонении Богине.

Таким образом, можно отметить, что в сакральном феминизме и фемитеизме наличествуют идеи, которые могут быть использованы в формировании нового образа женщины. Однако сравнение образов женщины в традиции Викки и тантризме показывает, что первая по сути основана на акцентуации превосходства женщины, вторая - на взаимодополняемости полов, что снижает ценность викканской традиции; в то же время ее положительной стороной можно считать стремление к возрождению специфической женской сакральности.

Литература:

1. См.: Феминизм (Энциклопедия «Кругосвет») //http://www.krugosvet.ru.

2. См.: Успенская В.И. Теоретическая реабилитация женщин в произведениях Кристины Пизанской. Тверь, 2003.

3. Шелов-Коведяев Ф. Социология женщины. Очерки из культурной антропологии личности и общества // Россия XXI. 2004. № 5. С. 151.

4. Что такое феминизм? //http://www.owl.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.