Научная статья на тему 'Федор Данилович рыженко наш фдр'

Федор Данилович рыженко наш фдр Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
228
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Федор Данилович рыженко наш фдр»

ЗОЛОТОЙ ФОНД МГИМО

Федор Данилович Рыженко -наш ФДР

А.А. Ахтамзян, В.А. Трофимов

Так уважительно называли директора МГИМО в конце 1950 - начале 1960-х гг. Федор Данилович родился в семье крестьянина-бедняка в деревне Емельяновка в Крымской области 31 октября 1913 г. В анкете, заполненной в соответствии с действовавшим в те времена правилом, Федор Данилович Рыженко (фамилия похожа на украинскую) четко записал: русский. Как это было в те времена, трудовая жизнь началась рано. Работал по найму на разных местах, по существу, жил с детства случайными заработками. Школьное образование получал в школе крестьянской молодежи (сокращенно ШКМ), начиная с 1928 г.

Рано вступил в комсомол, и вскоре был командирован по комсомольской путевке на строительство Харьковского тракторного завода, где получил специальность фрезеровщика и работал до 1932 г. Стремление молодых людей того времени к получению высшего образования обозначалось понятием «энтузиазм», то есть бескорыстным желанием быть полезным обществу. Такое стремление не имело ничего общего с карьеризмом. Само понятие «карьера» тогда имело сугубо отрицательный смысл. В 1932 г. ФДР поступил в Планово-экономический институт в Харькове. Однако со второго курса был командирован на работу в райком комсомола в местечке Оржица. В 1935 г. его призывают в Красную армию. Отслужив красноармейцем положенный срок, вернулся в Харьков и снова стал работать в райкоме комсомола.

Стремление получить высшее образование не оставляло его: в 1937 г. он поступает на вечернее отделение исторического факультета Харьковского государственного университета.

Ахтамзян Абдулхан Абдурахманович - д.и.н., почетный профессор МГИМО, выпускник 1954 г.

E-mail: vestnik@mgimo.ru

Трофимов Владимир Александрович - д.и.н., профессор Московского областного педагогического университета, выпускник МГИМО 1954 г. E-mail: vestnik@mgimo.ru

В 1936-1940 гг. работает научным сотрудником Украинского исторического музея. В конце 1939 г. был принят в члены ВКП(б).

В условиях начавшейся Второй мировой войны он был зачислен слушателем в Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), где учился до октября 1941 г. Решением ЦК партии он был командирован на работу в Восточно-Казахстанский обком партии. К тому времени относятся первые научные опыты по проблемам развития советской интеллигенции, проблемам национальной политики и по другим актуальным вопросам политики правящей партии. Таков был трудовой путь партийного работника, «лектора ЦК» и пропагандиста. С 1943 по 1948 г. Ф.Д. Рыженко работает заместителем заведующего отделом управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б).

В 1947 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, а в 1948 г. назначен заведующим кафедрой марксизма-ленинизма в только что созданном МГИМО МИД СССР. Такое назначение партработников на академическую должность на идеологических кафедрах (истории партии, политэкономии и философии) стало писаным или неписаным правилом деятельности вузов. Для МГИМО это было еще и проявлением двойного подчинения Министерству иностранных дел и Министерству высшего образования. Приказ об утверждении Ф.Д. Рыженко на должность заведующего кафедрой для начала по совместительству был подписан тогдашним министром высшего образования С. Кафтановым. С 1948 по 1958 г., около десяти лет, Ф.Д. Рыженко работал заведующим кафедрой в МГИМО, прежде чем стать директором вуза.

Назначение директоров, а потом и ректоров МГИМО всегда оставалось прерогативой МИД СССР. Однако в переходные или переломные моменты истории страны это часто было решением партийных органов. Предшественники Ф.Д. Рыженко в должности директоров были в 1949-1952 гг. Иван Кузьмич Верещагин - экономист, финансист по специальности, имевший большой опыт работы в государственных органах. Его сменил карьерный дипломат Иван Иванович Лобанов, назначенный дипломатическим ведомством и проработавший директором три года - до 1955 г.

Приглашение из Ленинграда научного сотрудника Академии наук СССР Михаила Сергеевича Иванова, доктора исторических наук, специалиста по истории Ирана, было несколько неожиданным для дипломатического сообщества. Правда, это произошло вскоре после присоединения Московского института востоковедения к МГИМО, а у М.С. Иванова был опыт работы корреспондентом ТАСС в Иране в 1943-1947 гг. Директором МГИМО он был назначен в ноябре 1955 г., а освобожден от должности в декабре 1957 г.

Это произошло вскоре после июльского пленума ЦК КПСС, решениями которо-

го были произведены заметные перемены в МИДе СССР, связанные с отстранением от работы примкнувшего к «антипартийной группе» Д.Т. Шепилова - министра иностранных дел с 1956 г. При М.С. Иванове было учреждено издательство Института международных отношений. Одним из первых его изданий которого стала большая книга Иванова об истории революции в Иране в начале ХХ в.

В Архиве МГИМО сохранилось очень краткое заявление от 7 августа 1957 г. заведующего кафедрой истории КПСС Ф.Д. Рыженко, который прерывает отпуск в связи с командировкой в Югославию. Историки помнят, что тогда состоялась поездка в Югославию партийной делегации во главе с Н.П. Фирюбиным, который в 1957 г. стал заместителем министра иностранных дел. Вскоре после этой поездки в Югославию для налаживания отношений с СФРЮ, 10 января 1958 г., Ф.Д. Рыженко был назначен по рекомендации общественных организаций МГИМО директором Института. Это было первое назначение директором доцента из состава педагогического коллектива.

Он оставался руководителем вуза до весны 1963 г., когда его назначили ректором Института общественных наук при ЦК КПСС, где он успешно работал до 1975 г. В одной из первых характеристик директора Ф.Д. Рыженко, подписанной проректором К. Новосельцевым и секретарем парткома Г. Донгаровым, лапидарно констатировалось: «С января 1958 г. т. Рыженко является директором Института. За прошедшие месяцы т. Рыженко Ф.Д. сделал многое для улучшения работы Института, повышения уровня учебной и воспитательной работы профессорско-преподавательского коллектива, кафедр, для укрепления учебной дисциплины и т.д.».

Период ректорства Ф.Д. Рыженко был успешным, плодотворным. Прежде всего, его особенность заключалась в том, что этот период совпал с реформой высшего образования в стране. Именно в это время были пересмотрены учебные планы с целью приближения их к требованиям практических учреждений. Впервые, и это было только однажды, был составлен и отпечатан сборник программ по предметам, изучаемым в МГИМО. Это позволило устранить так называемое дублирование тематики разных кафедр. В учебные планы факультетов была включена преддипломная практика в государственных учреждениях, в том числе практика в заграничных учреждениях.

Для студентов восточного факультета сохранили шестилетнее обучение. Экономический факультет (факультет международных экономических отношений) был преобразован в связи с присоединением в 1958 г. к МГИМО Института внешней торговли. Практически реализовано пожелание государственных учреждений, чтобы не только студенты восточного отделения, но и западного изучали два ино-

Золотой фонд МГИМО

странных языка. Несколько улучшены были социально-бытовые условия жизни студентов, налажен летний отдых студентов в спортивных лагерях на побережье Черного моря и т.д. В условия приема в МГИМО была включена льгота для абитуриентов, имевших стаж работы на предприятиях или службы в армии. Вскоре были организованы подготовительные курсы для абитуриентов, преобразованные потом в подготовительный факультет.

Стиль Рыженко - внимательное отношение к научно-педагогическим кадрам. Он привлек к работе в Институте члена-корреспондента АН В.Г. Трухановского, известного специалиста по международному праву Ф.И. Кожевникова, известного экономиста и финансиста Н.Н. Любимова, философа А.Ф. Шишкина. Став ректором МГИМО, Ф.Д. Рыженко привлек к руководящей работе выпускников Института -Д.В. Ермоленко в качестве проректора, В.К. Собакина - декана факультета международных отношений, И.П.Ильинского - главного редактора Издательства ИМО, а затем и заведующего кафедрой государственного права.

По его инициативе были созданы условия для научной работы таких выпускников, как Юрий Замошкин, Эрик Плетнев, Г.Л. Розанов, которые в короткие сроки подготовили и защитили докторские диссертации. Впервые был создан совет выпускников, по инициативе которого стали проводиться встречи выпускников. В библиотеке Института в старом доме у Москва-реки стали собирать книги, написанные преподавателями и выпускниками МГИМО. Уже в то время их количество исчислялось сотнями. Росту престижа Института способствовало учреждение в 1959 г. нагрудного знака выпускника МГИМО.

Успешной научной работе способствовало наличие собственного издательства, которое в начале 1960-х гг. выпускало до 100 книг в год, главным образом монографий и учебных пособий, в том числе для изучения иностранных языков. Количество иностранных языков, изучаемых в Институте, увеличилось не только за счет восточных языков вместе с приходом в Институт лингвистов из Института востоковедения, но и в связи с переходом в МГИМО спе-циалистов-лингвистов из Военного института иностранных языков: преподавателей греческого, венгерского, норвежского, итальянского, голландского и других так называемых редких иностранных языков. В дипломы выпускников стали записывать квалификационные данные: специалист-международник со знанием двух иностранных языков.

Ректор читал курс лекций по истории партии. Еще в 1950 г. ему было присвоено звание доцента, а в 1960 г. он получил звание профессора. Печатных научных работ Ф.Д. Рыженко было сравнительно немного. Если прежние публикации имели пропагандистский характер и соответствующее название типа «Ленин - основа-

тель Советского государства» или «Ленинская национальная политика», то позже им была написана монография по истории революции 1905 г. в России.

В 1960 - 1970-х гг., в течение полутора десятилетий, Федор Данилович был ректором Института общественных наук при ЦК КПСС. В этом учреждении молодые люди получали, а более зрелые совершенствовали свои знания по философии, социологии, политической экономии, социальной психологии, истории международного и национально-освободительного движения и истории международных отношений. Слушателями-студентами этого учебного заведения были граждане, приехавшие в СССР по приглашению Коммунистической партии Советского Союза из многих десятков стран всего мира: Европы, Азии, Америки, Африки, Австралии. Молодые учились, как правило, в течение продолжительных сроков: от шести месяцев до двух лет, изучая весь комплекс названных дисциплин. Более зрелые слушатели, имевшие достаточную теоретическую и политическую подготовку, работали индивидуально или небольшими группами над углублением своих знаний по двум-трем дисциплинам.

Все они проявляли огромный интерес к жизни советских людей, посещая промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учебные и научные учреждения, творческие союзы как в Москве, Московской области и многих областях РСФСР, так и в других союзных республиках СССР. Повседневные занятия (лекции, беседы-дискуссии, семинары) проводили, как правило, высококвалифицированные специалисты, доктора и кандидаты наук, объединявшиеся в соответствии со специализацией на кафедрах. Руководили кафедрами в разное время видные ученые - М.К. Бункина, Ф.М. Бурлацкий, В.В. Загладин, Ю.А. Замошкин, М.Н. Рындина, В.П. Филатов, Г.П. Черников, Ю.А. Шерковин, А.В. Шестопал.

Всей гигантской работой по формированию научно-педагогического коллектива, по определению содержания и организации учебно-научного процесса руководил Федор Данилович. Одному из авторов этих строк довелось работать педагогом и одним из организаторов учебного процесса на протяжении всего периода ректорства Федора Даниловича Рыженко. Говоря о стиле его работы, следует выделить главное. Это было высокое чувство ответственности за деятельность возглавляемого им учреждения. А эффективность работы ИОН определялась прежде всего уровнем научной, теоретической подготовки и педагогического мастерства преподавателей. Ректор лично следил за формированием состава кафедр, требовал постоянного теоретического роста их членов, глубокого знания не только своего предмета, но и специфики той страны (ее истории, традиций и т.д.), со слушателями которой работал преподаватель.

Основная масса преподавателей вела работу на родном языке слушателей: английском, французском, немецком, испанском, итальянском, арабском. С целью изучения конкретных условий той или иной страны и совершенствования знания языка использовалась практика заграничных командировок по разным каналам. Со слушателями, говорящими на редких языках (некоторые азиатские и африканские), работа велась при помощи переводчиков.

Ректор требовал, чтобы, наряду с лекциями, основной формой работы были беседы-дискуссии, в ходе которых под руководством преподавателей слушатели, изучив тексты первоисточников, монографий, учебников, свободно обсуждали важные теоретические и политические проблемы. Такая форма работы обогащала не только слушателей, но и преподавателей. При этом обсуждение носило творческий характер. Федор Данилович был ярым противником догматизма, показывая пример творческого аналитического подхода к теории и практике в своих выступлениях. Эту же линию он отстаивал, давая общее направление научным исследованиям преподавателей и слушателей.

Отличительной чертой Федора Даниловича как руководителя большого коллектива было сочетание высокой требовательности к качеству работы сотрудников, в первую очередь преподавателей, с вниманием к их разумным запросам, нуждам и желанием помочь в решении бытовых проблем. Он постоянно поддерживал стремление преподавателей добиваться научного и должностного роста: им предоставлялись творческие отпуска для написания диссертаций, организовывались научные командировки в зарубежные страны. Особую ценность подобные командировки представляли для преподавателей-историков: работа в иностранных архивах, библиотеках, государственных и частных документальных фондах.

Преподавателям и слушателям импонировал прямой, независимый характер ректора, самостоятельность его идей и суждений, манера открыто, в лицо высказывать критические замечания как сотрудникам Института независимо от должности и звания, так и слушателям. Более того, бывало, что он публично неодобрительно высказывался после окончания неудачных выступлений перед коллективом сотрудников и слушателей высокопоставленных руководителей партии. Были случаи, когда он добивался увольнения из Института представителей «параллельной организации» за чрезмерное вмешательство в деятельность Института.

С большим уважением к Федору Даниловичу относились руководители тех левых партий и освободительных движений, представители которых обучались в ИОН. Это проявлялось не только в ходе их посещений ИОН, но и во время его гостевых поездок в зарубежные страны. Один из авторов этих строк сопровождал ректора в качестве члена делегации и переводчика во время поездки в Италию и убедился в том, что он пользовался огромным авторитетом (очевидно, на основе мнений бывших слушателей) у высшего руководства Итальянской коммунистической партии.

Словом, это был талантливый руководитель сложного научно-педагогического коллектива, лучший ректор за время существования ИОН. Не слишком ли хвалебная, радужная картина возникает? Неужели не было личных недочетов и слабостей, ошибок в работе? Конечно, были мелочи. Но все они меркнут на фоне главного, о чем речь шла выше. «Большое видится на расстоянии».

Аhtamzian A.A., Trofimov V.A. Fedor Danilovich Ryzhenko - our FDR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.