Научная статья на тему 'Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: формальные или содержательные изменения? (на примере образовательных стандартов по издательскому делу)'

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: формальные или содержательные изменения? (на примере образовательных стандартов по издательскому делу) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1715
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / БАКАЛАВРИАТ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / UNDERGRADUATE STUDIES / COMPETENCES / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таратута Василий Александрович

Для того чтобы понять смысл изменений, происходящих в нормативной сфере высшего образования, и наметить пути дальнейшего совершенствования учебного процесса, проводится анализ федеральных государственных стандартов высшего образования (на примере направления подготовки 42.03.03 Издательское дело) на предмет структуры и содержания основной образовательной программы, а также условий реализации и новых требований качества подготовки выпускников по трем государственным образовательным стандартам высшего образования с точки зрения того, насколько содержательными они были. В результате анализа зафиксированы позиции, по которым не было изменений либо же они не значительны. Отмечено, что наибольшей трансформации подверглись структура образовательной программы бакалавриата и требования, предъявляемые к результатам ее реализации. Отмечены положительные и отрицательные моменты, возникающие в результате самостоятельного формирования вузами содержания образовательной программы бакалавриата. Рассмотрены изменения в наборе компетенций выпускников с учетом направленности программы на конкретные области знания или вида деятельности и их связь с квалификационными характеристиками специалиста и в дальнейшем с профессиональными стандартами. Сформулированы основные выводы по характерным изменениям в учебном процессе, а также о готовности вузов к работе по приведению в соответствие требованию стандарта образовательных программ и учебно-методических материалов. Отмечены перспективы вузов в совершенствовании учебного процесса за счет возможности применения дистанционных образовательных технологий и сетевых форм в реализации образовательной программы и создание ими новых технологий и соответствующего учебно-методического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таратута Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION: CHANGES FORMAL OR SUBSTANTIAL? (on the example of educational standards in publishing business)

To understand the sense of changes taking place in higher education guidelines and to outline the ways of further educational process improvement we have analyzed the federal state higher education standards (on the example of the specialty 42.03.03 “Publishing business”). First of all the structure and content of the basic educational program is being examined along with the new requirements to the training quality of graduate-students in three state higher educational standards from the position of their substantial component and their realization terms. The results of the analysis have determined the positions with no or inessential changes. It was revealed that the educational structure and requirements for its realization of bachelors training program had been substantially transformed. Both positive and negative items have been revealed as a result of high schools independent bachelors training programs preparation. The changes of graduate-students competences list taking into account the program’s orientation on certain fields of knowledge or field of activity and their connection with qualification characteristics of an expert and further with professional standards have also been surveyed. The main conclusions of the survey include training characteristic changes as well as high schools availability to work according to the requirements of educational programs and didactical materials standard. The authors point out high schools perspectives in the improvement of training at the expense of using distant educational technologies and network forms in realizing educational programs and creating new technologies and corresponding didactic materials.

Текст научной работы на тему «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: формальные или содержательные изменения? (на примере образовательных стандартов по издательскому делу)»

УДК 378

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

В. А. Таратута

соискатель ученой степени канд. пед. наук, Челябинский государственный институт культуры

E-mail: basilio47@ro.ru

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФОРМАЛЬНЫЕ ИЛИ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ? (на примере образовательных стандартов по издательскому делу)

Для того чтобы понять смысл изменений, происходящих в нормативной сфере высшего образования, и наметить пути дальнейшего совершенствования учебного процесса, проводится анализ федеральных государственных стандартов высшего образования (на примере направления подготовки 42.03.03 Издательское дело) на предмет структуры и содержания основной образовательной программы, а также условий реализации и новых требований качества подготовки выпускников по трем государственным образовательным стандартам высшего образования с точки зрения того, насколько содержательными они были.

В результате анализа зафиксированы позиции, по которым не было изменений либо же они не значительны. Отмечено, что наибольшей трансформации подверглись структура образовательной программы бакалавриата и требования, предъявляемые к результатам ее реализации.

Отмечены положительные и отрицательные моменты, возникающие в результате самостоятельного формирования вузами содержания образовательной программы бакалавриата. Рассмотрены изменения в наборе компетенций выпускников с учетом направленности программы на конкретные области знания или вида деятельности и их связь с квалификационными характеристиками специалиста и в дальнейшем с профессиональными стандартами.

Сформулированы основные выводы по характерным изменениям в учебном процессе, а также о готовности вузов к работе по приведению в соответствие требованию стандарта образовательных программ и учебно-методических материалов.

Отмечены перспективы вузов в совершенствовании учебного процесса за счет возможности применения дистанционных образовательных технологий и сетевых форм в реализации образовательной программы и создание ими новых технологий и соответствующего учебно-методического обеспечения.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, бакалавриат, компетенции, образовательная программа

Для цитирования: Таратута, В. А. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: формальные или содержательные изменения? (на примере образовательных стандартов по издательскому делу) /В. А. Таратута //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2016. - № 2 (46). - С. 46-51.

Введение в действие закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 г. обусловило необходимость внесения изменений в действующие федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) и разработку новой редакции стандартов [3]. Учебный процесс в стандартах ФГОС ВПО впервые был ориентирован на результативность обучения благодаря получае-

мым компетенциям, что дает потенциал обучаемому использовать свои личностные возможности в профессиональной перспективе. Опыт реализации образовательной программы по направлению 035000.62 Издательское дело позволил отметить некоторые несовершенства образовательной среды действующего стандарта, что создает определенные трудности как в разработке образовательной программы, так и в обсуждении вопросов подготовки спе-

46

циалистов с работодателями и преподавателями [4]. Для того чтобы наметить пути дальнейшего совершенствования учебного процесса, необходимо провести анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению 42.03.03 Издательское дело с точки зрения того, формальными или содержательными были эти изменения.

Анализируя содержание стандартов, можно отметить позиции, по которым не произошло никаких изменений. Это касается объема образовательной программы (240 зачетных единиц), срока реализации (4 года), количества лекционных занятий от числа аудиторных (40 %), доли научно-педагогических кадров, имеющих ученую степень и ученое звание (не менее 50 %), доли работников из числа руководителей и сотрудников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемой программы бакалавриата (не менее 5 %).

Ряд изменений произошел в требованиях к кадровому обеспечению. Так, увеличилась доля преподавателей, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, в общем числе педагогов, обеспечивающих образовательный процесс по программе бакалавриата (65 % по ФГОС ВО против 60 % по ФГОС ВПО). Изменились требования к учебно-методическому обеспечению. В частности, если организация не использует электронно-библиотечную систему, то ее библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее пятидесяти экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочей программе, на сто студентов (по ФГОС ВПО было не менее двадцати пяти экземпляров на сто студентов). А также комплект лицензионного программного обеспечения теперь подлежит ежегодному обновлению (ранее было достаточно того, что он есть) [6].

Несомненно, положительной составляющей нового стандарта является возможность использовать электронное обучение, дистанционные образовательные технологии и сетевые

формы в реализации программы, обучение по индивидуальному учебному плану и определение требований к доступности обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (вариант инклюзивного образования). Для данных обучающихся в курсы по выбору включаются специализированные адаптационные дисциплины, их необходимо обеспечить печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, приспособленных к ограничениям их здоровья, а выбор мест прохождения практик должен согласовываться с требованием их доступности.

Но самые значительные изменения, на наш взгляд, произошли в структуре образовательной программы бакалавриата. В государственных образовательных стандартах первого и второго поколений жестко конкретизировалось содержание образования в виде заданного набора дисциплин для каждого учебного цикла и их соотнесение с фиксированной трудоемкостью и перечнем знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся [7].

В 2011 г. российская высшая школа перешла на ФГОС ВПО. В них была представлена совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, и определялись возможные виды деятельности, которые может выполнять выпускник в зависимости от имеющихся у него компетенций. ФГОС ВПО третьего поколения, по своей сути, являлись переходными между государственными образовательными стандартами второго поколения (ГОС-2) и Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. В них, в частности, сохранялись учебные циклы с делением на базовые и вариативные части, как в ГОС-2, но перечень дисциплин был прописан только для базовой части, а их содержание давалось через знания, умения и навыки. Содержание же вариативной части вуз выбирал самостоятельно. При этом учебные программы дисциплины определяли не только цели, содержание, объем и порядок изучения, но и перечень результатов образования, формируемых дисциплиной, с указанием соответствующих компетенций [5].

47

В стандартах ФГОС ВО образовательной организации предоставляется полная свобода в разработке содержания образовательной программы. В ее структуре отсутствует понятие учебного цикла, зато в первом блоке «Дисциплины» (модули) определена сущность понятий базовая часть, обеспечивающая общекультурную и общепрофессиональную подготовку обучающегося, и вариативная часть, обеспечивающая профильную подготовку. В стандарте лишь оговорен обязательный перечень дисциплин базовой части блока: философия, история, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности и физическая культура. Поскольку в новых стандартах нет даже минимального набора требуемых знаний, умений и навыков выпускника, служивших во ФГОС ВПО ориентиром при разработке учебных программ, то при составлении учебного плана вузам приходится руководствоваться тенденциями развития издательского дела в регионе, собственным опытом и традициями. Кроме блока «Дисциплины» (модули) в стандарте определены еще два: «Практики» и «Государственная итоговая аттестация». Каждый содержит интервалы объемов программы бакалавриата в зачетных единицах, исходя из которых образовательная организация самостоятельно определяет набор дисциплин (модулей) и практик, а также их объем, содержание и порядок реализации. Стоит отметить, что в стандарте ФГОС ВО указаны возможные типы и способы проведения учебной и производственной практик и увеличение объема зачетных единиц на практику, выбор же формы практики определяется основными видами деятельности в соответствии с направленностью программы образования, обязательной становится преддипломная практика.

Несомненно, самостоятельность вуза в формировании содержания образовательной программы повышает ответственность организаций за качество предлагаемых образовательных программ и возможность конкурировать на рынке образовательных услуг, но в то же время отсутствие идентичности в учебных планах вузов может повлиять на академическую мобильность обучающихся. Самостоя-

тельность при выборе учебного материала для дисциплины может дать большую гибкость, а может затруднить осуществление контроля над целостностью и логичностью курса, наличием в учебных материалах дисциплины необходимых понятий, тем и разделов, а также за внутренними и внешними связями с другими разделами и дисциплинами.

Необходимо отметить, что в стандарте ФГОС ВО отсутствует требование к занятиям, проводимым в интерактивной форме. Возможно это связано с тем, что для вузов подобные формы занятий стали привычной практикой либо с необязательностью применения такой формы занятий, по-прежнему используемой при составлении учебных планов.

Следующее существенное изменение в стандарте касается раздела, содержащего требования к результатам освоения программы бакалавриата, в частности, к структуре компетенций. Так, помимо общекультурных и профессиональных компетенций, в ФГОС ВО появилось восемь общепрофессиональных компетенций. Была сделана попытка унифицировать общекультурные компетенции, уменьшив тем самым их число с 17 до 9. По формулировкам некоторых компетенций можно определить еще ряд учебных дисциплин, которые следует внести в учебный план бакалавриата, кроме тех, что прописаны в стандарте (правоведение, русский язык и культура речи, экономика, информатика). Но в то же время в списке компетенций нет компетенции, подобной ОК-11 -использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования [5]. Если следовать логике предложенных компетенций, то изучение дисциплины математика не является обязательным, поскольку нет компетенции, формируемой данными знаниями. Значит ли это, что вузы могут не включать математику в учебный план, но использовать математический аппарат в экономике и информатике? Скорее всего, нет - это, на наш взгляд, лишь упущение разработчиков стандарта.

48

За счет изменения формулировки и унификации количество прописанных в стандарте профессиональных компетенций уменьшилось с 42 до 37, причем добавились четыре новые компетенции. Одна из них сформулирована как «способность выполнять работу по одной или нескольким рабочим профессиям рабочих, должностям служащих» (ПК-26), здесь прослеживается связь с профессиональными стандартами, в которых компетенции соответствуют трудовым функциям, но поскольку новых профессиональных стандартов для издательского дела пока нет, то - существующим квалификационным характеристикам или должностным инструкциям специалиста.

Профессиональные компетенции, так же как и во ФГОС ВПО, распределены по видам профессиональной деятельности, однако изменились названия: научно-исследовательская, проектно-инновационная, редакционно-изда-тельская, организационно-управленческая деятельность и деятельность по продвижению и распространению издательской продукции. В стандарте также указано, что при разработке образовательной программы вуз может выбрать один или несколько основных видов деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата. Кроме того, вуз вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы на конкретные области знания или виды деятельности [6].

Что же касается структуры и требований к результатам освоения образовательной программы бакалавриата - аспектов, претерпев-

ших наиболее существенные изменения, то здесь вузам предстоит большая работа по приведению в соответствие требованиям стандарта образовательных программ и учебно-методических материалов, что предполагает огромное количество затраченного времени преподавателей, которые и так загружены педагогической и научной деятельностью [1]. При этом еще желательно, чтобы данная работа проводилась в содружестве с другими профильными вузами, а все участники образовательных отношений были мотивированы на неформальное обновление представлений о результатах и содержании профессионального образования. Процессы, происходящие в обществе, главным из которых является быстрая смена условий, должны находить отражение в современной системе образования. Так, появление профессиональных стандартов может в будущем внести существенные коррективы в работу образовательных учреждений и повлечь изменения в ныне действующих стандартах [2].

На основании вышеизложенных позиций можно сказать, что в ФГОС ВО изменения к требованиям по кадровому и учебно-методическому обеспечению носят формальный характер. Они не создадут для образовательных организаций особых трудностей. Но возможность применения дистанционных образовательных технологий и сетевых форм в реализации образовательной программы потребует создания новых технологий и соответствующего учебно-методического обеспечения.

1. Донских, О. А. Дело о стандартах / О. А. Донских // Высшее образование в России. - 2015. - № 6. -С. 36-43.

2. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.timacad.ru/departments/umo/umo_agroingener/docs/ docs_3Z9.pdf.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ [Электронный ресурс] / Правительство Рос. Федерации. - Москва: [б. и.], 2012. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362. - Дата обращения: 02.04. 2016.

4. Березина, Н. А. Проблема оценки эффективности подготовки бакалавров в области издательского дела / Н. А. Березина // Прикладные технологии в науке и образовании / Самар. гос. аэрокосм. ун-т. - Самара, 2013. - С. 94-95.

49

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035000 Издательское дело (квалификация (степень) «бакалавр»): утв. приказом Министерства образования РФ от 24 дек. 2009 г. № 825 [Электронный ресурс]. - Москва: [б. и.], 2009. -Режим доступа: http://garant.ru/products/ipo/prime/doc/97445. - Дата обращения: 25.03.2016.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.03 Издательское дело (квалификация (степень) «бакалавр»): утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 окт. 2015 г. № 1168 [Электронный ресурс]. - Москва: [б. и.], 2015. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/3/1472. - Дата обращения: 20.04.2016.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 021500 Издательское дело и редактирование (квалификация - Специалист книжного дела): утв. приказом Министерства образования РФ от 02 марта 2000 г. № 686 [Электронный ресурс]. - Москва: [б. и.], 2000. - Режим доступа: http://eduscan.net/standart/030901. - Дата обращения: 22.04.2016.

Получено 30.05.2016 V. Taratuta

competitor of a scientific degree of Candidate of Pedagogic Sciences, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: basilio47@ro.ru

FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION: CHANGES FORMAL OR SUBSTANTIAL? (on the example of educational standards in publishing business)

Abstract. To understand the sense of changes taking place in higher education guidelines and to outline the ways of further educational process improvement we have analyzed the federal state higher education standards (on the example of the specialty 42.03.03 "Publishing business"). First of all the structure and content of the basic educational program is being examined along with the new requirements to the training quality of graduate-students in three state higher educational standards from the position of their substantial component and their realization terms.

The results of the analysis have determined the positions with no or inessential changes. It was revealed that the educational structure and requirements for its realization of bachelors training program had been substantially transformed.

Both positive and negative items have been revealed as a result of high schools independent bachelors training programs preparation. The changes of graduate-students competences list taking into account the program's orientation on certain fields of knowledge or field of activity and their connection with qualification characteristics of an expert and further with professional standards have also been surveyed.

The main conclusions of the survey include training characteristic changes as well as high schools availability to work according to the requirements of educational programs and didactical materials standard.

The authors point out high schools perspectives in the improvement of training at the expense of using distant educational technologies and network forms in realizing educational programs and creating new technologies and corresponding didactic materials.

Keywords: federal state educational standard, undergraduate studies, competences, educational program

For citing: Taratuta V. 2016. Federal state educational standard of higher education: changes formal or substantial? (on the example of educational standards in publishing business). Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 2 (46): 46-51.

50

References

1. Donskikh O. 2015. Case about standards. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No 6: 36-43. (In Russ.)

2. Methodological recommendations on updating existing Federal state educational standards of higher education with regard to accepted professional standards [Electronic resource]. Available from: http://www.timacad.ru/departments/umo/umo_agroingener/docs/docs_379.pdf. (In Russ.).

3. About education in the Russian Federation: Federal law from 29.12.2012 No 273-FZ [Electronic resource]. 2012. Moscow: [without publisher]. Available from: http://base.garant.ru/7029136 (accessed: 02.04.2016). (In Russ.).

4. Berezina N. 2013. The problem of evaluation of efficiency of preparation of bachelors in the field of publishing. Prikladnye tekhnologii v nauke i obrazovanii [Applied technologies in science and education]. Samara. P. 9495. (In Russ.).

5. Federal state educational standard of higher professional education of training direction 035000 Publishing (qualification (degree) "bachelor"): approved by order of the Ministry of Education and Science of Russian Federation from 24 Dec. 2009 No 825 [Electronic resource]. 2009. Moscow: [without publisher]. Available from: http://garant.ru/products/ipo/prime/doc/97445 (accessed: 25.03.2016). (In Russ.).

6. Federal state educational standard of higher education in the direction of training direction 42.03.03 Publishing (qualification (degree) "bachelor"): approved by order of the Ministry of Education and Science of Russian Federation from 20 Oct. 2015 No 1168 [Electronic resource]. 2015. Moscow: [without publisher]. Available from: http://fgosvo.ru/news/3/1472 (accessed: 20.04.2016). (In Russ.).

7. Federal state educational standard of higher professional education of training direction 021500 Publishing and editing (qualification - Specialist of book business): approved by order of the Ministry of Education and Science of Russian Federation: from 02 March 2000: No 686 [Electronic resource]. 2000. Moscow: [without publisher]. Available from: http://eduscan.net/standart/030901 (accessed: 22.04.2016). (In Russ.).

Received 30.05.2016

Ii--------------------1

Ii Редакция научного журнала ||

«Вестник челябинской государственной академии культуры и искусств» ..

|| приглашает авторов и читателей принять участие в подписной кампании "

11 Подписной индекс журнала в объединенном каталоге «Пресса России»

II 48677 II

II По вопросам подписки и приобретения журнала обращаться:

и 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а, Научная библиотека; ||

тел. / факс (351) 263-87-73, тел. (351) 265-22-51; .. II е-mail: lib18@chgaki.ru

и URL: http://chgik.ru/sectr_raspr_izdat_prod ||

и Светлана Анатольевна Ульянова, || " зав. сектором распространения издательской продукции ЧГАКИ

IL = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = II

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.