Научная статья на тему 'Федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих: проблемы и перспективы развития (окончание)'

Федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих: проблемы и перспективы развития (окончание) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
954
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СТАНДАРТЫ И ПРАВИЛА / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ / АРБИТРАЖНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ / ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА / FEDERAL STANDARDS / STANDARDS AND REGULATIONS / SELF-REGULATING ORGANIZATIONS OF ARBITRATION MANAGERS / ARBITRATION MANAGERS / BANKRUPTCY PROCEDURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алферов В. Н.

В статье анализируются практические аспекты формирования федеральных стандартов, внутренних стандартов и правил деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих. Проводится выявление нерешенных проблем по вопросам обеспечения механизмов принятия решений в процедурах банкротства, требующих отражения в федеральных стандартах, и рассматриваются соответствующие предложения для включения в федеральные стандарты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алферов В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL PERFORMANCE STANDARDS OF SELF-REGULATING ORGANIZATIONS OF ARBITRATION MANAGERS AND ARBITRATION MANAGERS: PROBLEMS AND PROSPECTS

This paper analyzes the practical aspects of the formation of the federal standards, internal standards and rules of self-regulating organizations of arbitration managers and arbitration managers. Identification of unsolved problems concerning maintenance decision-making mechanisms in bankruptcy proceedings requiring reflection in federal standards is carried, and appropriate proposals for inclusion in the federal standards are considered.

Текст научной работы на тему «Федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих: проблемы и перспективы развития (окончание)»

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ И АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 1

Окончание. Начало в номере 20

В. Н. Алферов,

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» 125993, ГСП-3, Москва, Ленинградский проспект, 49

В статье анализируются практические аспекты формирования федеральных стандартов, внутренних стандартов и правил деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих. Проводится выявление нерешенных проблем по вопросам обеспечения механизмов принятия решений в процедурах банкротства, требующих отражения в федеральных стандартах, и рассматриваются соответствующие предложения для включения в федеральные стандарты. Ключевые слова: федеральные стандарты, стандарты и правила, саморегулируемые организации арбитражных управляющих, арбитражные управляющие, процедуры банкротства.

Сведения об авторе: Валерий Николаевич Алферов, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент», ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия. Контакты: Валерий Николаевич Алферов, expertavn@bk.ru

Для ссылки: Алферов В. Н. Федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих: проблемы и перспективы развития//МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 1(21). С. 108-111.

FEDERAL PERFORMANCE STANDARDS OF SELF-REGULATING ORGANIZATIONS OF ARBITRATION MANAGERS AND ARBITRATION MANAGERS: PROBLEMS AND PROSPECTS

The end. Getting into the room 20

V. N. Alferov,

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

This paper analyzes the practical aspects of the formation of the federal standards, internal standards and rules of self-regulating organizations of arbitration managers and arbitration managers. Identification of unsolved problems concerning maintenance decision-making mechanisms in bankruptcy proceedings requiring reflection in federal standards is carried, and appropriate proposals for inclusion in the federal standards are considered.

Keywords: federal standards, standards and regulations, self-regulating organizations of arbitration managers, arbitration managers, bankruptcy procedures.

Information about the author: V. N. Alferov, Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor of the Chair of «Strategic and crisis management», Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation. Contacts: V. N. Alferov, expertavn@bk.ru

Reference: Alferov V.N. Federal performance standards of self-regulating organizations of arbitration managers and arbitration managers: problems and prospects. MIR (Mod. innov. razvit.), 2015, no. 1 (21), pp. 108-111.

Рассмотрим значение федеральных стандартов, внутренних стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих для обеспечения эффективности деятельности СРО АУ, и арбитражных управляющих.

В юридической литературе определяют правила предпринимательской или профессиональной деятельности как понятие более широкое, общее, охватывающее любые требования, устанавливаемые СРО для своих членов, касающиеся вопросов

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Фи-нуниверситета 2014 года.

ж

РАЗВИТИЕ

осуществления регулируемой деятельности (включая вопросы морально-этического содержания), в то время как понятие «стандарт» рассматривается весьма формализовано, в том числе, в вопросах принятия, и применения его в конкретных областях предпринимательской (профессиональной) деятельности [7, с. 59]. При этом, Федеральные стандарты (далее - ФС) - это совокупность требований, обязательных при реализации для юридических и физических лиц, имеющих соответственную государственную аккредитацию или лицензию.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» федеральные стандарты - это федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и утвержденные регулирующим органом. Вместе с тем данное определение федерального стандарта не определяет роль и значение федерального стандарта для профессиональной деятельности арбитражных управляющих и деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В арбитражном управлении выделяют два вида федеральных стандартов для регулирования деятельности СРО арбитражных управляющих и самих арбитражных управляющих.

1. Федеральный стандарт деятельности СРО арбитражных управляющих - это совокупность требований, установленных государством и национальным объединением СРО АУ, обязательных при реализации деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и направленных на обеспечение обязанности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по выполнению установленного требования законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

2. Федеральный стандарт деятельности арбитражных управляющих - это совокупность требований, установленных государством и национальным объединением СРО АУ, обязательных при реализации деятельности арбитражных управляющих, являющихся членами саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и направленных на обеспечение обязанности арбитражных управляющих по

выполнению установленных требований законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

СРО разрабатывает и утверждает, стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации 1.

В Федеральном законе «О саморегулируемых организациях», и в ряде отраслевых федеральных законах четко не обозначается соотношение понятий «правила» и «стандарты». Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» установлено, что стандарты и правила СРО представляют собой требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО. Они должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами и ими же могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида 2.

Данные стандарты и правила СРО, прежде всего, должны соответствовать правилам деловой этики и устранять или уменьшать конфликт интересов членов СРО, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления СРО.

Кроме того в содержании и в установлениях стандартов и правил должны быть установлены:

• запрет на осуществление членами СРО деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности;

• требования, препятствующие недобросовестной конкуренции;

• требования, препятствующие совершению действий;

• причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам и причиняющих ущерб деловой репутации члена СРО либо деловой репутации СРО.

СРО должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО за нарушение требований внутренних стандартов и правил СРО, а также обеспечить информационную открытость, затрагивающую права и законные интересы любых лиц связанных с деятельностью членов СРО.

1 Статья 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (ред. от 07.06.2013 года).

2 Там же

В. Н. Алферов

Федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и...

При проведении выборочного анализа документов СРО арбитражных управляющих на предмет их отнесения к стандартам и правилам, их содержания, раскрытия и влияния на профессиональную деятельность арбитражных управляющих на основе открытых источников - сайтов СРО АУ можно сделать вывод, что в указанных СРО АУ стандарты и правила принимаются в минимальном количестве, в основном внутренняя деятельность СРО АУ регламентируется положениями и порядками (85% от общего количества внутренних документов, в том числе 80% положениями).

В ряде СРО АУ одни и те же нормы профессиональной деятельности регламентируются разными документами - в одних правилами, в других положениями. По нашему мнению, сведение стандартов и правил в единый документ, регулирующий все необходимые сферы профессиональной деятельности арбитражных управляющих, вносит неясность при определении и оценке внутренних норм, которыми должен руководствоваться арбитражный управляющий, являющийся членом той или иной СРО АУ. При этом в ряде исследуемых СРО АУ положениями регулируется деятельность, которая должна быть установлена отдельно стандартами или правилами.

Проведенный анализ практических аспектов формирования федеральных стандартов, внутренних стандартов и правил деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих показал, что: федеральными стандартами должны определяться требования по обеспечению наиболее важных вопросов профессиональной деятельности арбитражных управляющих, затрагивающих интересы общества, различных аспектов предпринимательской деятельности должников и кредиторов, профессиональной деятельности арбитражного управляющего. По своему содержанию федеральные стандарты, не смотря на то, что они разрабатываются национальным объединением СРО АУ, представляют собой одну из форм государственного регулирования различных видов профессиональной деятельности арбитражных управляющих.

При этом внутренние стандарты и правила профессиональной деятельности относятся к механизмам по обеспечению профессиональной (в том числе эффективной) деятельности СРО АУ и арбитражных управляющих. По нашему мнению, стандарт - это формализованные требования, устанавливаемые СРО АУ, для своих членов, касающиеся вопросов осуществления профессио-

нальной деятельности арбитражными управляющими (морально-этического содержания, деловой и профессиональной этики). Правила профессиональной деятельности - это требования СРО АУ для своих членов, касающиеся вопросов осуществления регулируемой деятельности по конкретным правам и обязанностям профессиональной деятельности арбитражных управляющих (включая вопросы допуска в профессию).

На основе проведенного сравнения можно установить иерархию федеральных стандартов, стандартов и правил. Федеральные стандарты деятельности СРО АУ и арбитражных управляющих являются нормативными правовыми актами регулирующими деятельность всех СРО АУ по наиболее важным вопросам профессиональной деятельности арбитражных управляющих. Стандарты и правила деятельности конкретной СРО АУ и арбитражных управляющих представляют собой локальные нормативные правовые документы СРО АУ, принимаемые в рамках федеральных законов, нормативных документов и федеральных стандартов.

Указанное отсутствие единства (единообразия) в утвержденных стандартах, правилах, положениях и порядках свидетельствует о недостаточно активном включении профессионального сообщества, в частности национального объединения СРО АУ 1 как национального объединения СРО АУ и самих СРО АУ в процесс регулирования и стандартизации профессиональной деятельности в сфере банкротства и арбитражного управления.

В этой связи, представляется целесообразным на уровне Минэкономразвития РФ, РССРОАУ выработать единые подходы (рекомендации) по видам стандартов и правил, их содержанию, утверждаемых СРО АУ.

Список литературы

1. Алферов В.Н. Повышение эффективности деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих // Эффективное антикризисное управление. 2010. № 4(63). С. 70-77.

2. Алферов В.Н. Разработка предложений по рейтинговой оценке деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и соответствующих показателей для осуществления этой оценки (начало) // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2013. № 3(15). С. 89-95.

3. Алферов В.Н. Новеллы и пробелы изменений в законодательство о несостоятельности (банкротстве). Главы I, II / Проблемы развития экономики

1 Прим. автора. С 03.07.2009 года национальным объединением является Российский Союз Саморегулируемых Организаций Арбитражных Управляющих.

Научно-практический журнал МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 1 (21)

России в условиях кризиса: Материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов, и аспирантов. 25.12.2008 г. М.: ИЭАУ, 2008. С. 11-23.

4. Алферов В.Н. Новеллы и пробелы изменений в законодательство о несостоятельности (банкротстве). Главы III-XII. Финансовое оздоровление организаций в условиях мирового кризиса: Сборник научных статей профессорско-преподавательского состава / под ред. А.Н. Ряховской. М.: ИПКгосслужбы, 2009. С. 49-76.

5. Алферов В.Н. Антикризисные механизмы финансовой стабилизации и развития организации // Эффективное антикризисное управление. 2011. № 6. С. 78-83.

6. Алферов В.Н., Середюк Е.А. Совершенствование анализа финансового состояния организаций с целью профилактики их неплатежеспособности (начало) // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2012. № 4(12). С. 117-119.

7. Басова А.В. Правила и стандарты саморегулируемых организаций как источники предпринимательского права // Юридический мир. 2008. № 4. С. 59-61.

8. Говорков Н.М., Терехов Е.В. Крупный ущерб при криминальном банкротстве // Законность. 2013. № 11. С. 44.

9. Карелина С.А., Эрлих М.Е. Роль арбитражного управляющего в механизме разрешения конфликта интересов // Право и экономика. 2012. № 3. С. 25.

10. Кован С.Е., Ряховская А.Н., Коцюба Н.В. Системные проблемы банкротства в России // Эффективное антикризисное управление. 2014. № 4. С. 56-63.

1 1. Ряховская А.Н., Кован С.Е., Алферов В.Н. Стандарты для арбитражных управляющих: предложения, обоснования. Сборник докладов научно-практической конференции «Инновационное развитие Экономики России: новый этап»: Коллективная монография. М.: ИЭАУ, 2012. С. 240-254.

References

1. Alferov V.N. Increase of efficiency of activity of self-regulating organizations of arbitration mana-

gers // Effective crisis management. 2010. No. 4(63). S. 70-77.

2. Alferov V.N. Development of proposals for rating activities of self-regulating organizations of arbitration managers and relevant indicators for the implementation of this assessment (beginning) // MIR (Mod. innov. razvit.). 2013. № 3(15). S. 89-95.

3. Alferov V.N. Novels and spaces changes in the legislation on insolvency (bankruptcy). Chapters I, II / problems of development of the Russian economy in crisis: proceedings of the annual scientific-practical conference of teachers, students, and graduate students. 25.12.2008, M.: IAU, 2008. S. 11-23.

4. Alferov V.N. Novels and spaces changes in the legislation on insolvency (bankruptcy). Chapter III-XII. Financial recovery organizations in the global crisis: the Collection of scientific articles of the faculty / Ed. by A. N. Ryakhovsky. M: Ipchecker, 2009. C. 49-76.

5. Alferov V.N. Anti-crisis mechanisms of financial stabilization and development organizations // Effective crisis management. 2011. No. 6. S. 78-83.

6. Alferov V.N., Seredyuk E.A. Improvement of the analysis of the financial condition of the organizations with the purpose of prevention of insolvency (start) // MIR (Mod. innov. razvit.). 201 2. № 4(12). C. 117-119.

7. Basova A.C. Rules and standards of self-regulating organisations as sources of business law // Legal world. 2008. No. 4. S. 59-61.

8. Govorkov N.M., Terekhov E.C. Major damage when a criminal bankruptcy // Legality. 2013. No. 11. S. 44.

9. Karelin S.A., Ehrlich M.E. the Role of the liquidator in the mechanism of conflict resolution // Law and Economics. 2012. No. 3. C. 25.

10. Cowan S.E., Ryakhovsky A.N., Kotsyuba N.V. Systemic problems of bankruptcy in Russia // Effective crisis management. 2014. No. 4. S. 56-63.

11. Ryakhovsky A.N., Cowan S.E., Alferov V.N. Standards for Trustees in bankruptcy: proposals justification. Proceedings of the scientific-practical conference «Innovative development of the Russian Economy»: Collective monograph. M.: IAU, 2012. C. 240-254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.